Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
элективный курс (химия, 10 класс) по теме
Программа элективного курса по химии «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10 класса, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs_po_khimii_reshenie_zadach_povyshennoy_slozhnosti_10_klass.doc | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение
санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Санаторная школа-интернат №2»
«Согласовано» «Утверждаю»
научно-методический совет директор МООСШИ№2__________ШакинаИ.И
протокол № 1 от 29.08.2013г 30.08.2013г.
Программа элективного курса по химии
«Решение задач повышенной сложности»
для учащихся 10 класса
разработана Сысоевой Т.И.,
учителем химии высшей категории
Магнитогорск 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа данного курса разработана на основе муниципальной программы элективного курса Локайчук Г.И. «Решение задач повышенной сложности» (Сборник элективных курсов муниципального уровня 2007г.) и требований Федерального государственного стандарта образования 2004г.
Химия относится к числу наук, успешное понимание и освоение которых невозможно без решения большого числа задач как количественного, так и качественного характера.
Для успешной сдачи выпускных или вступительных экзаменов по химии выпускнику необходимо усвоить теоретический материал всего курса, знать химические свойства неорганических и органических веществ, а также уметь решать задачи, как типовые, так и повышенной сложности.
При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе, происходит формирование умения логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями.
Между тем решение задач по химии является далеко непростым делом, поскольку часто требует не только знаний собственно химии, но и определенного уровня подготовки по физике и математике, ибо предполагает умение использовать формулы, составлять и решать уравнения и т.д. На выработку подобных навыков и направлен данный элективный курс.
Цель курса:
систематизация и углубление знаний учащихся о фундаментальных законах общей и неорганической химии; отработка умений, необходимых для решения задач, как типовых, так и повышенной сложности.
Задачи курса:
- расширение естественнонаучного мировоззрения учащихся;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся, умений самостоятельно приобретать знания;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, научно-практическим конференциям, поступлению в ВУЗы;
- повышение интереса учащихся к химии и областям её применения; развитие внутренней мотивации.
Данный курс идейно и содержательно связан с курсом основной школы и рекомендован для изучения в 10-х и 11-х классах для базового уровня.
При разработке программы элективного курса акцент делался на те вопросы, умения, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются не достаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в ВУЗы.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала и решаются задачи по данной теме. Задачи сгруппированы по относительно самостоятельным тематическим разделам. Благодаря этому ориентируясь на уровень знаний учащихся, объём и содержание изучаемых вопросов, можно выбирать подходящие для данной аудитории задачи.
Формы контроля определены Положением об элективных курсах.
Требования к результатам обучения
После изучения элективного курса учащиеся должны:
- знать фундаментальные законы общей, неорганической и органической химии;
- уметь решать типовые задачи и задачи повышенной сложности.
Программа элективного курса для 10-го класса рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю .
Содержание.
- Основные методы решения расчетных задач.
Метод логических пропорций. Табличный метод. Алгебраический метод.
2.Теоретические положения и общие вопросы органической химии
Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова и ее значение. Явления изомерии и гомологии.
Строение атома углерода. Гибридизация электронных орбиталей. Молекулярные и структурные формулы органических соединений.
3.Расчеты по химическим формулам.
Количество вещества его масса, молярная масса. Количество вещества, объём, молярный объём. Плотность и относительная плотность газа.
Вывод формулы по данным о количественном составе вещества. Определение истинной формулы вещества на основе эмпирической формулы и данных о плотности его паров.
Постоянная Авогадро и газовые законы. Массовая доля элемента в сложном веществе, массовая доля комбинаций элементов в сложном веществе.
4.Классификация и номенклатура органических соединений
Ациклические соединения. Циклические соединения. Функциональные производные углеводородов.
- Количественные отношения в химии.
Вычисления по уравнениям химических реакций, по термохимическим уравнениям, по уравнениям химических реакций, если одно вещество взято в избытке или содержит примеси, по уравнениям последовательных реакций, по уравнениям параллельных реакций.
