«Курс задач повышенной сложности» для учащихся 6класса
рабочая программа (6 класс) на тему

Киселева Анна Николаевна

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. 

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № города»

                        

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

___________//

Протокол №  от

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № г.Ершова»

_____________//

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № »

_____________/ /

Приказ №  от  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА         

 «Курс задач повышенной сложности»

для учащихся 6 «»  класса

Киселевой Анны Николаевны

Рассмотрено на заседании

                                                педагогического совета

                          протокол № от

Рассмотрено на заседании

Управляющего совета

                         протокол №  от

2013 -2014 учебный год

Пояснительная записка

                Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.  

   Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

   Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и, пожалуй, наиболее трудной части решение задач. Если внимательно проанализировать содержание школьного курса математики, то можно увидеть, что он в основном состоит из теоретического обоснования решения различных типов задач.

 Естественно, что решению задач уделяется огромное внимание и значительное учебное время. За годы обучения в школе, каждый ученик решает более 10 тыс. различных задач.

        Что же такое задача?  Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.

        Что значит решить задачу?  Решение задачи не просто состоит в том, чтобы найти ответ, а требует установить те действия, с помощью которых это можно сделать.

         В связи с введением в курс программы средней школы элементов стахастики, знакомство с элементами теории множеств, с принципом Дирихле, с комбинаторными задачами, задачами, решаемыми с помощью графов становится актуальным и интересным.

Новизна программы:  Основной курс математики 6 класса дополнен новым содержанием:

  • Приёмы устного счёта
  • Рациональные вычисления
  • Алгоритм Евклида. Признаки делимости
  • Факториал
  • Перестановки
  • Элементы комбинаторных задач
  • Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера
  • Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле
  • Графы
  • Кенигсбергские мосты

Цель курса: расширить спектр задач, посильных учащимся 6 класса; развить логическое мышление; выработать исследовательские умения и навыки; привить интерес математики; накопить определенный опыт в решении задач; сформировать умение самостоятельно и творчески применять полученные знания  на практике.

Исторический аспект дает возможность формирования у учащихся нравственных и мировоззренческих установок.

Прогноз результатов:

  • усвоить темы по математике, выходящие за рамки школьного курса по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение нестандартных задач;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • проектная деятельность
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Организационно-педагогические основы обучения:

Программа рассчитана на один год.

Возраст детей: 6 класс.

Режим работы: 1 раз в неделю.

Всего в течение учебного года 35 ч.

Занятие может быть построено по плану:

  1. Историческая справка или занимательный математический сюжет, или задачи – шутки.
  2. Изучение теоретического материала, соответствующего данной теме.
  3. Разбор решения задач по теме занятия, в том числе повышенной трудности.
  4. Самостоятельное решение задач.
  5. Задание на дом. (может включать в себя исследовательскую работу или решение задач по изученной теме)

Формы контроля:

1.Проектная и исследовательская работа (презентация).

2.Текущий зачёт по задачам.

3.Итоговый зачёт.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Курс задач повышенной сложности»

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления  являются следующие умения:  

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • развитие высокой мотивации учебного процесса;
  • развитие всех форм мышления младшего школьника;  
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;  
  •  оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления следующие умения:    

  • обучение  умению ставить цели;  
  •  характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • организовывать свою деятельность;
  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;  
  • формирование картины мира.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:    

  • применять правила сравнения;
  • задавать вопросы;
  • находить закономерность в числах, фигурах и словах;
  • строить причинно-следственные цепочки;
  • упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
  • находить ошибки в построении определений;
  • делать умозаключения.

Содержание основных разделов курса

Элементы теории множеств

Цель: учащиеся должны иметь представление о множествах и действиях над ними; познакомится с биографией Георга Кантора.

Графы

Цель: углубить знания учащихся по данной теме; ввести понятия «вершина графа», «ребро графа», «чётность и нечётность вершины»; изучить свойства графов, научится решать задачи с применением теории графов.

Кенигсбергские мосты

Цель: изучить свойство графов, научится применять теорию графов при решении задач;  познакомится с биографией Леонарда Эйлера. Решая задачу про кенигсбергские мосты, установить свойства графа.

Логические задачи

Цель: научится решать логические задачи с использованием рисунков, схем, таблиц, графов.

Алгоритм Евклида

Цель: повторить признаки делимости на 3,4, 5, 6, 9, 10. Вывести признаки делимости на 15,18,25; познакомится с алгоритмом Евклида, научится применять его на практике.

Факториал

Цель: научится решать задачи повышенного уровня сложности.

Рациональный счет.

Цель: научится приёмам устного и рационального счёта.

Приёмы устного счёта.

Цель: рассмотреть известные приёмы устного счёта; найти новые, интересные приёмы.

Элементы комбинаторных задач

Цель: рассмотреть принципы решения комбинаторных задач.

Итоговое занятие курса (2 урока)

Цель: проверить усвоение основных понятий, законов, теорий, идей курса; оценить приобретенные знания умения и навыки.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Часы

Возможная форма проведения занятий.

1

Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

3

Эвристическая беседа. Практикум.

2

Графы.

2

Экскурс в историю.

3

Кенигсбергские мосты.

2

Биография Л. Эйлера. Работа в парах.

4

Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле

3

Практикум. Работа в группах.

5

Факториал.

3

Беседа, лекция.

