Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
план-конспект по теме
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к осваению грамоты.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 90 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
ГОРОДА ОРЛА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
в подготовительной к школе группе «ПРИКЛЮЧЕНИЯ
В СТРАНЕ ГРАМОТЫ»
РАЗРАБОТАЛ:
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
ШАВЛОВА Н.В.
ОРЕЛ – 2013
Цель: Совершенствовать у детей необходимую готовность к обучению грамоте
Образовательные задачи:
- уточнить и систематизировать знания детей по теме «Школьные принадлежности»;
- развивать навыки связного высказывания;
- дать представление о розыскной деятельности, как основе профессии детектива;
- стимулировать познавательную активность детей;
- обобщить у детей знание пословиц, развивать потребность в их употреблении;
Коррекционно-развивающие задачи:
- закрепить знания детей о единицах речи (звуке, букве, слоге, слове, предложении).
- развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
- придумывать слова с заданными слогами, делить слова на слоги;
- закреплять образ букв, через тактильное восприятие;
- упражнять детей в чтении слов, предложений;
- проводить профилактику нарушений письма;
- развивать зрительно-пространственную координацию, логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги;
- активизировать диалогическую речь, умение правильно формулировать ответ на поставленный вопрос;
- развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные задачи:
- воспитывать умение выполнять поставленную задачу коллективно, слушать ответы товарищей не перебивая;
- воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи;
Оборудование:
Демонстрационные материалы: карта; рисунок кроссворда «Замок»;
рисунок дерева и к нему слоги на магнитах; бассейн с водой; камешки с буквами; полотенце; лупы (по количеству детей).
Раздаточный материал: эмблемы сыщиков; карточки для графического диктанта, простые карандаши; магнитные буквы; картинки (Зонт, аВтобус, стУл, волК, тапкИ) и схемы звуков к ним; кирпичики с бархатными буквами; схемы разноцветных стоп, разноцветные круги (синий, красный, желтый, зеленый); гнездо с капсулами, в которых слова (ласточка, кукушка, стриж, грач, скворец, аист); карточки с пословицами
Предварительная работа: работа по разделу программы: «звуко-слоговой анализ и синтез», знакомство с пословицами об учении.
Логопед: Добрый день и добрый час,
Мы приветствуем всех вас. Здравствуйте!
Встанем дружно мы в кружок,
За руки возьмемся,
А теперь мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
I. Организационный момент
Логопед: Ребята, вы любите играть? (Да) А превращаться в игре? Я знаю одну очень интересную игру с превращениями, хотите в нее поиграть? (Да)
Послушайте веселую песенку и угадайте в кого мы сегодня будем превращаться? (Дети слушают песню гениального сыщика из м/ф «Бременские музыканты»)
Дети: В сыщиков.
Логопед: Кто такой сыщик?
Дети: Это человек, который занимается розыском.
Логопед: А каким должен быть сыщик?
Дети: Внимательным, наблюдательным, сильным, зорким т.д.
Логопед: Молодцы! А вы готовы стать сыщиками? Скажу вам по-секрету, я член общества сыщиков. Вот видите, у меня есть значок. Возьмите значки, прикрепите их к себе на одежду. Теперь вы тоже сыщики, поздравляю.
Нас ждут великие приключения!
II. Вводная часть
Слайд №1 Буква А говорит:
«Беда! Беда случилась в стране Грамоты! К нам в азбуку пробрался злой пират. Он сначала перепутал все буквы, потом заставил их молчать и спрятал их на дне морском. Вот карта, которую он потерял. Наверно по ней его можно найти. (Слайд №2) Помогите друзья».
Логопед: А вот и первое серьезное задание. Что вы узнали из новостей? Что должны сделать сыщики?
Дети: Отправиться на ее поиски.
Логопед: По пути нам придется препятствия преодолевать, пирата задания выполнять и буквы спасать. Да, непросто нам придется. Пора начинать расследование. Подойдите к столам, мы попробуем отгадать, на чем же скрылся пират.
III. Графический диктант
Логопед: Возьмите карточку и карандаш и внимательно слушайте, что я говорю. 1 клеточка вправо, 10 вниз, 4 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 11 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вверх, 4 влево, 1 вверх,, 1 влево, 2 вверх 1 вправо, 1 вверх , 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх.
(Проводиться графический диктант, в результате которого на карточке должен получиться корабль)
Ну, что нам надо спешить.
IV. Физминутка
Мы ладонь к глазам приставим, Движения соответствуют
Ноги крепкие расставим. словам текста
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И — направо! И еще
Через левое плечо!
Хватит.
Выдохнуть, вдохнуть,
Отправляемся мы в путь!
V. Загадки
Логопед: Вот и подошли мы с вами к воротам страны Грамоты.
(Мольберт с рисунком замка, на замке кроссворд).
Что нам делать? Как нам быть?
(Слайд №3 Стражник: Буду рад открыть ворота, как только вы отгадаете кроссворд. Внимательно слушайте загадки, вставьте в клеточки замка слова-отгадки.)
Кто альбом раскрасит ваш?
