Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.
статья на тему

Лешкович Татьяна Ричардовна

Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-1.odt101.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Формирование  коммуникативных компетенций  у  детей с умственной  отсталостью на   занятиях   логопедии.

Учитель-логопед Лешкович Т.Р.                                                                                                                                                               МКОУ «Школа- интернат№86».

  В условиях реализации Проекта Федеральных государственных образовательных стандартов для умственно отсталых детей в воспитательной работе специальной коррекционной   общеобразовательной школы для детей с ОВЗ  является формирование  коммуникативных  компетенций .

Одной из важнейших теоретических и практических задач специального образования является совершенствование процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития, более успешной подготовки к обучению в школе и социальной адаптации. В этой коррекционно-педагогической системе важная роль принадлежит формированию жизненных компетенций у детей с ограниченными возможностями здоровья, как в учебной, так и в воспитательной работе через реализацию рабочих программ.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталого ребенка приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Речевое недоразвитие вызывает у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми.

Общение  - основное условие развития ребёнка, важнейший компонент формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Овладение коммуникативными навыками - важнейшее условие адаптации выпускников в социуме. Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям.

 Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям. Действенным помощником педагога в такой ситуации становится игра. Поэтому при развитии коммуникативной компетенции с умственно отсталыми учащимися целесообразнее всего пользоваться игровыми методами.

Общее нарушение интеллектуальной деятельности умственно отсталых детей, нередко осложненное недоразвитием его слухового и речедвигателъного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении процессами речи. Нарушения речевого развития препятствуют полноценному общению с людьми, приводят к речевой замкнутости, неуверенности в себе.

Одним из ведущих принципов обучения русскому языку детей с умственной отсталостью является принцип коммуникативной направленности.

Речевое недоразвитие, слабость побудительных к речи мотивов вызывают у умственно отсталых детей затруднения в общении с окружающими людьми. В.Г. Петрова справедливо замечает, что умственно отсталый ребенок, владея в той или иной степени речью, «...редко участвует в беседах, на вопросы отвечает односложно и далеко не всегда правильно».

Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь умственно отсталых детей приводит к ее совершенствованию, к развитию навыков более точного выражения мыслей, адекватного ведения диалога и даже навыков построения монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.

Принцип коммуникативной направленности предполагает, что главным в обучении детей должно быть не столько сообщение о различных аспектах языка (фонетика, морфология, синтаксис), сколько формирование навыков практического использования различных языковых категорий в речи. В результате их отработки школьники получают возможность осознавать некоторую лингвистическую информацию, усваивать и применять орфографические правила и, что особенно важно, более свободно пользоваться речью в коммуникативных целях.

В рамках коррекционного образования в качестве одной из целей обучения на первый план выдвигается социальная адаптация учеников. В ряду основных задач образовательного учреждения наряду с общеобразовательной подготовкой, преодолением и коррекцией недостатков развития, мышления, речи, сенсорных процессов и связанных с этим особенностей психического развития стоит задача создания условий для воспитания личности, способной участвовать в общественной жизни без ущерба для социума и себя, реализовывать свои познавательные и социальные потребности. Реализация данных потребностей невозможна при отсутствии коммуникативной компетенции обучающегося, воспитанника с умственной отсталостью.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса школы. Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково же значение коммуникативной компетентности ученика в образовательном процессе школы?

Речь, выступая в своем функциональном предназначении как средство познания и общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Личность формируется в деятельности и общении с другими людьми и сама определяет характер протекания этих процессов. Речь имеет огромное значение для формирования психических процессов, всей личности ребенка, становления мышления и воли, поэтому развитие вербальной коммуникации у таких детей является одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Несовершенство умений, связанных с использованием речи как средства общения, является характерной особенностью учащихся с нарушением интеллекта (O. K. Агавелян, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, Е. И. Разуван и др.). Это объясняется, с одной стороны, феноменологией умственной отсталости, а с другой - низким уровнем сформированности коммуникативных умений у данной категории школьников. В связи с этим возникают сложности в организации свободного общения, затруднения в развитии речемыслительной и познавательной деятельности, в осуществлении процесса социализации умственно отсталых детей. При этом недоразвитие речи при интеллектуальной недостаточности имеет системный характер и распространяется не только на коммуникативную, но и познавательную и регулирующую функции речи.

