Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных
план-конспект на тему
Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upotreblenie_v_rechi_otnositelnyh_prilagatelnyh_v_roli_kachestvennyh.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Употребление в речи относительных прилагательных в роли качественных».
Общность дефекта:
нарушение письма и чтения
Цель занятия: совершенствовать умение употреблять в речи относительные прилагательные в прямом значении и в значении качественных.
Задачи:
коррекционно-развивающие:
- совершенствовать навыки осмысленного чтения;
- продолжать учить анализировать лексическое значение слова;
- актуализировать умение выделять прилагательные в словосочетаниях и предложениях;
воспитательные:
- закреплять навыки контроля и самоконтроля;
- развивать умение работать в паре;
- продолжать формировать умение слушать ответы одноклассников;
здоровьесберегающие:
- создание комфортного психологического климата на занятии;
- чередование различных форм и видов работы.
Оборудование: карточки на каждого обучающегося; карточки со словами «качественное имя прилагательное», «относительное имя прилагательное» на каждого обучающегося.
Приложение.
Карточка №1.
Укажите, в каком значении употреблено слова КИСЛЫЙ в данных словосочетаниях: в прямом или переносном. Рядом впишите соответствующую буквы (прям., перен.). Над прилагательными укажите разряд (к – качественное, о - относительное).
кислое настроение | |
кислый крыжовник | |
кислый лимон | |
кислое выражение лица | |
кислая клюква | |
кислое яблоко | |
кислый вид | |
кислое молоко | |
кислая капуста | |
кислая улыбка | |
кислое тесто |
Карточка №2.
Самостоятельно определите, качественным или относительным является имя прилагательное в словосочетаниях слово ХРУСТАЛЬНЫЙ.
хрустальная ваза | |
хрустальный ручей | |
хрустальная синева неба | |
хрустальная посуда | |
хрустальная коллекция | |
хрустальная песня жаворонка |
Карточка №3.
Определите, в каком словосочетании имя прилагательное употреблено как качественное, а в каком – как относительное, написав над прилагательными буквы К (качественное), О (относительное).
хлебный квас – хлебный год
воздушная походка – воздушные массы
зеркальная гладь пруда – зеркальная фабрика
весенняя непогода – весеннее настроение
каменные обломки – каменное сердце
музыкальный инструмент – музыкальная натура
сердечное поздравление – сердечные сосуды
железная руда – железная воля
Карточка №4.
Прочитайте предложения.
Двор окружен был крепкой и непомерно толстой деревянной решёткой.
С лицом сосредоточенным и серьёзным, опираясь на палку, прямой, несколько деревянной походкой пожилой джентльмен, доктор Ф. Г. Колокольчиков шагал по песчаной аллее.
- Качественным или относительным является прилагательное ДЕРЕВЯННЫЙ в первом предложении? Почему?
- В прямом или переносном значении употреблено это прилагательное во втором предложении? Качественное оно или относительное? Как это доказать?
Этапы занятия. | Задачи. | Деятельность педагога. | Деятельность учащихся. |
1. Организационный. (1 минута) | Настроить учащихся на работу, активизировать основные психические функции. | Проверяет готовность учащихся к занятию. | Готовятся к занятию. |
2. Ориентировочный. (5 минут) | Формировать умение учащихся делать логические выводы после проделанной работы. | Предлагает учащимся выполнить задание на карточке №1, формулирует тему и цель занятия.
| Выполняют задание на карточке №1. |
3. Репродуктивно- продуктивный. (17 минут) | Развивать умение выполнять задание по аналогии и переносить полученные знания на похожие задания. | Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №2. Коллективная проверка. Организует коллективное выполнение задания по карточке №3, оказывает помощь. | Самостоятельно выполняют задание по карточке №2. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный. Совместно выполняют задание по карточке №3, сопровождая свои действия объяснениями. |
4. Физминутка. (1 минута) | Снять мышечное и эмоциональное напряжение. | Дает инструкцию выполнения упражнений. | Выполняют упражнения по инструкции педагога. |
5. Продуктивно-творческий. (5 минут) | Закрепить навык осмысленного чтения и умение учащихся определять лексическое значение слова в контексте. Развивать умение работать с многоступенчатой инструкцией. | Предлагает выполнить самостоятельно задание по карточке №4. Коллективная проверка. | Самостоятельно выполняют задание по карточке №4. По очереди зачитывают получившиеся ответы, анализируют, выбирают правильный. |
6. Итог занятия. (1 минута) | Систематизировать полученные на занятии знания и умения. | Логопед просит учащихся рассказать, с какими прилагательными производилась работа. Оценивает работу учащихся на занятии (оценка носит стимулирующий характер). | По памяти рассказывают о том, какие упражнения выполнялись на занятии и для чего. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Конспект группового логопедического занятия в 7 классе
Конспект группового логопедического занятия в 7 классе...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Логопедическое занятие «Мастерская правильной речи "В мире профессий"
Логопедическое занятие «Мастерская правильной речи "В мире профессий"...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Логопедическое занятие по теме «Части речи»
Логопедическое занятие по теме«Части речи»...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Методические рекомендации на тему: «Проблемы экологии современного русского языка»
Методические рекомендации на тему:«Проблемы экологии современного русского языка»...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ В КОРЕКЦИОННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ С ОВЗ....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии.
Общее недоразвитие речи, стёртая форма дизартрии....
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Задачи преодоления различных видов нарушений устной и письменной речи
Задачи преодоления различных видов нарушений устной и письменной речи...