Курс « решение задач повышенной сложности по химии» для учащихся 8-9 классов
элективный курс по химии (8 класс)
Курс используется для проведения занятий с одаренными детьми с целью подготовки к предметной олимпиаде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_intellekta.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»
«Согласовано» Решение педагогического совета Протокол № ___от __________ | «Утверждаю» Генеральный директор ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский» ___________________(Г.Е.Пейсахович) «____»____________________20__г |
Программа курса
«Решение задач повышенной сложности
по химии»
8 – 9 класс
(68 часов)
Составитель:
Березина Е.Н
учитель химии
высшей категории
«Принято» Протокол заседания предметного методического объединения учителей ____________________________ (название методического объединения) № ____от ________________ _________________________________ (подпись с расшифровкой руководителя МО) |
г. Йошкар-Ола
2020 г
Пояснительная записка
Введение в российских школах предпрофильного и профильного обучения позволяет учащимся глубже и полнее изучать интересующие их предметы. Желающие расширить свои знания и умения в области химии имеют возможность научиться решать сложные химические задачи. Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по химии» рассчитан на 68 ч. Он предназначен для учащихся 8-9-го классов и носит предметно-ориентированный характер.
Цели курса: способствовать углублению действенных знаний по химии, развивать умение самостоятельно их применять.
Задачи курса:
-воспитывать трудолюбие и целеустремленность;
-показать связь обучения с жизнью;
-формировать научное мировоззрение;
-развивать логическое и творческое мышление, умение находить
-нестандартный подход к решению задачи и выбирать рациональный способ решения, умения правильно оформлять решение задачи, применять физические величины, единицы интернациональной системы и справочную информацию;
-помочь учащимся в подготовке к поступлению в вузы;
развить интересы учащихся, увлекающихся химией.
Требования к знаниям и умениям
После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:
-формулы для расчёта основных химических величин,
-понятия (количество вещества, плотность, относительная плотность, масса, объём, число структурных единиц, массовая доля), их единицы измерения, молярную массу, объём молярной доли вещества, современную международную номенклатуру органических и неорганических веществ.
Учащиеся должны уметь проводить расчёты:
-по формулам, используя количественные отношения;
-по нескольким химическим уравнениям;
-по термохимическим уравнениям;
-связанные с концентрацией веществ;
-по выходу продукта реакции от теоретически возможного;
-по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке;
-по уравнениям реакций с использованием растворов с определённой концентрацией растворённого вещества;
-расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.
Формы отчетности.
-Конкурс числа решенных задач.
-Составление сборников авторских задач учащихся по разделу, теме.
-Составление творческих расчетных задач по различным темам («Медицина», «Экология» и т.п.)
Содержание программы
Тема 1. Структура химической задачи (5 часов)
Две стороны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: неполные, лишние и неопределенные математические данные задачи.
Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ.
Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление. Сложные задачи, использование комбинированных знаний из разных разделов химии и других предметов. Оригинальность вопроса нестандартных задач, наличие неопределенности, исторических сведений, включение разнообразных названий веществ. Занимательные задачи. Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.
Тема 2. Вычисления по химическим формулам (14 часов)
Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.
Вычисления средней молярной массы смеси. Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в образце вещества, определение химического элемента на основании его массовой доли и степени окисления в бинарных соединениях.
Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов.
Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.
Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента.
Решение задач на смеси алгебраическим способом.
Тема 3. Задачи на растворы (13 часов)
Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением. Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов.
Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация. Решение олимпиадных задач с применением разнообразных способов выражения содержания растворенного вещества в растворах. Переход от одной концентрации к другой.
Тема 4. Вычисления по уравнениям реакций (14 часов)
Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции
Задачи на избыток-недостаток
Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке
Расчёты массовой доли выхода продукта реакции
Тема 5. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (4 часа)
Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. Тепловой эффект реакции. Энтальпия.
Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)
Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.
