Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью.
статья по теме
Общение это форма деятельности, необходимая для реализации других видов деятельности личности. Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общения ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью. | 15.11 КБ |
Предварительный просмотр:
: Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью.
Общение это форма деятельности, необходимая для реализации других видов деятельности личности. Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общения ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время
. Воспитание детей, является необходимым фактором развития общества, и важное место этого воспитания занимает коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта
Проблемой развития навыков общения занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них Леонтьев А.Н. Лисина, Запорожец А.В., Смирнова Е.О., Эльконин Д.Б. ., Сильвестру А.И.,
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Дети с нарушением интеллекта, испытывают трудности в эмоциональном общении и в формировании речи, поэтому развитие навыков общения является первостепенным в воспитании таких детей. Исследованием речи у умственно отсталых детей занимались В.Петрова Шлезингер, М.Зееман, М.Певзнер, и другие
Основная задача в работе с умственно отсталыми детьми максимально адаптировать детей в процесс социальной интеграции к личностной самореализации воспитанников, и овладения коммуникативных умений является важнейшей составляющей в этом процессе.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы Следующие коммуникативные умения
Умение передать информацию собеседнику: умение логически правильно выстроить фразу.
Умение понимать и осмысливать информацию, которую передаёт ребёнок или взрослый собеседник.
Умение общаться и взаимодействовать с собеседником планируя с ним совместную деятельность.
При формировании коммуникативных умений у умственно отсталых детей, большое значения имеет игра. Игры в развитии и воспитании личности уникальна. Игра позволяет ребенку почувствовать себя личностью.
В.Л. Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития»
Желание играть у умственно отсталого ребёнка появляется не сразу. Необходимо подготовить его, познакомить с игровыми приёмами, атрибутами и правилами общения.
Существует много различных игр, но первое место в формировании коммуникативных навыков, несомненно, принадлежит сюжетно-ролевой игре .Сюжетно-ролевые игры у умственно отсталых детей возникает не спантанно, а передаётся другими людьми кто умеет играть. Поэтому воспитатель является «носителям игры».
Заметное влияние на приобретение невербального общения имеют пальчиковые игры.
. . «Рука — это своего рода внешний мозг», писал Кант .Известному педагогу В.А. Сухомлинському принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель.
Известно, что уровень развития познавательной деятельности на прямую зависит от состояния двигательного анализатора – кистей пальцев рук. А следовательно в систему коррекционно-развивающего процесса воспитания детей с отклонениями в развитии необходимо включать игры на развитие мелкой моторики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»
В статье описано понятие коммуникативной компетенции, структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....
Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....
формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочное и внеурочное время.
В данной статье описаны формы работы по формированию у умственно отсталых обучающихся коммуникативных умений. Дети не всегда могут грамотно научиться писать, так запомнить и применить правила для них ...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"
выступление на семинаре по дефектологии по теме "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...
Методическая разработка «Формирование коммуникативной компетенции у детей с умственной отсталостью»
Методическая разработка...