Самоанализ работы учителя истории и обществознания
материал по истории на тему
Предварительный просмотр:
Самоанализ
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ №13
Ащеуловой Марины Михайловны
На современном этапе в России формируется общенациональная образовательная политика, главная задача которой - достижение современного качества образования, его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Согласно Концепции модернизации российского образования, основным результатом образования должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.
В своей педагогической деятельности стараюсь следовать главной цели: на основе познавательной самостоятельности учащихся создать условия для становления социально успешной личности через урочную и внеурочную деятельность по предмету.
Я работаю над следующей проблемой: «Преподавание истории и обществознания в рамках перехода на ФГОС».
Знание основных документов в сфере образования позволяет мне правильно определять задачи исторического образования учащихся. Задачи преподаваемого мной предмета, сформулированные в программах Министерства образования РФ для общеобразовательных школ, являются руководством к действию и лежат в основе программ, которые я составляю (или корректирую) ежегодно, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, творческий потенциал класса.
В 2012 - 2013 учебном году имею следующую учебную нагрузку:
Класс | История | Обществознание | Всего часов |
5 А | 2 | 2 | |
5 Б | 2 | 2 | |
5 В | 2 | 2 | |
7 А | 1 | 1 | |
7 Б | 2 | 1 | 3 |
7 В | 2 | 1 | 3 |
8 А | 2 | 1 | 3 |
8 Б | 2 | 1 | 3 |
8 В | 2 | 1 | 3 |
8 Г | 2 | 1 | 3 |
Общая нагрузка на 2012-2013 учебный год составляла 25 часов.
Важную роль в обучении истории и обществознания играет методическое обеспечение: учебно-методические и наглядные пособия, дидактический материал, технические средства обучения, поэтому постоянно работаю над пополнением учебного материала в кабинете, над созданием банка вариативных заданий по каждому классу, по каждой теме. По истории и обществознанию работаю по УМК издательства «Просвещение». По всеобщей истории - авторы А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина, Н.В.Загладин; по истории России - авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина; по обществознанию – Л.Н.Боголюбов. В пятом классе взят новый учебник авторов Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина. История Дремнего мира: 5 класс издательства Вента-Граф. – основанием для выбора явился методический аппарат учебника ориентированный на развитие системы умений в рамках проектной деятельности.
Учебно-методический комплекты, реализуемые в ОУ в 2012-2013уч. году
Предмет, класс | УМК |
История 5 класс |
|
История, 7 класс | 1. А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история 1500 – 1800. 7 класс. Учебник. Просвещение. 2. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XVI - XVIII века. 7 класс. Учебник. Просвещение. 3. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XVI - XVIII века. 7 класс. Рабочая тетрадь. Просвещение |
История, 8 класс | 1. А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история 1800 – 1900. 8 класс. Учебник. Просвещение. 2. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX века. 8 класс. Учебник. Просвещение. 3. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина. История России XIX века. 8 класс. Рабочая тетрадь. Просвещение |
Обществознание, 7 класс |
|
Обществознание, 8 класс |
|
Основанием для выбора послужило наличие разработанных рабочих программ, методических пособий для учителя, учебников, контролирующих материалов.
Учебно-методический комплекс отвечает следующим требованиям:
1. Соответствует стратегии модернизации содержания образования – федеральному компоненту образовательных стандартов первого поколения.
2. Соответствует современному уровню базовой науки
3.Соответствует возрастным особенностям обучающихся, их познавательным интересам и возможностям.
4. Обеспечивает преемственность содержания.
5. Раскрывает межпредметные связи.
Учебники входят в федеральный перечень пособий, прошедших экспертизу, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в образовательном процессе.
Используя в работе данные УМК, изменяя и дополняя их в соответствии с возможностями учащихся, добиваюсь положительных результатов в создании условий для самореализации и саморазвития учащихся.
