логопедическое занятие в 7 классе школы V вида по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных"
план-конспект занятия (7 класс) по теме
Публикация содержит план-конспект логопедического группового занятия по теме "Употребление относительных прилагательных в роли качественных" и приложений, где помещён практический материал (карточки), полностью готовый к использованию. Данный материал можно также использовать в работе со лабоуспевающими учащимися 6 класса масовой школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_zanyatie_7_klass.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования г. Москвы
Южное окружное управление образования.
ГБОУ СКОШ V вида № 573
План-конспект открытого подгруппового
логопедического занятия в 8 классе
по теме
«Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных».
Учитель-логопед:
Сафонова О. А.
Общность дефекта:
нарушение письма и чтения,
обусловленное общим недоразвитием речи.
Цель занятия: совершенствовать умение употреблять в речи относительные прилагательные в прямом значении и в значении качественных.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- совершенствовать навыки осмысленного чтения;
- продолжать учить анализировать лексическое значение слова;
- актуализировать умение выделять прилагательные в словосочетаниях и предложениях;
воспитательные:
- закреплять навыки контроля и самоконтроля;
- развивать умение работать в паре;
- продолжать формировать умение слушать ответы одноклассников;
здоровьесберегающие:
- создание комфортного психологического климата на занятии;
- чередование различных форм и видов работы.
Оборудование: карточки на каждого обучающегося; карточки со словами «качественное имя прилагательное», «относительное имя прилагательное» на каждого обучающегося.
Приложение.
Карточка №1.
Укажите, в каком значении употреблено слова КИСЛЫЙ в данных словосочетаниях: в прямом или переносном. Рядом впишите соответствующую буквы (прям., перен.). Над прилагательными укажите разряд (к – качественное, о - относительное).
кислое настроение | |
кислый крыжовник | |
кислый лимон | |
кислое выражение лица | |
кислая клюква | |
кислое яблоко | |
кислый вид | |
кислое молоко | |
кислая капуста | |
кислая улыбка | |
кислое тесто |
Карточка №2.
Самостоятельно определите, качественным или относительным является имя прилагательное в словосочетаниях слово ХРУСТАЛЬНЫЙ.
хрустальная ваза | |
хрустальный ручей | |
хрустальная синева неба | |
хрустальная посуда | |
хрустальная коллекция | |
хрустальная песня жаворонка |
Карточка №3.
Определите, в каком словосочетании имя прилагательное употреблено как качественное, а в каком – как относительное, написав над прилагательными буквы К (качественное), О (относительное).
хлебный квас – хлебный год
воздушная походка – воздушные массы
зеркальная гладь пруда – зеркальная фабрика
весенняя непогода – весеннее настроение
каменные обломки – каменное сердце
музыкальный инструмент – музыкальная натура
сердечное поздравление – сердечные сосуды
железная руда – железная воля
Карточка №4.
Прочитайте предложения.
Двор окружен был крепкой и непомерно толстой деревянной решёткой.
С лицом сосредоточенным и серьёзным, опираясь на палку, прямой, несколько деревянной походкой пожилой джентльмен, доктор Ф. Г. Колокольчиков шагал по песчаной аллее.
- Качественным или относительным является прилагательное ДЕРЕВЯННЫЙ в первом предложении? Почему?
- В прямом или переносном значении употреблено это прилагательное во втором предложении? Качественное оно или относительное? Как это доказать?
Этапы занятия. | Задачи. | Деятельность педагога. | Деятельность учащихся. |
1. Организационный. (1 минута) | Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции. | Проверяет готовность учащихся к занятию. | Готовятся к занятию. |
2. Ориентировочный. (5 минут) | Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы. | Предлагает учащимся выполнить задание на карточке №1, формулирует тему и цель занятия.
| Выполняют задание на карточке №1. |
3. Репродуктивно- продуктивный. (17 минут) | Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания. | Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №2. Коллективная проверка. Организует коллективное выполнение задания по карточке №3, оказывает помощь. | Самостоятельно выполняют задание по карточке №2. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный. Совместно выполняют задание по карточке №3, сопровождая свои действия объяснениями. |
4. Физминутка. (1 минута) | Снять мышечное и эмоциональное напряжение. | Дает инструкцию выполнения упражнений. | Выполняют упражнения по инструкции педагога. |
5. Продуктивно-творческий. (5 минут) | Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией. | Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4. Коллективная проверка. | Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный. |
6. Итог занятия. (1 минута) | Систематизировать полученные на занятии знания и умения. | Логопед просит учащихся рассказать, с какими прилагательными производилась работа. Оценивает работу учащихся на занятии (оценка носит стимулирующий характер). | По памяти рассказывают о том, какие упражнения выполнялись на занятии и для чего. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"
Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...
Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"
Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки. Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...
Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям....
ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 2 класс
Календарно -тематическое планирование логопедических занятий для 2 класса составлено на основе пособия Л.Е. Шевченко Планирование работы учителя - логопеда в коррекционной школе 8 вида...
ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 5 класс
календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5 классе коррекционной школы 8 вида...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных
Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных...
Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"
Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...