Курс « решение задач повышенной сложности по химии» для учащихся 8-9 классов
элективный курс по химии (8 класс)

Екатерина Николаевна Березина

Курс используется для проведения занятий с одаренными детьми с целью подготовки к предметной олимпиаде

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_intellekta.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ Республики Марий Эл «Лицей Бауманский»

«Согласовано»

Решение педагогического совета

Протокол № ___от __________

«Утверждаю»

Генеральный директор

ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский»

___________________(Г.Е.Пейсахович)

«____»____________________20__г

Программа курса

«Решение задач повышенной сложности

по химии»

8 – 9 класс

(68 часов)

Составитель:

Березина Е.Н

учитель химии

высшей категории

«Принято»

Протокол заседания предметного

 методического объединения учителей

____________________________

(название методического объединения)

№ ____от ________________

_________________________________

(подпись с расшифровкой руководителя МО)

г. Йошкар-Ола

2020 г

Пояснительная записка

Введение в российских школах предпрофильного и профильного обучения позволяет учащимся глубже и полнее изучать интересующие их предметы. Желающие расширить свои знания и умения в области химии имеют возможность научиться решать сложные химические задачи. Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по  химии» рассчитан на 68 ч. Он предназначен для учащихся 8-9-го классов и носит предметно-ориентированный характер.

Цели курса: способствовать углублению действенных знаний по химии, развивать умение самостоятельно их применять.

Задачи курса: 

-воспитывать трудолюбие и целеустремленность;

-показать связь обучения с жизнью;

-формировать научное мировоззрение;

-развивать логическое и творческое мышление, умение находить

-нестандартный подход к решению задачи и выбирать рациональный способ решения, умения правильно оформлять решение задачи, применять физические величины, единицы интернациональной системы и справочную информацию;

-помочь учащимся в подготовке к поступлению в вузы;

развить интересы учащихся, увлекающихся химией.

Требования к знаниям и умениям

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать: 

-формулы для расчёта основных химических величин,

-понятия (количество вещества, плотность, относительная плотность, масса, объём, число структурных единиц, массовая доля), их единицы измерения, молярную массу, объём молярной доли вещества, современную международную номенклатуру органических и неорганических веществ.

Учащиеся должны уметь проводить расчёты:

-по формулам, используя количественные отношения;

-по нескольким химическим уравнениям;

-по термохимическим уравнениям;

-связанные с концентрацией веществ;

-по выходу продукта реакции от теоретически возможного;

-по химическим уравнениям, если одно из реагирующих веществ взято в избытке;

-по уравнениям реакций с использованием растворов с определённой концентрацией растворённого вещества;

-расставлять коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций.

Формы отчетности.

-Конкурс числа решенных задач.

                   -Составление сборников авторских задач учащихся по разделу, теме.

-Составление творческих расчетных задач по различным темам («Медицина», «Экология» и т.п.)

Содержание программы

Тема 1. Структура химической задачи (5 часов)

Две стороны химической задачи. Анализ задачи, выделение химической и математической частей, способы задания условий: неполные, лишние и неопределенные математические данные задачи.

Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление. Составление простых и сложных задач по химическим формулам веществ.

Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление. Сложные задачи, использование комбинированных знаний из разных разделов химии и других предметов. Оригинальность вопроса нестандартных задач, наличие неопределенности, исторических сведений, включение разнообразных названий веществ. Занимательные задачи. Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.

Тема 2. Вычисления по химическим формулам (14 часов)

Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.

 Вычисления средней молярной массы смеси.  Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в образце вещества, определение химического элемента на основании его массовой доли и степени окисления в бинарных соединениях.

Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов.

Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

 Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента.

Решение задач на смеси алгебраическим способом.

Тема 3. Задачи на растворы (13 часов)

Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов. Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением. Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи. Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе». Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов.

Понятие концентрации раствора. Молярная концентрация. Решение олимпиадных задач с применением разнообразных способов выражения содержания растворенного вещества в растворах. Переход от одной концентрации к другой.

Тема 4. Вычисления по уравнениям реакций (14 часов)

Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции

Задачи на избыток-недостаток

Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

Расчёты массовой доли выхода продукта реакции

Тема 5. Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (4 часа)

Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям. Тепловой эффект реакции. Энтальпия.

Тема 6. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

Тема 7. Решение заданий олимпиадного уровня: химия металлов   (10 часов)

Календарно-тематческий план

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

8 класс (34 часа)

Структура химической задачи (5 часа).

1

Две стороны химической задачи.

1

2

Понятие о взаимно обратных задачах. Обратная задача и ее составление.

1

3

Структура задач по уравнениям химических реакций. Их составление.

1

4 - 5

Тривиальная и современная номенклатура химических соединений.

2

Вычисления по химическим формулам (14 часов)

6 - 7

Расчёты с использованием газовых законов, относительной плотности смеси газов, объёмной и мольной доли веществ в смеси.

