Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания
материал по теме

Зеленина Ирина Александровна

Самоанализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ

педагогической деятельности

учителя истории и обществознания

первой квалификационной категории

МКС (К)ОУ С(К)ОШ № 60 VIII вида

Зелениной Ирины Александровны

за 2012-2013 учебный год

        Тема самообразования:  « Использование игр на уроках истории и во внеурочной деятельности   как средство формирования положительной  мотивации к обучению у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

          Цель моей педагогической деятельности: сформировать    познавательный  интерес у учащихся с ограниченными возможностями здоровья к  урокам истории посредством  использования в работе  игр.

         Задачи:

1. Проведение диагностики  сформированности знаний,  учебных навыков и возможностей каждого ученика в обучении истории.

2. Формирование положительного отношения к изучаемому предмету, раскрытие его жизненного значения и смысла.

3.Внедрение  в процесс обучения  методов  активной работы, способствующих развитию познавательного интереса  к предмету.

4.Разработка системы дидактических игр, направленных на активизацию познавательной

деятельности учащихся. Над данной темой работаю первый год.

          Решать поставленные задачи начала:

        - с изучения научно-методической литературы;

        - определения  наиболее  целесообразных  методов  и  приёмов работы

        - изучения опыта коллег по данной проблеме;

        - диагностики индивидуальных особенностей и возможностей каждого ученика в обучении  

        - систематизации изученных материалов

В своей педагогической деятельности руководствуюсь принципами:

 Коррекционно - развивающего обучения:

  • принцип коррекционной направленности;
  • принцип воспитывающей и развивающей направленности;
  • принцип научности и доступности обучения;
  • принцип систематичности и последовательности в обучении;
  • принцип коммуникативной направленности;
  • принцип связи обучения с жизнью;
  • принцип наглядности в обучении;
  • принцип сознательности и активности;
  • принцип индивидуального и дифференцированного подхода;
  • принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков;

      Для проведения уроков  использую разнообразные информационные источники: специальную литературу, справочники, энциклопедии,  учебно–методические пособия, видеофильмы,  аудиозаписи, компьютерные  презентации. Из средств обучения использую наглядные пособия: настенные карты, картины, атласы, таблицы, диаграммы, схемы; ТСО: компьютер, DVD; дидактический материал: разноуровневый раздаточный материал, печатный; учебную литературу: учебники, пособия, хрестоматии,  дополнительную литературу. Постоянно работаю над пополнение учебного материала, созданием банка разноуровневых заданий по каждому классу, по каждой теме.

Методы активного обучения, которые я использую в своей педагогической деятельности:

  • Игровые методы (учебные и дидактические игры, игровые приемы и ситуации)
  • Деловые игры
  • Информационные технологии

Деловая игра — метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам. Например, на уроках провожу  деловую игру, где учащимся предлагается роль нашего современника или потомка, изучающего исторические события (археолога, писателя).  Либо игра- исследование, которая строится также на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но в отличие от предыдущей формы основана на индивидуальных действиях "героя", который пишет письмо,   газетную статью,  о том или ином историческом событии.

      Дидактическая игра.  Практика показала, что уроки истории с использованием игровых ситуаций, театрализованных форм, делают увлекательным учебный процесс, способствуют, появлению активного познавательного интереса школьников. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и «действуют» люди – участники исторической драмы.   В своей педагогической деятельности использую:

  • Игры обучающего содержания (настольно – печатные, словесные, кроссворды, ребусы и.д.)
  • Творческие сюжетно-ролевые игры, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «КВН», игры – драматизации, Аукционы  и т.д.
  • Игры-состязания, в которых устраиваются соревнования между группами учеников, реже проводятся между отдельными учениками. В ходе таких игр возможна быстрая проверка знаний хронологии, отдельных событий, исторических деятелей, усвоение терминов. Например, игры типа “Знаешь ли ты?; Назови дату, событие и др.”. Такие игры могут быть устные, а могут и письменные на карточках.
  • Хронологические игры.  Учитель не просто называет событие, а зачитывает стихотворные отрывки, по которым ученики должны определить, о каком событии сообщается, когда оно произошло.  Игра: «Часы» (когда перечисляются события без указания даты, а ученику нужно расставить их в хронологической последовательности и назвать дату)
  • Игры- путешествия  (они носят характер, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам).
  • Интеллектуальные игры, игры – упражнения,  головоломки, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
  • игры с готовыми правилами игры, которые используется как средство развития познавательной активности детей.  Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело, скрыта дидактическая цель

     При разработке  дидактических игр я использую разнообразный спектр средств обучения:

-Работа с учебником.