На уроках обществознания, истории мною используются цифровые образовательные продукты: иллюстративные материалы, обучающие и контролирующие программы, электронные учебники, сайты Интернет. Владея информационными технологиями я сформировала банк мультимедийных материалов, позволяющих разнообразить урок элементами аудиовизуального ряда. Это электронные таблицы к содержательным линиям предмета «Обществознание», иллюстративные и контролирующие материалы, презентации. Материалы банка используются обучающимися в ходе самоподготовки и самоконтроля знаний и умений по предмету.
В своей работе использую оптимальное сочетание традиционных и новых технологий, а именно: технология дифференцированного обучения, индивидуализации обучения ( Инге Унт, А.С. Границкая), гуманно – личностная технология Ш. А. Амонашвили; теории и технологии развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, З.И.Калмыковой. Наряду с вышеперечисленными технологиями в процессе обучения предмету и в воспитательной работе использую современные образовательные технологии ТРИЗ, РКМ, проектный и исследовательский метод обучения, в том числе информационно-коммуникационные. Имею свой сайт в сети интернет.
Главное в этих технологиях – это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, общим анализом хода и результатов труда. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность учителю помочь ученикам поверить в свои силы, разбудить в них лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Также в своей преподавательской деятельности использую проблемное обучение, опорные конспекты. Все эти образовательные технологии , в сочетании с современными информационными технологиями, позволяют мне развивать интерес к истории и обществознанию у школьников и достичь хороших результатов в обучении, а также создать благоприятный психологический климат в классе, поставить каждого ученика в ситуацию успеха, в полной мере раскрыть его способности, избежать перегрузки при подготовке домашнего задания и на уроке.
Результаты деятельности обучающихся (призовые места)
Мероприятия | Название | Уровень | Место |
1.VI научно-исследовательская конференция обучающихся | «Летопись школы» | район | III |
2.Конкурс презентаций «Летопись родного края» НОУ ИНО | «Их именами названы улицы. Улица Кирова» | регион | III |
3.Конкурс презентаций «Летопись родного края» НОУ ИНО | «Памятник Суворову» | регион | III |
4.Конкурс презентаций «Летопись родного края» НОУ ИНО | «Их именами названы улицы. Улица 11 гв.армии» | регион | II |
5.Олимпиада среди учащихся 5-8 классов по истории | район | III |
Моя педагогическая система включает в себя следующие компоненты:
- Система уроков традиционной и нетрадиционной формы обучения.
Наряду с традиционными, в системе планирую и провожу уроки деятельностного характера: практикумы, лабораторные занятия, уроки презентации образовательных продуктов, созданных индивидуально или в группе, семинарские занятия. Исходя из этого, определяю формы, приемы, методы преподавания.
Не менее 50% учебного времени отвожу на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
- работу с источниками;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- анализ современных общественных явлений и событий;
- написание творческих работ – эссе;
- создание школьных проектов.
Уделяю внимание научно-исследовательской работе, мои ученики принимают участие в школьном конкурсе исследовательских работ
При организации учебного занятия, я использую различные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся: фронтальную, индивидуальную, групповую и парную.
2. Система контроля и оценивания деятельности учащихся, предусматривающая сочетание внешнего контроля с взаимоконтролем и самоконтролем, поэтапный контроль каждого, посильность требований, открытые перспективы для исправления, гласность результатов, снятие страха перед низкой оценкой.
Наиболее адекватными методами оценивания компетенций учащихся считаю традиционный устный и письменный опрос, тестирование, проверку качества выполнения практических заданий, а также методы социологического исследования: интервьюирование, самооценка, наблюдение за поведением ученика в учебной ситуации и реальной жизни.
Наряду с балльным оцениванием применяю оценивание по системе «зачёт- незачёт», вербальное поощрение. Большое предпочтение на своих уроках я отдаю тестам, так как они способствуют подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ. По сравнению с традиционной проверочной работой, тесты позволяют существенно увеличить объем проверяемого материала и получить более объективные данные о состоянии компетенции учащихся.
Провожу мониторинг стартовых результатов. Мониторинг отражает педагогические наблюдения и перечень основных затруднений, которые испытывают обучающиеся при изучении предмета, особенно, в области практического применения полученных ранее знаний. В соответствии с полученными стартовыми результатами вношу коррективы в организацию процесса преподавания предмета. В первую очередь, это касается применяемых средств обучения, типов и форм урока, технологий, методов контроля.
