Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе.
план-конспект на тему

Лемешкова Ольга Владимировна

Занятие по обучению грамоте  с использованием интересных игровых приёмов и упражнений проводится в подготовительной группе детского сада .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_logopedicheskogo_zanyati1.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия

 по обучению грамоте в подготовительной группе.

Тема. Звуки [З], [З’]. Буква З.

Задачи.

  1. Коррекционно-развивающие:

-  Закрепление  правильного  произношения  и  дифференциация звуков                  [З]  - [З’].

-  Развитие фонематического слуха и восприятия.

-  Развитие памяти, внимания, мышления.      

-  Развитие мелкой моторики.

  1. Образовательные:

      -  Знакомство с буквой З.

      - Закрепление навыков звукового анализа.

      - Чтение обратных и прямых слогов с буквой М.

      - Составление слов из слогов, чтение слов.

3.  Воспитательные:

     - Воспитание познавательного интереса к занятиям.

     - Воспитание общеучебных навыков.

Оборудование: 2 куклы (в синей одежде и в зелёной одежде), цветы для д/игры «Звуковая полянка», предметные картинки, наборное полотно, зеркала, шерстяные нитки и бархатная бумага, д/пособие «Незабудки» для чтения слогов, цветовые символы звуков, разрезная азбука, магнитная доска, индивидуальные карточки со слогами для составления слов.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Детям предлагается из перечисленных слов выбрать лишнее:

  1. Морковка, капуста, забор, огурец.
  2. Заяц, ласточка, скворец, грач.
  3. Шуба, куртка, рубашка, зубы.
  4. Москва, Курган, завод, Екатеринбург.

Лишние картинки выставляются на наборном полотне.

-  Какой звук слышится во всех этих словах? (звук [з])

На наборное полотно в нижний ряд выставляются картинки с изображением зебры, газеты, зимы, корзины.

- Какой звук вы услышали в этих словах?

- Сегодня мы будем сравнивать звуки [З], [З’] , читать слоги, составлять и читать слова с буквой З.

II. Основная часть.

1.  Представление гостей: кукол Зои и Зины.

- Сегодня к нам в гости пришли 2 куклы : Зоя и Зина.

- Какой звук вы слышите в начале слова Зоя?

- Какой звук вы слышите в начале слова Зина?

2. Характеристика звуков  [З], [З’] по артикуляторным и акустическим признакам.

[З] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синим цветом; при произношении звука губы в улыбке, зубы сближены («заборчик»), кончик языка прячется за нижними зубами)

[З’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёным цветом; при произношении звука губы в улыбке, зубы сближены («заборчик»), кончик языка прячется за нижними зубами, средняя часть языка приподнята)

- Чем похожи звуки, чем отличаются?

- Давайте посадим Зою на синий стульчик, а Зину на зелёный.

3. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Выяделение на слух из четверостишья слов со звуками[З],  [З’]

        Зоя и Зина взяли корзины.

        Зоя и Зина в лесочек пошли.

        Зоя собрать захотела землянику,

        Зина собрать захотела грибы.

Д/игра «Пианино» (интонационное воспроизведение слоговых рядов)

- Зоя и Зина принесли каждому из вас пианино и предлагают вам проиграть песенки твёрдого звука [З] на синих клавишах (за-зо-зу-зы-зэ) и мягкого звука [З’] на зелёных (зя-зё- зю-зи-зе).

Д/игра «Звуковая клумба»

- Зоя и Зина очень любят цветы, они посадили около своего дома клумбу, а какая получилась клумба, вы сейчас отгадаете.

- Я ставлю на стол предметы, а вы определяете первый звук в слове и кладёте цветок соответствующего цвета ( замок, зеркало, улитка, земляника, звезда)

(На переносной доске выложены цветочки в нужной последовательности, дети проверяют правильность выполнения.)

- Дети, посмотрите внимательно на выставленные предметы. Как вы думаете, какой предмет лишний, почему? (Лишняя улитка, потому что в этом слове нет [з], а в остальных есть)

Д/и «Почта»

Детям предлагается разложить пришедшие по почте открытки Зое и Зине в зависимости от наличия в словах звуков [З] или [З’].

4.  Физкультминутка.

Д/и с мячом «Подставь звук».

 Детям кидается мяч и называются слова без первого звука ( …олото, …имний, …акат, …начёк, …агадка, …накомый, …аноза, …авод, …вонок) дети возвращают мяч называя слово с первым звуком.

  1. Гимнастика для глаз с комариком и произношением [З].

Закреплённый на палочке комарик (картинка или игрушка) перемещается в разных направлениях. Дети сопровождают его движение глазами, одновременно произнося звук [з].

  1. Звукобуквенный анализ.

Дети возвращаются за столы отгадывают загадки и выполняют звукобуквенный анализ слов – отгадок зима, зонт.

Снег на полях,

Лёд на водах,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Себя он раскрывает,

Тебя он закрывает,

Только дождичек пройдёт,

Сделает наоборот.

  1. Закрепление графического образа буквы З

  1. Написание  буквы З в воздухе двумя руками попеременно и одновременно.
  2. Выкладывание буквы ниточкой на бархатной бумаге.

  1. Чтение слогов и слов с буквой З.
  1.  Детям предлагается прочитать слоги по пособию «Незабудки»

На незабудках написаны гласные буквы: а, о, у, ы, и. К комарику прикрепляется буква З. Комарик садится на цветок, получается слог, дети читают.

  1.  Предлагается подумать, какие слова могут начинаться со слога за-, зу-, зы-, зи-
  2. Задание по индивидуальным карточкам (составление слов из слогов и их    чтение).

III. Итог занятия.

- Какие звуки мы сегодня сравнивали вместе с Зоей и Зиной?

- Чем похожи звуки [З] и [З’]. Чем они отличаются?

- Нарисуйте в воздухе букву З.

-  Зоя и Зина написали для вас буквы З. Подумайте, на что эти буквы похожи. Вечером дорисуйте нужные детали и превратите буквы в весёлые картинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе" Звуки"К-Кь", Буква"К"

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."

Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные н...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Приключения в стране Грамоты "

В конспекте подобраны игровые упражнения, направленные на закрепление навыка звукового анализа и синтеза состава слова, которые помагают нормализовать процесс фонемообразования и подготавливают детей ...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР) «Путешествие за сокровищами»

Цели и задачи занятияКоррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музык...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте (в подготовительной группе) «Путешествие за сокровищами»

Продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов, развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти,сове...