Самоанализ учителя истории и обществознания
методическая разработка на тему
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению»
В.Г.Белинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovyy_samoanaliz.doc | 197 КБ |
Предварительный просмотр:
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её освоению»
В.Г.Белинский
Формирующая функция. Обоснование выбора собственной педагогической концепции.
В основе моей педагогической деятельности лежит концепция системно-деятельностного обучения. В основе Стандарта нового поколения все больше внимание уделяется именно системно-деятельностному подходу, который также является одной из модификаций концепций личностно-ориентированного образования и предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др. Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепций раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков. Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления - эмпирический или теоретический. По мнению авторов, именно содержание обучения позволяет "вести за собой" умственное развитие.
Очевидно, что сколь бы прочны и обширны ни были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять себя, если у него не будет сформирована ценность и способность к самоизменению, самовоспитанию и cаморазвитию. На мой взгляд, именно деятельностный метод, технология которого обеспечивает «системное включение ребёнка в самостоятельное построение им нового знания» позволяет успешно решать комплекс образовательных задач в процессе преподавания курсов истории и обществознания.
В процессе взаимодействия между учителем и учеником появилось два типа деятельности:
деятельность учения, или учебная деятельность ученика, суть которой заключается в развитии собственных способностей, необходимых для освоения культурных ценностей общества;
деятельность обучения – это деятельность учителя, предназначением которой является совершенствование учебных средств, необходимых для снятия затруднений ученика.
Итак, уметь учиться – это значит уметь выполнять и рефлектировать деятельность учения. В результате освоения ключевых компетентностей ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». Другой отличительной особенностью деятельностного подхода является то, что в учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог. «Деятельность учения, познавательная деятельность, а не преподавание» становится ведущей «в тандеме «учитель-ученик», чтобы традиционная парадигма образования «учитель-учебник-ученик» была со всей решительностью заменена на новую «ученик-учебник-учитель»
Технология деятельностного подхода базируется на принципах: принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в готовом виде, а добывает их сам; принцип непрерывности, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа; принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире; принцип психологической комфортности предполагает создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества; принцип вариативности предполагает развитие у учащихся вариативного мышления; принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало и приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Я строю свой образовательный процесс на уроках организую следующие виды деятельности:
Работа с учебной и справочной литературой (поиск необходимой информации из разных источников); Учащиеся знакомятся с многообразием источников информации: учебник, словарь, справочник, хрестоматия, базы данных интернета; учатся быстро ориентироваться в многопрофильном потоке информации, осуществлять ее обработку, делать выводы, извлекать уроки и т.д.
Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию, закрепить знания и умения практически.
Составление древа понятий; данный порядок работы с исторической терминологией позволяет всесторонне раскрыть историческое понятие, добиться научного и эффективного приращения знаний и умений у учащихся практической деятельности.
Составление биографических справок – характеристик исторических личностей; Известно, что без знания личностей знание истории не может быть полным. Составляя биографические справки-характеристики подростки не только знакомятся с биографическими данными исторических личностей, но и классифицируют информацию по рубрикам: созидание и разрушение, а на основе оценок деятельности личности, историками и современниками, учатся давать собственную аргументированную оценку.
Работа с исторической картой; Этот вид учебной деятельности позволяет не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко-географическом пространстве. К.Д. Ушинский писал, что «историческое событие, ход которого я могу проследить по карте, врезается в мою душу гораздо прочнее и вызывается из нее гораздо легче, чем то, которое совершается для меня в воздухе…»
Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов.
Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Этот вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.
Само- и взаимооценка (рецензия на ответ товарища) учебной деятельности. Эта работа способствует формированию умений объективной само- и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
Подготовка и публичное выступление на семинаре, конференции, коллоквиуме, ведение дискуссии по проблемным вопросам и темам позволяют формировать у учащихся грамотную литературную речь, умение держаться на публике, ясно и аргументировано излагать учебный материал, отстаивать свою точку зрения и уважать мнение оппонента, быть толерантным. Учащиеся под моим руководством принимают участие: Осянина Е. 3 место..Областная научно-практическая конференция «Эко-2011». Скочкова А. участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ «Первые Шаги в науку». Номинация: История и краеведение.2012 г Осянина Е., Скочкова А. 2 место. V Городская научно-практическая конференции исследовательских работ учащихся. Секция: История. Обществознание. Культурология 2012 г. Чигирева А. Участие в областной научно-практической конференции по краеведению «I малые Сытинские чтения» . 2012 г. Чигирева А. Подготовка и участие в международной научно-практической конференции г. Омск ( публикация в печати). Подготовка и участие в 15 ученической научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (Осянина Е. – публикация, учитель Черкесова Е.В.)
Поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. В системе работы я опираюсь на проектную деятельность, которую рассматриваю в двух типах. Первый – практико-ориентированный тип, где обозначен результат, ориентированный на социальные интересы самих учащихся и моральные принципы: отзывчивость ,верность долгу, ответственность за коллективно принятые решения. Второй тип проекта –информационный, который предполагает сбор информации о каком – либо объекте, явлении, ознакомление с этой информацией, её анализ, обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Есина Е. 2 место. Региональный этап VII Всеросиийского конкурса экологических проектов «Человек на Земле» 2008 г. Филянина М. 1 место. Региональный конкурс исследовательских и творческих работ школьников Ульяновской области «Служение Отечеству6события и имена. Посвященной памяти Н.М. Карамзина. Номинация: Историческая.2011 г.Горшков Л. 2 место. Региональный конкурс исследовательских и творческих работ школьников Ульяновской области «Служение Отечеству6события и имена. Посвященной памяти Н.М. Карамзина. Номинация: Мультимедийная. 2011 г.Такая работа не только способствует формированию учебно-исследовательских навыков, умений самостоятельно приобретать исторические знания, но и воспитывает любовь к малой родине, уважение к людям с активной жизненной позицией – своим землякам, то есть развивает гражданско-патриотические качества личности.