Вычисление количественного состава газовых смесей, если в них протекают химические реакции. Химические эквиваленты сложных веществ. Вычисления на основе закона эквивалентных отношений.
6.Термодинамика и химическая кинетика.
Энтальпия. Калориметрия. Закон Гесса. Энтропия. Энергия Гиббса. Скорость химических реакций. Закон действующих масс. Зависимость скорости реакции от температуры. Энергия активации. Химическое равновесие. Константа химического равновесия. Вычисление равновесного состава.
7. Окислительно-восстановительные реакции.
Окислители и восстановители. Окислительно-восстановительный потенциал. Метод электронного баланса. Метод ионно-электронного баланса (метод полуреакций). Самопроизвольное направление протекания ОВР.
Календарно-тематическое планирование курса 10 класса
№ | Дата | Тема | Кол-во часов |
I. Основные методы решения задач (1ч) | |||
1 | Метод логических пропорций Табличный метод. Алгебраический метод | 1 | |
II.Теоретические положения и общие вопросы органической химии (4 ч) | |||
2 | Основные положения теории химического строения органических соединений А.М.Бутлерова | 1 | |
3 | Явления изомерии и гомологии | 1 | |
4 | Электронное строение атома углерода и его особенности. Гибридизация и гибридные орбитали | 1 | |
5 | Молекулярные и структурные формулы органических соединений | 1 | |
III.Расчеты по химическим формулам (6ч) | |||
6 | Количество вещества его масса, молярная масса. Количество вещества, объём, молярный объём | 1 | |
7 | Плотность и относительная плотность газа | 1 | |
8 | Вывод формулы по данным о количественном составе вещества | 1 | |
9 | Определение истинной формулы вещества на основе эмпирической формулы и данных о плотности его паров | 1 | |
10 | Постоянная Авогадро и газовые законы | 1 | |
11 | Массовая доля элемента в сложном веществе, массовая доля комбинаций элементов в сложном веществе | 1 | |
IV.Классификация и номенклатура органических соединений (8ч) | |||
12 | Ациклические (алифатические) соединения. Алканы. Алкены | 1 | |
13 | Диеновые углеводороды. Алкины | 1 | |
14 | Циклические соединения. Арены | 1 | |
15 | Функциональные производные углеводородов | 1 | |
16 | Спирты и адьдегиды | 1 | |
17 | Карбоновые кислоты. Эфиры. Жиры | 1 | |
18 | Углеводы | 1 | |
19 | Белки | 1 | |
V.Количественные отношения в химии (7ч) | |||
20 21 | Вычисления по уравнениям химических реакций | 2 | |
22 23 | Вычисления количественного состава газовых смесей | 2 | |
24 25 | Вычисления на основе закона эквивалентных отношений | 2 | |
VI.Термодинамика и химическая кинетика (5ч) | |||
26 | Энтальпия и тепловой эффект реакции | 1 | |
27 | Закон Гесса и следствия из него | 1 | |
28 | Энтропия. Второе и третье начала термодинамики | 1 | |
29 | Скорость химической реакции | 1 | |
30 | Химическое равновесие | 1 | |
VII.Окислительно-восстановительные реакции (4ч) | |||
31 | Окислители и восстановители. Метод электронного баланса. Метод полуреакций | 1 | |
32 | Реакции межмолекулярного и внутримолекулярного окисления-восстановления | 1 | |
33 | Реакции диспропорционирования | 1 | |
34 | Обобщающий урок. Зачет. | 34 |
Рекомендуемая литература для учителя
1.Рябов М. А. 375 проверочных заданий по химии для поступающих в вузы. – М.: «Уникум- центр» 1997г.
2. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2000 задач и упражнений по химии.-М.: « Экзамен» 1998 г.
3.Журин А.А. Сборник задач по химии. –М.: «Аквариум». 1997г.
4.Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. –М.: «Высшая школа». 1989 г
5.Алексеева Э.Г. Органическая химия. Методические указания. Многовариантные задания. – Магнитогорск: издательство МГТУ. 2004г.
