Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravootnosheniya_i_subekty_prava.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме « Правоотношения и их субъекты»
Цель урока:
- дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности
Задачи:
1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.
2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.
3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.
Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.
Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.
- Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы
Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.
- “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
- “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”П.Коэльо
- “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
- “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
- “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
- “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”Ж.Деламбер
Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.
Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?
- Изучение новой темы:
- Что такое правоотношения?
- Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?
Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.
Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:
1. Регулируется нормами права
2. Охраняются государством.
3. Предполагают наличие прав и обязанностей.
Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»
Элементы правоотношений | |||
Название | Субъекты | Объект | Содержание |
Сущность | Участники правоотношений | То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие) | Права и обязанности участников правоотношений |
Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.
- Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
- Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
Таблица «Элементы правоотношений»
Субъекты | Объект | Права | Обязанности |
Обсуждение результатов работы в группах.
В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?
Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:
1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.
Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»
Физические лица | Юридические лица |
1,3,4, 6 | 2,5,7 |
В чем отличие физических лиц от юридических лиц?
Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.
В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?
Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.
Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»
Правоспособность | Дееспособность |
Способность лица иметь права и нести обязанности | Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности. |
Приведите примеры дееспособности и правоспособности.
Физические лица | Юридические лица |
Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью. Дееспособность возникает постепенно. | Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации. |
Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.
3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
Плюс | Минус | Интересно |
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Рабочий лист по теме «Правоотношения и субъекты права»
1. Вставьте пропуски в афоризмы и объясните их значение.
- “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
- “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”П.Коэльо
- “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
- “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
- “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
- “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”Ж.Деламбер
2. Заполните таблицу «Элементы правоотношений»
Элементы правоотношений | |||
Название | |||
Сущность |
3. Используя конкретные примеры, заполните таблицу «Элементы правоотношений»
Субъекты | Объект | Права | Обязанности |
4. Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений», разделив участников правоотношений на две группы:
1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.
Физические лица | Юридические лица |
5. Заполните таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц»
Физические лица | Юридические лица |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОБЖ на тему: "Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера" в 10 классе
Разработка подробного конспекта урока...
Презентация к уроку обществознания "Правоотношения и субъекты права"
Презентация к уроку обществознания в 9 классе "Правоотношения и субъекты права"...
План-конспект урока на тему "Средства и правила выведения мелких пятен на одежде
Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов тканей в домашних условиях....
Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"
Конспект урока обществознания "Труд и трудовое право"...
План - конспект урока по обществознанию 10 класс "Право в системе социальных норм"
План - конспект урока с применением кейс технологии...
Конспект урока по обществознанию на тему:"Право,семья,ребенок".
Урок с использованием новой технологии ученические социологические исследования в процессе обучения общесвознанию,праву,истории....
разработка урока обществознания "Правоотношения и субъекты права"
Данную разработку моно использовать при изучении темы "Правоотношения и субекты права" в 9 классе. Ориентирована разработка на учебник под ред.боголюбова Л.Н....