Конспект урока и презентация "Гражданские правоотношения"
методическая разработка по обществознанию (7 класс) по теме
Материал содержит план урока,презентацию,рабочий лист и правовые задачи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdanskie_pravootnosheniya.ppt | 1.02 МБ |
pravovye_zadachi.doc | 32.5 КБ |
rabochiy_list_po_teme.doc | 42.5 КБ |
grazhdanskie_pravootnosheniya.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дед Иван Виктор Иванович Студентка Оля
Хотели бы вы жить в данном городе? Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено?
Гражданские правоотношения
Гражданские правоотношения Название отношений По поводу чего возникают
Гражданские правоотношения Название отношений Имущественные отношения Личные неимущественные отношения. По поводу чего возникают По поводу имущества, материальных благ (вещи, работы, бытовые услуги) По поводу нематериальных благ (изобретения, произведения науки, литературы, искусства, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность частной жизни)
Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях. а) семья Федоровых приобрела собственную дачу; б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем; в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров; г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку. д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.
В каких источниках содержатся нормы гражданского права? Международные документы; Конституция РФ; Федеральные законы и подзаконные акты; Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
1 На уроке я работал Активно Пассивно 2 Своей работой на уроке я Доволен Не доволен 3 Урок для меня показался Коротким Длинным 4 За урок я Устал Не устал 5 Мое настроение Стало лучше Стало хуже 6 Материал урока Понятен Не понятен Полезен Бесполезен Интересен Скучен Был легким Был трудным Лист самооценки работы ученика
Предварительный просмотр:
Правовые задачи
1.На примере конкретной ситуации разберите действия сделки.
По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом.
Действие | Юридический факт |
2.Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.
а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;
б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;
в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;
г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.
д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.
Правовые задачи
1.На примере конкретной ситуации разберите действия сделки.
По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом.
Действие | Юридический факт |
2.Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.
а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;
б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;
в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;
г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.
д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.
Предварительный просмотр:
Рабочий лист по теме «Гражданские правоотношения» 7 класс
ФИ ученика_____________________________________________
1. Изучите текст учебника на стр. 151 и заполните таблицу «Гражданские правоотношения»
Гражданские правоотношения | ||
Название отношений | ||
По поводу чего возникают |
2. Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):
1. заключение договора о поставке продукции
2. конфискация имущества
3. установление авторства
4. совершение покупки в магазине
5. публикация стихов в газете
6. признание права собственности на объект недвижимости
7. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника
Имущественные отношения | Личные неимущественные отношения |
3.
Сделка _______________________________________________________________
______________________________________________________________________
Договор - _____________________________________________________________
______________________________________________________________________
4. Заполните схему «Виды договоров»
5. Изучите текст учебника на стр. 155-157 и заполните таблицу «Элементы гражданских правоотношений»:
Элементы гражданских правоотношений | |||
Название | Субъекты | Объекты | Содержание |
Сущность |
Отметьте нужный ответ (лист самооценки и рефлексии для учащихся)
1. | На уроке я работал | Активно | Пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | Доволен | Не доволен |
3. | Урок для меня показался | Коротким | Длинным |
4. | За урок я | Устал | Не устал |
5. | Мое настроение | Стало лучше | Стало хуже |
6. | Материал урока | Понятен | Не понятен |
Полезен | Бесполезен | ||
Интересен | Скучен | ||
Был легким | Был трудным |
Предварительный просмотр:
Урок по теме «Гражданские правоотношения»
Цель урока:
сформировать общее представление о гражданских правоотношениях как особой разновидности правоотношений.
Задачи:
- Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков.
- Формирование умений самостоятельно отыскивать необходимые знания для решения ситуационной проблемы.
- Развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.
- Помимо этих задач при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, учащиеся получают коммуникативные навыки; формируют умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
После изучения темы учащиеся должны:
- знать круг участников гражданских правоотношений
- иметь представления о содержании и объектах гражданских правоотношений
- знать некоторые виды гражданских правоотношений
Основные понятия: гражданское право как отрасль права, гражданские правоотношения, сделки, договоры.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация, карточки с заданиями, рабочие листы с таблицами
- Мотивация: Вводная речь учителя, постановка проблемы. Мы начинаем изучать с вами новый раздел Основы российского законодательства.