6.Алексеева Э.Г. Задачи по химии с решениями. –Магнитогорск: МГТУ, 2001г.
7.Алексеева Э.Г. Учебно-методическое пособие. Базовые задачи. Задачи с производственным содержанием. –Магнитогорск: МГТУ, 1998г.
8.Алексеева Э.Г. Многовариантные задачи по неорганической и органической химии.-Магнитогорск: ИЦ МГТУ, 2001г.
Рекомендуемая литература для учащихся
1. Зайцев О.С. Неорганическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс.-М: «Просвещение»,1997г.
2. Артеменко А.И. Органическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. –М: «Просвещение», 1997г
3. Кузьменко Н., Ерёмин В., Попков В. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. –М: «Экзамен», «Оникс 21 век», 2001г.
4. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2002г.
5. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Химия. Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. –М: «КД Университет», 1999г.
6. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. Химия. Ответы на вопросы. –М: «1 Федеративная торговая компания», 1997г.
Муниципальное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении
«Санаторная школа-интернат №2»
«Согласовано» «Утверждаю»
научно-методический совет директор МООУ СШИ №2_________ ШакинаИ.И. протокол № 1 от29.08.2013г 30.08.2013
Программа элективного курса по химии
«Избранные вопросы химии»
для учащихся 11 класса
разработана Сысоевой Т.И.,
учителем химии высшей категории
Магнитогорск
2013
Пояснительная записка
Программа данного курса разработана на основе муниципальной программы элективного курса Шайдуровой И.В. «Избранные вопросы химии» (Сборник элективных курсов муниципального уровня 2007г.) и требований Федерального государственного стандарта образования, государственных стандартов по химии 2004г.
Цель курса: Систематизировать и углубить знания учащихся, проявляющих интерес к изучению предмета.
Объем курса: 35 часов из расчета 1 час в неделю.
Задачи курса:
- развивать познавательные интересы и способности учащихся, умение самостоятельно добывать знания.
- углубить и расширить знания учащихся по курсу общей химии.
- предоставить учащимся возможность реализации химико-математических способностей.
- способствовать развитию логического мышления.
Содержание курса имеет интегрированный характер. Данный курс служит выстраиванию индивидуальной образовательной траектории учащихся 11 классов, обучающихся по гуманитарному профилю. Большое внимание уделяется решению задач, т.к. умение решать задачи является основным показателем творческого освоения химии.
Данный курс составлен с учетом «Государственных стандартов по химии».
Способы деятельности учащихся:
– поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, (тренинги, лабораторный эксперимент и др.)
– интерактивные методы, эвристические методы (учебный диалог, метод проблемных задач);
– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий.
Основной формой занятий является урок: урок-лекция, семинар, урок с элементами моделирования ситуаций, урок–презентация, урок решения ключевых задач, интегрированный урок и др.
Формы контроля:
После каждой темы проводятся текущие проверочные работы, а по окончанию курса – итоговая контрольная работа как зачет.
Содержание.
Введение (1 ч)
Состав и строение веществ. Свойства веществ. Физические и химические явления.
Основные понятия и законы химии (5 ч)
Атомно-молекулярное учение. Атомы и молекулы. Химический элемент. Закон сохранения массы вещества. Закон постоянства состава. Газовые законы. Закон объемных отношений. Закон Авогадро. Закон Бойля-Мариотта. Объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Закон Клайперона-Менделеева для идеальных газов.
Расчетные задачи: расчетные задачи с использованием закона сохранения массы вещества; закона объемных отношений; уравнения Клайперона-Менделеева
Демонстрации: Закон сохранения массы вещества
Строение атома. Периодичность свойств химических элементов.(5 ч)
Развитие теории строения атома. Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периодичность свойств химических элементов. Сродство к электрону. Электроотрицательность. Атомные радиусы. Строение ядра атома. Радиоактивные элементы и их распад.
Окислительно-восстановительные способности химических элементов.
Степень окисления и валентность (3 ч)
Валентные возможности атомов химических элементов. Физический смысл валентности и степени окисления. Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации. Пространственная конфигурация молекул.
Химическая кинетика (4 ч)
Скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций. Энергия активации. Гетерогенный и гомогенный катализ. Равновесные концентрации. Динамическое равновесие. Константа равновесия
Расчетные задачи: Вычисление скорости химической реакции при изменении температуры и концентрации.
Демонстрации: Взаимодействие растворов серной кислоты с растворами тиосульфата натрия различной концентрации и температуры. Модель кипящего слоя. Разложение пероксида водорода с помощью катализатора (оксида марганца (IV)) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля.
Растворы. Растворение (4 ч)
Процесс растворение. Способы численного выражения состава растворов: массовая доля, молярная доля, молярная и нормальная концентрация. Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Водородный показатель. Правило Бертолле для реакций ионного обмена.
Расчетные задачи: Вычисление массовой доли, молярной доли, молярной и нормальной концентрации растворенных веществ в растворе.
Демонстрации: Примеры необратимых реакций, идущих с образованием осадка, газа или воды
Важнейшие классы неорганических соединений (6 ч)
Бинарные соединения. Оксиды, гидриды и летучие водородные соединения. Гидролиз бинарных соединений.
Гидроксиды: основания, кислоты и амфотерные гидроксиды, их классификация и свойства. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами и неметаллами. Соли: кислые, нормальные(средние), основные, двойные, смешанные и комплексные, особенности их строения и свойств. Гидролиз солей. Основные типы гидролиза солей. Количественные характеристики гидролиза.
Расчетные задачи: Решение комбинированных задач.
Демонстрации: ознакомление с коллекциями: а) оксидов; б) кислот; в) оснований; г) минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли.
Практическая работа №1 Гидролиз солей.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз. (6 ч)
Теория окислительно-восстановительных реакций. Типы окислительно-восстановительных реакций. Метод электронно-ионного баланса. Вывод продуктов окислительно-восстановительных реакций. Соединения марганца и хрома. Электролиз. Электролиз растворов солей. Катодные и анодные процессы. Законы Фарадея. Применение электролиза.
Расчетные задачи: Решение задач на законы Фарадея.
Демонстрации: Электролиз расплавов и растворов солей
Календарно-тематическое планирование курса 11 класса
№ урока | Дата | Тема | Кол-во часов |
1 | Введение. Состав и строение вещества | 1 | |
Тема 1 «Основные понятия и законы химии»(5 часов) | |||
2 | Атомно-молекулярное учение | 1 | |
3 | Газовые законы | 1 | |
4 | Решение расчетных задач с использованием закона сохранения массы вещества; закона объемных отношений; уравнения Клайперона-Менделеева, закона Авогадро. | 1 | |
5 | 1 | ||
6 | 1 | ||
Тема 2 «Строение атома. Периодичность свойств химических элементов» (5 часов) | |||
7 | Развитие теории строения атома. Строение атома. Квантовые числа: главное, орбитальное, магнитное, спиновое. | 1 | |
8 | 1 | ||
9 | Строение ядра атома. Радиоактивные элементы и их распад | 1 | |
10 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периодичность свойств химических элементов. Сродство к электрону. Электроотрицательность. Атомные радиусы | 1 | |
11 | 1 | ||
Тема 3 «Степень окисления и валентность (3 ч) | |||
12 | Валентные возможности атомов химических элементов. Физический смысл валентности и степени окисления. Степень окисления элементов побочных подгрупп | 1 | |
13 | 1 | ||
14 | Гибридизация электронных орбиталей. Типы гибридизации. Пространственная конфигурация молекул | 1 | |
Тема 4 « Химическая кинетика» (4 часа) | |||
15 | Скорость гомогенных и гетерогенных химических реакций. Энергия активации. Гетерогенный и гомогенный катализ | 1 | |
16 | Равновесные концентрации. Динамическое равновесие. Константа равновесия | 1 | |
17 | Решение задач на вычисление скорости химической реакции и константы равновесия | 1 | |
18 | 1 | ||
Тема 5 «Растворы. Растворение» (4 часа) | |||
19 | Процесс растворение. Способы численного выражения состава растворов: массовая доля, молярная доля, молярная и нормальная концентрация | 1 | |
20 | 1 | ||
21 | Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Водородный показатель. Правило Бертолле для реакций ионного обмена. | 1 | |
22 | 1 | ||
Тема 6 «Важнейшие классы неорганических соединений» (6часов) | |||
23 | Бинарные соединения: оксиды, гидриды и летучие водородные соединения. | 1 | |
24 | Гидроксиды: основания, кислоты и амфотерные гидроксиды, их классификация и свойства. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами и неметаллами | 1 | |
25 | Соли: кислые, нормальные (средние), основные, двойные, смешанные и комплексные, особенности их строения и свойств. | 1 | |
26 | Гидролиз солей Количественная характеристика гидролиза. | 1 | |
27 | Гидролиз солей Основные типы гидролиза солей. Решение экспериментальных задач | 1 | |
28 | 1 | ||
Тема 7 «Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз» (6 часов) | |||
29 | Теория окислительно-восстановительных реакций. Типы окислительно-восстановительных реакций. Метод электронно-ионного баланса. Вывод продуктов окислительно-восстановительных реакций. Соединения марганца и хрома | 1 | |
30 | 1 | ||
31 | Электролиз. Электролиз расплавов и растворов солей. Процессы, протекающие на катоде и аноде. Уравнения электролиза солей различного типа. Решение задач. | 1 | |
32 | 1 | ||
33 | Решение расчетных задач разных типов. | 1 | |
34 | Зачётное занятие | 1 |
Литература
- Зоммер К.Аккумулятор знаний по химии. –М.; «Мир», 1984
- Зайцев О.С. Неорганическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс.-М: «Просвещение»,1997г.
- Артеменко А.И. Органическая химия. Теоретические основы. Углубленный курс. –М: «Просвещение», 1997г
- Кузьменко Н., Ерёмин В., Попков В. Начала химии. Современный курс для поступающих в ВУЗы. –М: «Экзамен», «Оникс 21 век», 2001г.
5. Кузьменко Н.Е., Ерёмин В.В. 2000 задач и упражнений по химии.-М.: « Экзамен» 1998 г.
6. Журин А.А. Сборник задач по химии. –М.: «Аквариум». 1997г.
7. Алексеева Э.Г. Органическая химия. Методические указания. Многовариантные задания. – Магнитогорск: издательство МГТУ. 2004г.
8. Алексеева Э.Г. Задачи по химии с решениями. –Магнитогорск: МГТУ, 2001г.
9. Алексеева Э.Г. Учебно-методическое пособие. Базовые задачи. Задачи с производственным содержанием. –Магнитогорск: МГТУ, 1998г.
10. Алексеева Э.Г. Многовариантные задачи по неорганической и органической химии.-Магнитогорск: ИЦ МГТУ, 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по химии "Решение задач повышенного уровня "учитель химии МКОУ СОШ № 10 п. Лебединый Алданского района Республика Саха (Якутия) 2011г.
Элективный курс по химии " Решение задач повышенного уровня" разработан . для 9 класса. Определены цели и задачи курса, подобран основной материал, тематическое планирование....
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Элективный курс по алгебре «Решение задач повышенной сложности» (10-11 классы)
Элективный курс по алгебре «Решение задач повышенной сложности» для учащихся 10-11 классов...
Программа элективного курса по физике . «Решение задач повышенной сложности (части «2») ЕГЭ по физике» (11 класс).
Программа элективного курса " Рещение задач повышенной слохности части"2" )ЕГЭ по физике" предназначена для учащихся11 класса. . Способствует эффективной подготов...
Программа элективного курса по математике Решение задач повышенной сложности 9 кл
Программа элективного курса по математике Решение задач повышенной сложности 9 кл...
Рабочая программа элективного курса по математике «Решение задач повышенной сложности» для 10 -11 классов.
Данный курс направлен на более углубленное изучение тем по математике, для сдачи ЕГЭ на профильном уровне....