Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме "Звук и буква Т"
план-конспект урока по теме
Цели и задачи:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
- Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);
- Закреплять понятия: гласный, согласный звук;
- Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
- Развивать у детей фонематический слух;
- Закреплять понятие о месте звука в слове;
- Упражнять детей в выделении звука т в начале, конце, середине слова;
- Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
- Закреплять образование существительных с помощью суффиксов – ик, - ищ;
- Развитие лексико-грамматического строя речи;
- Познакомить с буквой Т, печатать букву Т в тетрадях, знать основные отличия звука от буквы;
- Учить соотносить звук с буквой;
- Тренировать память, внимание, мышление;
- Воспитывать умение внимательно слушать учителя, выполнять поставленную задачу.
Оборудование:
Презентация для проведения НОД;
Зеркала, прищепки, домик для дыхательной гимнастики, кассы, экранчики, тетради, ручки, буквы К,О,Т, счетные палочки, домашнее задание, салфетки, цветные карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_neposredstvenno.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе по теме: «Звук и буква Т».
Цели и задачи:
В ходе интегрированной образовательной деятельности дети должны:
Научить характеризовать звук т по акустическим и артикуляционным признакам (согласный, глухой , твердый звук);
Закреплять понятия: гласный, согласный звук;
Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
Развивать у детей фонематический слух;
Закреплять понятие о месте звука в слове;
Упражнять детей в выделении звука т в начале, конце, середине слова;
Учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
Закреплять образование существительных с помощью суффиксов – ик, - ищ;
Развитие лексико-грамматического строя речи;
Познакомить с буквой Т, печатать букву Т в тетрадях, знать основные отличия звука от буквы;
Учить соотносить звук с буквой;
Тренировать память, внимание, мышление;
Воспитывать умение внимательно слушать учителя, выполнять поставленную задачу.
Оборудование:
Презентация для проведения НОД;
Зеркала, прищепки, домик для дыхательной гимнастики, кассы, экранчики, тетради, ручки, буквы К,О,Т, счетные палочки, домашнее задание, салфетки, цветные карандаши.
Образовательная деятельность | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Коммуникация | Коммуникативная деятельность | 1 слайд Организационный момент. Психологический настрой детей. - Давайте улыбнемся друг другу. Пусть занятие принесет нам всем радость общения. -Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка, трудолюбие. 2 слайд -Похлопайте в ладошки те, у кого настроение радостное, а у кого грустное. -Давайте поработаем так, чтобы у всех настроение стало радостным. Актуализация знаний детей Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? (Да.) К нам в гости сегодня пришел кот Том из мультфильма «Том и Джерри». 3 слайд Кот – это, какое животное? (Домашнее животное.) Он очень любит играть в дразнилки. Давайте поиграем вместе с ним. Я буду произносить звуки беззвучно, а вы будете их называть. Ветер с листьями играет у – у (Дети узнают и называют звуки) Листья с веток обрывает и – и Листья желтые летят о – о Прямо под ноги ребят а – а А, О, У, И – это что за звуки? (Гласные звуки) - Почему они гласные? 4 слайд А теперь вспомним, какие согласные звуки мы знаем. Назовите мне, губной, согласный, глухой, твердый звук. (п) Назовите его пару. Дайте характеристику звуку [К] [К']. 5 слайд Почему они согласные? |