Давайте представим себе, что у нас есть такой город, в котором квартиры, машины, и все другие вещи принадлежат теперь всем жителям города одновременно. Каждый может жить в той квартире, которая ему понравилась. Каждый может взять любую машину и уехать на ней. Можно брать и другие вещи.
Вот дед Иван, который живет в этом городе. Он ночует на вокзале, потому что в той квартире, где он жил раньше, поселилась молодая семья с детьми. Деда Ивана попросили уехать, он мешает. Спорить с молодыми дед Иван не может, старый уже. Но он не расстраивается. В соседнем городе у деда живет внук. Спортсмен, который скоро обещает приехать и навести порядок.
А вот студентка Оля. Зимой она ходит в осеннем пальто. Месяц назад Оля купила красивую шубу и оставила ее на вешалке в театре. А когда спектакль закончился, шубы на вешалке не оказалось. Теперь Оля не оставляет нигде даже пальто.
А это – Виктор Иванович. Два года назад он своими руками собрал мотоцикл, на дачу летом ездил, а вчера вышел на улицу – мотоцикла нет. Говорят, и на даче у Виктора Ивановича теперь кто-то живет.
Вопросы к учащимся:
- Хотели бы вы жить в данном городе?
- Что необходимо сделать, чтобы его жители чувствовали себя комфортно и защищено? Какие меры нужно принять, чтобы навести порядок в данном городе?
Мы только что представили, как жили бы люди, если бы у вещей не было хозяев, если бы не было понятия собственности.
Сегодня мы поговорим об отрасли права и ее правоотношениях, которые регулируют вопросы права собственности и имущества. Тема урока Гражданские правоотношения. Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить.
Изучение новой темы:
Создание закона это не простая процедура. Согласно Конституции РФ Президент РФ, депутаты Государственной Думы предлагают новый законопроект. Такой документ проходить много стадий: рассмотрение в Государственной Думе, одобрение в Совете Федерации, подписание Президентом РФ, официальное опубликование и только потом вступление в силу.
Среди многочисленных законов, рожденных в процессе интеллектуальной деятельности людей, есть те, которые регулируют гражданские отношения. Их достаточно много, потому что человек практически ежедневно становится участником гражданских правоотношений: проехал на автобусе, совершил покупку, посетил спортивную секцию, побывал у зубного врача и т.д. Итак, гражданскими отношениями можно назвать те, которые связаны с имущественными и личными неимущественными отношениями. Что это означает? Обратимся к учебнику (с.151) и заполним таблицу на рабочем листке.
Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 151 и заполните таблицу «Гражданские правоотношения»
Гражданские правоотношения | ||
Название отношений | Имущественные отношения | Личные неимущественные отношения. |
По поводу чего возникают | По поводу имущества, материальных благ (вещи, работы, бытовые услуги) | По поводу нематериальных благ (изобретения, произведения науки, литературы, искусства, право на честь и достоинство, право на неприкосновенность частной жизни) |
Заполнение таблицы, обсуждение результатов работы. Гражданское право регулирует два вида отношений.
А зачем закон регулирует имущественные отношения? Представим такую ситуацию: вы договорились с водителем перевезти мебель на новую квартиру. Водитель вещи погрузил, но до места назначения не доехал, а мебель по дороге продал. Кто защитит обманутых? Только закон. В ГП все равны между собой, каждый должен вести себя в соответствии с установленными правилами. С юридической точки зрения человек – это физическое лицо, которое имеет имя, место жительства, правоспособность и дееспособность. Организация – это юридическое лицо, у него есть собственное имущество.
С какого же возраста человек признаётся дееспособным, т. е. способным своими действиями приобретать и осуществлять юридические права и обязанности, нести гражданско-правовую ответственность? Полная дееспособность наступает по достижении совершеннолетия – 18 лет. Полностью недееспособными являются дети в возрасте до 6 лет. Все сделки за них осуществляют родители. Дети в возрасте от 6 до 14 лет обладают частичной гражданской дееспособностью. Они вправе самостоятельно (без согласия родителей) совершать:
- мелкие бытовые сделки: покупку в магазине продуктов, книг, тетрадей и пр.;
- сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, скажем, принять в подарок компьютер;
- получать от родителей средства для определённых целей или для свободного распоряжения (карманные деньги).