Свою задачу как учителя истории я вижу в создании собственной методической системы, основанной на системно-деятельностном подходе. На мой взгляд, историческая наука стоит в ряду первых, отвечающих за результаты современного национального воспитательного идеала, который способен принимать судьбу Отечества как свою личную и осознавать ответственность за настоящее и будущее своей страны. На протяжении своей педагогической деятельности я занимаюсь темой: «Развитие гражданско-патриотического самосознания у школьников средствами историко-краеведческого комплекса».
Общественный и специальный педагогический интерес к проблемам гражданского и патриотического воспитания не теряет своей остроты в России, что связано с непреходящим значением в обществе ценностей «Родина», «Отечество», «патриотизм», «гражданственность». Одной из важнейших черт современной личности, ее внутренним стержнем, влияющим на ценностные ориентации и установки, определяемые Президентской инициативой «Наша новая школа», а также Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования является формирование гражданско-патриотических качеств личности. Но вопросы :как формировать? – до сих пор остается открытым.
Педагог Поляков. С.Д., придерживается мнения, что целью патриотического воспитания является формирование патриотического сознания, которое подразумевает знаниевое сознание, отношение и деятельность. Знания человеком фактов культуры истории его страны и народа: «Я знаю, что это наше!». Отношение, которое формируется в позиции личности: «Я горжусь!». А деятельность – это «Я готов, настроен действовать на благо своей страны!» Поэтому я считаю, что знаньевый компонент является основопологающим при развитие таких качеств личности как гражданственноть и патриотизм, а историко-краеведческий комплекс способен через формирование знаньевого компонента формировать историческое самосознание, которое развивает чувства гражданственности и патриотизма
Диагностическая функция
Диагностическая функция учителя направлена на изучение физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания, способностей и интересов, характера деятельности ученика вне школы. Я как педагог осуществляю диагностику на своих уроках. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, целью моей педагогической диагностики стало, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и ,в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения.
Перед собой я ставлю следующие задачи:
Определять уровень достижений учащихся в освоении знаний и развитии их познавательных способностей в процессе освоения программы учебного курса.
0перативно корректировать процесс освоения школьниками учебного курса: а/ выявлять противоречия и проблемы, возникающие в познавательной деятельности учеников при освоении курса истории и целенаправленно, дифференцированно вносить коррекцию в процесс их обучения; б/ устанавливать связи между полученными результатами обучения учащихся и используемой методикой преподавания школьного курса и своевременно корректировать ее.
Совершенствовать перспективное планирование процесса обучения истории: определения (коррекции) целей обучения, разработки содержания, форм и методов преподавания учебных курсов на основе анализа сведений о достижениях учащихся в изучении данного курса, их соотнесения с достижениями школьников на предшествующем этапе обучения.
В своей педагогической деятельности мною используются:
Дидактические материалы на основе УМК учебных линий, выпущенные издательством «Дрофа» и «Просвещение». Авторы: Вигасин А. А . Тесты История Древнего мира, 5 кл. 2005 г.; Данилов А.А. Косулина Л.Г. – комплекс диагностический материалов с 5-11 класс.
Также ряд самостоятельных дидактических комплексов, разработанных в соответствии с требованиями Новых стандартов образования: Шаповалов В.В.Дидактические материалы по истории России XVI-XVIII вв.М.2006, Короткова М.В. - Дидактические материалы по истории Средних веков. М. 2004; Репин А.В Дидактический материал по истории России XIX в. Саратов. Лицей .2007; Волкова Е. Контрольно-измерительный материал. 5-11 класса. Москва. Издательство: ВАКО, 208 с.; Чернова Марина Николаевна ЕГЭ. Экспресс-диагностика. Национальное образование, 2012, 80 с.
Особую группу материалов составляют материалы, которые проводят диагностирование ЗУМ для сдачи экзаменов ГИА и ЕГЭ: Артасов И. История России. 9 класс. 60 диагностических вариантов. Издательство: АСТ, Национальное образование - Москва, 2011 г. Пособие содержит материалы для проведения оперативной диагностики уровня освоения учебного материала в виде самостоятельных проверочных работ по основным блокам всех тем курса истории России 9 класса. Каждая работа представлена в 4 вариантах и рассчитана на 15 минут. Форма заданий в предложенных вариантах соответствует форме заданий экзаменационной работы Государственной итоговой аттестации (ГИА). Таким образом, пособие позволяет сочетать постоянную текущую проверку освоения учащимися учебного материала с их систематической подготовкой к экзамену в новой форме. Диагностические материалы по проверке УМК по ЕГЭ: Соловьев Я.В., Гевуркова Е.А. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ 2012 по истории. 10 новых демо вариантов ЕГЭ 2012 по истории - Издательство: Астрель. Ларина Л.И., Соловьев Я.В., Фадеева Д.А. Тематические тестовые задания ЕГЭ по истории. ФИПИ – 2012. И сайты с тренировочными материалами - http://4ege.ru/istoriya/2308-kontrolnye-trenirovochnye-materialy-po-istorii.html
Применяемая комплексная диагностика системно-деятельностного обучения:
Гарантирует прохождение диагностики на базовом уровне, продвинутом и повышенном уровнях;
Предполагает динамику качества усвоения учебного материала
Мотивирует на самостоятельную деятельность: творческую и Научно-исследовательскую
Повышает мотивацию учащихся к обучению;
Формирует интерес к предмету;
Гарантирует успешную сдачу ЕГЭ.