Физическая культура | Двигательная деятельность | 6 слайд Развитие мелкой моторики рук. - А сейчас разогреем наши пальчики. Превратились в кота Возьмите прищепку и повторяйте за мной. Кусается сильно Том – глупышка, Думает, что это не палец, а мышка. Но, я, же играю с тобой малыш, А будешь кусаться, скажу тебе «Кыш»! 7 слайд Артикуляционная гимнастика. А, теперь ребята покажем Тому, как мы укрепляем язычок, чтобы научиться выговаривать правильно звуки. 8 слайд (Делают упражнения с зеркалами.) Том утром встал, 9 слайд Чистить зубки побежал. Вправо-влево, вправо-влево Чистим зубки мы умело. Пополощем ротик, Как чистюля котик. 10 слайд Томик наш расческу взял И причесываться стал. Мы за ним не отстаем: Все покажем язычком. 11 слайд А теперь чаек попьем. Чай мы в чашечку нальем. Томик сыт, томик рад! Томик любит всех ребят! 12 слайд А теперь язык наш- мяч. Начинаем футбольный матч! Гол забили мы! Ура! Вот и закончилась игра. 13 слайд Как сметану любит котик? Оближи скорее ротик. Развитие дыхания. Тома есть любимый друг, он живет в домике. Мы узнаем его только тогда, когда подуем на занавески. (Дуют на окошко домика.) Кто же спрятался в домике? (Мышка Джерри.) 14 слайд |
Коммуникация | Коммуникативная деятельность | Сообщение темы. Сегодня мы вместе с Томом будем изучать новый звук, а какой вы догадаетесь сами. Этот звук услышишь в стуке вагонных колес. 15 слайд Молоток стучит. 16 слайд Этот звук есть в имени нашего гостя Тома. Вы уже догадались? (Это звук Т.) 17 слайд Акустико – артикуляционный образ звука. Произнесите звук Т. (Хоровое и индивидуальное произнесение звука Т с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом.) Что делают губы? (Губы слегка растянуты в улыбке.) Что делает кончик языка (Кончик языка касается верхних передних зубов.) Что происходит с воздухом? Воздух не выходит свободно, он встречает преграду- язык и верхние зубы.) Значит, какой звук Т? (Звук Т – согласный звук.) А теперь, послушайте, как я твердо произношу звук: т – т - т. Согласный звук Т – твердый, обозначаем фишкой синего цвета. (Воспитатель выставляет фишку синего цвета) . Посмотрите звук Т – глухой или звонкий? Приложите руку к горлышку. (Прикладывают руку к горлышку тыльной стороной.) Что происходит с горлышком? (Горлышко молчит.) Значит звук Т – глухой. 18 слайд Дайте характеристику звуку Т. (Звук Т – согласный твердый глухой звук (воздушная струя встречает преграду, обозначаем фишкой синего цвета.) |
Социализация | Игровая деятельность | 19 слайд Развитие фонематического восприятия. Давайте поиграем с Томом. Навострили ушки, ушки на макушке. Я буду произносить звуки, а вы поднимите воздушный синий шарик, если услышите звук Т. Ряд звуков: п, а, т, к, м, д, о, т. (Дети поднимают воздушный шарик, когда услышат звук Т.) Ряд слогов: АТ,АК, АП, ИТ,УП,ТУ,ДУ,ПЫ,ТЫ ИЗ ряда слов: 20 слайд Паук 21 слайд ---Танк 22 слайд --платок 23 слайд ---Самолет 24 слайд ---часы Чистоговорки Кот Том любит мастерить из дерева разные предметы, он стучит молотком вот так: Тук – тук – так. (Повтори …. ) (Дети повторяют индивидуально.) Гвоздь не забивается, Том сердится. Тук – так – тук. (Повтори) Вдруг молоток упал и покатился с лестницы вниз. Утк – атк – утк. Атк – утк – утк. |
Физическая культура | Двигательная деятельность | 25 слайд Физкультминутка. Вышел кот погулять Хочет с нами поплясать, Вы скорее выходите Вместе с Томом попляшите подняться, подтянуться согнуться, ног коснуться присесть прыгнуть тихонько спинку выгнуть на место тихо сесть (Выполнение движений по тексту) |
