Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
методическая разработка
Рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
«Методические рекомендации педагогам по формированию коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 1. Обязательно установите личный контакт с детьми: • обращайтесь по имени;
• занимайте позицию на уровне глаз ребенка;
• используйте тактильное прикосновение
2. Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени. Стремитесь не перебивать ребенка. Проанализируйте свое поведение.
• всегда ли вы способны дослушать ребенка до конца?
• не возникает ли желание его перебить?
• не ловите ли вы себя на мысли, что-то, о чем говорит ребенок, это неважно, пустяки?
• проследите, не ведете ли вы во время высказываний ребенка внутреннюю полемику с ним, выражая это в мимике и жестах.
3. Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности. Проанализируйте собственную речь:
• исключите из своей речи окрики, резкие интонации, которые негативно влияют на детей, вызывая эмоциональный дискомфорт;
• обратите внимание на интонирование, помните, что верно расставленные интонационные акценты влияют на качество воспринимаемой информации и на общий психологический микроклимат;
• постарайтесь избавиться от слов - "паразитов" ("ну", "значит", "в общем" и т.д.) 4. Старайтесь использовать такой неречевой прием взаимодействия с детьми, как "демонстрация расположенности": спокойное внимание, улыбка, контакт глаз, ободряющий жест, ласковое прикосновение, поглаживание.
5. Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату. Понаблюдайте за собой:
• как часто вы улыбаетесь детям;
• способны ли вы смеяться вместе с детьми;
• как часто ваше лицо выражает усталость и заботу.
6. Учитесь видеть себя со стороны:
• чаще анализируйте собственную деятельность;
• стремитесь ставить себя на место ребенка;
• развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми.
7. Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо:
• быть самому убежденным в том, о чем вы говорите;
• ясно и понятно излагать доводы детям;
• проявлять выдержку и терпение.
Применяя внушающее наставление, вам необходимо говорить в максимально повелительном тоне и при этом выразительно смотреть в глаза ребенку.
8. Выбирайте правильную тактику поведения в общении с детьми, разрешая конфликтную ситуацию. Помните: вы не имеете профессионального права обижаться на детей. Старайтесь оценивать поступок, действие, которое совершил ребенок, а не личность его. Покажите, что вы недовольны поступком, но сами положительно относитесь к ребенку.
Избегайте следующих приемов, помогающих разрешить детские ссоры, драки:
• требований ("не мешайте", "перестаньте ссориться");
• наказаний (лишения игрушки, изоляции от коллектива);
• оценки, которые несут в себе характер иронии ("ну я так и знала, что это сделал опять Петров");
• возмущения ("вы только посмотрите, что вы наделали!");
• предвосхищающей отрицательной оценки ("от тебя никогда ничего хорошего не дождешься!");
• вопросов к детям: "Кто разрушил постройку?", "Кто ударил?".
9.Попытайтесь разрешить конфликт в доброжелательном тоне, не повышая голос. Дайте понять ребенку, что если вы его наказываете, то это не значит, что изменилось ваше прежнее отношение к нему.
Используйте следующие приемы:
• предвосхищающую оценку ("Я уверена, что ты так больше не поступишь");
• ориентацию на самих детей ("Я думаю, что вы сами попробуете понять, кто из вас виноват");
• выяснение мотива несправедливого отношения ребенка к своему сверстнику ("Почему ты так поступил?", "Расскажи, как это произошло");
• разъяснение ("Я вам сейчас расскажу, что произошло").
10. Умейте анализировать процесс общения.
Попытайтесь найти причины ошибок во взаимодействии с детьми. Это могут быть:
• непонимание психологической ситуации, настроения детей;
• недостаточная саморегуляция;
• несоответствие вашего стиля общения, вашей индивидуальной атмосфере в группе детей, сложившемуся уровню взаимоотношений в группе.
Приемы формирования коммуникативных навыков у обучающихся во внеурочное время.
Коммуникация является важнейшим компонентом человеческой жизни. Какой бы образ жизни ни вел человек, чем бы он ни занимался профессионально – в любом случае, определяющим условием его успеха является общение – процесс обмена информацией В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи. Успешность подготовки их самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием не только успешности в учебной деятельности, но и важнейшим направлением социально – личностного развития ребёнка с интеллектуальными нарушениями в развитие. При работе по развитию речевой коммуникации необходимо опираться на возможности обучающихся с нарушением интеллекта и, в первую очередь, развивать: - способность ориентироваться в социальных отношениях и умения включаться в них; - умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих; - восприятие речи; - умение подражать; - умение соблюдать очередность в разговоре; - умение применять навыки общения в повседневной жизни.
Для более успешной социализации умственно отсталых детей необходимы следующие коммуникативные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому (или сообщать информацию невербальными средствами) Непосредственная работа по формирование коммуникативных навыков осуществляется мною в процессе внеурочной деятельности и на внеклассных мероприятиях с помощью игровых приемов. Игра - это наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются способности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (опыт работы)«Практико-ориентированные задания на уроках математики, направленные на формирование жизненных компетенций у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации модели АГРОШКОЛА»
Основным направлением развития коррекционной школы сегодня является поворот обучения к ребенку. В Федеральном Законе об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных зада...
Методические рекомендации "Принцип достаточности при формировании знаний, умений и навыков у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями ) на занятиях труда.
В данных методических рекомендациях раскрыты формы и методы организации учебно-трудовой дкятельности на занятиях по слесарному делу....
«Особенности развития коммуникативных навыков у обучающися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями».
Доклад на методическом объединении учителей...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
"Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"
выступление на семинаре по дефектологии по теме "Коммуникативные навыки у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их формирования"...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...