Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания.
материал по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.docx | 27.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Юламановская средняя общеобразовательная школа»
Самоанализ педагогической деятельности
учителя истории и обществознания
Лихачева Сергея Михайловича
2021 год
Общие сведения.
1. ФИО: Лихачев Сергей Михайлович
2. Место работы: МКОУ «Юламановская СОШ» Альменевского района Курганской области.
3. Образование: высшее.
Специальность: учитель истории и права.
4. Стаж работы:
- общий – 10 года;
- в данной должности – 5 лет;
- в данном ОУ – 1 год.
Цель профессиональной деятельности
На современном этапе в России главная задача образования - его соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. В результате образования должна быть сформирована не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций, необходимых будущему выпускнику в интеллектуальной, общественно – политической, коммуникационной, информационной и других сферах.
Цель моей профессиональной деятельности, как учителя истории и обществознания :
- воспитание человека – патриота своей страны, уважающего национальные и общечеловеческие ценности, осознающего непреходящие ценности культуры, природы и необходимость защиты окружающей среды;
- формирование у учащихся картины жизни общества и человечества как в прошлом, так и в настоящем, способствовать осмыслению ими социального, нравственного опыта предшествующих поколений;
- формирование человека, интегрированного в современном обществе и нацеленного на совершенствование этого общества
В рамках достижения этих целей осуществляю:
- подготовку учащихся к сдаче экзаменов в форме ЕГЭ;
- использую элементы здоровьесберегающих и информационно-коммуникативных технологий на своих уроках;
- организую предметные, творческие и спортивные мероприятия уровня образовательного учреждения
Технологии и приемы обучения
Современное общество ставит перед школой задачи модернизации и совершенствования учебно-воспитательного процесса. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроке всегда продумываю план проведения урока, его основные этапы; перед обучающимися в начале урока четко ставлю цели и задачи; слежу за темпом урока; объясняю материал на доступном уровне, использую разнообразные методики. Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи урока вытекают из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение внимания, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, формирования выводов, работа с текстом и др.
С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:
- развивающего обучения;
- групповой способ обучения;
- личностно – ориентированное обучение.
Сам урок стараюсь строить как систему задач, выделяя вместе с ребятами ключевую задачу в начале урока и выполняя по ходу урока задачи разного уровня. Таким образом, реализую в работе системно-деятельностный подход. Роль учителя на уроке стараюсь сводить до минимума, то есть выполняю только роль организатора работы на уроке. При этом главнее действующие лица – дети, которые заняты активной мыслительной деятельностью. Осуществляю систематический контроль за уровнем развития знаний, умений и навыков каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий. Часто использую групповые технологии.
Личностно-ориентированное обучение позволяет опираться на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивает условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений.
Максим Горький когда-то сказал, что «школьный курс истории, - если его не сопровождать живыми повестями, рассказом, очерком и сборником подлинных документов», не может дать яркого представления о различных эпохах и действующих лицах истории. Поэтому применяю на уроках тексты художественной и научно – популярной литературы, материалы периодической печати, исторические и обществоведческие документы, иллюстративный материал, средства наглядности и самое главное, фрагменты документальных и художественных фильмов. Использование перечисленных выше средств активизирует познавательную деятельность учащихся.
Формированию умения слушать способствуют такие игровые приемы, как:
- игра «Вопрос – ответ» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);
- игра «Домино»;
- игра «Аукцион»
- работу с карточками
- составление рассказа или схемы по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);
- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль);
- разгадывание и составление разнообразных кроссвордов по истории и обществознанию и т.д.
- восстановление логической цепочки событий;
- анализ текста с ошибками;
- рассказ о событии по иллюстрации.
Умения классифицировать, обобщать и систематизировать факты, события, процессы, явления, личности вырабатываю посредством составления хронологических и сравнительных таблиц.
Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков. Раскрытие содержания исторических или обществоведческих понятий осуществляю не в отвлеченной форме, а в процессе изучения конкретных исторических или современных фактов и явлений в живой и яркой форме, ибо учащимся зачастую трудно усвоить материал урока.
В ходе письменного тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат или простых исторических и обществоведческих . Учу детей обобщать, делать выводы и заключения.
Закрепить полученные на уроке знания, создать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий (нарисовать иллюстрацию, написать сочинение-эссе, составить рассказ, подготовить сообщение, доклад, проанализировать документ).
Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.
Педагогика сотрудничества
Взаимодействие с классом осуществляю на основе принципов педагогики сотрудничества. Обращаю внимание на каждого учащегося, стараюсь так построить урок, чтобы каждый ученик оказался вовлеченным в процесс познавательной деятельности, осознал полезность и значимость знаний в современных условиях. Для организации оптимального сотрудничества обучаемых на уроке использую парную, групповую формы работы, а также приемы: «обмен мнениями», «помоги соседу», «давай вместе» и др. Работа в группах позволяет формировать коммуникативную и социальную компетенции. При этом я всегда помню важное условие полноценного занятия групп – правильное их комплектование. В одних случаях группы скомплектованы так, что между ее членами возникают отношения ответственной зависимости: один член группы не может выполнить свою часть общего задания, пока другой член группы не выполнит свою и т.д. И задания группам подбираю так под их состав, чтобы каждый мог внести свой вклад в работу группы. В других случаях формирую группы сотрудничества, которые представляют небольшой коллектив, члены которого хорошо знают и понимают друг друга. Они ориентированы на взаимовыручку и поддержку.
Эти формы работы дают возможность каждому высказать собственное мнение при обсуждении проблемы в небольшой группе, дети учатся слушать и понимать мысль одноклассников, защищать свою точку зрения в споре с другими группами.
На уроках и внеклассных мероприятиях постоянно обращаю внимание на поведение обучающихся, их взаимоотношения со сверстниками, старшими, родителями. Стараюсь формировать и развивать у детей социальную активность, помогаю раскрывать ученикам свои внутренние возможности.
Таким образом, вся моя работа направлена на повышение качества знаний, привитие интереса к предмету и формирование ключевых компетенций у обучающихся.
На моих уроках присутствует атмосфера сотворчества и сотрудничества. Во время занятий я поддерживаю гуманные, цивилизованные и демократические отношения, как с детьми, так и между ними. Нравственное развитие школьников осуществляю через эмоциональное отношение к истории, сопереживание к людям прошлого, с помощью ситуаций нравственного выбора. Но я считаю, что большую роль играет и воспитание личностью самого учителя, его человеческой самоценностью. Моя любовь к детям, грамотная образная речь, внешняя аккуратность, подготовка к урокам являются хорошим фактором воспитания. В каждом ученике я стараюсь видеть уникальную личность, ищу в ребенке лучшие качества и опираюсь на них, создаю специальные педагогические ситуации, в которых он мог бы проявить себя. Свою позицию по обсуждаемым вопросам не навязываю, свою оценку тому или иному вопросу даю после выступления детей, чтобы не сковывать их мышление.
Система оценивания обучающихся
Другим важным моментом в педагогической практике, на мой взгляд, является оценивание достижений учащихся. К оцениванию знаний я подхожу, прежде всего, как к средству обеспечения обратной связи, позволяющей всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Ведь чем более содержательной будет обратная связь, тем эффективнее может быть реакция на нее. Поэтому я ищу пути для облегчения перехода от традиционного способа оценивания (пятибалльная система) к более конструктивному подходу: использую стимулирующие функции при оценивании работы ученика, самооценку, взаимооценивание результатов письменных работ учащихся и устных ответов, использую накопительную систему оценивания.
Стараюсь всегда комментировать оценки учащихся, при своих оценочных суждениях по поводу работы ребенка больше опираюсь на положительное достигнутое, на продвижение; ошибки и неудачи рассматриваю на фоне достигнутого. Поощряю не только творческую деятельность детей, самостоятельность, но и любые усилия ребенка, направленные на приобретение знаний. Даже эпизодический интерес к предмету не оставляю незамеченным. В результате такого подхода, на мои уроки всегда ходят с удовольствием.
Самообразование
В повышении профессионального мастерства большую роль играет самообразование, поэтому я регулярно знакомлюсь с материалами теоретического и методического характера в журналах «Преподавание истории и обществознания в школе», «Первое сентября», «Вестник образования» и во многих других в сети Интернет. Беру на вооружение те из них, которые кажутся мне интересными, актуальными и приемлемыми в работе. Изучаю современные технологии обучения и внедряю некоторые из них в практику.
Трудности в профессиональной деятельности
Еще хотел бы остановиться на трудностях в своей педагогической деятельности. Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства учебно–методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников, особенно это касается учебников по Всеобщей истории для 7, 8, 9 классов. Еще одной проблемой является нехватка учебных часов в преподавании истории в 6-11 классах. Слишком большой исторический материал невозможно полностью уложить в 2 часа учебного времени. В данный момент планирую свою дальнейшую педагогическую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения.
Задачи профессиональной деятельности
И в заключении хочу сказать, что для дальнейшего повышения уровня профессиональных компетенций как учителя-предметника и как классного руководителя, ставлю перед собой следующие задачи:
- Постоянно изучать и внедрять возможности информационных технологий.
- Использовать дистанционные формы обучения школьников.
- Продолжить поиск эффективной модели урока, способной максимально решать образовательные задачи.
- Расширить круг конкурсов и олимпиад, в которых участвуют мои ученики.
- Совершенствовать личностные качества для повышения профессионального уровня.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Самоанализ педагогической деятельности учителя истории Трубниковой С.Е. за 2014- 2015 учебный год"
Методическая проблема: «Формирование ключевых компетенций учащегося на уроках истории и обществоведческого цикла в свете перехода на ФГОС ООО». Проблема самообразования: «Объяснительно-иллюстрати...
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя истории и обществознания
Аналитический отчет о результатах педагогической деятельности учителя истории и обществознания...
самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"
Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания ...
Об участии в конкурсном отборе на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности учителя истории и обществознания Усенко Светланы Сергеевны
Информация о публичной презентации общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности учителя истории и обществознания Усенко С.С....