Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты». Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)
- Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;
- Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;
- Выявить отличия и общие черты правоотношений от других социальных отношений;
- Познакомить учащихся с понятиями«правоспособность» и «дееспособность»;
- Раскрыть смысл понятия «субъективное право».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravootnosheniya_i_subekty_prava.docx | 28.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: « Правоотношения и их субъекты».
Практическая работа №3 по теме: «Право и правоотношения».
Цель урока:
- Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения и субъекты правоотношений;
- Раскрыть смысл понятий: участники, объекты и содержание правоотношений;
- Выявить отличия и общие черты правоотношений от других социальных отношений;
- Познакомить учащихся с понятиями«правоспособность» и «дееспособность»;
- Раскрыть смысл понятия «субъективное право».
Задачи:
1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ– Гражданского кодекса РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.
2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного, т.е. социализации личности;
3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.
4.Способствовать развитию у учащихся следующих УУД: анализ объектов с целью выделения существенных признаков; выбор критериев для сравнения объектов; установление причинно-следственных связей, аргументация своей позиции, рефлексия способов и условий действий.
Основные понятия:правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.
Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.
- Организационный момент. Мотивация: вводная речь учителя, постановка проблемы.
- Проверка усвоения изученного материала.
- Работа по карточкам с заданиями.
- Каково основное назначение права в обществе?
- Сравните характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?
- Перечислите отрасли права. Почему существует множество отраслей права?
- Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?
2. Работа по вопросам с заданиями на с. 77-78.
3. Работа с тестами по теме: «Право и его роль в жизни общества и государства»
4.Задание:в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.
- “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.”
(Ф. Искандер)
- “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать» (П.Коэльо)
- “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших …” (Э.Борк)
- “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” (И.Шевелев)
- “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …”( О.Бальзак)
- “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …”(Ж.Деламбер)
Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.
Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?
- Изучение нового материала.
- Что называют социальными отношениями? Раскройте смысл понятия«правоотношения»?
- Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?
- Выделить сущность и особенности правоотношения…
Запись в тетради:
Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.
Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:
1. Регулируется нормами права
2. Охраняются государством.
3. Предполагают наличие прав и обязанностей.
- Работа с текстом учебника: изучите текст учебника на стр. 79 изаполните таблицу «Элементы правоотношений»
Элементы правоотношений | |||
Название | Субъекты | Объект | Содержание |
Сущность | Участники правоотношений | То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие) | Права и обязанности участников правоотношений |
- Работа в группах.
Практическая работа №3 «Право и правоотношения»: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.В ходе разбора ситуаций заполните таблицу «Элементы правоотношений».
- Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
- Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.
- После смерти гражданина Ю. его наследник, будучи инвалидом, отказался вернуть гражданину К. нотариально заверенный долг, так как сумма долга значительно превышала полученное им наследство. Гражданин К. подал в суд.
- Гражданин М. потерял кошелёк с деньгами, поэтому вынужден был ехать домой на электричке без билета. Вошедшие контролёры потребовали заплатить штраф.
- Дедушка подарил внучке в связи с её вступлением в брак акции строительной компании.
- В ходе разбора ситуаций заполните таблицу «Элементы правоотношений».
Субъекты | Объект | Права | Обязанности |
Обсуждение результатов работы в группах:
1.В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой?
2.Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений?
3. Как называются участники правоотношений?
- Если учащиеся затрудняются ответит на вопросы можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:
1) гражданин Иванов, 2) фонд помощи бездомным животным, 3) иностранный турист, 4) лицо без гражданства, 5)общеобразовательная школа, 6) адвокат, 7) контора по продаже недвижимости.
Заполнение таблицы: «Субъекты правоотношений»
Физические лица | Юридические лица |
1,3,4, 6 | 2,5,7 |
- В чем отличие физических лиц от юридических лиц?
- Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У физических и юридических лиц она возникает по-разному.
- В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?
- Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.
Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»
Правоспособность | Дееспособность |
Способность лица иметь права и нести обязанности | Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности. |
- Приведите примеры дееспособности и правоспособности.
Физическое лицо | Юридическое лицо |
Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью. Дееспособность возникает постепенно(частичная с 14 лет, полная с 18 лет) | Становится правоспособным и дееспособным одновременно, в момент регистрации. |
- Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность физических лиц действительно возникает постепенно.
- Работа с тестами по теме: «Правоотношения и субъекты права».
IV. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.
Плюс | Минус | Интересно |
что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. | что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций. | любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. |
Д/з: анализ конспекта, проработать параграф 9, выполнить задания и ответить на вопросы с. 83-84.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права
Урок обществознания в 9 классе по теме "Правоотношения и субъекты права"...
Практическая работа по теме Источники права,обществознание, 10 класс
Практическая работа по теме "Источники права", обществознание, 10 класс может использоваться на разных этапах урока: для самостоятельного изучения нового материала в качестве инструмента сам...
Практическая работа для 5 класса "Правила ввода текста"
В документе представлены тексты для набора и форматирования в текстовом процессоре...
Конспект урока по теме "Правоотношения и субъекты права", 7 класс
Цель урока: познакомить с сущностью правоотношений, понятиями субъекта, объекта, содержания правоотношений и правоспособностью и дееспособностью.Задачи урока:Образовательные: дать понятие ...
Практическая работа по праву тема МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Практическая работа по праву тема МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО...
Презентация к уроку по теме: "Содержание и объем понятия" + практическая работа "Строим диаграммы", 6кл
Цель: сформировать представление о содержании и объеме понятия, об общих и единичных понятиях....