Так же как аспирант, в рамках своего диссертационного исследования, я провожу исследования по выявлению и развитию качеств гражданственности патриотизма у подростков историко-краеведческом комплексом. По результатам моих исследований в ноябре 2012 г. будет опубликована статья ВАК. Я поделюсь небольшими выводами. Мы рассматриваем гражданственность как социальную ценность, важную для государственности как социального института общества и самого человека, а патриотизм как нравственную характеристику, основанную на чувстве принятия Родины, и ценность, которая сложилась исторически в обществе.
В исследовании мы предположили, что в подростковом возрасте, на протяжении всего этого периода, у школьника наблюдается изменяющееся понимание сущности гражданственности и патриотизма, а формирование гражданственности предстает как проявление более развитой интегративной характеристики патриотизма, которая наступает уже в позднем подростковом возрасте. Для подтверждения или опровержения своих предположений мы провели следующую диагностику, которая проходила в несколько этапов. И представляла собой анкеты с открытыми ответами. В диагностическое исследование, которое проводилось на базе гимназии № 30 г. Ульяновска, участвовало 396 подростков в возрасте от 10 до 17 лет. Репрезентация осуществлялась по трём параметрам: пол, возрастные группы, национальность. В ходе исследования мы обратили внимание, что и в понятие патриотизма и гражданственности учащиеся вкладывают разные смыслы. Фактором, влияющим на разные взгляды подростков и патриотизме и гражданственности, выступают не только возрастные, но и личностные особенности: ценностный, мотивационный, нравственный и знаниевый. Гражданско-патриотическое воспитание подростков предполагает использование образовательных возможностей историко-краеведческого комплекса, чтобы культурно-историческое наследие малой родины работало на комплексное формирование гражданских и патриотических качеств личности подростка.
Прогностическая функция
Прогностическая функция служит получению опережающей информации в учебно-воспитательном процессе. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности. Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования и осуществления учебного процесса. При прогнозировании результатов педагогической деятельности обучающихся пользуюсь понятием «зоной ближайшего развития», которое было введено Л.С. Выготским. Зона ближайшего развития - это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С. Выготский, "зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития". "Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день".Обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка.
С помощью тестов и контрольных работ я устанавливаю уровень актуального развития, т. е. того, что учащейся достиг на данный момент. Исследуя, что учащийся сделал самостоятельно, а что в сотрудничестве, я определяю развитие завтрашнего ребенка, то есть «зону ближайшего развития» — это как раз то, что сегодня ребенок выполняет в сотрудничестве со мной, как учителем, а завтра будет делать самостоятельно.
На практике я применяю диагностику определения уровня обученности предложенную педагогом П.И. Третьяковым, которая отвечает требования как к предметному курсу истории, так и основным образовательным стандартам нового поколения
Цель – выявить владение умениями выполнять самостоятельную работу разного уровня сложности, спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Обученность – это реально усвоенные знания, умения и навыки. В педагогике выделяются пять уровней обученности: 1) различение, 2) запоминание, 3) понимание, 4) умения (репродуктивные), 5) перенос (творческие умения).
Первый уровень обученности – различение – характеризуется тем, что ученик может отличить один объект (предмет) от другого по наиболее существенным признакам.
Второй уровень обученности – запоминание – характеризуется тем, что ученик может пересказать содержание текста, правила, положения, теоретические утверждения.
Третий уровень обученности – понимание. Ученик может устанавливать причинно-следственные связи явлений, событий фактов; свободно вывести причину и следствие.
Четвёртый уровень обученности – уровень умений (репродуктивных). Он характеризуется тем, что ученик владеет закреплёнными способами применений знаний на практике.
Пятый уровень обученности – перенос – это уровень творческих умений, когда учащиеся могут использовать знания, умения в нестандартных учебных ситуациях.
Тест для определения обученности
1. Сравни, выбери, сопоставь, найди лишнее… | I уровень - различение |
2. Воспроизведи, нарисуй, напиши, перескажи товарищу… | II уровень - воспроизведение |
3. Отчего, почему, зачем, в связи с чем, установи причинно-следственные связи, что может быть общего, выдели единичное, обобщи… | III уровень - понимание |
4. Выполни по образцу, по правилу, по формуле, перескажи, сопоставляя что-то с чем-то, какие-то свойства… | IV – уровень умений (репродуктивных) |
5. Сочини, придумай, спроектируй, смоделируй, докажи, разыграй, выведи… | V уровень – перенос (творческие умения) |
Итоговым шагом становиться заполнения аналитической таблицы, которая выглядит следующим образом:
Аналитическая таблица
Ф.и | Выполнено без ошибок В контрольное время | Выполнено без ошибок | Имеются ошибки | Выводы о ЗАР и ЗБР |
Так же мной применяются такие методы диагностики, как повседневное наблюдение, устный опрос, тестирование, проверка домашней работы.
Конструктивная функция
Методика личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает неунифицированный подход к разработке системы уроков по любому предмету в конкретном классе. Планируя учебную работу, учитель составляет такой вариант поурочного планирования, который учитывает уровень класса, условия обучения, а также индивидуальные особенности учащихся и самого учителя. Я использую при составлении поурочного планирования современную педагогическую технологию Г. А. Засобиной, которая строит процесс обучения на системно-моделирующем уровне: составляет календарный план изучения материала на длительный срок (полгода, год); устанавливает межпредметные связи по всему курсу; распределяет материал повторения, способствующий систематизации знаний учащихся; соотносит изучение материала курса с внеучебной образовательной работой по предмету.
При психолого-педагогическом и методическом анализе темы курса до ее изучения с учащимися я соотношу материал этой темы с курсом в целом и осуществляю действия: выделение узловых понятий и закономерностей в новом материале и предусмотрение возможных затруднений учащихся в их освоении; определение наиболее рациональных видов деятельности учащихся по овладению новым материалом и выделение характерных трудностей для учащихся; выбор методов проведения занятия и наиболее эффективных приемов организации учебной работы на разных его этапах.