3. Система внеурочной работы, включающая в себя проведение недели истории, олимпиады, экскурсии, индивидуальная деятельность и.т.д.
Условия достижения результата:
1. Учет возрастных и психологических особенностей учащихся, осуществление личностного подхода в учебном процессе.
2. Уважительное, доброжелательное отношение к ученику, ведь каждый ученик – это личность.
3. Обеспечение стойкой мотивации, заинтересованности к изучаемому материалу.
4. Создание ситуации взаимопомощи, признание за учеником права на ошибку.
5. Взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности по предмету.
Результатами сотрудничества (учитель – ученик) стали:
- высокие качественные показатели успеваемости;
- уровень обученности 100%,
В школе есть ребята с повышенной мотивацией , устойчивым познавательным интересом к предмету, которые не удовлетворяются тем, что читают в учебнике, поэтому беру во внимание это обстоятельство и таких учеников привлекаю к участию в олимпиадах, конкурсах.
С целью привития интереса к предмету, углубления знаний, умений, навыков учащихся, развития их творческих способностей, нравственного, патриотического воспитания, серьезное внимание уделяю внеклассной работе, особая роль отводится организации и проведению Недели истории. Стараюсь разнообразить внеклассную работу, чтобы детям было интересно и определить для себя, какая форма проведения мероприятия более приемлема для учащихся.
Являюсь членом методического объединения учителей истории, даю открытые уроки, посещаю уроки коллег.
Учитель должен находиться в постоянном поиске, поэтому повышаю свой профессиональный уровень, занимаюсь самообразованием, пополняя методическую копилку учебными пособиями, методическими руководствами.
В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журнале и газете «Преподавание истории и обществознания в школе», «Учительской газете». Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, злободневными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику.
Систематически провожу диагностирование предметной деятельности:
- Мониторинг знаний, умений и навыков, учащихся через промежуточный и итоговый контроль.
С целью изучения передового опыта и его апробации в течение года посещала уроки своих коллег. Внеурочная деятельность:
- Разработка и осуществление программы работы с одаренными учащимися.
- Организация научно-исследовательской деятельности учащихся на межпредметной основе.
Мои воспитанники принимают участие в районных научно - практических конференциях, олимпиадах, конкурсах. Аклеев Владислав ученик 7 Б класса занял IV место на районной конференции с работой «История моей семьи в истории моей страны». В 1-м полугодии проведена олимпиада по истории и обществознанию среди учащихся 7-х классов. В олимпиаде приняли участие 20 человек. Учащимся были предложены разнообразные задания: тестовые вопросы, хронологические уравнения, логические ряды, работа с текстом и др. В ноябре 2011 года победители школьной олимпиады приняли участие в районной олимпиаде. Виценко Данил 7 Б класс, Захарова Екатерина 7 Б класс. Учащиеся 6-7-х классов: Саливанчук Роман, Капранова Софья, Селютина Екатерина. приняли участие в районных предметных олимпиадах по истории.
Результаты успеваемости по истории, обществознанию
за 2011-2012 учебный год.
