"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"
статья

Степаненко Светлана Александровна

выступление на семинаре по дефектологии по теме  "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни зависит не только от приобретения определенных знаний, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Важность общения для ребенка с интеллектуальными нарушениями очевидна. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Наблюдения показывают, что  дети с интеллектуальными нарушениями мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника такие дети отвечают очень кратко и односложно. В результате общение детей с интеллектуальными нарушениями со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.

У тех детей, у которых формируется фразовая речь, она отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Особенно страдает связность речи.

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при наличии побочных зрительных и слуховых раздражителей, которые отвлекают их. Учащиеся забывают о чем они только что говорили и перестают слушать собеседника. Причем у одних детей наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными.

        При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности детей с интеллектуальными нарушениями  и, в первую очередь, развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

В работе в процессе формирования коммуникативных умений используют различные методы: практические, наглядные и словесные.

К практическим методам относятся упражнения и игры. Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. У детей формируются практические коммуникативные умения либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.

В работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, развивающие общую, ручную моторику).

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, демонстрация презентаций, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов. Все это способствует  уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения занятий.

Основными словесными методами являются рассказ, чтение, беседа. Словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Например, при проведении бесед этического характера уместны такие игры, как:

Игра «Ласково назови»

Цель - формировать умение подбирать имена в уменьшительно - ласкательной форме, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками группы.

Ход:

Дети садятся на стульчики полукругом, чтобы могли видеть друг - друга. Воспитатель называет имя ребенка. Например: Наташа, Наташенька, Ната, Наточка и так далее. Дети по очереди подбирают к имени ребенка "ласковые" имена.

Игра «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных умений.

Ход:

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

«Вопрос-ответ»

Цель: развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера.

Педагог бросает мячик ребенку  и задает вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос). И таким образом дети бросают  мяч друг другу  и задают свой вопрос.

Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка в любой ситуации, иногда вопреки тому, что он видит и слышит, придерживаться норм культурного поведения и речевого этикета.

Например, обучая ребенка вежливо разговаривать по телефону, обыгрываются ситуации, что следует говорить, если позвонил близкий человек, друг, незнакомый человек.

Практически во всех видах деятельности по развитию коммуникативных умений проводятся беседы. В процессе организации любого вида деятельности педагог направляет и координирует действия детей, задавая наводящие вопросы. Он помогает формулировать краткие, но точные ответы, придерживается обсуждаемой темы и доводит обсуждение до логического завершения.

Работа по формированию коммуникативных умений осуществляется не только  на специально организованных занятиях, но и вне их (например, на прогулке, во время режимных моментов и т.д.), в доверительной обстановке, когда дети наиболее отрыты и раскрепощены.  Наиболее интересными для детей в этом случае являются темы, связанные с их бытом и жизнью. При этом важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к беседе.

Также для изучения коммуникативных умений детей большое значение имеет  наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

Таким образом, формирование коммуникативных умений школьников с интеллектуальными нарушениями – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социальной адаптации и развития личности в целом.




Предварительный просмотр:

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми.

Одной из основных задач современного общества является социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни зависит не только от приобретения определенных знаний, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Важность общения для ребенка с интеллектуальными нарушениями очевидна. Способность выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей поможет ему войти в большой мир. Эта способность будет тем средством, с помощью которого он сможет адаптироваться в окружающем его мире, научиться жить в нем. Наблюдения показывают, что  дети с интеллектуальными нарушениями мало разговаривают между собой. Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий. На настоятельные вопросы собеседника такие дети отвечают очень кратко и односложно. В результате общение детей с интеллектуальными нарушениями со взрослыми и другими детьми протекает без должной активности, вяло.

У тех детей, у которых формируется фразовая речь, она отличается большим количеством фонетических и грамматических искажений. Особенно страдает связность речи.

Детям с интеллектуальной недостаточностью свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Детям трудно концентрировать внимание на беседе, особенно при наличии побочных зрительных и слуховых раздражителей, которые отвлекают их. Учащиеся забывают о чем они только что говорили и перестают слушать собеседника. Причем у одних детей наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность. Другие становятся вялыми и пассивными.