Затем делаю подготовку развернутого перспективного плана изучения материала каждой темы и связанных с ним вопросов: планирование системы вопросов по теме; подбор системы задач и упражнений по новому материалу и связанным с ним разделам; планирование системы самостоятельных работ и домашних заданий по теме; выбор необходимого фронтального и демонстрационного материала по теме. На этом этапе я непосредственно выбираю формы и методы работы, продумываю использование необходимых средств.
Непосредственная подготовка к уроку заключается в конкретизации тематического плана применительно к каждому уроку, продумывании и составлении планов отдельных уроков.
Сам этап планирования урока включает в себя три взаимосвязанные стадии: определение целей урока, конкретная разработка дидактического аппарата (содержание методов и средств) и установление структуры урока с проработкой учебных ситуаций. На первой стадии, при определении целей урока, предусматриваю единство образовательных, развивающих и воспитательных целей, направленных на усвоение знаний, выработку умений и навыков, развитие опыта творческой деятельности и формирование отношений личности. Цели отражаются с темой и в зависимости от типа урока.
На второй стадии планирования урока сообразно общим и частным целям отбираю содержание. На третьей стадии доопределяю структуру урока и разрабатываются учебные ситуации: передачи информации возбуждение активной самостоятельной мысли ясное изложение материала; использование на уроке учебных и наглядных пособий и т.п.. Результатом подготовительной работы к уроку является его рабочий, или поурочный, план.
В плане урока вне зависимости от его оформления указаны:
• дата проведения, номер по тематическому плану, класс;
• тема, цели и задачи урока;
• структура урока с указанием последовательности его этапов и примерного распределения времени на эти этапы;
• содержание учебного материала;
• методы и приемы работы учителя и учащихся в каждой учебной ситуации;
• учебное оборудование, учебные и наглядные пособия; место их использования на уроке;
• материал для повторения и закрепления;
Структура домашнего задания.
Особое место в конструктивной деятельности меня как учителя занимает диагностика и контроль, о применения диагностических методиках о рассказала в раскрытии функции диагностики, остановлюсь подробнее на контроле и оценивание качества знаний.
Контроль знаний учащихся выполняет три функции:
управление процессом усвоения учебного материала, выявление пробелов в знаниях и коррекции;
воспитание познавательной мотивации и педагогической стимуляции учащихся к деятельности;
подготовка учащихся к восприятию новых знаний, новых исторических представлений и понятий обучения и развития.
Контроль в моей деятельности является системным и регулярным. Провожу следующие виды контроля :текущим ( контроль домашнего задания), тематическим, итоговым, вспомогательным (для учителя, но не для ученика).
В соответствии с контролем провожу оценивание по следующим критериям:
-уровень узнавания (обученность составляет 4% уч. материала)}оценка «3»
-уровень воспроизведения (обученность - 32%+4%=36%}оценка «3»
-уровень применения по образцу повтор в знакомой ситуации (уровень обученности 36%+28%=64%}оценка «4
-уровень творческого применения знаний, сравнения 64%+36%=100% }оценка «5»
Основные объектами проверки знаний по истории выступают:
- Знание фактического исторического материала и карты;
- Знание исторических деятелей и их вклад в отечественную и мировую историю;
- Понимание причинно-следственных связей исторических событий и явлений;
- Понимание роли исторического события на ход истории;
- Умение применять свои знания на практике и самостоятельно (приобретать новые знания);
-Правильность произношение и написание исторических терминов;
- Умение быстро ориентироваться по карте, находить необходимые объекты.
Исходя из выше сказанного, опрос домашнего задания я выстраиваю следующим образом:
Проверка фактического материала:
- работа над текстом с ошибками;
- составление плана ответа по теме;
- тестовый контроль;
-фронтальная аналитическая беседа;
-контрольный срез знаний;
-индивидуальный ответ у доски и др.
2. Работа с терминами
-определение значений;
-ранжирование по значимости;
-распределение терминов ( по значению, по темам и т.д.)
-составление рассказа с использованием терминов (по карточке и т. д.)
3.Работа по проверке хронологических знаний:
-хронологический диктант;
-составление хронологических таблиц;
-синхронирование событий;
-соотнесение дат, событий, исторических личностей;
-работа с текстом с пропущенными датами и др.
4.Работа с картой и наглядными пособиями:
-работа с легендой карты;
-получение информации при чтении карты;
-формирование вопросов к карте, картине, иллюстрации;
-работа по контурной карте и др.
Организаторская функция
Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели. Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Благодаря этой деятельности учащиеся включаются в различные виды деятельности.
В процессе своей педагогической деятельности, я реализую следующие компоненты организаторской деятельности:
организовываю групповую и индивидуальную работу учащихся с учетом всех факторов;
провожу деловые учебные игры, дискуссии, тренинги;
управляю психическим состоянием учащихся на учебных занятиях;
диагностирую познавательные возможности и результаты познавательной деятельности;
оцениваю результаты учебной работы, соответствие достигнутого уровня нормативному;
организовываю усвоение учебного материала согласно программным требованиям и потенциальным возможностям учащихся;
осуществлять коррекцию учебной деятельности.
В контексте реализации данной функции я имею выступления:
1. Международная научно-практическая конференция, посвящённая памяти ученого и историка С.Л. Сытина (VI Сытинские чтения) « Методика М. Монтессори раннего развития детей. Из опыта работы.»
