«Курс задач повышенной сложности» для учащихся 6класса
рабочая программа (6 класс) на тему
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_zadach_povyshennoy_slozhnosti_6_klass_2013-2014g-publikatsiya.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № города»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО ___________// Протокол № от | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ № г.Ершова» _____________// | «Утверждено» Директор МОУ «СОШ № » _____________/ / Приказ № от |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Курс задач повышенной сложности»
для учащихся 6 «» класса
Киселевой Анны Николаевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от
Рассмотрено на заседании
Управляющего совета
протокол № от
2013 -2014 учебный год
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала. Поэтому любой экзамен по математике, любая проверка знаний содержит в качестве основной и, пожалуй, наиболее трудной части решение задач. Если внимательно проанализировать содержание школьного курса математики, то можно увидеть, что он в основном состоит из теоретического обоснования решения различных типов задач.
Естественно, что решению задач уделяется огромное внимание и значительное учебное время. За годы обучения в школе, каждый ученик решает более 10 тыс. различных задач.
Что же такое задача? Любая задача представляет собой требование или вопрос, на который надо найти ответ, опираясь и учитывая те условия, которые указаны в задаче.
Что значит решить задачу? Решение задачи не просто состоит в том, чтобы найти ответ, а требует установить те действия, с помощью которых это можно сделать.
В связи с введением в курс программы средней школы элементов стахастики, знакомство с элементами теории множеств, с принципом Дирихле, с комбинаторными задачами, задачами, решаемыми с помощью графов становится актуальным и интересным.
Новизна программы: Основной курс математики 6 класса дополнен новым содержанием:
- Приёмы устного счёта
- Рациональные вычисления
- Алгоритм Евклида. Признаки делимости
- Факториал
- Перестановки
- Элементы комбинаторных задач
- Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера
- Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле
- Графы
- Кенигсбергские мосты
Цель курса: расширить спектр задач, посильных учащимся 6 класса; развить логическое мышление; выработать исследовательские умения и навыки; привить интерес математики; накопить определенный опыт в решении задач; сформировать умение самостоятельно и творчески применять полученные знания на практике.
Исторический аспект дает возможность формирования у учащихся нравственных и мировоззренческих установок.
Прогноз результатов:
- усвоить темы по математике, выходящие за рамки школьного курса по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах , играх, конкурсах.
Основные виды деятельности учащихся:
- решение нестандартных задач;
- участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
- знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
- проектная деятельность
- самостоятельная работа;
- работа в парах, в группах;
- творческие работы
Организационно-педагогические основы обучения:
Программа рассчитана на один год.
Возраст детей: 6 класс.
Режим работы: 1 раз в неделю.
Всего в течение учебного года 35 ч.
Занятие может быть построено по плану:
- Историческая справка или занимательный математический сюжет, или задачи – шутки.
- Изучение теоретического материала, соответствующего данной теме.
- Разбор решения задач по теме занятия, в том числе повышенной трудности.
- Самостоятельное решение задач.
- Задание на дом. (может включать в себя исследовательскую работу или решение задач по изученной теме)
Формы контроля:
1.Проектная и исследовательская работа (презентация).
2.Текущий зачёт по задачам.
3.Итоговый зачёт.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Курс задач повышенной сложности»
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- развитие высокой мотивации учебного процесса;
- развитие всех форм мышления младшего школьника;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления следующие умения:
- обучение умению ставить цели;
- характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать свою деятельность;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- формирование картины мира.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:
- применять правила сравнения;
- задавать вопросы;
- находить закономерность в числах, фигурах и словах;
- строить причинно-следственные цепочки;
- упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
- находить ошибки в построении определений;
- делать умозаключения.
Содержание основных разделов курса
Элементы теории множеств
Цель: учащиеся должны иметь представление о множествах и действиях над ними; познакомится с биографией Георга Кантора.
Графы
Цель: углубить знания учащихся по данной теме; ввести понятия «вершина графа», «ребро графа», «чётность и нечётность вершины»; изучить свойства графов, научится решать задачи с применением теории графов.
Кенигсбергские мосты
Цель: изучить свойство графов, научится применять теорию графов при решении задач; познакомится с биографией Леонарда Эйлера. Решая задачу про кенигсбергские мосты, установить свойства графа.
Логические задачи
Цель: научится решать логические задачи с использованием рисунков, схем, таблиц, графов.
Алгоритм Евклида
Цель: повторить признаки делимости на 3,4, 5, 6, 9, 10. Вывести признаки делимости на 15,18,25; познакомится с алгоритмом Евклида, научится применять его на практике.
Факториал
Цель: научится решать задачи повышенного уровня сложности.
Рациональный счет.
Цель: научится приёмам устного и рационального счёта.
Приёмы устного счёта.
Цель: рассмотреть известные приёмы устного счёта; найти новые, интересные приёмы.
Элементы комбинаторных задач
Цель: рассмотреть принципы решения комбинаторных задач.