Социализация, комуникация | Продуктивная деятельность | Знакомство с буквой Т. Ребята, мы с вами говорили о звуке, но каждый звук обозначается буквой. Чем отличается звук от буквы? 26-27 слайд 28 слайд Воспитатель показывает букву. Т На что похожа буква т. Гриб на букву Т похож. С толстой ножкой. Ну и что ж! Потрудитесь - ка немножко: Палка - шляпка, палка ножка. 29 слайд Из каких элементов состоит буква т. Выложите букву Т из счетных палочек. (Выкладывание буквы из счетных палочек.) Откройте кассы и найдите букву т. 30 слайд Работа в тетрадях. -нарисуем полоски грозному коту - напиши букву Т (сначала в воздухе) - назвать те предметы в названиях, которых звук т стоит в начале слова, в конце слова - раскрасить те предметы, названия которых заканчиваются на букву т - обсуждение пословицы: Терпенье и труд - все перетрут. - составление предложений по картинкам 31 слайд Чтение слог и слов |
Социализация | Игровая деятельность | Игра «Живые буквы» Кот-ток То, что течет по проводам и доставляет в наши дома и квартиры свет и тепло, связывает нас с внешним миром посредством сети интернет и с помощью телефонной связи. Ток опасен, он может убить человека. 32 слайд |
Социализация, комуникация | Продуктивная деятельность | 33-36 слайд Схема слова Кот -Ребята, а сейчас мы составим схему слова Кот. (Шкатулочки) -сколько слогов в слове кот? - сколько звуков, -сколько букв? - На какой звук падает ударение? - Какой первый звук? (Звук к.) Дайте звуку [к ]характеристику. (к – согласный звук, глухой, твердый обозначаем фишкой синего цвета.) - Какой второй звук вы слышите ? (Звук о) Дайте характеристику звуку. (звук о-гласный, обозначаем фишкой красного цвета) - Назовите 3 звук в слове? (Т– согласный звук,глух, тверд обозначаем фишкой синего цвета) Откройте кассы и составьте слово КОТ |
Социализация | Игровая деятельность | 37 слайд Лексика (грамматический строй речи) . Том предлагает закончить стихотворную строчку. В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка. Кто же это?. (Мышка Джерри.) Давайте, их сравним У мышки усики, у кота. ? (усищи) У мышки лапки, а у кота. ? (лапищи) У мышки хвостик, а у кота.? (хвостище) У мышки носик, а у кота. ? (носище) |
Социализация | Коммуникативная деятельность | Итог Кто был у нас в гостях? 38 слайд Том, спрашивает : «С какого звука начинается его имя»? 39 слайд Дайте ему характеристику? 40 слайд Молодцы. Понравилось вам занятие. Давайте посмотрим. Похлопайте те, у кого оно стало лучше. 41 слайд Том благодарит вас и за ваше трудолюбие дарит вам воздушные шары синего цвета. Д/з: раскрасить черно-белую фотографию Тома и Джерри, составить рассказ по этой фотографии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по формированию звукопроизношения в подготовительной логопедической группе. Тема: «Звук и буква «У»
Научить детей четко произносить звук «У»; учить определять позицию звука «У» в словах;познакомить с буквой «У»; развивать фонематический слух у детей....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе Тема. «Звуки "М", "Мь". Буква "М"»
Обучение элементам грамоты...
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе "Учимся играя"
В рамках проекта "Моя первая Азбука" в нашей группе прошло открытое занятие для родителей воспитанников с ОНР по обучению грамоте "Учимся играя" ....
Рабочая программа по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе
перспективное планирование, работа с родителями...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Предварительная работа : изучение особенностей строения скелета человека, химического состава костной ткани, функций опорно-двигатательного аппарата. причины нарушения осанки, и развития плоскос...
Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе. Тема: «Путешествие по любимым сказкам»
Цель: совершенствовать у детей навык звуко-слогового анализа и синтеза.Задачи.Коррекционно-образовательные.активизация словаря;повторение и закрепление знаний детей о сказках;упражнение в умении...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
Технологическая карта по мероприятию на тему "И как только с этим жить...". Показана технология работы социального театра....