Ну, конечно… (Карандаш.)
Там учатся считать, писать,
Науки, страны изучать.
Она есть в городах и в селах.
Здание знаний - это …(Школа.)
Чтоб порадовал нас хлебом,
Пекарю нужна мука.
Чтоб читать учиться детям,
Нужна книга…(Азбука.)
VI. Игра «Зашифрованное слово»
Логопед: А вот и первое место остановки пирата. Подберите схему слова к картинке. Назовите звуки в кружочках. Попробуйте составить из них слово (ЗВУКИ) Молодцы!
VII.Буквы
Логопед: Слово вы отгадали. Посмотрим на карту, куда нам дальше идти? Пойдем к реке. Смотрите, друзья, пират разрушил мост. Давайте попробуем построить мост вот из этих кирпичиков. Выберите только те, где буквы написаны, верно, и попробуйте из них составить слово. (У детей получается слово «мост»). На каждом кирпичике буква из бархатной бумаги с правильными элементами и неверными.
VIII. Игра «Собери слово»
Логопед: Ну, что еще одно препятствие преодолели. Куда же нам идти дальше?
Дети подходят к доске, на ней нарисовано дерево, к каждой ветке которого прикреплены листочки со слогами: количество листочков на ветке соответствует количеству слогов в слове.
Логопед: И здесь пират побывал,
Все слоги разбросал.
Слоги постараемся мы все прочитать
И свои слова назвать.
Дети читают слоги, придумывают слова: ПАР - ТА, ДОС - КА, У - РОК, ЛАС - ТИК, РУЧ – КА
IX.Подвижная игра «Твистер»
Логопед: Молодцы! Все слова вы отгадали и нисколько не устали. А теперь, куда пойдем? (Мы пойдем к болоту). Будем прыгать мы по кочкам, чур, друг друга не толкать. Что бы с кочки не свалиться, надо точно по схеме шагать.
(Кочки – круги (красный, синий, желтый, зеленый; на схемах изображена правая и левая нога разноцветных цветов).
X. Игра «Сосчитай слоги»
Логопед: Все успешно перебрались? Что же еще нас ждет впереди?
Подходят к дереву. Записка от пирата лежит под деревом. Там же гнездо с капсулами из-под киндер-сюрпризов, в капсулах написаны слова: ЛАСТОЧКА, КУКУШКА, СТРИЖ, ГРАЧ, СКВОРЕЦ, АИСТ
А названия этих птиц я заколдовал
И слоги у них забрал.
Вы попробуйте открыть, прочитать
И количество слогов сосчитать.
Дети открывают капсулы, читают слова, определяют количество слогов в словах. Звучат голоса птиц.
Дети, вы преодолели много препятствий, чтобы найти пирата и освободить буквы. В этом вам помогли ваши знания и хорошая память.
XI. Игра «Договори пословицу»
Логопед: Прочтите начало предложения и закончите его.
АЗБУКА – К МУДРОСТИ … (СТУПЕНЬКА).
УЧЕНЬЕ ПУТЬ К … (УМЕНЬЮ).
БЕЗ БУКВ И ГРАММАТИКИ, НЕ УЧАТ … (МАТЕМАТИКЕ).
ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ … (УЧЕНЬЯ).
ПИШУТ НЕ ПЕРОМ, А … (УМОМ).
ВОЗЬМИ КНИГУ В РУКИ - НЕ БУДЕТ … (СКУКИ).
УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – … (ТЬМА).
НЕ ЗНАТЬ – НЕ СТРАШНО, СТРАШНО – … (НЕ УЗНАТЬ).
Я – ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА … (АЛФАВИТА).
Молодцы! Сколько хороших пословиц вы знаете.
XII. Ребус «Дружба»
Логопед: Вот близится конец пути.
Уже недолго нам идти.
Смотрите, вот он – злой пират.
И встрече он не очень рад!
Звучит песня пирата из м/ф «Голубой щенок»
Слайд № 4 Пират: Лежат ваши ненаглядные буквы, на дне морском и если вы сможете достать, хотя бы 6 из них и придумать слово, тогда я освобожу и все остальные буквы.
(Дети в бассейне с водой находят камешки с буквами)
Логопед: Чтобы составить слово, попробуйте расположить буквы от самой большой к маленькой (Дети составляют слово «Дружба»)
Пират: Караул! Сдаюсь, сдаюсь!
Буквы выпустить клянусь.
XIII.Итог занятия
Логопед: Вы победили пирата неспроста,
Все задания вы сделала друзья,
В « Стране Грамоты» порядок навели,
Пирата вы прогнали! Молодцы!
Я желаю вам новых интересных встреч и открытий в этой удивительной стране. А сегодня вы показали себя, как настоящие сыщики и за это я хочу вам подарить то, что сыщику обязательно должно пригодиться - это лупа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Коспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Наши гости - игрушки"
Тема: "Наши гости-игрушки" Дифференциация звуков "ч"- " т\' " Программное содержание: 1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным. 2.Развивать фонематический слух, внимание и ...
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"
Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»
Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...