Рабочая программа логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида
рабочая программа по теме
Рабочие программы на каждый класс, тематическое планирование по четвертям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_2_kl_log.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Подготовительный. 1 – 4 классы. под редакцией В. Воронковой 2009г.и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ VIII вида школы – интерната №5 г. Аши. Программа рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол №01 от 30.08.2013г).
Предмет: логопедические занятия.
Учитель – логопед: Токарева Н. В.
- класс
Количество часов по программе:136ч
Количество часов в неделю по учебному плану:4ч
Количество часов за год:136ч
Диагностическое обследование: 16ч
Содержание программы.
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя как субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка ( произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
У учащихся с системным недоразвитием речи при умственной отсталости мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа, ограниченный словарный запас, аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения, недостаток формирования связной речи ( в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий. Овладение письмом и чтением учащихся с системным недоразвитием речи характеризуется, прежде всего, значительным качественным своеобразием на всех этапах формирования этих навыков.
Для учащихся сложным является усвоение букв. Этот связано с особенностью их зрительного восприятия, с трудностями различения и запоминания букв, с нечеткостью акустических образов соответствующих звуков. Особенно затрудняет учащихся процесс слияния звуков в слоги. У них с трудом формируется обобщенное представление о слоге. У учащихся с системным недоразвитием речи взаимодействие зрительных, кинестетических и слуховых образов формируется сложнее и медленнее и не достигает того высокого уровня, которое наблюдается у нормальных детей.
Если у учащегося нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ученик должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи.
Данная программа предназначена по коррекции чтения и письма по типу ретардации. Она рассчитана на детей, у которых наблюдается системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является необходимой в структуре логопедической работы с данной категорией детей. Нарушение речи препятствуют полноценному общению с людьми, приводит к речевой неуверенности в себе. Поэтому своевременное преодоление нарушений письменной речи – залог успешного обучения учащихся по всем учебным предметам.
Методологические и теоретические основы программы
Как и любая программа, “Программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов школы VIII вида” имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
- гуманизма- вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
- системности- рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- реалистичности-учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- деятельностного подхода- опоры коррекционно- развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- индивидуально- дифференцированного подхода- изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
- системного подхода- взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретические положения программы:
- Принцип развития, предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
- Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций.
- Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности речевого дефекта.
- Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
- Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
- Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
- Современные научные положения о тесной связи в развитии перцептивных и моторных функций (Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец и др.); теория взаимодействия речевой и ручной моторики (М.М. Кольцова, Н.И. Кузьмина, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.В. Фомина и др.).
- Принцип дифференцированного подхода.
- Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
- Кроме того, в коррекционной работе по преодолению общего недоразвития речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и др.
Содержание программы
Цель программы- коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей-логопатов.
Основные задачи программы:
1.Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
2.Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
3.Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития учащихся.
4.Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует подгруппы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности. Основной формой являются подгрупповые занятия. На занятия с подгруппой обучающихся отводится, как правило 20 минут.
Количество часов указанных в программе примерное и может варироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.
Программа состоит из следующих разделов:
- коррекция звукопроизношения;
- коррекция фонематических процессов;
- коррекционная работа на лексическом уровне;
- коррекционная работа на синтаксическом уровне;
- совершенствование связной речи.
Коррекционная работа на фонематическом уровне проводится со 2 по 4 классы. Задачей этого раздела является устранение фонематической дислексии, мнестической дислексии, акустической дисграфии и дисграфии, связанной с нарушением различных форм языкового анализа и синтеза. Программа включает разделы, направленные на формирование слогового и звукового анализа и синтеза слов, дифференциацию твёрдых и мягких согласных (2 класс), звонких и глухих, свистящих и шипящих согласных (3 класс), сонорных Р и Л, заднеязычных согласных, а также букв, имеющих оптическое сходcтво.
Во 2 классе занятия проводятся 4 раза подгрупповые и индивидуально
2 класс
(4 часа в неделю)
УСТРАНЕНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСЛЕКСИИ И ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЙ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
УСТРАНЕНИЕ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ.
Обследование учащихся.
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
РАЗВИТИЕ АНАЛИЗА СТРУКТУРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
РАЗБИТИЕ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Органы речи. Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки.