Частичная дееспособность характерна и для детей от 14 до 18 лет, но объём её значительно возрастает. Кроме сделок, которые может совершать малолетний ребёнок, подросток вправе самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. (Представьте, что папа вручил вам некоторую сумму денег на покупку в будущем мотоцикла. Эти деньги можно отнести к разряду «иных доходов» и лучше всего поместить в банк.)
- Подросток вправе вносить вклады в банк и распоряжаться своими вкладами. Банк, принимая от вкладчика денежную сумму, обязан возвратить её с процентами на условиях, предусмотренных договором. Договор оформляется выдачей клиенту сберегательной книжки.
- Подросток может самостоятельно осуществлять и права автора произведений своей интеллектуальной деятельности. Многие талантливые дети уже в подростковом возрасте имеют опубликованные повести, стихи, произведения музыки и живописи. (Приведите примеры.) С 16 лет подростки вправе быть членами кооперативов. Все другие сделки совершаются подростками с письменного согласия родителей.
- Вместе с тем (внимание!) несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, о которых мы сказали выше. За причинённый ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность, предусмотренную ГК РФ.
Документ. Из Гражданского кодекса РФ:
- Несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.
Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда».
Практикум: Определите, какие из перечисленных юридических фактов порождают гражданские правоотношения (укажите их вид):
1. заключение договора о поставке продукции
2. конфискация имущества
3. установление авторства
4. совершение покупки в магазине
5. публикация стихов в газете
6. признание права собственности на объект недвижимости
7. выпуск сборника популярных песен, куда вошла и песня молодого поэта-песенника
Имущественные отношения | Личные неимущественные отношения |
1,4,6 | 2,5,7 |
Заполнение таблицы, обсуждение результатов работы.
В каких источниках мы можем найти нормы права, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения:
- Международные документы;
- Конституция РФ;
- Федеральные законы и подзаконные акты;
- Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).
Как возникают ГП. Большинство ГП возникают в результате сделки. Что же это такое? Обратимся к учебнику. (читают) Именно так записано в ГК РФ. Например, бабушка написала завещание внуку. Это сделка.(брат дал доверенность на управление автомобилем). В результате сделанного одним человеком возникли гражданские права и обязанности.
Работа с определением сделка (стр. 153) – это действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Итак, как мы видим из определения сделка включает в себя три действия:
На примере конкретной ситуации разберите действия сделки, а также права и обязанности сторон, которые порождает заключение сделки:
По завещанию дедушки, его квартира перешла в собственность внука Петра. Уезжая в длительную командировку, Петр сдал эту квартиру для временного проживания своему другу Ивану, а вернувшись, обменял на загородный дом.
Действие | Юридический факт | Права и обязанности |
Установление права собственности | Завещание дедушки | |
Изменение права собственности | Сдача квартиры в наем | |
Прекращение права собственности | Обмен квартиры на загородный дом. |
Но в сделке могут принимать участие двое или несколько лиц или организаций. Такая сделка называется договор. Когда заключен договор, необходимо соблюдать все его условия. Стороны, которые его заключили, должны вести себя в соответствии с договоренностью. Договор нельзя изменить или расторгнуть без согласия другой стороны. Если возникают серьезные споры – дело разрешается в судебном порядке. За нарушение условий договора виновный должен будет возместить убытки или заплатить штраф. Сделки не должны противоречить закону.
Пауза.
Какие договоры предусмотрены в законе?
Работа с текстом учебника на стр. 154. Изучите текст учебника и заполните схему виды договоров.
Заполнение схемы «Виды договоров»
Практикум: какие виды договоров будут заключены в следующих случаях.
а) семья Федоровых приобрела собственную дачу;
б) гражданин Аистов передал во временное пользование приятелю свой автомобиль «Волга». Стороны условились об определенной плате за пользование автомобилем;
в) акционерное общество «Водопад» заключило с фирмой «Щит» договор на наладку и обслуживание компьютеров;
г) гражданка Н. передала гражданке К. зимнее мужское пальто, а взамен получила женскую норковую шапку.
д) гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией о капитальном ремонте его загородного коттеджа.
Итак, гражданское право регулирует имущественные, а также связанные с ними личные неимущественные отношения. Имущественные отношения могут возникать по поводу материальных благ (компьютер купить/подарить, квартира сдать в аренду)
Личные неимущественные возникают по поводу нематериальных благ (авторство, право на жизнь, честь, достоинство)
Давайте попробуем дать определение гражданским правоотношениям.
Гражданские правоотношения – это имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.
Особенности гражданских правоотношений (работа в группах):
Вы уже знаете, что все правоотношения, в том числе и гражданские, обладают определенной структурой. Они имеют объекты, субъекты и содержание.
Работа в группах. Изучите текст учебника на стр. 156-158 и заполните таблицу «Элементы гражданских правоотношений»:
Элементы гражданских правоотношений | |||
Название | Субъекты | Объекты | Содержание |
Сущность | Участники ГП: Физические (граждане) и юридические лица (предприятия, организации) | То, на что оказывает воздействие правоотношение: - вещи, - работы, - бытовые услуги изобретения, - произведения науки, литературы, искусства, - право на честь и достоинство, - право на неприкосновенность частной жизни | Совокупность правил поведения их участников, права и обязанности сторон. |
Обсуждение результатов работы групп.
В каких действующих источниках права прописаны права и обязанности участников гражданских правоотношений?
Каждое ли объединение людей можно назвать юридическим лицом? Почему?
Итак, согласны ли вы с утверждением, что законы должен знать каждый уважающий себя человек?
Вернемся к нашему городу.
- Поскольку вы в своей жизни будете постоянными участниками гражданских отношений, важно научиться видеть свои действия с позиции гражданского права и грамотно их оценивать. Все гражданские правоотношения основаны на равноправии. А значит, вы обладаете равными правами с другими участниками правоотношения: будь то гражданин, предприятие или государство. Важно научиться защищать свои права, и делать это надо, не опускаясь до крика и взаимных оскорблений. Спокойно и с достоинством
Отметьте нужный ответ (лист самооценки и рефлексии для учащихся)
1. | На уроке я работал | Активно | Пассивно |
2. | Своей работой на уроке я | Доволен | Не доволен |
3. | Урок для меня показался | Коротким | Длинным |
4. | За урок я | Устал | Не устал |
5. | Мое настроение | Стало лучше | Стало хуже |
6. | Материал урока | Понятен | Не понятен |
Полезен | Бесполезен | ||
Интересен | Скучен | ||
Был легким | Был трудным |
Притча Все в твоих руках
Жил один прозорливец. Люди со всей округи и даже из других городов приходили к нему за советом. И ни один из них не уходил безутешным. Слава о его мудрости разнеслась по всей стране.
Прослышал об этом один завистливый человек, позавидовал прозорливцу и думает:
— Дай-ка я над ним посмеюсь!
Поймал этот человек бабочку, меж сомкнутых ладоней посадил и к прозорливцу направился. Идет и про себя веселится:
— Скажу ему, мол, какая бабочка в руках моих — мертвая или живая. Скажет, что живая, так я ее в кулаке сожму. Скажет, что мертвая, так я ее и выпущу. Пришел человек к прозорливцу и говорит:
— Все тебе видно, все открыто. Скажи, мертвую бабочку я тебе принес или живую? Посмотрел на него прозорливец и говорит: — Все в руках твоих!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...
конспект урока "Семейные правоотношения"
Цель урока-создать условия для усвоения учащимися основного содержания семейных правоотношений.Планируемый результат:иметь представления о семье, о порядке и условиях заключения и расторже...
Конспект урока по этике "Семейные правоотношения"
Класс: 9Тип: урок закрепления изученного материалаФорма проведения урока: практикум Цели урока:Ø Закрепить полученные на прошлом уроке знания, расширить их в ходе выполнения заданий, научит...
Конспект урока "Правоотношения и субъекты правоотношений"
Конспект урока по обществознанию "Правоотношения и субъекты правоотношений" ( 9 класс) разработан на основ ФГОС о основной образовательной программе....
Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты». Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».
Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;Выявить отличия и общие черты правоотнош...
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс
Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...