Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
план-конспект по теме

Шавлова Наталия Васильевна

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей к осваению грамоты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БУДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 90 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДА ОРЛА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

в подготовительной к школе группе «ПРИКЛЮЧЕНИЯ

В СТРАНЕ ГРАМОТЫ»

РАЗРАБОТАЛ:

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ШАВЛОВА Н.В.

ОРЕЛ – 2013

Цель: Совершенствовать у детей необходимую готовность к обучению грамоте

Образовательные задачи:

- уточнить и систематизировать знания детей  по теме «Школьные принадлежности»;

- развивать навыки связного высказывания;

- дать представление о розыскной деятельности, как основе профессии детектива;

- стимулировать познавательную активность детей;

- обобщить у детей знание пословиц, развивать потребность в их употреблении;

Коррекционно-развивающие задачи:

-  закрепить знания  детей о единицах речи (звуке, букве, слоге, слове, предложении).

 - развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

- придумывать слова с заданными слогами, делить слова на слоги;

- закреплять образ букв, через тактильное восприятие;

- упражнять детей в чтении слов, предложений;

- проводить профилактику нарушений письма;

 - развивать зрительно-пространственную координацию, логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги;

- активизировать диалогическую речь, умение правильно формулировать ответ на поставленный вопрос;

- развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные задачи:

- воспитывать умение выполнять поставленную задачу коллективно, слушать ответы товарищей не перебивая;

 - воспитывать чувство ответственности, взаимопомощи;

Оборудование:

Демонстрационные материалы: карта; рисунок кроссворда «Замок»;

рисунок дерева и к нему слоги на магнитах; бассейн с водой; камешки с буквами; полотенце; лупы (по количеству детей).

Раздаточный материал: эмблемы сыщиков;  карточки для графического диктанта, простые карандаши; магнитные буквы; картинки (Зонт, аВтобус, стУл, волК, тапкИ) и схемы звуков к ним; кирпичики с бархатными буквами; схемы разноцветных стоп,  разноцветные круги (синий, красный, желтый, зеленый); гнездо с капсулами,  в которых слова (ласточка, кукушка, стриж, грач, скворец, аист); карточки с пословицами

Предварительная работа: работа по разделу программы: «звуко-слоговой анализ и синтез», знакомство с пословицами об учении.

Логопед: Добрый день и добрый час,

                 Мы приветствуем всех вас. Здравствуйте!

                 Встанем дружно мы в кружок,

                 За руки возьмемся,

                 А теперь мои друзья,

                 Друг другу улыбнемся.

I. Организационный момент

Логопед: Ребята, вы любите играть?  (Да) А превращаться в игре? Я знаю одну очень интересную игру с превращениями, хотите в нее поиграть?  (Да)

Послушайте веселую песенку и угадайте в кого мы сегодня будем превращаться? (Дети слушают песню гениального сыщика из м/ф «Бременские музыканты»)

Дети: В сыщиков.

Логопед: Кто такой сыщик?

Дети: Это человек, который занимается розыском.

Логопед:  А каким должен быть сыщик?

Дети: Внимательным, наблюдательным, сильным, зорким т.д.

Логопед: Молодцы! А вы готовы стать сыщиками? Скажу вам по-секрету, я член общества сыщиков. Вот видите, у меня есть значок. Возьмите значки, прикрепите их к себе на одежду. Теперь вы тоже сыщики, поздравляю.

 Нас ждут великие приключения!

II. Вводная часть

Слайд №1 Буква А говорит:

«Беда! Беда случилась в стране Грамоты! К нам в азбуку пробрался злой пират.  Он сначала перепутал все буквы, потом заставил их молчать и спрятал их на дне морском.  Вот карта, которую он потерял. Наверно по ней его можно найти. (Слайд №2) Помогите друзья».

Логопед: А вот и первое серьезное задание. Что вы узнали из новостей? Что должны сделать сыщики?

Дети: Отправиться на ее поиски.

Логопед: По пути нам придется препятствия преодолевать, пирата задания выполнять и буквы спасать. Да, непросто нам придется. Пора начинать расследование. Подойдите к столам, мы попробуем отгадать, на чем же скрылся пират.

III. Графический диктант

Логопед: Возьмите карточку и карандаш и внимательно слушайте, что я говорю. 1 клеточка вправо, 10 вниз, 4 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 1 влево, 1 вниз, 11 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 5 вправо, 1 вверх, 4 влево, 1 вверх,, 1 влево, 2 вверх 1 вправо, 1 вверх , 1 вправо, 1 вверх,  1 вправо, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 2 влево, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх.

  (Проводиться графический диктант, в результате которого на карточке должен получиться корабль)

Ну, что нам надо спешить.

IV. Физминутка

Мы ладонь к глазам приставим,             Движения соответствуют

Ноги крепкие расставим.                                   словам текста

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И — направо! И еще

Через левое плечо!

Хватит.

Выдохнуть, вдохнуть,

Отправляемся мы в путь!

V. Загадки

Логопед: Вот и подошли мы с вами к воротам страны Грамоты.

(Мольберт с рисунком замка, на замке кроссворд).

Что нам делать? Как нам быть?

 (Слайд №3 Стражник: Буду рад открыть ворота, как только вы отгадаете кроссворд. Внимательно слушайте загадки, вставьте в клеточки замка слова-отгадки.)

Кто альбом раскрасит ваш?

Ну, конечно… (Карандаш.)

Там учатся считать, писать,

Науки, страны изучать.

Она есть в городах и в селах.

Здание знаний - это …(Школа.)

Чтоб порадовал нас хлебом,

Пекарю нужна мука.

Чтоб читать учиться детям,

Нужна книга…(Азбука.)

 VI. Игра «Зашифрованное слово»

Логопед: А вот и первое место остановки пирата. Подберите схему слова к картинке. Назовите звуки в кружочках. Попробуйте составить из них слово (ЗВУКИ) Молодцы! 

VII.Буквы

Логопед: Слово вы отгадали. Посмотрим на карту, куда нам дальше идти? Пойдем к реке. Смотрите, друзья, пират разрушил мост. Давайте попробуем построить мост вот из этих кирпичиков. Выберите только те, где буквы написаны, верно, и попробуйте из них составить слово. (У детей получается слово «мост»). На каждом кирпичике буква из бархатной бумаги с правильными элементами и неверными.

VIII. Игра «Собери слово»

Логопед: Ну, что еще одно препятствие преодолели. Куда же нам идти дальше?

Дети подходят к  доске, на ней нарисовано дерево, к каждой ветке которого прикреплены листочки со слогами: количество листочков на ветке соответствует количеству слогов в слове.  

Логопед: И здесь пират побывал,

                 Все слоги разбросал.

                 Слоги постараемся мы все прочитать

                 И свои слова назвать.

Дети читают слоги, придумывают слова: ПАР - ТА, ДОС - КА, У - РОК, ЛАС - ТИК, РУЧ – КА

IX.Подвижная игра «Твистер»

Логопед: Молодцы! Все слова вы отгадали и нисколько не устали. А теперь, куда пойдем? (Мы пойдем к болоту). Будем прыгать мы по кочкам, чур, друг друга не толкать. Что бы с кочки не свалиться, надо точно по схеме шагать.

(Кочки – круги (красный, синий, желтый, зеленый; на схемах изображена правая и левая нога разноцветных цветов).

X. Игра «Сосчитай слоги»

Логопед: Все успешно перебрались? Что же еще нас ждет  впереди?

Подходят к дереву. Записка от пирата лежит под деревом. Там же гнездо с капсулами  из-под киндер-сюрпризов, в капсулах написаны слова: ЛАСТОЧКА, КУКУШКА, СТРИЖ, ГРАЧ, СКВОРЕЦ, АИСТ

А названия этих птиц я заколдовал

И слоги у них забрал.

Вы попробуйте открыть, прочитать

И количество слогов сосчитать.

Дети открывают капсулы, читают слова, определяют количество слогов в словах. Звучат голоса птиц.

Дети, вы преодолели много препятствий, чтобы найти пирата и освободить буквы. В этом вам помогли ваши знания и хорошая память.

XI. Игра «Договори пословицу»

Логопед: Прочтите начало предложения и  закончите его.  

АЗБУКА – К МУДРОСТИ … (СТУПЕНЬКА).

УЧЕНЬЕ ПУТЬ К … (УМЕНЬЮ).

БЕЗ БУКВ И ГРАММАТИКИ, НЕ УЧАТ … (МАТЕМАТИКЕ).

ПОВТОРЕНЬЕ – МАТЬ … (УЧЕНЬЯ).

ПИШУТ НЕ ПЕРОМ, А … (УМОМ).

ВОЗЬМИ КНИГУ В РУКИ - НЕ БУДЕТ … (СКУКИ).

УЧЕНЬЕ СВЕТ, А НЕУЧЕНЬЕ – …  (ТЬМА).

НЕ ЗНАТЬ – НЕ СТРАШНО, СТРАШНО – … (НЕ УЗНАТЬ).

Я – ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА … (АЛФАВИТА).

Молодцы! Сколько хороших пословиц вы знаете.

XII. Ребус «Дружба»

Логопед: Вот близится конец пути.

                Уже недолго нам идти.

                Смотрите, вот он – злой пират.

                И встрече он не очень рад!

Звучит песня пирата из м/ф «Голубой щенок»

Слайд № 4 Пират: Лежат ваши ненаглядные буквы,  на дне морском и если вы сможете достать, хотя бы 6 из них и придумать слово, тогда я освобожу и все остальные буквы.

(Дети в бассейне с водой находят камешки с буквами)

Логопед: Чтобы составить слово, попробуйте расположить  буквы от самой большой к маленькой (Дети составляют слово «Дружба»)

Пират: Караул! Сдаюсь, сдаюсь!

              Буквы выпустить клянусь.

XIII.Итог занятия

Логопед: Вы победили пирата неспроста,

                Все задания вы сделала друзья,

                В « Стране Грамоты» порядок навели,

                Пирата вы прогнали! Молодцы!

Я желаю вам новых интересных встреч и открытий в этой удивительной стране. А сегодня вы показали себя, как настоящие сыщики и за это я хочу вам подарить то, что сыщику обязательно должно пригодиться  - это лупа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада ....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Коспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "Наши гости - игрушки"

Тема: "Наши гости-игрушки" Дифференциация звуков "ч"- " т\' " Программное содержание: 1.Учить сравнивать звуки по артикуляционным и акустическим данным. 2.Развивать фонематический слух, внимание и ...

Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"

Цели и задачи:В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);Закреп...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...