Предмет | План | Факт | Класс | Всего уч-ся | «5» | «4» | «3» | Качество знаний |
Обществознание | 34 | 34 | 6 А | 27 | 17 | 8 | 2 | 93% |
История | 70 | 69 | 6 Б | 24 | 3 | 16 | 5 | 79 % |
Обществознание | 34 | 34 | 6 Б | 24 | 14 | 9 | 1 | 96 % |
История | 70 | 68 | 6 В | 9 | - | - | 9 | 0 % |
Обществознание | 34 | 34 | 6 В | 9 | - | 2 | 7 | 22 % |
История | 70 | 67 | 6 Г | 28 | 3 | 12 | 13 | 54% |
Обществознание | 34 | 34 | 6 Г | 28 | 9 | 12 | 7 | 75 % |
История | 70 | 66 | 7 А | 25 | 9 | 9 | 7 | 72% |
Обществознание | 34 | 35 | 7А | 25 | 11 | 10 | 4 | 84% |
История | 70 | 68 | 7 Б | 26 | 11 | 9 | 6 | 77% |
Обществознание | 34 | 34 | 7 Б | 26 | 13 | 10 | 3 | 89% |
История | 70 | 67 | 7 В | 24 | 2 | 10 | 11 | 50% |
Обществознание | 34 | 33 | 7 В | 24 | 1 | 13 | 9 | 58% |
История | 70 | 66 | 7 Г | 24 | - | 12 | 12 | 50% |
Обществознание | 34 | 35 | 7Г | 24 | - | 14 | 10 | 58% |
На своих уроках я стремлюсь обучать школьников гражданственности, приверженности к демократическим принципам, гуманистическим идеалам, терпимости, пониманию многообразности мира и различных культур, умению мыслить самостоятельно и творчески, что соответствует целям общего образования и исторического в частности. Стремлюсь организовать процесс обучения на уроках таким образом, чтобы ученик был не сторонним наблюдателем исторического процесса, а ощущал себя современником событий и явлений, идентифицировал себя с людьми изучаемой эпохи, понимал их ментальность. При этом нацеливаю учеников на понимание проблем современной эпохи через призму прошлого и стремлюсь к тому, чтобы старшеклассники могли использовать опыт жизни, т. е. социализации личности. Для достижения целей исторического образования использую различные формы: опережающие задания, творческие задания, мозговой штурм, рассказ, лекция, игры, хронологические диктанты и т. д. В своей работе активно использую элементы информационных технологий, мультимедийные презентации. Цель своей работы вижу в формировании творческого и критического мышления учащихся, ориентации на приобретение ими опыта самостоятельной работы, что четко прослеживается в использовании исторических документов на уроках, научно-популярных текстов, периодики. При этом стараюсь подбирать материалы с разными точками зрения на одну проблему и в ходе работы с документами направляю деятельность учащихся на формирование своей точки зрения, аргументации своих взглядов. Достижению этих целей способствует и работа с видеоматериалами и фрагментами мультимедийных учебников. Много внимания уделяю отработке учебных понятий, используя при этом материалы учебника, справочной литературы, предлагаю учащимся самим сформулировать то или иное понятие.
Считаю задачами своей работы на 2012-2013 учебный год:
- продолжить работу по совершенствованию системы образования в курсе истории и обществознания;
- совершенствовать работу по подготовке к ЕГЭ, проводить мониторинг по выявлению качества знаний учащихся;
- продолжить работу по обобщению и распространению передового педагогического опыта учителей;
- активнее внедрять инновационные формы обучения в преподавании истории и обществознания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ работы учителя истории
самоанализ работы за 2010-2011 год....
Описание опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Мензелинска РТ Ерофеевой Ирины Евгеньевны.
Свою педагогическую деятельность в качестве учителя истории и обществознания я начала в 1999году. Проблема, над которой сегодня работаю, – «Активные формы и методы воспитания и обуче...
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в курсе истории и обществознания через интерактивные формы работы
Представление опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с. В - Казинка Долгоруковского района Липецкой области Боева Сергея Викторовича "Реализация компетентностного подхода в к...
Современные методики формирования патриотизма и гражданственности в практике работы учителя истории и обществознания. Выступление на МО учителей истории и обществознания.
Воспитание гражданина и патриота – это важная проблема, которая сейчас выдвигается на первый план в нашем обществе. Сегодня перед школой стоит задача становления личности, которая способна ориентирова...
Самоанализ работы учителя истории за 2012-2013 учебный год
Анализ работы учителя...
Исследовательская работа учителя истории и обществознания "Россия 90-х: история одного села"
Исследовательская работа учителя истории и обществознания МКОУ «Таскатлинская СОШ» Габрусевича Сергея Николаевича...
Самоанализ работы учителя истории, обществознания в ходе аттестации на I кв. категорию
Предлагаю вашему вниманию самоанализ педагогической деятельности учителя истории, обществознания, права, представленный перед областной комиссией в рамках аттестации на первую квалификационную к...