-Использование аппарата учебника.

-Иллюстрации учебного пособия.

-Исторические карты.

-Учебные исторические картины.

-Учебные фильмы, видеофильмы,  художественные альбомы и открытки.

-Тексты художественных произведений.

-Творческие работы самих учащихся – рисунки, поделки, лепка, исторические миниатюры.  

   Игры я использую всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные. Школьники с отклонениями в развитии в результате игр тренируют работу анализаторов, развивают инициативность, сообразительность, воображение, мышление, речь, воспитывают чувство товарищества. Таким образом, можно сделать вывод, что роль игры в жизни школьника имеет большое коррекционное воздействие и является одним из эффективных методов обучения школьников с отклонениями в развитии и способствуют созданию адаптивной образовательной среды для развития личности каждого участника образовательного процесса.Игры по истории позволяют однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать занимательную форму. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют деятельность учащихся, развивают внимание, память, речь, обогащают словарь.

В учебно педагогическом процессе работа по формированию и развитию личности в адаптивной образовательной среде реализовалась:

  • Выступление на методическом  объединении гуманитарного цикла  по

  теме « Использование игр на уроках истории и во внеурочной деятельности   как средство формирования положительной  мотивации к обучению у ОВЗ»   -   март 2013

  • Открытый урок в 8 классе «Тема: Начало правления Петра I» ноябрь 2012 год
  • Тематические беседы по классам к 70 – летию  Сталинградской битвы ( 7-10 классы) февраль 2013год
  • Слайд программа и викторина «К 100 – летию  А.И. Покрышкина» (6-10 классы) март 2013 год
  • Оформление стенда к  100 – летию  А.И. Покрышкина»
  • Беседы,  посвященные дню памяти  Чернобыльской катастрофы апрель 2013

Постоянно повышаю уровень своей квалификации:

  • В   2012 году прошла курсы повышения квалификации:

ГАОУ ДПО НСО НИПКиПРО по  «Олигофренопедагогике»   тема «Современные подходы к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в вариативных формах образования» - 72 часа

  • Посетила  Городской семинар «Коррекционная направленность уроков и внеурочных занятий в специальной (коррекционной) школе VIII вида» в МКС (К) ОУ С(К) ОШ № 31, 62-  ноябрь 2012 год
  • Прошла процедуру аттестации в декабре 2012 года ( подтверждение 1 квалификационной категории)
  • В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами  теоретического и методического характера в журнале и газете «Преподавание истории и обществознания школе», «Дефектология», «Учительской газете», «  на сайтах интернета «Каталог образовательных ресурсов по истории», «Интернет-сообщество учителей истории и обществознания в Проекте  «Сеть творческих учителей», «Методика преподавания истории на проекте «Хронос», «Компьютер на уроках истории, обществознания и права», « Общественные дисциплины на сайте «Педсовет», беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, актуальными и приемлемые в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ учителя истории и обществознания

«Надо учить не содержанию науки, а деятельности  по её освоению»  В.Г.Белинский...

Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания Левашко Галины Анатольевны по теме: «Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»

Обобщение педагогического опытаучителя истории и обществознанияЛевашко Галины Анатольевныпо теме:«Интерактивное обучение на уроках истории и обществознания»...

самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"

Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания ...

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания.

Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания  ...

Представление педагогического опыта работы по теме «Деятельностная система в обучении истории и обществознания» Зотовой Н.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»

В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты аспекты повышения эффективности уроков истории и обществознания. Представлен метод планирования и организации учебного ...