Тема 7. Решение заданий олимпиадного уровня: химия металлов (10 часов)
Календарно-тематческий план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
8 класс (34 часа) | |||
Структура химической задачи (5 часа). | |||
1 | Две стороны химической задачи. | 1 | |
2 | Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. | 1 | |
3 | Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление. | 1 | |
4 - 5 | Тривиальная и современная номенклатура химических соединений. | 2 | |
Вычисления по химическим формулам (14 часов) | |||
6 - 7 | Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси. | 2 | |
8 | Вычисления средней молярной массы смеси. | 1 | |
9 – 10 | Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в образце вещества. | 2 | |
11 – 12 | Определение химического элемента на основании его массовой доли и степени окисления в бинарных соединениях. | 2 | |
13 – 14 | Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов. | 2 | |
15 – 16 | Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. | 2 | |
17 | Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента. | 1 | |
18 – 19 | Решение задач на смеси алгебраическим способом. | 2 | |
Задачи на растворы (13 часов). | |||
20 – 21 | Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. | 2 | |
22 – 23 | Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением. | 2 | |
24 – 25 | Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. | 2 | |
26 – 27 | Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе». | 2 | |
28 – 29 | Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов. | 2 | |
30 – 32 | Решение задач изученных типов | 3 | |
33 – 34 | Зачетное занятие. Контрольная работа по решению задач изученных типов. | 2 | |
9 класс (34 часа) | |||
Вычисления по уравнениям реакций (14 часов) | |||
1 – 3 | Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции | 3 | |
4 – 7 | Задачи на избыток-недостаток | 4 | |
8 – 10 | Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке | 3 | |
11 – 14 | Расчёты массовой доли выхода продукта реакции | 4 | |
Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (4 часа) | |||
15 – 16 | Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. | 2 | |
17 – 18 | Тепловой эффект реакции. Энтальпия. Расчеты с использованием закона Гесса. | 2 | |
Окислительно-восстановительные реакции (4 часа) | |||
19 – 21 | Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. | 3 | |
22 | Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций. | 1 | |
Решение олимпиадных заданий (10 часов) | |||
23 – 24 | Решение задач: химия щелочных металлов | 2 | |
25 – 26 | Решение задач: химия щелочно- земельных металлов | 2 | |
27 – 28 | Решение задач: химия алюминия, железа | 2 | |
29 – 30 | Решение задач: химия хрома, марганца | 2 | |
31 – 32 | Решение задач: Растворимость, кристаллогидраты, атомистика | 2 | |
33 – 34 | Итоговая контрольная рабата | 2 |
Литература
Пузаков С. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2004.
Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. - М.: Вентана-Граф, 1994.
Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии (для поступающих в вузы). — М.: Высшая школа, 1994.
Адамович Т. П. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. - Минею Вышэйшая шк., 1973.
Вольеров Г. Б. Олимпиады юных химиков в Польской Народной Республике // Химия и жизнь. - 1966. - № 3.
Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учеб. пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985.
Глинка Н. Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985.
Кузъменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Химия: для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. - М.: Дрофа, 1995.
Польские химические олимпиады: Сборник задач. - М.: Мир, 1980.
Сорокин В. В., Загорский В. В., Свитанъко И. В. Задачи химических олимпиад. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике
Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...
Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии" 10 - 11 класс
Рабочая программа содержит полное тематическое планирование занятий элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии". Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов об...
Программа краткосрочного элективного курса по химии на уроках предпрофильной подготовки (9 класс) "Решение задач повышенной сложности по химии с помощью уравнений и неравенств"
Рабочая программа для уроков предпрофильной подготовки по химии в 9 классе...
Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии в 8 классе"
Программа составлена для организации предпрофильной работы в 9 классе. поможет подготовить девятиклассников к сдаче экзамена, а также к олимпиаде по химии. Работая по этой программе несколько лет имею...
Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии в 9 классе"
Программа составлена для организации предпрофильной работы в 9 классе. поможет подготовить девятиклассников к сдаче экзамена, а также к олимпиаде по химии. Работая по этой программе несколько лет имею...
Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс
Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...
Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"
Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...