Октябрь 2011 г. - творческий отчет учителя Черкесовой Е.В.. - «Использование проектной деятельности в преподавании истории и обществознания с целью повышения качества знаний учащихся»
Коммуникативная функция
Образование выступает как ведущая деятельность коммукативной практики. В условиях быстро меняющейся ситуации смещаются и образовательные приоритеты. В качестве одной из задач выступает формирование у учащихся коммуникативной компетенции, необходимой в дальнейшем для общения, сотрудничества и взаимодействия в жизни, установления партнерских отношений, умения применить полученные знания на практике.
Исследование сущности коммуникативной компетенции в образовании нашли свое отражение в трудах современных дидактов и психологов. Идеи компетентностного подхода были сформулированы в трудах А.В. Хуторского, О.Е. Лебедева, Д.А. Иванова, Т.В. Ивановой, И.А. Колесниковой. Вопросы педагогического общения и коммуникации изучали П.И. Пидкасистый, В.С. Кукушин, М.С. Байматова. Диалоговое общение на уроках рассматривается в работах П.А.Баранова, М.П. Ворониной, Е. Захарченко. Педагогические условия коммуникативной компетенции выявляли В.В.Гузеев, Е.В.Прозорова. Проблемы коммуникативной культуры изучал А.В. Мудрик.
Вопросы психологической и педагогической теории общения рассматривались А.Н. Леонтьевым, В.А. Кан – Каликом, М.И. Станкиным. Теорию речевой коммуникации изучала Е. Н.Зарецкая. Теория учебной и профессиональной деятельности нашла свое отражение в трудах А.К.Марковой, Е.А. Климова.
Если обобщить их выводы, то под коммуникатовной деятельностью мы понимаем педагогические условия на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами школы, представителями общественности, родителями.
Виды коммуникативной деятельности учителя
реализуются в следующих видах общения:
общение с учащимися; при которой он передает знания, управляет всей познавательно-практической деятельностью учащихся и т. д. На уроке (например, объяснение нового материала, выполнение упражнений на закрепление изученного и т. п.); организует обмен информацией, углубленное изучение отдельных разделов школьного курса соответствующего предмета после урока; изучает условия жизни учащегося, его интересы, расширяет его кругозор и пр. вне школы (например, экскурсия, поход в кино, посещение учащегося на дому и т. д.);
Организация диалога в учебном процессе, в частности на уроках истории является весьма актуальной задачей для современной школы, так как новые технологии и подходы ориентируют учителя и ученика на умение вести диалог, развивать речевую коммуникацию, общаться. История как гуманитарная наука имеет свою специфику. В отличие от наук естественно – математического цикла любое гуманитарное знание постигается не столько путем объяснения, сколько путем понимания. «Необходимо понять образ человека прошлого и одновременно образ мира нашего современника, изучающего человека в истории. Этого можно достичь, вступив в диалог – с людьми прошлого и одновременно, с интерпретаторами событий, жившими в более поздние эпохи, с нашими современниками, по – своему оценивающими эти события и их роль в истории[1]». Урок истории не должен сводиться к перечислению дат, событий, статистических данных, а также он не должен принимать вид монолога или публичной лекции, которую ученики будут пассивно слушать. Преподавание должно быть основано на диалоге и обмене мнениями с учениками, чтобы сделать их активными участниками урока. Учащимся должны свободно выражать свои суждения. Кроме того, ни одна реплика учебного диалога не должна оставаться без ответа, если ученик не активен, значит, он испытывает недостаток знаний. Такие виды уроков как беседа, спор, эвристическая беседа, дискуссия, учебные игры, сюжетно – ролевые игры, проблемные ситуации, урок – исторический портрет, викторины активно используются мною и способствуют формированию коммуникативной компетенции учащихся как одной из задач модернизации школьного образования.
Как классный руководитель я общаюсь с родителями, организую культурный досуг учащихся.
общение с коллегами при котором учитель обменивается профессиональной информацией, повышает свой профессионально-методический уровень (на методобъединениях, учительских конференциях, педчтениях, обсуждениях уроков и пр.);
С января 2012 г. я возглавила методическое объединение учителей истории и обществознания, организуя и реализуя коммуникативную функцию как руководитель.
Также как педагог, ищущий, я стараюсь участвовать в научных конференциях. Результатом этой деятельности являются публикации по ряду педагогических проблем.
2010.
Формирование гражданско-патриотических ценностей у подростков средствами музея// Университетское образование: традиции и инновации. Материалы второго международного молодежного форума. // г. Ульяновск, 2010 г.,Ч.1. С.120-123
Социально-педагогические аспекты патриотического воспитания // Проблемы педагогической науки и образования на современном этапе // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «46-евсеньевские чтения» Г. Саранск. 19-20 мая 2010. С.24-27
2011 г.
Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников. // Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232
3) общение с неколлегами, в котором учитель выступает организатором целенаправленного общения (встреча с писателем в школе, выступление перед избирателями, лекции для родителей и пр.).
В 2011 г. за лучший коммуникативный проект, представленный на Молодежном инновационном форуме Приволжского федерального округа получила диплом победителя. Чуть ранее в феврале 2011г., за выпуск школьной газеты, в рамках месячника военно-патриотического воспитания, стала лауаретом 2 степени.
Аналитическая функция
На завершающем этапе педагогического процесса я выполняю аналитическую функцию, главным содержанием которой является анализ моей работы. Педагогический анализ – это функция управления вместе с организацией, руководством, контролем, координацией, коррекцией, направленная на изучение фактического состояния дел и обоснованности применения различных способов, средств для достижения целей, а также на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку регулирующих механизмов по переводу системы в новое качественное состояние.
В учебном 2010-2011 учебном году у меня было всего 13 часов педагогической нагрузки. Так как работа на должности заместителя директора по воспитательной работе. В 2011-2012 уч.году педагогическая нагрузка составила 32 часа
Годы | 2010-2011 г. | 2011-2012 |
Количество учащихся всего | 48 | 255 |
В том числе обучающихся на «4» и «5» | 32 | 180 |
% успеваемости | 100 | 100 |
% качества | 66,6 % | 68,2 |
СОУ |
Результаты педагогического мониторинга показали динамику роста качественной успеваемости. Я могу это объяснить тем, что постоянно совершенствую свою деятельность и деятельность учащихся.
Учащиеся в 2012 г. выбрали историю и обществознание для итоговой аттестации
9 класс
Предмет | Кол-во учащихся | «5» | «4» | «3» | «2» | % качест. / % обуч. |
2011/2012 учебный год |
История | 15 | 2 | 100/95,2 |
2011/2012 учебный год |
Обществознание | 5 | 4 | 1 | 96/ 87,2 |
11 класс
Предмет | Кол-во учащихся | «5» | «4» | «3» | «2» | % качест. / % обуч. |
2011/2012 учебный год |
Обществознание | 1 | 1 | 100/64 |
История | 3 | 3 | 100/64 |
По данной технологии работаю 2 года. Опыт моей работы был обобщён на уровне школы. Даю открытые уроки для учителей своей школы, в районных семинар пока не участвовала. В 2012 г. руковожу методическим объединением учителей естественно – гуманитарного цикла.
Вот небольшой анализ, который я представляю в табличном варианте.
Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышение уровня профессионального саморазвития учителей и реализацию проектной деятельности в условиях образовательной системы.
Направление | Деятельность в 2011-2012 | Уровень |
1. Повышение квалификации педагогов | С 10-30. О5. 2012 г. учителя проходили курсы повышения квалификации при УИПК ПРО. Повышение категорий запланировано на 2012-2013 гг. | хороший |
2. Открытые уроки | «Таможня дает добро» . Открытый урок, посвященный деятельности российской таможни и таможенного законодательства | оптимальный |
3. Факультативная и внеурочная деятельность. Организация работы с учащимися, имеющими повышенные учебные возможности. | В 2011 – 2012 г. в 9 классах преподавался элективный курс по Истории Отечества, что позволило учащимся успешно сдать экзамены. Для учащихся 5 классов в течение первой половины учебного года шел кружок «Проектная деятельность». Организация индивидуальной работы учащихся повышенных учебных возможностей: Подготовка и проведение школьного этапа олимпиад по истории и обществознанию Подготовка и участие в городском этапе олимпиад по истории и обществознанию. Подготовка и участие в областной научно-практической конференции «Эко-2011» (3 место. Осянина Е., учитель Черкесова Е.В.) Подготовка и участие в областном конкурсе научно-исследовательских работ «Первые Шаги в науку» (Скочкова А. , учитель Черкесова Е.В.) Подготовка и участие в региональном конкурсе «Служение Отечеству: событие и имена» (Филянина Мария – 1 место, Горшков Леонид- 2 место, учитель Черкесова Е.В.) Подготовка и участие в городской научно-практической конференции исследовательских работ учащихся (Осянина Е., Скочкова А. – 2 место, учитель Черкесова Е.В.) Подготовка и участие в областной научно-практической конференции по краеведению «I малые сытинские чтения» (Чигирева А.- научная публикация, учитель Черкесова Е.В. Подготовка и участие в международной научно-практической конференции г. Омск (Чигирева А. – публикация, учитель Черкесова Е.В.) Подготовка и участие в 15 ученической научно-практической конференции «Первые шаги в науку» (Осянина Е. – публикация, учитель Черкесова Е.В.) Участие в региональном конкурсе «Формула успеха» (Чигирева А.. учитель Черкесова Е.В.) Подготовка и участие в международном музейном фестивале (благодарственное письмо, учитель Черкесова Е.В.) Подготовка у участие в викторине, посвященной ВОВ(учителя Черкесова Е.В) Подготовка и участие в межрегиональной викторине «Отечественная война 1812» (Осянина Е. – 1 место, учитель Черкесова Е.В. Подготовка конкурсанта Седовой А. к конкурсу «Ученик года» (учителя Черкесова Е.В.) | Оптимальный |
5 .Участие учителя в научно-практических конференция и публикации | 2011 г. Социально-педагогический потенциал музея в формировании патриотических качеств школьников. // Социальное становление личности в поликультурном пространстве// Сборник научных статей по итогам Международной заочной научно-практической конференции Ульяновск, 17-18 мая 2011. С. 228-232 | Удовлетворител |
6. Проведение дней погружения в предмет | 12 декабря 2011 г. «День права» 15 мая 2012 «Фестиваль дружбы народов» | Оптимальный |
7. Работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта лучших педагогов.
