Представление педагогического опыта работы по теме «Деятельностная система в обучении истории и обществознания» Зотовой Н.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»
методическая разработка по истории (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В данной работе представлено описание моего педагогического опыта, раскрыты аспекты повышения эффективности уроков истории и обществознания. Представлен метод планирования и организации учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта работы по теме
«Деятельностная система в обучении истории, обществознания»
Зотовой Н.А. учителя истории и обществознания МБОУ «Сувинская СОШ»
1. Актуальность опыта:
В федеральных программах по истории и обществознанию представлены требования к знаниям, умениям, навыкам выпускников, которыми они должны овладеть в процессе обучения. Проблемой является средний уровень знаний обучающихся по истории и обществознанию, а обучающихся необходимо успешно подготовить к государственной итоговой аттестации в новых формах.
Сегодня основные цели современного образования можно сформулировать следующим образом:
- Формирование мышления через обучение деятельности: умению адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределению), осознанно строить свою деятельность по достижению цели (самореализации) и оценивать собственную деятельность, и ее результаты (рефлексии);
- Формирование системы ключевых компетенций и их проявлений в личностных качествах;
- Формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню научного знания.
Очевидно, что реализовывать новые цели образования невозможно, если ученик пассивно усваивает готовые истины. Необходим его самостоятельный поиск, в процессе которого как раз и приобретается опыт общения, целеполагания, достижения поставленных целей, опыт рефлексивной самоорганизации и самооценки
2. Теоретическая база опыта.
«Деятельностный подход в обучении – это планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, ориентированных на заданный результат».
Деятельностный подход осуществляется на всех этапах учебного процесса — при целеполагании, планировании и организации учебных занятий, проверке и оценке достижений школьников. Чем более самостоятельно работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть сопровождение самостоятельной деятельности
Основные виды компетенций, которые приобретаются учащимся в учебном процессе:
- ценностно-смысловая;
- образовательная, учебная;
- познавательная;
- информационно-коммуникативная.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1. Принцип деятельности
2. Принцип непрерывности
3. Принцип целостности
4. Принцип
5. Принцип психологической комфортности –
6. Принцип вариативности
7. Принцип творчества
Основная особенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.
Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания.
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. «Открытие» нового знания.
3. Первичное закрепление.
4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
5. Включение в систему знаний и повторение.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
3. Внедрение деятельностной технологии в практику преподавания.
На каждом этапе я стремлюсь развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций. Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности. Главное в деятельностном методе – это деятельность самих учащихся.
Применение деятельностного подхода на уроке начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы.
На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников (лабораторные работы, практикумы и др.), рассмотрением исторических ситуаций, сопоставлением версий и оценок исторических событий. Провожу традиционные комбинированные уроки.
Самостоятельная работа всего класса предпочтительна там, где речь идет о значительных по охвату исторического материала характеристиках, периодизациях эпох, процессов, масштабных событий (например, этапов становления и укрепления Российского государства в 15-18 вв., периодизации революционной эпохи в России 1917- начала 1920-х годов). Прежде всего, это ключевые события, о которых должен знать каждый.
Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы. Это рецензирование устных и письменных ответов одноклассников, самопроверка и взаимопроверка.
1. Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников). Большие трудности вызывает у многих ребят работа с текстом. Они не могут разделить его на смысловые части, выделить главные мысли, составить план, найти необходимые сведения для заполнения таблиц и схем.
В целях эффективного использования учебника в самостоятельной деятельности школьники должны овладеть рядом умений. К их числу относят умение находить главное в отрывке текста, использовать для ориентации в учебнике оглавление, пересказать текст, привлекая иллюстрации, составлять план рассказа, использовать в пересказе несколько источников знания (документов).
Примеры приемов работы учащихся с текстовым и иллюстрированным материалом учебника.
№ п./п. | Приемы работы | Класс |
1. | Объяснительное и комментированное чтение текста | 5-6 |
2. | Пересказ содержания параграфа, ответы на вопросы | 5-9 |
3. | Беседа по тексту учебника | 6-8 |
4. | Подтверждение вывода урока словами из текста учебника | 6-8 |
5. | Выписать собственные имена и хронологические даты | 6-11 |
6. | Составление хронологических, синхронических таблиц по тексту | 5-9 |
7. | Составить рассказ по иллюстрации | 5-9 |
8. | Сопоставить иллюстрации орудий труда, вооружения у разных народов в разные эпохи | 5-9 |
Использую задания на проверку понимания прочитанного:
- Тест с выбором ответов.
- Тест с альтернативными ответами.
- Тест с ограничениями на ответы.
- Календарь событий.
- Синхронистическая таблица. Установите, что во время описываемых событий происходило в других странах.
- Хронологические задачи. Подсчитайте, на сколько лет раньше (позже) чего? произошли события, описываемые в параграфе. Сколько лет (веков) они продолжались? В каком веке (тысячелетии) эти события произошли? Сколько лет (веков, тысячелетий) назад имели место описываемые в учебнике исторические события?
- Тест последовательности. В хронологическом порядке расставьте исторические события, о которых вы прочитали в учебнике.
- Историческая карта. На контурную карту нанесите все географические объекты, о которых упоминается в учебнике (указывается параграф). По исторической карте проследите развитие событий, о которых рассказывается в параграфе учебника.
- Простой, или информативный, план параграфа.
- Текст с ошибками.
- Кроссворды, чайнворды, ребусы.
2. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
3.Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. Составляя биографические справки-характеристики ученики не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве.
5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
7. Само - и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной само - и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
8.Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
- Иллюстрации параграфа, рисунки на сюжеты учебного текста;
- Словесные портреты исторических деятелей;
- Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков;
- Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки;
- Словесная и образная стилизация исторической информации («дневники», «письма», «мемуары», «листовки», «газеты», «проспекты» и т.п.);
9. Задания на формулирования и аргументацию личных оценочных суждений:
Каков, на ваш взгляд, характер войны Франции с Россией в 1812 г.?
Важной задачей уроков обществознания является формирование информационной компетенции.
Во-первых, важно учить детей работать с обществоведческими терминами. Во-вторых, нужно создать условия для деятельностного усвоения содержания законов общественного развития. В-третьих, на уроке дети обучаются умению извлекать необходимую для работы информацию из разных источников. В-четвертых, значительное внимание уделяется развитию умения обрабатывать информацию.
Уроки обществознания являются также мощной основой для развития коммуникативной компетентности. Важно учить детей не только получать и обрабатывать информацию, но и передавать её, ретранслировать. Обучение приёмам передачи информации - важнейшее из направлений деятельности на уроке Предмет «обществознание» ориентирован, в основном, на устную деятельность ученика, но необходимо создание условий и для совершенствования письменной коммуникации (написание эссе)
5. Трудности внедрения деятельностного подхода:
- Низкая мотивация к обучению некоторых обучающихся.
- Сложности вызывают виды работы, где требуются большие затраты времени на подготовку, определенная база знаний, мыслительная деятельность, умение выступать: семинары, диспуты, ролевые игры.
- Недостаточное овладение следующими умениями и навыками:
-участие в научно-исследовательской деятельности, написание рефератов.
-рецензирование ответов товарищей, самоанализ деятельности на уроке.
-написание эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны
«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...
Экспериментальная деятельность учителя истории и обществознания МБОУ СОШ с.Натальино Чуриковой Людмилы Викторовны по теме "Роль проблемного обучения в повышении качества знания учащихся"
Методическая копилка...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...
Представление педагогического опыта работы по теме "Групповые формы работы как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках биологии"
Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго поколен...
"Поднебесная империя" План-конспект урока истории,6 класс. Шарипова Зиля Ринатовна,учитель истории и обществознания МБОУ"Лицей№4 г.Азнакаево" АМР РТ
Тема урока: Поднебесная империя....
Обобщение опыта работы по теме: «Компетентностный подход в преподавании истории и обществознания посредством реализации активных форм обучения»
Обобщение опыта...
Представление педагогического опыта работы по теме «Реализация системно-деятельностного подхода в математической подготовке обучающихся через элементы проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»
Актуальность и перспективность опытаСегодня нашему обществу всё больше требуются современные образованные люди, которые умеют самостоятельно думать и решать разнообразные проблемы, работать в коллекти...