Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)

 

Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие о том, что правоотношения имеют общие признаки с другими видами отношений, регулируются нормами права, субъекты правоотношений должны обладать  правоспособностью и дееспособностью

Развивающие:  развивать умение работать  в парах, логически мыслить, давать самооценку  своей деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать коммуникативные, ценностно-этические компетентности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.pravootnosheniya.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема  урока: Правоотношения и субъекты права.

Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта,  содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.

Задачи урока:

Образовательные: дать понятие о том, что правоотношения имеют общие признаки с другими видами отношений, регулируются нормами права, субъекты правоотношений должны обладать  правоспособностью и дееспособностью

Развивающие:  развивать умение работать  в парах, логически мыслить, давать самооценку  своей деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, формировать коммуникативные, ценностно-этические компетентности.

1. Орг. момент

2.Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя

(Эпиграф) Сегодня мы продолжим разговор о праве как потребности в порядке и справедливости.

Вспомните, пожалуйста, с какими терминами мы познакомились на прошлом уроке. (дети называют термины: право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права). Молодцы, но это всего лишь термины, а чтобы обладать правовой культурой, необходимо уметь пользоваться ими. Предлагаю провести правоведческую разминку.

Тест на слайдах – 8 заданий.

3. Формулировка темы и определение целей урока.

Формулируется тема урока: Правоотношения и субъекты права.

Слайд.

Какие цели мы сегодня перед собой должны поставить?

  1. СУЩНОСТЬ И  ОСОБЕННОСТИ ПРАВООТНОШЕНИЯ.
  2. СУБЪЕКТЫ ПРАВООТНОШЕНИЯ.

Итак, приступаем к раскрытию первой цели.

  1. Изучение нового материала.

А) Так что такое «Правоотношения»?

Попробуйте самостоятельно сформулировать определение правоотношения. (выслушиваются мнения нескольких учеников).

А сейчас проверьте правильность своих высказываний. На стр.18 учебника дано определение. Прочитайте его внимательно и  запишите в тетрадь.

Понятие

Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют юридические права и обязанности , обеспечиваемые силой государства.

Б) Характерные признаки правоотношений.

Выявить характерные признаки правоотношений нам поможет это же определение.

-  Между кем и на основе чего возникают правовые отношения?        Общественные отношения, возникают на основе норм права

- Что необходимо, чтобы возникли эти отношения?        Волевое отношение, т.к. для его возникновения необходима воля его участников (или как минимум одной стороны)

- Посредством чего осуществляется связь между лицами?        Связь между лицами осуществляется посредством субъективных прав и обязанностей

- Кем охраняются?        Охраняются государством с помощью государственного принуждения

       

  Слайд.   Признаки правоотношений

1. Общественные отношения

 2. Возникают на основе НП и регулируются ими

 3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями

 4. Носят сознательно-волевой характер

 5. Средство конкретизации норм права (НП) применительно к определенным лицам

 6. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой

В) Элементы правоотношений.

Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трёх элементов:

  1. субъектов правоотношения
  2. объекта правоотношения
  3. содержания правоотношения

Положите перед собой карточку № 2. В ходе нашей беседы эта карточка должна быть заполнена.

         Слайд. (заполняется постепенно)

Элементы правоотношения  (беседа с учащимися, запись в рабочем листе)

- Кто, на ваш взгляд, может быть субъектом правоотношений?  (участники правоотношений)

- Что является объектом правоотношений?

- Для того, чтобы регулировать отношения между субъектом и объектом, необходимо учитывать соответствующие правовые нормы, то есть права и обязанности участников правоотношений. Это и является их содержанием.  

                 Субъект

                         Объект

            Содержание

                   Кто?

                          Что?

Права и обязанности участников, предусмотренные

Участники  правоотношения

То, из-за чего возникло           правоотношение

соответствующими  правовыми нормами

 


     

Я предлагаю вновь вернуться к ситуациям № 3 и 5 в карточке № 1.

Найдите  элементы правоотношений в данных ситуациях.

  1. Поссорившись с соседом, Леонид стал ежедневно вынимать из почтового ящика корреспонденцию.

Субъекты  правоотношений – Леонид и его сосед, объектом правоотношений – это ссора. Содержанием же правоотношений будет юридическое право  соседа на получение корреспонденции и юридическая обязанность  исполнение права на тайну переписки.

  1. Валентина М., не согласившись с экспертами магазина о причинах поломки купленной ею стиральной машины, обратилась к независимым экспертам.

Субъекты  правоотношений – Валентина и магазин, объект правоотношений стиральная машина. Содержание – право Валентины на независимую экспертизу, обязанность магазина удовлетворить  данное право.

Вопрос: В чем  разница в субъектах правоотношений в предложенных ситуациях (в первой - отношения между физическими лицами, а во второй между физическим лицом и юридическим).

                                                          Субъекты права

       Физические лица                                                                 Юридические лица

Граждане РФ,  лица без гражданства,  иностранные граждане, беженцы, фирмы, организации, общества.

Ваша задача распределить субъекты правоотношений по колонкам. Таблица № 2 во второй карточке.

 

Домашнее задание: выучить записи в тетради, подготовиться к тесту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока по истории России в 8 классе на тему "отмена крепостного права" (на татарском языке)

Буа районы Иске Суыксу урта гомуми белем бирү мәктәбенең тарих укытучысы Заһидуллина Гөлнар Мәхмүтгәрәй   кызының 8нче сыйныфта Россия тарихыннан үткәрелгән дәрес эшкәртмәсе....

Презентация к уроку обществознания "Правоотношения и субъекты права"

Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Правоотношения и субъекты права"...

Конспект урока по дисциплине «Окружающий мир» 2 класс 2 отделение. Тема: Правила противопожарной безопасности.

Конспект урока  по дисциплине «Окружающий мир» 2 класс 2 отделение. Тема: Правила противопожарной безопасности....

Конспект урока по физической культуре для 5 класса (по ФГОС) Тема урока: Ловля и передача мяча в движении, в треугольнике. Ведение на месте правой (левой) рукой. Развитие координационных способностей

Цель урока: Овладение способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий баскетболом.Задачи:1. образовательная: познакомить учащихся с рациональным питанием школьников; ф...

Конспект урока: «Дрель ручная: применение, устройство, правила работы" (5 класс)

Конспект урока для учащихся 5 класса коррекционной школы...

разработка урока обществознания "Правоотношения и субъекты права"

Данную разработку моно использовать при изучении темы "Правоотношения и субекты права"  в 9 классе. Ориентирована разработка на учебник под ред.боголюбова Л.Н....