6

Алгоритм Евклида. Признаки делимости.

3

Диалог (опережающие задания). Сообщение. Конспект.

7

Рациональные вычисления.

3

Исследовательская работа.

8

Перестановки.

3

Решение задач.

9

Элементы комбинаторных задач.

3

Практикум.  

10

Приемы устного счета.

3

Урок собственных открытий.

11

Решение задач.

2

Работа в группах, самооценка.

12

Решение задач с помощью уравнений.

3

Работа с обсуждением.

13

Итоговый урок.

2

Заключительный урок.

Итого:

35

Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Часы

Возможная форма проведения занятий.

Дата по плану

Дата по факту

6 «а»

6 «а»

6 «а»

6 «б»

1

Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

1

Эвристическая беседа. Практикум.

2

Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

1

Эвристическая беседа. Практикум.

3

Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера.

1

Эвристическая беседа. Практикум.

4

Графы.

1

Экскурс в историю.

5

Графы.

1

Практикум.

6

Кенигсбергские мосты.

1

Биография Л. Эйлера. Работа в парах.

7

Кенигсбергские мосты.

1

Практикум.

8

Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле

1

Практикум. Работа в группах.

9

Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле

1

Практикум. Работа в группах.

10

Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле

1

Практикум. Работа в группах.

11

Факториал.

1

Беседа, лекция.

12

Факториал.

1

Практикум. Работа в группах.

13

Факториал.

1

Практикум. Работа в группах.

14

Алгоритм Евклида. Признаки делимости.

1

Диалог (опережающие задания). Сообщение. Конспект.

15

Алгоритм Евклида. Признаки делимости.

1

Практикум. Работа в группах.

16

Алгоритм Евклида. Признаки делимости.

1

Практикум. Работа в группах.

17

Рациональные вычисления.

1

Практикум. Работа в группах.

18

Рациональные вычисления.

1

Практикум. Работа в группах.

19

Рациональные вычисления.

1

Исследовательская работа.

20

Перестановки.

1

Решение задач.

21

Перестановки.

1

Решение задач.

22

Перестановки.

1

Решение задач.

23

Элементы комбинаторных задач.

1

Практикум.  

24

Элементы комбинаторных задач.

1

Практикум.  

25

Элементы комбинаторных задач.

1

Практикум.  

26

Приемы устного счета.

1

Урок собственных открытий.

27

Приемы устного счета.

1

Урок собственных открытий.

28

Приемы устного счета.

1

Урок собственных открытий.

29

Решение задач.

1

Работа в группах, самооценка.

30

Решение задач.

1

Работа в группах, самооценка.

31

Решение задач с помощью уравнений.

1

Работа с обсуждением.

32

Решение задач с помощью уравнений.

1

Работа с обсуждением.

33

Решение задач с помощью уравнений.

1

Работа с обсуждением.

34-35

Итоговый урок.

2

Заключительный урок.

Итого:

35

Список литературы, использованной при составлении курса.

  1. З.Н. Альхова. Внеклассная работа по математике. Саратов, «Лицей», 2001 г.
  2. Л.В. Гончарова. Предметные недели в школе. Математики. Волгоград, «Учитель», 2001 г.
  3. Н. Ленгдон. В мире математики и калькуляторов. М., «Педагогика», 1990 г.
  4. А.В. Фарков. Математические олимпиады 5 – 6 классы. М., «Экзамен», 2005 г.
  5. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. М., «Наука», 1965 г.
  6. А.П. Савин. Я познаю мир. Детская энциклопедия математика. М., «Астрель», 2002.
  7. И.И. Баврин. Избранные задачи С.А. Рачинского для умственного счета. М., МПСИ, 2002 г.
  8. А.П. Подашов. Вопросы внеклассной работы по математике в школе. М., Учпедгиз, 1962 г.
  9. Г. Никола, Н.Ф. Талызина. Формирование общих приемов решения текстовых задач. М., «Вента-Граф», 1995 г.
  10.  Д.Пойа. Как решать задачу. Львов, «Квантор», 1991 г.
  11.  Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. Как научиться решать задачи. М., «Просвещение», 1989 г.
  12.  А.В. Шевкин. О задачу на работу и не только о них. М., Математики в школе № 6, 1993.

13. П.Б. Ройтман, С.С. Минаева, Н.С.Прокофьева. Повышение вычислительной культуры учащихся. М., «Просвещение», 1981г.

14. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. М., «Просвещение» 1991г.

15. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математики. М., «Просвещение» 1994г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Задачи повышенной сложности"

Курс  предназначен для учащихся 11 класса, выбравших для себя  область деятельности, связанную с экономикой и рассчитан на 34 часа.  Математика играет роль аппарата, специфического сред...

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории

Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...

Рабочая программа по элективному курсу "Задачи повышенной сложности" 10 класс, профильный

Для профильного класса предлагаю программу элективного курса подготовки к решению задач типа С4 ЕГЭ. Работа состоит из следуюших элементов:пояснительная запискацели курсазадачи курса...

Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.

Предлагаемый  элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, с...

Курс « решение задач повышенной сложности по химии» для учащихся 8-9 классов

Курс используется для проведения занятий с одаренными детьми с целью подготовки к предметной олимпиаде...

Программа элективного курса "Задачи повышенной сложности", 9 класс

Программа курса «Задачи повышенной сложности» предполагает изучение таких вопросов, таких задач, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее...