Рабочая программа элективного курса «Задачи повышенной сложности на уроках математики». 9 класс. ФГОС.
рабочая программа по математике (9 класс)
Предлагаемый элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную величину под знаком модуля довольно часто предлагаются в различного вида проверочных работах при сдаче ГИА. Не менее важным является умение строить графики функций содержащих переменную величину под знаком модуля. В элективный курс включены текстовые задачи разных видов. В экзаменационных работах часто предлагаются задания, сводящиеся к решению неравенств методом интервалов. Трудности вызывают нестрогие дробно-рациональные неравенства.
Научить учащихся решать различного вида уравнения – одна из основных задач курса математики. Успешное решение таких уравнений предполагает не только отличное знание теории по этой теме, но и умение логически мыслить, выбирать верный путь решения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 99.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛОФИЦКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрена на педагогическом совете школы Протокол заседания № 1 от «26» августа 2017 г. | Утверждаю Директор школы ___________Талыкова Н.И. Приказ №42 от «26» августа 2017 г. |
Рабочая программа
элективного курса
«Задачи повышенной сложности
на уроках математики»
основной уровень
9 класс
Составил: Алифонова Валентина Васильевна
учитель математики
высшей квалификационной категории
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Планируемые результаты изучения учебного предмета.
- Содержание учебного предмета.
- Тематическое планирование.
- Календарно-тематическое планирование:
а) Календарно-тематическое планирование. 9 класс. (Приложение 1)
- Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс по профильной подготовке учащихся 9 классов посвящен изложению некоторых тем из курса математики, которые вызывают в учащихся затруднения. Уравнения и неравенства, содержащие неизвестную величину под знаком модуля довольно часто предлагаются в различного вида проверочных работах при сдаче ГИА. Не менее важным является умение строить графики функций содержащих переменную величину под знаком модуля. В элективный курс включены текстовые задачи разных видов. В экзаменационных работах часто предлагаются задания, сводящиеся к решению неравенств методом интервалов. Трудности вызывают нестрогие дробно-рациональные неравенства.
Научить учащихся решать различного вида уравнения – одна из основных задач курса математики. Успешное решение таких уравнений предполагает не только отличное знание теории по этой теме, но и умение логически мыслить, выбирать верный путь решения.
К сожалению, на базе основной школы материал, связанный с этими вопросами, изучается недостаточно полно, многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются. Данная программа включает новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах и имеют практическую направленность. Программа позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Все вышеизложенное является серьезным основанием необходимости включения в список элективных курсов темы: «Задачи повышенной сложности в школьном курсе математики».
Курс рассчитан на 34 часа в год (1 час в неделю при 34 учебн.неделях)
Список литературы
- Ю.Н. Макарычев «Алгебра 9»
- И.Ф. Шарыгин «Факультативный курс по математике»
- М.И. Сканави « Сборник конкурсных задач по математике»
- П.И. Горнштейн «Задачи с параметрами»
- А.Н. Рурукин « Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по математике»
- И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев «Решение задач»
- Я.С. Фельдман, А.Я Жаржевский « Математика. Решение задач с модулями»
- А.Г. Мордкович «Модуль действительного числа». М. 1995г.
- А.Г. Мордкович «Решаем уравнения». М. 1999г.
- В.Б. Полонский «Алгебраичный тренажер»
- Л.В. Куцнецова «Сборник заданий для подготовки в ГИА в 9 классе». Просвещение. 2011г.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
1) сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и по- знанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
2) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3) сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5) представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
6) критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
7) креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении алгебраических задач;
8) умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
9) способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
метапредметные:
1) умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2) умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
3) умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4) осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6) умение создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8) сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информацонно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12) умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13) умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14) умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16) умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17) умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
предметные:
1) умение работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию, доказывать математические утверждения;
2) владение базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, владение символьным языком алгебры, знание элементарных функциональных зависимостей, формирование представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
3) умение выполнять алгебраические преобразования рациональных выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
4) умение пользоваться математическими формулами и самостоятельно составлять формулы зависимостей между величинами на основе обобщения частных случаев и экспери- мента;
5) умение решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, а также приводимые к ним уравнения, неравенства, системы; применять графические представления для решения и исследования уравнений, неравенств, систем; применять полученные умения для решения задач из математики, смежных предметов, практики;
6) овладение системой функциональных понятий, функциональным языком и символикой, умение строить графики функций, описывать их свойства, использовать функционально-графические представления для описания и анализа математических задач и реальных зависимостей;
7) овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение решать задачи на нахождение частоты и вероятности случайных событий;
8) умение применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному приме- нению известных алгоритмов.
3. Содержание программы
Выражения и их преобразование (6 часов) Разные способы разложения многочлена на множители. Многошаговые преобразования целых и дробных выражений. Преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями.
Рациональные уравнения и неравенства (8 часов) Целые уравнения. Метод введения новой переменной. Решение дробно-рациональных уравнений. Исследование уравнений, содержащих буквенные коэффициенты. Уравнения с параметрами. Решение неравенств методом интервалов.
Функции (5 часов) Построение графиков («Кусочно-заданные», с «выбитыми точками»). Исследование графиков функции с помощью графиков. Построение графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля.
Текстовые задачи (7 часов) Решение задач на проценты. Решение задач на «смеси». Решение задач на работу и движение.
Решение задач с модулями (8 часов) Определение модуля числа и его свойства. Решение линейных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля. Решение квадратных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля. Решение линейных неравенств с модулем. Решение квадратных неравенств с модулем. Преобразование графиков. Построение графиков функций, содержащих неизвестную величину под знаком модуля. Решение упражнений
4. Тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов |
1 | Выражение и их преобразование | 6 |
2 | Рациональные уравнения и неравенства | 8 |
3 | Функции | 5 |
4 | Текстовые задачи | 7 |
5 | Решение задач с модулями | 8 |
Итого | 34 |
Приложение 1
к рабочей программе элективного курса
«Задачи повышенной сложности на уроках математики»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Дата план | Дата факт. |
Выражение и их преобразование | 6 | |||
1 | Разложение многочлена на множители | 1 | ||
2 | Преобразование целых выражений | 1 | ||
3 | Преобразование дробных выражений | 1 | ||
4 | Преобразование выражений содержащих степени с целым показателем | 1 | ||
5 | Преобразование выражений содержащих квадратный корень | 1 | ||
6 | Нахождение наибольшего и наименьшего значений выражений | 1 | ||
Рациональные уравнения и неравенства | 8 | |||
7 | Решение уравнений методом введения новой переменной | 1 | ||
8 | Дробно-рациональные уравнения | 1 | ||
9 | Дробно-рациональные уравнения. Закрепление. | 1 | ||
10 | Решение уравнений с параметрами | 1 | ||
11 | Решение уравнений с параметрами. Закрепление. | 1 | ||
12 | Графический способ решения уравнений | 1 | ||
13 | Решение неравенств методом интервалов | 1 | ||
14 | Урок-зачет | 1 | ||
Функции | 5 | |||
15 | Построение графиков « кусочно-заданные» | 1 | ||
16 | Построение графиков с «выбитыми точками» | 1 | ||
17 | Построение графиков | 1 | ||
18 | Исследование функций с помощью графиков | 1 | ||
19 | Графики уравнений с двумя переменными | 1 | ||
Текстовые задачи | 7 | |||
20 | Решение задач на проценты | 1 | ||
21 | Решение задач «на смеси» | 1 | ||
22 | Решение задач на работу | 1 | ||
23 | Решение задач на движение | 1 | ||
24 | Решение задач | 1 | ||
25 | Решение задач. Закрепление | 1 | ||
26 | Урок-зачет | 1 | ||
Решение задач с модулями | 8 | |||
27 | Определение модуля числа и его свойства | 1 | ||
28 | Решение линейных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля | 1 | ||
29 | Решение квадратных уравнений, содержащих неизвестную величину под знаком модуля | 1 | ||
30 | Решение линейных неравенств с модулем | 1 | ||
31 | Решение квадратных неравенств с модулем | 1 | ||
32 | Преобразование графиков. Построение графиков функций, содержащих неизвестную величину под знаком модуля. | 1 | ||
33 | Решение упражнений | 1 | ||
34 | Урок зачет | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая Программа элективного курса "Задачи с модулями и параметрами"
Рабочая программа рассчитана на 11 класс при подготовке к ЕГЭ, но может быть использована для 9-11 классов с разной степенью подготовки....

Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"
Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый курс « Задачи на проценты » своим содержанием сможет...

Авторская рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе "Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса по русскому языку в 10 классе «Решение пунктуационных задач. Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на 1 час в неделю, итого- 35 часов в год . Предполагае...

Рабочая программа элективного курса подготовки к ЕГЭ по математике в 11 классе.
P { margin-bottom: 0.21cm; Рабочая программа составлена для подготовки выпускников к итоговой аттестации в форме ЕГЭ и к поступлению в ВУЗы. Она разработана для 11 классов общеобразовательных шко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО МАТЕМАТИКЕ» для учащихся 10-11 классов
данный курс - это материал высокого уровня, готовит учащихся к выпускным экзаменам и является хорошей базой для ВУЗ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА . Элективный курс по алгебре " Избранные вопросы математики" 10-11 класс
1. Пояснительная записка.2. Содержание обучения.3.Требования к подготовке учащихся. 4. Список рекомендуемой учебно-методической литературы....
Программа элективного курса "Задачи повышенной сложности", 9 класс
Программа курса «Задачи повышенной сложности» предполагает изучение таких вопросов, таких задач, которые не входят в базовый курс математики основной школы, но необходимы при дальнейшем ее...