2

8

Вычисления средней молярной массы смеси.

1

9 – 10

Нахождение массовой доли элемента в веществе, массы химического элемента в образце вещества.

2

11 – 12

Определение химического элемента на основании его массовой доли и степени окисления в бинарных соединениях.

2

13 – 14

Нахождение молекулярной формулы вещества по его абсолютной и относительной плотности паров и массовой доле элементов.

2

15 – 16

Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания.

2

17

Нахождение массы элемента, если известна масса вещества; и массы вещества, если известна масса элемента.

1

18 – 19

Решение задач на смеси алгебраическим способом.

2

Задачи на растворы (13 часов).

20 – 21

Различные способы решения задач на растворимость. Растворимость кристаллогидратов и их осаждение из насыщенных растворов.

2

22 – 23

Задачи с использованием сведений о растворимости кристаллогидратов или связанные с их получением.

2

24 – 25

Задачи на вычисление массовой доли растворенного вещества при растворении кристаллогидратов и обратные задачи.

2

26 – 27

Сравнение понятий «растворимость» и «массовая доля растворенного вещества в растворе».

2

28 – 29

Правило смешения и алгебраический способ решения задач на смешивание растворов.

2

30 – 32

Решение задач изученных типов

3

33 – 34

Зачетное занятие. Контрольная работа по решению задач изученных типов.

2

9 класс (34 часа)

Вычисления по уравнениям реакций (14 часов)

1 – 3

Расчёт количества вещества, массы продукта реакции, если исходное вещество дано с примесями, расчёт массы исходного вещества, соединяющего примеси, по продуктам реакции

3

4 – 7

Задачи на избыток-недостаток

4

8 – 10

Расчёт продукта реакции, веществ, содержащихся в растворах после реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке

3

11 – 14

Расчёты массовой доли выхода продукта реакции

4

Вычисления по термохимическим уравнениям реакций (4 часа)

15 – 16

Термохимические уравнения реакций. Расчёты по термохимическим уравнениям.

2

17 – 18

Тепловой эффект реакции. Энтальпия. Расчеты с использованием закона Гесса.

2

Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

19 – 21

Окислитель, восстановитель, процессы окисления и восстановления. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций.

3

22

Расчёты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.

1

Решение олимпиадных заданий  (10 часов)

23 – 24

Решение задач: химия щелочных металлов

2

25 – 26

Решение задач: химия щелочно- земельных металлов

2

27 – 28

Решение задач: химия алюминия, железа

2

29 – 30

Решение задач: химия хрома, марганца

2

31 – 32

Решение задач: Растворимость, кристаллогидраты, атомистика

2

33 – 34

Итоговая контрольная рабата

2

Литература

Пузаков С. А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2004.

Свитанько И. В. Нестандартные задачи по химии. - М.: Вентана-Граф, 1994.

Хомченко Г. П., Хомченко И. Г. Задачи по химии (для поступающих в вузы). — М.: Высшая школа, 1994.

Адамович Т. П. Сборник упражнений и усложненных задач с решениями по химии. - Минею Вышэйшая шк., 1973.

Вольеров Г. Б. Олимпиады юных химиков в Польской Народной Республике // Химия и жизнь. - 1966. - № 3.

Глинка Н. Л. Задачи и упражнения по общей химии: Учеб. пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985.

Глинка Н. Л. Общая химия: Учеб. пособие для вузов. - Л.: Химия, 1985.

Кузъменко Н. Е., Еремин В. В., Попков В. А. Химия: для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. пособие. - М.: Дрофа, 1995.

Польские химические олимпиады: Сборник задач. - М.: Мир, 1980.

Сорокин В. В., Загорский В. В., Свитанъко И. В. Задачи химических олимпиад. — М.: Изд-во МГУ, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике

Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии" 10 - 11 класс

Рабочая программа содержит полное тематическое планирование занятий элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии". Данный элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов об...

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии в 8 классе"

Программа составлена для организации предпрофильной работы в 9 классе. поможет подготовить девятиклассников к сдаче экзамена, а также к олимпиаде по химии. Работая по этой программе несколько лет имею...

Программа элективного курса "Решение задач повышенной сложности по химии в 9 классе"

Программа составлена для организации предпрофильной работы в 9 классе. поможет подготовить девятиклассников к сдаче экзамена, а также к олимпиаде по химии. Работая по этой программе несколько лет имею...

Программа элективного курса «РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ», 11 класс

Данный курс предназначен для учащихся 11 классов физико-математического профиля с высоким уровнем математической подготовки, интересующихся математикой и ее приложениями, которым захочется глубже и ос...

Рабочая программа курса "Решение задач повышенной сложности в курсе математики 6 кл"

Основная цель изучения курса: сформировать у учащихся интерес к математике как науке и с помощью соответствующих заданий развивать пространственное воображение, логическое мышление, познават...