| Выступление педагогов с творческими отчетами на заседаниях МО. Выступление членов МО на педагогических советах. 3. Выступление членов МО на семинарах. | Удовлетворительный |
8. Проведение заседаний методического объединения, как руководителя МО | Все заседания МО проведены в соответствии с планом работы МО: Заседание 1 (сентябрь) О рабочих программах по истории, обществознанию на 2011 – 2012 учебный год. О проведении входного контроля в 6-11 классах. О планировании методического объединения на 2011 – 2012 учебный год. Изучение нормативных документов по результатам государственной (итоговой) аттестации 9 – 11 классов по истории. О темах по самообразованию (сроки, форма отчета по теме). Заседание 2 (октябрь) Изучение нормативных документов по государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 – 11 классов по истории, обществознанию. О подготовке и проведении школьных олимпиад по истории и обществознанию. Об исследовательской деятельности учащихся в 2011 – 2012 учебном году. Заседание 3 (ноябрь) О выполнении рабочих программ по истории и обществознанию за I четверть. Анализ успеваемости и качества знаний учащихся по истории и обществознанию за 1 четверть. Подведение итогов школьных олимпиад и подготовка к городским олимпиадам. Изучение нормативных документов государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 – 11 классов: демоверсиями контрольно-измерительных материалов 2011 г. по истории и обществознанию. Заседание 4 (декабрь) О выполнении рабочих программ по истории, географии и обществознанию за 2 четверть. Об успеваемости и качестве знаний учащихся по истории и обществознанию. Изучение нормативных документов государственной (итоговой) аттестации обучающихся. Заседание 5 ( март) О проекте Федерального государственного стандарта в среднем и старшем звене. Об итогах 3 четверти. Участие в интеллектуальном марафоне. Выполнение рабочих программ по истории и обществознанию. Корректировка рабочих программ. Изучение нормативных документов по государственной (итоговой) аттестации. Заседание 6 (май) Подготовка экзаменационных материалов к государственной (итоговой) аттестации обучающихся в 2011 – 2012 учебном году по обществознанию и истории. Утверждение списка учащихся, сдающих государственную (итоговую) аттестацию в форме защиты рефератов. анализ работы МО учителей общественных наук в 2011 – 2012 учебном году. Предложения по улучшению работы МО. Предварительное планирование на 2011 – 2012 учебный год. Выполнение решений заседаний в основном контролируются, отслеживаются результаты деятельности членов МО. | Удовлетворительный |
Недостатки в работе . | Одна из наиболее существенных связана с проблемой несовершенства и быстрой сменяемости учебно – методического обеспечения. Содержание новых учебников перегружено и зачастую не адаптировано для возраста школьников. На гуманитарной подготовке учащихся тяжело отразились проведенная Министерством образования в начале 1990-х гг. коренная ломка структуры исторического образования, поспешный отказ от линейного принципа и социально – педагогически не обоснованное введение концентризма. Рассмотрение всего исторического процесса было искусственно введено в девятилетнюю школу при крайне ограниченных временных рамках. В данный момент планирую свою дальнейшую деятельность с учетом существующих проблем и поиска путей их решения. |
Вывод: | Планы работы на 2011 - 2012 учебный год: Продолжить создание банка данных по современным технологиям обучения, участвовать в работе по подготовке и выпуску методической продукции. Усилить работу учителей, входящих в МО, по организации деятельности одаренных учащихся через организацию факультативов, кружков, исследовательскую деятельность. Принять участие в подготовке и проведении Ученических чтений по предметам обществоведческого цикла. Продумать новые формы проведения недели истории и принять участие в организации ее всем учителям, входящим в МО. |
Исследовательская функция
Современное состояние отечественной образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам педагога, но и к уровню его профессионального саморазвития. Сегодня востребован педагог, способный творчески подходить к решению любой проблемы, сравнивать, анализировать, исследовать, умеющий находить выход из нетипичных ситуаций. В соответствии с этим возникла необходимость осуществления поиска новых путей развития творческой личности педагога. Одним из них является исследовательская деятельность. Специалисты справедливо подчеркивают, что «исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важнейшим элементом практической педагогической деятельности». Педагог, освоивший исследовательскую функцию, умеющий творчески решать различные педагогические задачи, искать новые варианты решений педагогических ситуаций, сможет организовать процесс обучения на уровне, отвечающем требованиям современного общества.
Реализацию исследовательской функции я разделяю на две составляющих: исследовательская деятельность педагога и исследовательская деятельность учащихся под руководством педагога. Как педагог я на протяжении уже нескольких лет работаю над темой ««Развитие гражданско-патриотического самосознания у школьников средствами историко-краеведческого комплекса», которая частично дополняет мое диссертационное исследование.
Я в своей практической деятельности рассматриваем патриотизм как систему взаимосвязанных ценностей, которая формируется на разных уровнях социального взаимодействия и итогом которой является уважение к государству. Ведущим средством поэтапного формирования гражданско-патриотических качеств является проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Первый уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидуума со своей семьей и близкими. Каждое новое поколение, воспринимает окружающую действительность как результат деятельности их предков. В.А. Сухомлинский считал, что самым дорогим, радостным для подростка должны быть мать, отец, братья, сестры и друзья. Семья - это ближайший микросоциум, стержень воспитания, когда ребенок постигает идеалы и ценности близких ему людей. Ребенок с помощью них учится взаимодействовать с окружающей его социальной средой. Насколько успешно проходит формирование духовно-нравственных ценностей как усвоение социального опыта, настолько успешнее подросток входит в социум: принимает его ценности, общественные нормы или нет. Данную стадию можно назвать «промежуточным» патриотизмом. Здесь формируется любовь - уважение к предкам и их «миру». Наша задача как педагога на этом этапе, через реализацию проектно-исследовательского метода, показать ребенку как он может беречь и любить то, что имеет: дом, семью. Учащимися разрабатываются проекты, которые объединены общей темой: История моей семьи в истории России. Итоги детских поисков разнообразны: кто-то находит старинные бабушкины рецепты, узнает о забытых семейных традициях, а кто-то соединяет семью. Но всех их объединяет принцип историзма, и формирование во время деятельности ценностного компонента.
Второй уровень ценностей формируется во взаимодействии индивидума с макросоциумом. Формирование личности невозможно без уважения к семейным ценностям, но также невозможно без связи с национальными и региональными особенностями развития общества, в котором живет человек. Продолжение формирование системы ценностей зависит: от того, принимается ли человек обществом. А принимается он лишь в том случае, если успешно прошла социализация на первом уровне, то есть были усвоены базовые мировоззренческие ценности. Главная задача педагога на данном этапе помочь максимально безболезненно пройти стадию интеграции в социум. Для этого в течении учебного года учащимися разрабатываются проектные работы, которые объединены темой Малой Родины. Это и виртуальные экскурсии по Симбирску-ульяновску, архитектурно-мемориальная застройка города в различные исторические периоды, Симбирский край талантами полон и многие другие. Педагог выполняет здесь функцию коммуникатора, который показывает на историческом материале как быть человеком не на словах, а на деле, как надо сохранять уважение к деятельности предком, которые подарили нам эту страну. Д.С. Лихачев сказал: история открывает самые большие возможности в воспитании патриотических чувств. Но лишь в том случае, если ребята изучают историю не только по учебнику, а по вековым камням – свидетелям жизни и смерти, славы и бед ушедших поколений, по документам, памятникам, рассказам участников и очевидцев больших исторических событий.