Итоговое занятие курса (2 урока)
Цель: проверить усвоение основных понятий, законов, теорий, идей курса; оценить приобретенные знания умения и навыки.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Часы | Возможная форма проведения занятий. |
1 | Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 3 | Эвристическая беседа. Практикум. |
2 | Графы. | 2 | Экскурс в историю. |
3 | Кенигсбергские мосты. | 2 | Биография Л. Эйлера. Работа в парах. |
4 | Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле | 3 | Практикум. Работа в группах. |
5 | Факториал. | 3 | Беседа, лекция. |
6 | Алгоритм Евклида. Признаки делимости. | 3 | Диалог (опережающие задания). Сообщение. Конспект. |
7 | Рациональные вычисления. | 3 | Исследовательская работа. |
8 | Перестановки. | 3 | Решение задач. |
9 | Элементы комбинаторных задач. | 3 | Практикум. |
10 | Приемы устного счета. | 3 | Урок собственных открытий. |
11 | Решение задач. | 2 | Работа в группах, самооценка. |
12 | Решение задач с помощью уравнений. | 3 | Работа с обсуждением. |
13 | Итоговый урок. | 2 | Заключительный урок. |
Итого: | 35 |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Часы | Возможная форма проведения занятий. | Дата по плану | Дата по факту | ||
6 «а» | 6 «а» | 6 «а» | 6 «б» | ||||
1 | Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 1 | Эвристическая беседа. Практикум. | ||||
2 | Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 1 | Эвристическая беседа. Практикум. | ||||
3 | Элементы теории множеств. Решение задач с помощью кругов Эйлера. | 1 | Эвристическая беседа. Практикум. | ||||
4 | Графы. | 1 | Экскурс в историю. | ||||
5 | Графы. | 1 | Практикум. | ||||
6 | Кенигсбергские мосты. | 1 | Биография Л. Эйлера. Работа в парах. | ||||
7 | Кенигсбергские мосты. | 1 | Практикум. | ||||
8 | Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
9 | Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
10 | Логические задачи. Знакомство с принципом Дирихле | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
11 | Факториал. | 1 | Беседа, лекция. | ||||
12 | Факториал. | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
13 | Факториал. | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
14 | Алгоритм Евклида. Признаки делимости. | 1 | Диалог (опережающие задания). Сообщение. Конспект. | ||||
15 | Алгоритм Евклида. Признаки делимости. | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
16 | Алгоритм Евклида. Признаки делимости. | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
17 | Рациональные вычисления. | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
18 | Рациональные вычисления. | 1 | Практикум. Работа в группах. | ||||
19 | Рациональные вычисления. | 1 | Исследовательская работа. | ||||
20 | Перестановки. | 1 | Решение задач. | ||||
21 | Перестановки. | 1 | Решение задач. | ||||
22 | Перестановки. | 1 | Решение задач. | ||||
23 | Элементы комбинаторных задач. | 1 | Практикум. | ||||
24 | Элементы комбинаторных задач. | 1 | Практикум. | ||||
25 | Элементы комбинаторных задач. | 1 | Практикум. | ||||
26 | Приемы устного счета. | 1 | Урок собственных открытий. | ||||
27 | Приемы устного счета. | 1 | Урок собственных открытий. | ||||
28 | Приемы устного счета. | 1 | Урок собственных открытий. | ||||
29 | Решение задач. | 1 | Работа в группах, самооценка. | ||||
30 | Решение задач. | 1 | Работа в группах, самооценка. | ||||
31 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | Работа с обсуждением. | ||||
32 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | Работа с обсуждением. | ||||
33 | Решение задач с помощью уравнений. | 1 | Работа с обсуждением. | ||||
34-35 | Итоговый урок. | 2 | Заключительный урок. | ||||
Итого: | 35 |
Список литературы, использованной при составлении курса.
- З.Н. Альхова. Внеклассная работа по математике. Саратов, «Лицей», 2001 г.
- Л.В. Гончарова. Предметные недели в школе. Математики. Волгоград, «Учитель», 2001 г.
- Н. Ленгдон. В мире математики и калькуляторов. М., «Педагогика», 1990 г.
- А.В. Фарков. Математические олимпиады 5 – 6 классы. М., «Экзамен», 2005 г.
- Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. М., «Наука», 1965 г.
- А.П. Савин. Я познаю мир. Детская энциклопедия математика. М., «Астрель», 2002.
- И.И. Баврин. Избранные задачи С.А. Рачинского для умственного счета. М., МПСИ, 2002 г.
- А.П. Подашов. Вопросы внеклассной работы по математике в школе. М., Учпедгиз, 1962 г.
- Г. Никола, Н.Ф. Талызина. Формирование общих приемов решения текстовых задач. М., «Вента-Граф», 1995 г.
- Д.Пойа. Как решать задачу. Львов, «Квантор», 1991 г.
- Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. Как научиться решать задачи. М., «Просвещение», 1989 г.
- А.В. Шевкин. О задачу на работу и не только о них. М., Математики в школе № 6, 1993.
13. П.Б. Ройтман, С.С. Минаева, Н.С.Прокофьева. Повышение вычислительной культуры учащихся. М., «Просвещение», 1981г.
14. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов. М., «Просвещение» 1991г.
15. М.Ю.Шуба. Занимательные задания в обучении математики. М., «Просвещение» 1994г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Задачи повышенной сложности"
Курс предназначен для учащихся 11 класса, выбравших для себя область деятельности, связанную с экономикой и рассчитан на 34 часа. Математика играет роль аппарата, специфического сред...
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"
Программа факультативного курса по математике для учащихся 9-го класса "Решение задач повышенной сложности"...
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Рабочая программа по элективному курсу "Задачи повышенной сложности" 10 класс, профильный
Для профильного класса предлагаю программу элективного курса подготовки к решению задач типа С4 ЕГЭ. Работа состоит из следуюших элементов:пояснительная запискацели курсазадачи курса...
Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.
Предлагаемый элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, с...
Курс « решение задач повышенной сложности по химии» для учащихся 8-9 классов
Курс используется для проведения занятий с одаренными детьми с целью подготовки к предметной олимпиаде...
Программа элективного курса "Задачи повышенной сложности", 9 класс
Программа курса «Задачи повышенной сложности» предполагает изучение таких вопросов, таких задач, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее...