формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочное и внеурочное время.
статья на тему
В данной статье описаны формы работы по формированию у умственно отсталых обучающихся коммуникативных умений. Дети не всегда могут грамотно научиться писать, так запомнить и применить правила для них очень сложно. это требует примениния мыслительных логических операций. Но научить их общаться вполне возможно. Какими приёмамипользуюсь я, описано в представленном материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 26.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативных умений у обучающихся с умственной отсталостью в урочной и внеурочной деятельности.
Бабкина Ольга Александровна,
учитель грамматики, правописания и развития речи
ГКОУ СО «Колчеданская школа – интернат»
В последние годы мы как педагоги и родители с тревогой отмечаем, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не проявляют инициативы в общении, не способны обратиться к другому человеку, затрудняются ответить на вопросы, если к ним обращаются. Они с трудом поддерживают разговор или уже установившийся контакт, часто не способны выразить сочувствие, сопереживание в вербальной форме. Но даже в наш век информационных компьютерных технологий никто не будет отрицать, что от умения общаться во многом зависит успешность взаимодействия с партнёрами по общению и самореализация человека в обществе.
Особого внимания в этом плане требуют дети с умственной отсталостью. Они, как никто другой, испытывают значительные трудности при формировании общения, речи. Успешность подготовки их к самостоятельной жизни в обществе зависят не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально - трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений. Именно развитие коммуникативных умений является необходимым условием не только успешности в учебной деятельности, но и важнейшим направлением социально – личностного развития ребёнка с лёгкой умственной отсталостью.
С каждым годом общество предъявляет новые требования. На сегодня это развитая языковая личность, способная анализировать информацию, создавать собственное речевое высказывание и применять его на практике. Поэтому передо мной как перед педагогом обозначились проблемы:
- новые требования к задачам образования;
- низкий уровень коммуникативных умений обучающихся;
- отсутствие пособий, заданий направленных на развитие коммуникативных умений обучающихся с умственной отсталостью.
Для решения обозначенных задач я и решила создать комплекс заданий для формирования коммуникативных навыков, и таким способом повысить качество знаний обучающихся, разнообразить уроки грамматики, правописания и развития речи посредством использования заданий направленных на развитие коммуникативных умений. И самое главное - подготовить детей к жизни.
Для меня важно не то, чтобы ребёнок знал как можно больше, а то чтобы он умел использовать приобретённые знания в дальнейшей самостоятельной жизни, чтобы понимал где, в каких ситуациях это ему пригодиться и как он должен правильно поступить.
Коммуникативные умения – это умения организовывать эффективное взаимодействие с другими людьми. Коммуникативные умения являются частью коммуникативной культуры, а именно знаний, умений и навыков в области организации взаимодействия людей, позволяющие устанавливать психологический контакт с партнерами по общению, добиваться точного восприятия информации и взаимопонимания в процессе общения, прогнозировать поведение партнеров по общению и направлять его к желаемому результату.
В связи с этим для формирования выделяю следующие коммуникативные умения:
Приветствие
Прощание
Сочувствие, сопереживание
Обращение
Благодарность
Извинение
Отказ
Умение слушать других
Умение говорить и отстаивать свою точку зрения
Умение использовать при общении жесты, мимику, эмоции
Умение самостоятельно искать информацию
Умение передавать информацию без искажения, понятно
Просьба о помощи, поддержке, услуге и др.
Коммуникативные умения обучающихся с лёгкой умственной отсталостью я формирую и на уроках грамматики, правописания и развития речи, на занятиях логопедии и во внеурочной деятельности:
- Моделирование различных жизненных ситуаций, которые помогут детям в различных условиях общения с окружающими и в оформлении речевого высказывания (заполнение бланка телеграммы и игра «Почтовое отделение», написание заявления и игра «Отдел кадров», написание объяснительной записки и игра «На приём к директору», написание объявления и игра «В редакции газеты», «В автобусе», и др.);
- Организация практических ситуаций вне школы (акции: «Мы против СПИДа», «Мы за чистое село», «Георгиевская ленточка», «Я дарю тебе сердце» и др.). Перед началом акции я знакомлю детей с историей её возникновения, значением, в игровой форме прорабатываем с детьми ситуации правильного общения с прохожими. Обучающиеся учатся вежливо обращаться к людям, рассказывать им об истории и значении проводимой ими акции, учатся задавать вопросы, учатся по внешнему виду, выражению лица определять, стоит им обращаться к тому или иному человеку или стоит пройти мимо и обратиться к другому.
Например: акция «Георгиевская ленточка» (проводим ежегодно к Дню Победы совместно с педагогом – организатором).
Перед акцией дети готовят георгиевские ленточки, ищут в библиотеке интересные вопросы для проведения викторины для жителей села, выходят на улицы села, для проведения акции.
- Здравствуйте. Разрешите к вам обратиться? (ждут согласия прохожего)
- Сегодня мы проводим акцию «Георгиевская ленточка». Вы знаете её значение? Эта ленточка – дань памяти о защитниках нашей страны от немецких захватчиков. Вы не будете против, если мы вам подарим эту ленточку?
- Ещё сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в викторине и ответить на три вопроса о Великой Отечественной войне. Если вы на них ответите – мы подарим вам памятный магнит.
Если человек соглашается, дети задают свои вопросы, если не соглашается, говорят «Спасибо вам за общение».
- Применение специально подобранных упражнений.
С этой целью мною была разработана рабочая тетрадь «Учимся говорить, а значит общаться», в которой подобраны и разработаны упражнения, дидактический материал для формирования коммуникативных умений:
- составление вопросов к предложению, к небольшому тексту;
- составление представления на самого себя (при знакомстве);
- составление приветствия в различных ситуациях (со сверстником, со взрослым, с родителями и т.д.);
- выражение комплиментов (другу, однокласснику, учителю, маме);
- составление диалога на заданную тему;
- выражение извинения, сочувствия, утешения;
- выражение просьбы, благодарности;
- выражение эмоций при общении;
- разговор по телефону;
- использование фразеологизмов в речи.
К данной тетради составлен сборник конспектов занятий, куда были включены эти упражнения. Сборник включает в себя темы занятий: «Учимся знакомиться», «Приветствие», «Комплименты», «Разговор по телефону» и другие. Итоговым мероприятием является праздник «День вежливости», который проводят сами обучающиеся среди младших классов. Данные пособия можно использовать и внеурочной деятельности (для проведения занятий кружка), можно использовать классному руководителю для проведения классных часов, воспитателю, и просто учителям, для проведения отдельных упражнений на уроке.
- Формирование умений общения вне школы. Это экскурсии в различные учреждения, организации. У нас в селе их немного – почта, аптека, дом быта, но и посещая их, обучающиеся приобретают навыки и развивают способности вступать в общение с незнакомыми им людьми, получать определенную информацию и самостоятельно ее использовать, выполняя несложные практические задания.
- Развитие связной речи средствами приёмов мнемотехники. Это позволяет расширять словарный запас обучающихся, развивать образное восприятие. Работу начинаем от простого к сложному, от простых мнемоквадратов к мнемодорожкам, пересказа знакомых сказок «Репка», «Колобок» к составлению рассказов о природе, детях, животных. При составлении мнемодорожек используем и описание предметов, сравнение предметов, последовательность событий, что несомненно важно для развития речи умственно отсталых детей.
- Работа с фразеологизмами очень хорошо стимулирует развитие речи детей, способствует формированию воображения, в единстве развития речи происходит развитие мышления. Дети совершенно не понимали значений фразеологизмов, так как обладают конкретным мышлением. А ведь фразеологизмы часто встречаются в высказываниях окружающих нас людей. Поэтому работу с фразеологизмами выстраиваю таким образом:
- знакомство с фразеологизмом
- толкование в словаре
- составление предложений, высказываний
- разыгрывание диалога
- иллюстрация буквального значения выражений.
Обучающиеся успешно участвуют в жизни школы, они являются ведущими праздников, общешкольных мероприятий, они участвуют в школьном ученическом самоуправлении, находят себе друзей и общаются с ними, они не боятся подойти к незнакомым людям и задать вопрос, обратиться за помощью.
Считаю, что построенная система, позволяет успешно формировать коммуникативные умения обучающихся с умственной отсталостью, учить детей быть активными членами общества, формировать у них активную жизненную позицию, находить друзей, а значит, обеспечит успешную социальную интеграцию детей в общество.
Используемая литература:
- Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. – 2010. - № 2. – С.149.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей: учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С.Д. Забрамная. - М.: Владос, 2005. 112 с.
- Емельянова И. А. Особенности усвоения правил речевого поведения умственно отсталыми младшими школьниками / И. А. Емельянова // Интеграция науки и образования ─ основа развития и возрождения национально-регионального менталитета : сб. докл. междунар. науч.-практ. конф. - Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2004. ─ Ч. 4. ─ С. 94 ─ 97 (0,2 п. л.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ»
В статье описано понятие коммуникативной компетенции, структура и её составляющие, а так же описан мой опыт работы в этом направлении....
Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью.
Общение это форма деятельности, необходимая для реализации других видов деятельности личности. Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жит...
Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии.
P { margin-bottom: 0.21cm; } Статья на тему: Формирование коммуникативных компетенций у детей с умственной отсталостью на занятиях логопедии....
квалификационная работа "ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ СРЕДСТВАМИ УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Всегда существовала и остается актуальной проблема социальной адаптации детей с умственной отсталостью, проблема их подготовки к самостоятельной жизни. Поэтому социальная адаптация является не то...
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Не секрет, что английский язык – мировой язык, поэтому глобальной целью овладения иностранным языком считается участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способност...
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Мастер класс для педагогов «Использование социо-игровой технологии для формирования коммуникативных навыков у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям...
Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...