Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
план-конспект на тему
Занятие по обучению грамоте с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyati1.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия
по обучению грамоте в подготовительной группе.
Тема. Звуки [З], [З’]. Буква З.
Задачи.
- Коррекционно-развивающие:
- Закрепление правильного произношения и дифференциация звуков [З] - [З’].
- Развитие фонематического слуха и восприятия.
- Развитие памяти, внимания, мышления.
- Развитие мелкой моторики.
- Образовательные:
- Знакомство с буквой З.
- Закрепление навыков звукового анализа.
- Чтение обратных и прямых слогов с буквой М.
- Составление слов из слогов, чтение слов.
3. Воспитательные:
- Воспитание познавательного интереса к занятиям.
- Воспитание общеучебных навыков.
Оборудование: 2 куклы (в синей одежде и в зелёной одежде), цветы для д/игры «Звуковая полянка», предметные картинки, наборное полотно, зеркала, шерстяные нитки и бархатная бумага, д/пособие «Незабудки» для чтения слогов, цветовые символы звуков, разрезная азбука, магнитная доска, индивидуальные карточки со слогами для составления слов.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Детям предлагается из перечисленных слов выбрать лишнее:
- Морковка, капуста, забор, огурец.
- Заяц, ласточка, скворец, грач.
- Шуба, куртка, рубашка, зубы.
- Москва, Курган, завод, Екатеринбург.
Лишние картинки выставляются на наборном полотне.
- Какой звук слышится во всех этих словах? (звук [з])
На наборное полотно в нижний ряд выставляются картинки с изображением зебры, газеты, зимы, корзины.
- Какой звук вы услышали в этих словах?
- Сегодня мы будем сравнивать звуки [З], [З’] , читать слоги, составлять и читать слова с буквой З.
II. Основная часть.
1. Представление гостей: кукол Зои и Зины.
- Сегодня к нам в гости пришли 2 куклы : Зоя и Зина.
- Какой звук вы слышите в начале слова Зоя?
- Какой звук вы слышите в начале слова Зина?
2. Характеристика звуков [З], [З’] по артикуляторным и акустическим признакам.
[З] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом; при произношении звука губы в улыбке, зубы сближены («заборчик»), кончик языка прячется за нижними зубами)
[З’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом; при произношении звука губы в улыбке, зубы сближены («заборчик»), кончик языка прячется за нижними зубами, средняя часть языка приподнята)
- Чем похожи звуки, чем отличаются?
- Давайте посадим Зою на синий стульчик, а Зину на зелёный.
3. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Выяделение на слух из четверостишья слов со звуками[З], [З’]
Зоя и Зина взяли корзины.
Зоя и Зина в лесочек пошли.
Зоя собрать захотела землянику,
Зина собрать захотела грибы.
Д/игра «Пианино» (интонационное воспроизведение слоговых рядов)
- Зоя и Зина принесли каждому из вас пианино и предлагают вам проиграть песенки твёрдого звука [З] на синих клавишах (за-зо-зу-зы-зэ) и мягкого звука [З’] на зелёных (зя-зё- зю-зи-зе).
Д/игра «Звуковая клумба»
- Зоя и Зина очень любят цветы, они посадили около своего дома клумбу, а какая получилась клумба, вы сейчас отгадаете.
- Я ставлю на стол предметы, а вы определяете первый звук в слове и кладёте цветок соответствующего цвета ( замок, зеркало, улитка, земляника, звезда)
(На переносной доске выложены цветочки в нужной последовательности, дети проверяют правильность выполнения.)
- Дети, посмотрите внимательно на выставленные предметы. Как вы думаете, какой предмет лишний, почему? (Лишняя улитка, потому что в этом слове нет [з], а в остальных есть)
Д/и «Почта»
Детям предлагается разложить пришедшие по почте открытки Зое и Зине в зависимости от наличия в словах звуков [З] или [З’].
4. Физкультминутка.
Д/и с мячом «Подставь звук».
Детям кидается мяч и называются слова без первого звука ( …олото, …имний, …акат, …начёк, …агадка, …накомый, …аноза, …авод, …вонок) дети возвращают мяч называя слово с первым звуком.
- Гимнастика для глаз с комариком и произношением [З].
Закреплённый на палочке комарик (картинка или игрушка) перемещается в разных направлениях. Дети сопровождают его движение глазами, одновременно произнося звук [з].
- Звукобуквенный анализ.
Дети возвращаются за столы отгадывают загадки и выполняют звукобуквенный анализ слов – отгадок зима, зонт.
Снег на полях,
Лёд на водах,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает?
Себя он раскрывает,
Тебя он закрывает,
Только дождичек пройдёт,
Сделает наоборот.
- Закрепление графического образа буквы З
- Написание буквы З в воздухе двумя руками попеременно и одновременно.
- Выкладывание буквы ниточкой на бархатной бумаге.
- Чтение слогов и слов с буквой З.
- Детям предлагается прочитать слоги по пособию «Незабудки»
На незабудках написаны гласные буквы: а, о, у, ы, и. К комарику прикрепляется буква З. Комарик садится на цветок, получается слог, дети читают.
- Предлагается подумать, какие слова могут начинаться со слога за-, зу-, зы-, зи-
- Задание по индивидуальным карточкам (составление слов из слогов и их чтение).
III. Итог занятия.
- Какие звуки мы сегодня сравнивали вместе с Зоей и Зиной?
- Чем похожи звуки [З] и [З’]. Чем они отличаются?
- Нарисуйте в воздухе букву З.
- Зоя и Зина написали для вас буквы З. Подумайте, на что эти буквы похожи. Вечером дорисуйте нужные детали и превратите буквы в весёлые картинки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "
В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»
Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Дифференциация звуков П - Б"
Занятие разработано для детей 6 лет, имеющих речевые нарушения....
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»
Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти,сове...