Итогом прохождения данной стадии будет формирование позиции «я – гражданин этого общества, я принимаю ценности общества, так как оно принимает меня». Когда у человека сформирована активная гражданская позиция, тогда можно говорить о патриотизме – как одной из качественных характеристик гражданина.
Первым удачным проектом стало проведения с учащимися гимназии №30 г. Ульяновска проектно-исследовательских работ, посвященных истории города. Все работы представляли собой городские экскурсии, которые учащиеся предлагали как готовый туристический продукт. Так в 2009 на VII Всероссийском конкурсе детских экологических проектов «Человек на земле» представили работу «Киндяковская усадьба: история и современность» (в ходе исследований работали с материалы. Которые получили из Ирландии, так как род Киндяковых породнен со знаменитым ирландским родом Перси-Френч). Данная работа признана проектом-победителем конкурса. Второй работой, удостоенной первого места на областном уровне стала «Усадебная культура Симбирска конца XIX - начала XX вв» (победитель областного конкурса «Экология и душа» 2011) В 2012 г. ряд экскурсий «Очарование старого Симбирска» и «Я люблю этот город…» заняли первое место в ежегодной городской научно- практической конференции учащихся.
Вторым блоком является поиск новой информации и написание исследовательских работ, посвященных знаменитым уроженцам Симбирска-Ульяновска. 2011 г. был назван именем историка Н.М. Карамзина. Так как Николай Михайлович – наш земляк, мной совместно с ребятами был написан проект «Скажи есть память о тебе». Главной задачей было проследить процесс увековечивания памяти Н.М. Карамзина на нашей исторической земле. На региональном конкурсе исследовательских и творческих работ школьников, посвященному памяти Н.М. Карамзина (организатором выступил Центр национальной славы) проект занял первое место.
Совсем новым направление моей работы стало исследования политических репрессий в нашем крае. На этом моменте я остановлюсь чуть подробнее. Меня давно привлекает внимание работа музея им. Сахарова. И они ежегодно объявляют конкурс. Сама решила поработать в Государственном архиве Ульяновской области и привлечь к этой работе детей. Поработав с фондами, за каждым закрепила материала. Через неделю приходит учащаяся и говорит, что ей попался приказ о расстреле прадедушки в 1938. Все члены ее семьи на протяжении нескольких поколения были священнослужителями, и их репрессировали в 30-годы. Мы начали совместную деятельность. Результатом наших поисков стало то, что через интернет мы нашли часть родственников, которые остались живы, так как переселились в Казахстан и сейчас проживают в Белоруссии. Первыми своими изысканиями мы поделились на Областной научно-практической конференции «I малые Сытинские чтения», а затем подготовили публикацию, которую опубликовали в г. Омске на международной детской конференции.
Как педагог я тоже нахожусь в постоянном поиске, поэтому стараюсь использовать учебное и вне учебное пространство для пополнения своего педагогического опыта.
в 2007 г. в соавторстве выиграла грант на ведение археологических исследований от Национального фонда «Молодые лидеры» для реализации была разработана авторская игровая программа для детей 7-15 лет «Древний мир»;
в 2008 г. в соавторстве с Ульяновским государственный педагогическим университетом выиграла губернаторский грант на издание мультимедийного пособия по краеведению (раздел: Древняя история Симбирско-Ульяновского края).
2008-2010 гг. научный консультант по проведению детской научно-практической конференции «Далекое и близкое старинных усадеб»;
в 2009 получила диплом как руководитель проекта-победителя VII Всероссийского конкурса детских экологических проектов «Человек на Земле» г. Москва.
В октябре 2008 г. подготовила и защитила экскурсию «Очарование старого Симбирска»
С сентября 2009-апрель 2010 г. обеспечивала методическую работу музея МУ по работе с подростково-молодежными клуба г. Ульяновска. Разработала программу: «Музейный всеобуч» и «Календарь событий». Провела тренинги для педагогов-организаторов: «Педагогическая рефлексия», «Коллективное творческое воспитание» методика И.Иванова, О.С. Газмана, В. А. Караковского и т.д.). Для обеспечения методической работы выпустила брошюрки: «В помощь педагогу-организатору», «Коллективная творческая деятельность. Методическое пособие для педагогов-организаторов».
Самосознание – это совокупность представлений индивида о принадлежности к одной из больших социальных групп: человечества, нации, население города, семьи. Я как педагог ставлю перед собой цель: использовать местные материалы по истории, как основы для перестройки современной системы образования и воспитания подрастающего поколения возрождения гражданско - патриотических качеств личности.
[1] Мишина И.А. Учитель истории в условиях стандартизации образования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2007. № 6. С.25 – 29.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самоанализ учителя истории, обществознания, МХК МКОУ «Средней общеобразовательной школы №10 п.Лебединый»
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и МХК за 2010-2011г. Анализирую подробно учебную и методическую работу по предмету, ставлю задачи на следующий год. Результативность по пред...
Самоанализ работы учителя истории и обществознания
Рефлексия работы....
самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"
Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...
Самоанализ учителя истории и обществознания
самоанализ...
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания ...
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания.
Самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания ...