Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе "Звуки [Д], [Дь] и буква Д."
план-конспект урока по теме
Данное занятие было составлено к МО учителей-логопедов города-курорта Ессенутки по моей аттестации на I квалификационную категорию по теме "развитие графо-моторных навыков у детей, имеющих различные нарушения речи". Он связан с лексичекой темой недели в декабое 2009 года "Продукты питания" и соответствующему занятию тематического плана по обучению грамоте "Буква "Д".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_7.docx | 316.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно-образовательные:
- познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. - совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными
буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.
Коррекционно-воспитательная:
- воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.
ОБОРУДОВАНИЕ: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» ( страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.
~ ХОД:
Орг. момент: «1 на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).
I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.
II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики
Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову).
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»).
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному
Творогу немножечко, на обеих руках, начиная с
Масла, простоквашки, мизинцев).
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку).
Молоко коровье».
III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ).
«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло
и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…
- сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.
IY. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).
Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).
Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)...
Y. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).
Что мы сейчас делали?
Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.
«Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?
YI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?
YII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:
В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).
Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).
А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).
Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).
Давайте проверим, правы вы или нет?
1,2,3,
А ну-ка, посмотри!»
YIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».
Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:
Букву А не допишу,
На подставку помещу.
Провоцирую детей на исправление моих ошибок.
IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».
X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!
XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».
Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит. Что мы сейчас делали?
XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».
XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:
ДЛЯ ОЛИ (левша):
Мы ручку правильно берём. Я ручку правильно возьму:
Кладём на средний палец, На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижмём, Теперь большим её прижму,
А указательным ведём, И указательным держу.
Чтоб буквы получались. От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.
(На букву справа я смотрю).
Что вы сейчас сделали?
Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.
XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».
XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».
Руки сложены в шалаш Распрямлённую ладошку Привезли огромный камень
Между ними – карандаш. Наклони теперь немножко. И поставили фундамент.
Мы закончили едва, Карандаш затем возьми, Дом теперь красив стоит -
Получилась буква «А». Между пальцами зажми. Это буква «Д» стоит.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».
Мы построили карниз, Карандаш покрепче взяли Мы ладошку изогнём
А теперь посмотрим вниз. В кулачок его зажали. (Только левую притом)
Что такое? Вот те раз – Правую ладонь должны Что у нас за буква здесь?
Это буква «Б» у нас! Прижать с правой стороны Ну, конечно, буква «С».
Вот и вышла буква «Ы».
Что мы сейчас делали?
XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?...»
Что мы сейчас делали?
XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.
Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).
XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово - ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово - ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».
Что мы сейчас делали?
XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III уровня
Тема занятия "На базар ходили мы..."-проводилась с подгруппой детей, посещающих подготовительную к школе группу детей с общим недоразвитием речи 3 уровня. Проводилась предварительная работа по а...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР. Тема: "Звук и буква С"
Занятие направлено на знакомство со звуком и буквой "С", на автоматизацию звука с словах, словосочетаниях и предложениях . Для поддержания интереса к материалу использовались словесные и дидакти...
Конспект открытого логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Звук "З" и буква "З".
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук "З" и буква "З"....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"
В конспекте представлен авторский подход к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук О"
В конспекте представлен авторский подход к обучению детей старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: "Путешествие в Буквалэнд"
Конспект по обучению грамоте...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности.Тема занятия"Звук а.Буква Аа.
Тема занятия " Звук а.Буква Аа....