Из-за нарушений речевых высказываний нет качественной коммуникативной функции, нет полноценного навыка общения. Все это сказывается и на всех других видах деятельности. Ребенок становится некоммуникабельным, замкнутым, у него снижается и так низкая познавательная активность, в речи использует стандартные, известные речевые конструкции, часто проявление агрессивности при решении конфликтных ситуаций. Нарушения общения не способствуют успешной социальной адаптации. Ребенок плохо проявляет самостоятельность при общении, с трудом устанавливает контакты с людьми, не уверен в себе, ощущает беспокойство. Такое состояние становится причиной конфликтов, разногласий.

Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значимость формирования коммуникативных умений в развитии ребенка. В основе многочисленных исследований лежит концепция деятельности, разработанная В. В. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и др. Основываясь на ней, М. И. Лисина, Т. А. Репина, А. Г. Рузская рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

В ряде исследований отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию ребенка (А. В. Запорожец, М. И. Лисина, А. Г. Рузская). О важности речевого развития ребенка, о речи как способе общения, о развитии ее коммуникативной функции говорилось во многих работах различных авторов (А. А. Бодалев, А. А. Буева, Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина и др.). В специальной литературе, раскрывающей вопросы обучения и воспитания умственно отсталых детей, также обосновывается необходимость формирования навыков общения. Особое внимание при этом уделяется развитию и коррекции речи как основного средства общения (А. К. Аксенова, М. Ф. Гнездилов, Е. А. Гордиенко, С. Ю. Ильина, Р. И. Лалаева, В. Г. Петрова, М. П. Феофанов и др.).

Своевременная коррекция речевых расстройств является необходимым условием формирования коммуникативной компетенции и психологической адаптации умственно отсталых детей к новым социальным условиям. Коррекция недостатков речи требует систематических занятий, отнимает много сил и времени у детей. Отсюда снижение познавательного интереса, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Необходимо заинтересовать учащихся, сделать их обучение осознанным.

Действенным помощником педагога в такой ситуации становится игра. Проведение игр всегда носит полифункциональный характер, т.е. происходит не только усвоение знаний и развитие основных качеств учащихся согласно целям проведения этих игр, но ещё и развитие внимания, зрительно-моторной координации, познавательной активности. Происходит и развитие произвольной регуляции деятельности учащихся: умений подчинить свою деятельность заданным правилам и требованиям, умений сдерживать свои эмоциональные порывы, планировать свои действия и предвидеть результаты своих поступков.

Поэтому во внеклассной работе с учащимися вспомогательной школы по выбранному направлению развития коммуникативной компетентности целесообразнее всего пользоваться игровыми методами.

Коммуникативная компетентность заключается не только в умении сформулировать и выразить свои мысли, но и в умении, прежде всего, вступить в контакт с собеседником доброжелательно и без напряжения, в умении выслушать и понять собеседника, слушать и слышать его, обменяться с ним информацией, контролировать движения и работать по инструкции, уметь задавать вопросы, перефразировать сказанное, развивать мысли собеседника, перерабатывать информацию.

Список литературы

1.Граборов, А.Н. Основы олигофренопедагогики. [Текст] /А.Н. Граборов. – М.: Классикс Стиль, 2005. – 167 с.

2.Максакова, А.И. Учите играя. [Текст]/А.И. Максакова, Г,А.Тумакова – М.: Просвещение, 2003. – 90 с.

3.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. М., Мозаика-Синтез, 2000

4. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] /Л.С.Выготский//Вопросы психологии. – 1996. - №6.

5.Клюева, Н. В. Учим детей общению [Текст]/Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль, Академия развития, 2002. – 234 с.

6. Новоселова, С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность [Текст]/ С.Л.Новоселова//Детский сад: от А до Я, 2003.- №6.-С. 43-48.

7.Эльконин, Д. Б. Психология игры [Текст]/Д.Б.Эльконин. — М.: Педагогика, 1978.- С.27.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

Занятие логопедии с элементами логоритмики в 1 классе Дифференциация С-Ш РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "Логопедия"

Элементылогоритмики используются на занятиях логопедии для развития моторики, чувства ритма,развития четкой артикуляции, выразительности речи учащихся...

Статья по теме: «Трудности взаимодействия между детьми на занятиях дополнительного образования».

Статья содержит материал, в котором описываются психологические особенности обучающихся различного возраста и приёмы работы педагога в разновозрастном коллективе....

Педагогическая статья по теме: "Технология обучение в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в ссузе"

Обучение в сотрудничестве может считаться наиболее успешной альтернативой традиционным методам. Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, основывающаяся...

Статья на тему "Туристские полигоны и техническое оснащение занятий".

Туристские полигоны и техническое оснащение занятий...

Статья на тему: "Преемственность в использовании нейропсихологического подхода в работе учителя - логопеда ДОУ и ОУ"

Oбследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий....