Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
методическая разработка
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_sotsio_igrovye_tehnologii.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на мастер классе «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Чтобы наша работа была более продуктивной, мы с вами выполним задание для рабочего настроя
Все встают в круг. «Хвалебные бусы» каждый педагог по очереди называет уникальные качества одного из педагогов, нанизывая бусины на нитку.
Я работаю по теме развитие коммуникативных способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС. В своей работе для улучшения качества воспитательной деятельности использую современные технологии, такие как ИКТ, метод проектов, здоровьесберегающие, социо – игровую педагогическую технологию.
Сегодня на мастер классе, я вас хочу познакомить с социо - игровой технологией, которую я использую для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель мастер класса: Мотивировать педагогов на использование в практике своей работы, представленные социально - игровые приёмы для развития коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
- Представить свой педагогический опыт по внедрению социально - игровых приёмов в развитии коммуникативных способностей детей.
- Обучить педагогов основным приёмам использования социо - игровых игр и упражнений в развитии коммуникативных способностей детей.
- Вызвать у участников мастер класса интерес к социо - игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
- Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Актуальность темы мастер-класса:
В практике всестороннего развития и воспитания детей школьного возраста внедряются разные современные технологии, в том числе и игровые.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игры генетически связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.
В федеральном государственном стандарте коррекционного образования указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей. Фундаментом своевременного и полноценного личностного развития ребенка является его развитие в разных видах деятельности, но прежде всего, в двигательной и игровой. Интеграция разных видов деятельности позволяет успешно решать задачи по всестороннему развитию детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Среди широко используемых в практике игровых технологий в работе с детьми можно выделить социально – игровую технологию, которая только еще начинает использоваться педагогами в школах.
Социо - игровая технология - это технология развития ребёнка в игровом общении со сверстниками.
Эта технология наиболее интенсивно развивает коммуникативные и интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционными методами обучения, способствует познавательному, социальному, художественному, физическому развитию детей, даёт положительные результаты в области эмоционально - волевой сферы, авторами технологии являются: Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова и В. М. Букатов.
Смысл социо - игровой технологии группо - игровая работа. Любую детскую игру необходимо осуществлять в атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и обязанностях слышать и видеть окружающих. Мы всегда должны помнить, что взрослый и ребенок всегда имеют одинаковое право на ошибку.
Следуя этим советам, деятельность с детьми организуем как игра-жизнь между микрогруппами детей (малыми социумами – отсюда и термин «социо-игровая») и одновременно в каждой из них; и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную
Общение детей в рамках данной технологии организуем в три этапа:
• на первом этапе учим детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);
• на втором этапе общение является целью - ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микрогруппе, чтобы выполнить учебную задачу;
• на третьем этапе общение – это педагогическое средство, т.е. через общение я обучаю школьников.
В социо- игровой технологии есть свои «Золотые правила»: Чтобы узнать их, давайте поиграем с вами в игру «Чемодан».
Ход: Для того, чтобы сыграть в эту игру, нам необходимо разделиться на две команды. Для этого у меня есть в мешочке пуговицы разного цвета, каждый возьмите для себя одну. Ваша задача – найти место свое в команде. Далее воспитатель предлагает детям воображаемую ситуацию: они едут отдыхать без взрослых. Накануне сами складывают свой чемодан. Чтобы ничего не забыть, надо составить список необходимого и того, что поможет быстрее познакомиться, с другими детьми. Список нужно составить с помощью схем, рисунков, значков.
Командам необходимо приготовить материалы, обсудить и зарисовать, что нужно взять для путешествия. Для этого вам отводится 10 минут (ставятся песочные часы). По истечении времени, ведущий предлагает поменяться списками – зарисовками и отгадать, что же другая команда берет с собой в путешествие.
Организуя данную игру, мы с вами использовали правила социо – игровой технологии: 1) работа в малых группах,
2) смена лидера, смена мизансцен,
3)интеграция видов деятельности (социализация, коммуникация, продуктивная, поисковая и др.).
Классификация игр социо - игровой направленности
- Игры для рабочего настроя - Используются с целью пробудить интерес детей друг к другу, формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы, развивать адекватные способы выражения отношения к другим. (Игры: «Закончи предложение», «Волшебная палочка», «Давайте познакомимся»)
- Игры-разминки (разрядки) - Используются на основе принципа всеобщей доступности, элементов соревнования, смешного, несерьезного выигрыша; дают детям возможность размяться, расслабиться. (Игры: «Руки-ноги», Карлики-великаны», «Ходим кругом друг за другом», «Запрещенное движение»).
- Игры для приобщения к делу - Могут использоваться в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий. ( Игры: «Составь слово», «Пишущая машинка», «Видимо не видимо»)
- Игры творческого самоутверждения - При их выполнении учитывается художественно - исполнительский результат действия. (Игры «Фраза с заданными словами», «Изобрази профессию», «Салат из сказок», «Стихи по ролям», обыгрывание ситуаций на разные темы).
- Игры вольные (на воле) - Игры, выполнение которых требует простора и свободы передвижения (их не всегда можно выполнять в групповой комнате).
(Игры: «День наступает - всё оживает, ночь наступает - всё замирает», «Воробьи-вороны»)
Практическая часть.
Я предлагаю вашему вниманию несколько игровых упражнений, на развитие коммуникативных навыков которые использую на своих занятиях, и приглашаю вас принять активное участие.
1) Игра «Молекулы»
Цель: Снятие напряжение, настрой на работу.
Инструкция: участники – «атомы», свободно двигаются по комнате. По
сигналу ведущего «атомы» объединяются в молекулы по 2 человека.
Последний раз объединяются все члены группы.
Подведение итогов игры.
2) Игра «Изобрази пословицу»
Цель: развивать умение использовать невербальные средства общения.
Содержание: дети разбиваются на подгруппы и изображают с помощью жестов и мимики, какую - либо пословицу: «Слово не воробей - вылетит, не поймаешь», «Скажи им кто твой друг, и я скажу, кто ты», «Нет друга - ищи, а найдешь, береги».
Подведение итогов игры.
3)Игра «Салат из сказок» Цель: формирование рече – творческих способностей, воображение, фантазии. (Педагоги, делятся на 3 или 4 группы, собирая картинки по сказкам.) 1группа. – Предлагаю объединить этих трёх персонажей в одну сказку и самостоятельно придумать сказку.
Названия сказок | Одного персонажа из данной сказки | Место действия в данной сказке |
Маша и медведь | ||
Теремок | ||
Курочка Ряба |
Например. Жил – был дед. У него была лягушка. Каждое утро она квакала – здоровалась. Однажды к ним пришёл медведь. Он сломал у них теремок. Дед и лягушка заплакали. А медведь заревел толстым голосом: « Не плачь, дед, не плачь, лягушка, я вам построю новый теремок. » Строил он, строил и построил за три дня и три ночи. Рады дед и лягушка. Они до сих пор живут, и нас с вами в гости ждут.
2 группа. – Предлагаю прочитать сказку и подумать и назвать сказки. В 1 столбик мы записываем названия сказок, во 2 столбик – одного персонажа из данной сказки, в 3 столбик – место действия в данной сказке.
Жил – был зайчик. Однажды он услышал, как ворона кричит: «Мышка попала в яму. И не может вылезти. Помогите, кто может». Ворона летит, а зайчик бежит, ворона летит, а зайчик бежит. Бежали – бежали и прибежали. Мышка сидела в ямке и плакала. Зайчик схватил мышку, а ворона – зайку, тащили – тащили и вытащили мышку.
Название сказки | Одного персонажа из данной сказки | Место действия в данной сказке. |
Колобок | Зайчик | В лесу |
Заяц - хваста | Ворона | поляна |
Теремок | Мышка | Теремок |
3 группа - Предложить педагогам нарисовать сказку.
Жил – был колобок. Покатился он по дорожке. А на встречу, ему мышка. Мышка и говорит: « Спой мне песенку про себя». А колобок и отвечает: « некогда мне петь, я тороплюсь к Лисе, в гости. Сегодня будет Новый год ».
- А что ты подаришь лисе?
- Коробку конфет.
- Возьми меня с собой.
- Пойдём вместе, лиса нас не съест.
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец
Подведение итогов игры.
4. Подведение итогов мастер-класса.
Работая в данном направлении, в результате применения социо-игровой технологии в работе со школьниками сможем достигнуть следующих результатов:
• дети будут уметь договариваться, приходить к согласию, слушать и слышать друг друга;
• у детей будет сформировано позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе; развито речевое взаимодействие;
• у них не будет чувства страха за ошибку.
.
5. Рефлексия.
Игра: «Подберите нужные слова»
Например:
— тепло — Солнце, печка, пирожки, Огонь;
— холод — Снежная королева, Снегурочка, Морозко;
— большой — Великан, Дворец, Гоблин;
— маленький — Дюймовочка, Сынок с кулачок, Мальчик-с-пальчик, горошинка
А сейчас попрошу Вас ответить на предложенные вопросы:
- Что запомнилось больше всего?
- Что понравилось?
- Как Вы чувствовали себя в позиции обучающихся?
- Какие в связи с этим открытия, выводы для себя Вы сделали?
- Возник ли у Вас интерес к использованию социо-игровой технологии в обучении детей?
Уважаемые коллеги, я показала Вам некоторые игры и приемы социо -игровой технологии. Их можно использовать и на занятиях и при организации свободной деятельности детей.
И самое главное, мы все должны помнить главный принцип в работе с детьми: «Не рядом и не над, а вместе!»
Спасибо за внимание и участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по чтению для 5 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса ( для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями))
Рабочая программа составлена на основе «Рабочих программ по учебным предметам ФГОС образования обучающ...
Использование здоровьесберегающих технологий при обучении детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Фундамент здоровья закладывается с детства, и забота о здоровье детей касается не только медиков, но и нас – ...
Традиционные и нетрадиционные технологии обучения детей с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
знакомство педагогов с традиционными и не традиционными методами обучения...
План-конспект урока с использованием дистанционных образовательных технологий (при помощи программного обеспечения Skype) По теме: «Дикие животные в лесу» во 2 классе для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Цель урока:Систематизировать и обогатить знания детей об изменениях в жизни диких животных с приходом зимы, о природных связях.Коррекционно-обучающие:1)Закрепление представлений о природе, о временах ...
мастер-класс Речевое развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на логопедических занятиях посредством развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес».
Пространственная среда под необычным названием «Фиолетовый лес», автором которого является Вячеслав Воскобович, делает процесс обучения интересным и увлекательным....