Звуки и буквы А, О, У, Ы, И, Э. Выделение первого звука а слове. Выделение гласных звуков из слогов, слов, слоговый анализ и синтез слов,
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Особенности артикуляции согласных звуков. Выделение первого согласного звука из слова. Выделение последнего согласного звука. Определение места согласного звука в слове. Анализ и синтез слогов различной структуры, анализ и синтез слов различной
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ М-МЬ, Н-НЬ, Б-БЬ, П-ПЬ, В-ВЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ, К-КЬ, Д-ДЬ, Т-ТЬ, 3-ЗЬ, С-СЬ, Х-ХЬ, Л-ЛЬ, Р-РЬ.
Обозначение мягкости согласных посредством гласных 2-го ряда.
Буквы А - Я 0-Ё, У-Ю, Ы-И. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ
УЧАЩИХСЯ
2 класс.
Учащиеся должны уметь:
- анализировать слова по слоговому и звуковому составу;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать твердые и мягкие согласные.
Тематическое планирование логопедических занятий 2 класс.
№ урока | Тема урока 1 четверть. | Дата | ||
план | факт | Коррекционные цели | ||
1. | Обследование речи учащихся. | Выявить уровень речевого развития детей. | ||
2. | Обследование речи учащихся. | |||
3., | Обследование речи учащихся. | |||
4. | Обследование речи учащихся. | |||
5. | Обследование речи учащихся. | |||
6. | Обследование речи учащихся. | |||
7. | Обследование речи учащихся. | |||
8. | Обследование речи учащихся. | |||
9. | Органы речи. Артикуляционные упржнения. | Развитие артикуляционной моторики, ручной, дыхания | ||
10. | Дыхательные упражнения. | |||
11. | Развитие мелкой моторики руки. | |||
12. | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква А. | Звуковой анализ слова, выделение звука, соотнесение с буковй. | ||
13. | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква У. | |||
14. | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква О. | |||
15. | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква ы. | |||
16. | Звукобуквенный анализ слов. Звук и буква И. | |||
17. | Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Я. | |||
18. | Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Ю. | |||
19. | Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Е. | |||
20. | Звукобуквенный анализ слов. .Звук и буква Ё. | |||
21. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы Р – Л. | Дифференциация звуков по акустическим, букв по оптическим признакам | ||
22. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы М – Н. | |||
23. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы Б - П. | |||
24. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы Г – К. | |||
25. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы В - Ф. | |||
26. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы Д – Т. | |||
27. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы З – С. | |||
28. | Звукобуквенный анализ слов. Буквы Ж – Ш. | |||
29. | Слоговой анализ слов. | Развитие слогового анализа и синтеза слов | ||
30. | Слоговой анализ двусложных слов. | |||
31. | Слоговой анализ трёхсложных слов. | |||
32. | Дифференциация одн -, двух -, трёхсложных слов. Развитие слогового анализа и синтеза слов. | |||
33. | Удврение. Ударный слог. | Дифференциация гласных букв на письме. | ||
34. | Дифференциация о – а в слогах, словах. | |||
35. | Дифференциация о – а в предложениях и тексте. | |||
36. | Дифференциация у – и в слогах, словах | |||
, | ||||
2 четверть. | ||||
1. | Дифференциация у – и в предложениях и тексте. | Коррекция оптической дисграфии, развитие пространственной ориентации Сравнение, сопоставление, выделение существенных признаков | ||
2. | Дифференциация и – ш в слогах и словах.. | |||
3. | Дифференциация и – ш в предложениях и тексте. | |||
4. | Дифференциация б – д вслогах, словах. | |||
5. | Дифференциация букв б – д в предложениях и тексте. | |||
6. | Дифференциация п –т в слогах и словах. | |||
7. | Дифференциация букв п – т в предложениях и тексте. | |||
8. | Дифференциация л – м в слогах , словах. | |||
9. | Дифференциация л – м в предложениях и тексте. | |||
10. | Дифференциацияк – н в слогах, словах. | |||
11. | Дифференциация к – н в предложениях и тексте. | |||
12. | Дифференциация ш – щ в слогах, словах. | |||
13. | Дифференциация ш – щ в предложениях и тексте. | |||
14. | Дифференциация и – ц в слогах и словах. | |||
15. | Дифференциация и – ц в предложениях и тексте. | |||
16. | Дифференциация ц – щ в слогах, словах. | Развитие самоконтроля | ||
17. | Дифференциация ц – щ в предложениях и тексте. | |||
18. | Дифференциация з – е в слогах, словах. | |||
19. | Дифференциация з – е в предложениях и тексте. | |||
20. | Звуки гласные и согласные. | Дифференциация гласных и согласных звуков | ||
21. | Выделение первого звука в слове. | Слоговой анализ и синтез слов | ||
22. | Выделение гласных звуков из слогов, слов. | |||
23. | Слоговой анализ и синтез слов. | |||
24. | Особенности артикуляции согласных звуков. | Развитие фонематического восприятия на основе упражнений в выделении звуков по интсрукции | ||
25. | Выделение первого согласного звука из слова. | |||
26. | Выделение последнего согласного звука в слове. | |||
27. | Определение места согласного звука в слове. | |||
28. | Анализ и синтез слов различной слоговой структуры. | |||
3 четверть. | ||||
1. | Дифференциация гласных а,о,ы,у,э – я,ё,и,е,е. | Дифференциация гласных на письме по твердости и мягкости. | ||
2. | Дифференциация гласных а –я в слогах, словах.. | |||
3. | Дифференциация гласных а – я в предложениях и тексте. | |||
4. | Дифференциация гласных у –ю в слогах, словах. | |||
5. | Диффференциация гласных у – ю в предложениях, тексте. | |||
6. | Дифференциация гласных о - ё в слогах, словах. | |||
7. | Дифференциация гласных о – ё в предложениях, тексте. | |||
8. | Дифференциация гласных ы – и в слогах, словах. | |||
9. | Дифференциация гласных ы – и в предложениях, тексте. | |||
10. | Дифференциация Д – Т. | |||
11. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака на конце слов. | Развитие внимания учащихся | ||
12. | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака в середине слова. | |||
13. | Дифференциация б –бь. | Развитие самоконтроля | ||
14. | Дифференциация п –пь. | |||
15. | Дифференциация б –бь, п – пь. | |||
16. | Дифференциация в – вь. | |||
17. | Дифференциация ф – фь. | Дифференциация твердых и мягких согласных в устной речи и на письме | ||
18. | Дифференциация в – вь, ф – фь. | |||
19. | Дифференциация г – гь. | |||
20. | Дифференциация к –кь. | |||
21. | Дифференциация х - хь. | |||
22. | Дифференциация г –гь, к – кь, х - хь. | |||
23. | Дифференциация д –дь. | |||
24. | Дифференциация т- ть. | |||
25. | Дифференциация д –дь, т – ть. | |||
26. | Дифференциация з –зь. | |||
27. | Дифференциация с –сь. | |||
28. | Дифференциация з –зь, с - сь. | |||
29. | Звук и буква Ш. | Развитие слухового контроля | ||
30. | Звук и буква Ж. | |||
31. | Дифференциация ш – ж в слогах, словах. | |||
32. | Димфференциация звуков ш – ж в предложениях, тексте. | |||
33. | Дифференциация о –у. | Развитие фонематических процессов на основе упражнений в дифференциации смешиваемых фонем | ||
34. | Диффренциация ё – у. | |||
35. | Дифференциация р – рь. | |||
36. | Дифференциация л –ль. | |||
37. | Дифференциация р – рь, л – ль слогах, словах. | |||
38. | Дифференциация р – рь, л – ль в предложениях. | |||
39. | Дифференциация р – рь, л – ль в тексте. | |||
40. | Дифференциация с – ш в слогах, словах.. | |||
4 четверть. | ||||
1. | Дифференциация с- ш в предложениях, тексте. | Дифференциация звуков по акустико – артикуляционному сходству (сравнение, сопоствление). | ||
2. | Дифференциация з – ж в слогах, словах. | |||
3. | Дифференциация з –ж в предложениях, тексте. | |||
4. | Дифференциация с – ц в слогах, словах. | |||
5. | Дифференциация с – ц в предложениях,тексте. | |||
6. | Дифференциация ч – щ в слогах, словах. | |||
7. | Дифференциация ч – щ в предложениях, в тексте. | |||
8. | Дифференциация ч – ть в слогах, словах. | |||
9. | Дифференциация ч – ть в предложениях, тексте. | |||
10. | Дифференциация ч – ш в слогах, словах. | |||
11. | Дифференциация ч – ш в предложениях, тексте. | |||
12. | Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. | |||
13. | Перенос слов по слогам. | Развитие слухового восприятия, зрительной памяти при дифференциации групп звуков | ||
14. | Звук и буква Й. Слова с буквой Й. | |||
15. | Дифференциация и –Й в слогах, словах. | |||
16. | Дифференциация и – й в предложениях, тексте. | |||
17. | Дифференциация ль – й в словах. | |||
18. | Дифференциация ль – й в предложениях, тексте. | |||
19. | Составление предложение о школе. | Развитие диалогической речи, связных высказываний | ||
20. | Составление ответов на вопросы. | |||
21. | Знакомство с диалогической речью. | |||
22. | Тренировочные упражнения в диалоге. | |||
23. | Восстановление деформированного текста (последовательность событий). | |||
24. | Составление предложений по вопросам. | |||
25. | Обследование речи. | Отслеживание динамики речевого развития детей. | ||
26. | Обследование речи. | |||
27. | Обследование речи | |||
28. | Обследование речи | |||
29. | Обследование речи | |||
30. | Обследование речи. | |||
31. | Обследование речи | |||
32. | Обследование речи | |||
Контролирующие материалы.
Сборник контрольных работ по письму и развитию речи для учащихся1 – 4классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы 8 вида. Белгород 2007г.
Методическое обеспечение Специальная и методическая литература.
- Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. - М.: Просвещение, 2004. - 68с.
- Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 2002. - 154с.
- Волкова JI.C., Шаховская С.Н. Логопедия. - М.: Просвещение, 1998. - 68с.
- Воронкова В.В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. - М.: Просвещение,1988. - 124с.
- Воронкова В.В., Перова М.Н. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. - М.: Владос, 2001.
- Выготский JI.C. Вопросы детской (возрастной) психологии. - М.: Просвещение, 1984. - т.4-318с.
- Ефименкова J1.H. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. -М.: Просвещение, 1992. -76с.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. - Ярославль: Академия развития, 2006.
- Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. - М.: Просвещение, 1997.
- Краткий дефектологический словарь. - М.: Просвещение, 1964.
- Кобзарева Л.К., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. - Воронеж: Творческий центр «Учитель»,
12.Лалаева Р.И., Венедиктова JI.B. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004,- 32с.
- Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М.: Просвещение, 1968.
- Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии,- М.: Гном, 2007.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1997.
- Фотекова Т. А. Текстовая методика диагностики младших школьников. - М.: АРКТИ, 2005,- 12с.
- Чиркина Г.В. Методы обследования речи детей. - М.: АРКТИ, 2005,- 99с.
- Чиркина Г.В. К проблеме раннего распознания и коррекции отклонений речевого развития у детей. - М.: ИКП РАО, 1999.
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. - М.: Просвещение, 1997.
19.Балабанова В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы.- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002,- 7с.
Литература для детей
- Барто А.Л. Стихи. - М.: Просвещение, 1998.
- Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1977.
- Ванюхина Г.П. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. Екатеринбург, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Гласные и согласные звуки"
Дифференциация гласных и согласных звуков в процессе коррекции нарушений письменной речи важна для преодоления нарушений фонематического анализа и синтеза. Использование игровых приемов на занятии пре...
Логопедическое занятие в коррекционной школе VIII вида на тему : "Автоматизация звука С в словах"
Целью занятия является умение правильно произносить согласные звуки. Задачи: закрепление умения правильно произносить звук С изолированно и в слогах, формирование умения произносить звук С в словах, ...
рабочая программа логопедических занятий в 4 кл. VIII вида надомного обучения
Рабочая программа надомного обучения...
ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 2 класс
Календарно -тематическое планирование логопедических занятий для 2 класса составлено на основе пособия Л.Е. Шевченко Планирование работы учителя - логопеда в коррекционной школе 8 вида...
ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 5 класс
календарно-тематическое планирование логопедических занятий в 5 классе коррекционной школы 8 вида...
Рабочая программа логопедических занятий 1-9 СКК VIII вида
Данная рабочая программа по логопедии разработана для учащихся специальных (коррекционных) классов 8 вида....