        При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности детей с интеллектуальными нарушениями  и, в первую очередь, развивать:

-        способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них;

-        умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;

-        восприятие речи;

-        умение подражать;

-        умение соблюдать очередность в разговоре;

-        умение применять навыки общения в повседневной жизни.

В работе в процессе формирования коммуникативных умений используют различные методы: практические, наглядные и словесные.

К практическим методам относятся упражнения и игры. Упражнение – это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. У детей формируются практические коммуникативные умения либо предпосылки к их развитию, происходит овладение различными способами практической и умственной деятельности.

В работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, развивающие общую, ручную моторику).

Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснениями, указаниями, вопросами. Одним из основных компонентов метода является воображаемая ситуация в развернутом виде (сюжет, роль, игровые действия).

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, картин, демонстрация презентаций, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов. Все это способствует  уточнению и расширению представлений детей, развитию познавательной деятельности, создает благоприятный эмоциональный фон для проведения занятий.

Основными словесными методами являются рассказ, чтение, беседа. Словесные методы сочетаются с практическими и наглядными. Например, при проведении бесед этического характера уместны такие игры, как:

Игра «Ласково назови»

Цель - формировать умение подбирать имена в уменьшительно - ласкательной форме, воспитывать дружеские отношения между воспитанниками группы.

Ход:

Дети садятся на стульчики полукругом, чтобы могли видеть друг - друга. Воспитатель называет имя ребенка. Например: Наташа, Наташенька, Ната, Наточка и так далее. Дети по очереди подбирают к имени ребенка "ласковые" имена.

Игра «Клубочек»

Цель: развитие коммуникативных умений.

Ход:

Дети садятся в круг, ведущий, держа в руках клубочек, обматывает конец нитки вокруг пальца, задает вопрос, сидящему рядом участнику игры (что ты любишь? и т. д.) и передает ему клубок. Ребенок берет клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой вопрос следующему игроку, и передает клубок ему. Таким образом, в конце игры клубочек возвращается к ведущему, и все видят нити, связывающие участников игры в одно целое.

«Вопрос-ответ»

Цель: развивать у детей умение задавать и отвечать на вопросы партнера.

Педагог бросает мячик ребенку  и задает вопрос, а тот кто поймал мяч должен на него ответить (бросаю мяч, задаю вопрос). И таким образом дети бросают  мяч друг другу  и задают свой вопрос.

Задача педагога состоит в том, чтобы научить ребенка в любой ситуации, иногда вопреки тому, что он видит и слышит, придерживаться норм культурного поведения и речевого этикета.

Например, обучая ребенка вежливо разговаривать по телефону, обыгрываются ситуации, что следует говорить, если позвонил близкий человек, друг, незнакомый человек.

Практически во всех видах деятельности по развитию коммуникативных умений проводятся беседы. В процессе организации любого вида деятельности педагог направляет и координирует действия детей, задавая наводящие вопросы. Он помогает формулировать краткие, но точные ответы, придерживается обсуждаемой темы и доводит обсуждение до логического завершения.

Работа по формированию коммуникативных умений осуществляется не только  на специально организованных занятиях, но и вне их (например, на прогулке, во время режимных моментов и т.д.), в доверительной обстановке, когда дети наиболее отрыты и раскрепощены.  Наиболее интересными для детей в этом случае являются темы, связанные с их бытом и жизнью. При этом важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к беседе.

Также для изучения коммуникативных умений детей большое значение имеет  наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

Таким образом, формирование коммуникативных умений школьников с интеллектуальными нарушениями – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социальной адаптации и развития личности в целом.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

   Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...

ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...

Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.

В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....

Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Мастер класс для педагогов  «Использование социо-игровой технологии для  формирования  коммуникативных  навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...

Рекомендации родителям по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант программы по формированию навыка одевания носков и обуви.

Рекомендации для родителей и педагогов по формированию навыков самооблуживания у обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталосстью (интеллектуальными нарушениями)....