Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время. ( Из выступления на педсовете)
материал (9 класс) по теме

Колбасина Татьяна Николаевна

"Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время", - так была обозначена тема выступления на педагогическом совете. Учитель делится небольшими победами своих учеников благодаря использованию ИКТ-технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cory_na_urokah._pedsovet.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые образовательные ресурсы, ИКТ

на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока…

        Древняя китайская мудрость гласит: "Расскажи мне, и я забуду,  покажи мне, и я запомню, вовлеки меня - и я пойму". Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый  комплекс методических, педагогических, дидактических и психологических принципов, делает процесс обучения  интересным.

        Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

        В наши дни огромный выбор ЦОР по русскому языку и литературе. Особое внимание заслуживают мультимедиа-пособия для средней школы из серии «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» - «Уроки Кирилла и Мефодия», разработанные в соответствии с государственным стандартом образования РФ. Их цель – помочь ученикам освоить курсы на базовом или повышенном уровне, закрепить и систематизировать полученные знания. Применение современных мультимедиа-технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулирует познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. В данном пособии содержатся не только основополагающие знания по изучаемому курсу, энциклопедические и хрестоматийные статьи, но и интерактивные тренажеры, с помощью которых происходит отработка умений и навыков, проверка знаний по отдельным частям урока, уроку целиком, теме.

        Помимо готовых ЦОР создаю собственные наглядные методические пособия, пользуясь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением - средой MS PowerPoint.

        В результате работы накоплен богатый материал с использованием ИТ на уроках русского языка, литературы.

        В качестве эксперимента работала и по  созданию компьютерных тестов. Поняла, что смогу применять и автоматизированную систему контроля развития знаний, умений и навыков учащихся. Тестирование с использованием компьютерных средств позволяет передать судейские функции от учителя компьютеру, а это снижает уровень накопления у учителя негативных эмоций, связанных с применением карательных мер по отношению к ученику. У ученика же снижается негативное восприятие учителя как человека, от чьего мнения зависит его судьба.

        Преимущества тестового контроля: объективность оценки, достоверность информации, надежность, дифференцирующая способность, реализация индивидуального подхода в обучении, сравнимость результатов для разных групп учащихся по разным программам, учебникам.

        Систематическое и целенаправленное использование ЦОРов на уроках русского языка и литературы повышает заинтересованность учащихся в обучении. В декабре и январе я проводила в 8-9 классах уроки по литературе, где ученики, заранее разбившись на группы и получив задания, должны

были приготовить сюрпризы, связанные со знанием текста.  Ученики 9 класса смогли найти не просто интересную, а полезную информацию по трагедии А.Пушкина «Моцарт и Сальери»  (команды представили видео-отрывки из спектакля Московского театра, музыкальное сопровождение музыки Моцарта и Сальери,  картинки с изображением рояля и т.д.), а три команды восьмиклассников («Петровичи»,  «Рукавкины», «Строгость, строгость и строгость») приготовили тестовые задания  (Н.Дубовицкий), эпизоды    из художественного фильма по «Шинели» Н.Гоголя с участием Ролана Быкова,  что позволило команде «Значительное лицо» выразить своё понимание текста  таким синквейном:

Чиновник

Бедный, маленький.

Копит, приобретает. Грабят.

Вечный титулярный советник.

Башмачкин.

Персонаж

Гоголевский, вечный.

Переписывает. Страдает. Не мечтает.

«А шинель-то моя!»

14 класс.

Синквейны ввожу в последнее время часто, мне самой интересно творить, аккумулируя знания в краткой, сжатой  форме.

Мне интересно работать с учениками и по Интернету. В дни карантина, каникул, индивидуальной подготовки к какому-либо конкурсу сочинений, научно-практической конференции, выпуска лицейского пресс-центра  получаю материал для обработки, а потом вновь пересылаю в исправленном виде. Я могу послать какие-то просьбы (например, набрать крупно слова из словарного диктанта, в котором ошибся ребёнок, и попросить родителей, чтобы они продиктовали адресату эти слова).

        Такая плотная творческая связь даёт свои результаты. Недавно  ученица 11 класса Пурясева Татьяна попросила меня написать  рекомендацию на конкурс «Лучший ученик года». Собрав за последние 4 года результаты её участия в литературных конкурсах, мы посчитали, что Татьяна трижды занимала 1 места на областном конкурсе детского литературного творчества «Рукописная книга», у неё есть грамоты за 1 место на школьной конференции и Свидетельство об участии в 16-ой городской открытой конференции «Интеллектуалы 21 века»,  где она также заняла 1 место. А в конце декабря 2011 года она стала победителем   Всероссийского дистанционного конкурса сочинений, что принесло не только ей Диплом 1 степени за № Д0069-0018469 (Центр развития, мышления и интеллекта РФ, 12.12.2011 www-vot.zadachka.ru),  но и сертификат мне как её куратору.

        Об эффективности использования ИКТ  свидетельствуют  следующие факты моей педагогической практики. Ученицы 9 в класса Исламова Диана и Яхина Юля  пересылали мне свои исследовательские работы, которые мы готовили к XIII научно-практической конференция старшеклассников МОБУ «Лицей № 7» «Исследователи за школьной партой». Диана за реферат «Духовное родство русских самородков» (к 300-летию М.Ломоносова и П.Рычкова) заняла 1 место. С сожалением констатирую, что творческая работа    Юлии Яхиной в родном лицее не вошла в тройку лучших. Её работу можно было бы вывести в отдельную номинацию «Журналистика» и поощрить, дабы показать всем, что обращение к внутрилицейской теме ПООЩРЯЕТСЯ. Юля взялась за тему «Роль лицейского СМИ в образовательном пространстве» и подтвердила своё исследование наглядным материалом, который завуч по ИКТ Н.И.Галкина выставляла в глобальных сетях. Попутно отмечу, возвращаясь к теме сегодняшнего выступления, что за последние 6 лет наше лицейское СМИ не менее 6 раз становилось победителем окружных, городских, областных конкурсов школьных газет, а в августе 2010 года награждено и Всероссийским Дипломом участника конкурса-фестиваля школьных СМИ.

        Я посчитала: с 2005 года примерно в  6 книгах опубликованы  детские сочинения моих учеников; 36 статей, очерков,  рассказов с 1999 года напечатаны в городских, областных газетах, журналах и даже в международном журнале «Честь Отечества». Сама недавно овладев азами печатания и работы в Интернете, выпустила 7 брошюрок на разные темы, среди которых есть и дидактические материалы, получившие приличные отзывы преподавателей оренбургских институтов:

1. «Исследовательская работа ученицы 9 класса Конновой Ольги  «Комплексный анализ текста как реализация возможностей ученического потенциала в вопросе подготовки к предстоящим экзаменам по русскому языку в МОУ «Лицей № 7» г. Оренбурга»

2. «Исследовательская работа ученицы 9 класса Сидоровой Елены  «Технология анализа способа и средств связи предложений в тексте (на примере текстов оренбургских писателей).

        В ноябре 2011 года с учениками 9 в класса мы были на презентации книги «Ручейки» (Природа Оренбуржья глазами детей), выпущенной Печатным домом «Димур».  На стр.212, есть сочинение «Карнавал-листопад» Марии Петрушиной.

        В конкурсах сочинений и творческих работ учащиеся демонстрируют зрелость и самостоятельность суждений, осознанный интерес к изучению русского языка и литературы.         Большой объём знаний, прочные знания учащихся позволяют ученикам добиваться хороших результатов в учёбе, ориентироваться в окружающем мире. Надеюсь, что 22 января 2012 года станет радостным для победителя Всероссийского  конкурса  Т.Пурясевой и  трижды победителя Всероссийских конкурсов О. Конновой, когда мы пойдём на оглашение результатов конкурса «Светом души возродимся». В конце мая мы узнаем результаты участия Д. Осаулко (8а) во Всероссийском конкурсе презентаций «Знакомьтесь: моя семья», а также результаты областных литературных конкурсов, в которых приняли участие 4 моих ученика.  Чуть расстроены 2 ученика, принявших участие в платных  Всероссийских литературных конкурсах в октябре 2011 г., надеюсь,  не подадут вида, что опечалены ещё 3 десятка моих детей, принявших участие в дистанционных олимпиадах «Олимпус» и «Русский медвежонок». Главное, что мы  только  учимся побеждать. Побеждать себя. Надеюсь, что использование Интернет сети поможет и моим коллегам победить в городском и Международном конкурсах, после чего меня помянут «незлобивым тихим словом».

        Поставив точку в моём сегодняшнем выступлении, подчеркну, что применение электронных обучающих средств на уроках и во внеурочное время в целом стимулирует разнообразие творческой деятельности учащихся, даёт возможность увеличения объёма информации, воспитывает навыки самоконтроля, повышает интерес к предмету, а также обеспечивает:         экономию времени при объяснении нового материала;

представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;

дифференцированный подход к обучению учащихся, имеющих разный уровень готовности восприятия материала;

постоянный оперативный контроль усвоения материала учащимися.

        Таким образом, использование ИКТ значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников.

(Материал подготовлен Колбасиной Т.Н.,

учителем  русского языка и литературы )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».

Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения»....

Педсовет "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".

Компетентностный подход в образовании — новые для отече­ственной педагогики слова, которые в последние годы все чаще звучат с высоких трибун и встречаются на страницах страте­гических программ. Что он...

Презентация к педсовету "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время"

Презентация "Организация исследовательской деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время"...

Использования ИКТ на уроках и во внеурочное время по географии

Одним из направлений модернизации системы  географического образования  является внедрение компьютерных технологий  и мультимедиа.  Применение в обучении компьютера в сочетании с а...

Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".

quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...

Подготовка к ГИА – 2020 на уроках и во внеурочное время. Выступление на педагогическом совете 18.02.2020

Выступление на педагогическом совете 18.02.2020 Подготовка к ГИА - 2020 на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы с маломотивированными учащимися...