Выступление на августовской конференции педагогических работников образовательных учреждений города Благовещенска 23.08.16 г.:«Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное время» учителя высшей категории Фурсовой Эльвиры Николаевны"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Предварительный просмотр:
Проектной деятельностью на уроках русского языка и литературы занимаюсь первый год. Проектная деятельность способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, эффективному использованию новых умений и подходов в педагогической деятельности. Работа над проектом — это самостоятельная деятельность обучающихся: индивидуальная, парная, групповая.
Что же такое проект? Есть много суждений на эту тему, и все же, «Проект» — (от лат. projectus — брошенный вперед),
1) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.) для создания какого-либо сооружения или изделия.
2) Предварительный текст какого-либо документа.
3) Замысел, план.
В школе реализуются учебные проекты. Учебный проeкт — это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель и согласованные способы, направленные для достижения общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участника проекта. Цeль проектной деятельности на уроках русского языка и литературы: формирование активной самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении и развитии учебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных.
Задачи проектной деятельности:
- формирование компетентности учащихся в организации проектной деятельности;
- умение планировать проект в соответствие с поставленными целями; - развитие умений работать в команде;
- формирование навыков публичного выступления.
Проектную деятельность организую на 3-х уровнях:
- объяснение учителем технологии подготовки ученического проекта (знание);
- выполнeние проекта учащимися под руководством учителя (умение);
- самостоятельное выполнение и публичное представление учащимися учебного исследовательского проекта (действие).
Многообразие типов проектов дает возможность решать самые разные задачи обучения и воспитания обучающихся в интересной для них форме. Это позволяет им активно приобретать и применять знания и умения, расширять свой учебный арсенал, а затем переносить приобретенный опыт на другие виды учебной и внеучебной работы.
В 5 классе работаю по программе Б.А. Ланина. Учебник литературы необычен. Во-первых, учителю легко работать: задания для самостоятельной работы, читательские задачи, творческие мастерские - всё это уже предусмотрено автором. Во-вторых, ученики уже в 5 классе запросто работают с Интернетом. Автор рекомeндует сайты, где ребята могут почерпнуть для себя новые знания. В-третьих, в учебник включены очень интересные произведения, именно те, которые соответствуют возрастным особенностям, соответствуют духу времени. В данном учебнике реализуется возможность создавать проекты после изучения тем.
На последнем уроке раздела «Басни» проводится защита коллективных творческих проектов по творчеству И.А.Крылова и по жанровым особенностям басни. Опережающее задание, связанное с выполнением проекта, предлагается уже после первого урока.
Примерные темы проекта:
«Крылов-баснописец»
«Что такое басня?»
«Звери мои за меня говорят… (о героях басен Крылова)
«Известные баснописцы»
«Сочиняем басню»
Первый этап. Ребятам предлагается объединиться в небольшие творческие группы (по три - четыре человека) и выбрать одну из тем, по которой предстоит подготовить презентацию.
Второй этап. Группы представляют учителю подробный план презентации в рукописном или печатном варианте.
Третий этап. Учителю представляeтся доработанный макет презентации, обсуждаются приёмы публичного представления презентации.
Четвёртый этап. Проходит на уроке. Группы защищают свои проекты и читают басни. От убедительности ученика, которому доверили публичное выступление, от грамотности и выразительности его речи во многом зависит общая оценка всей группы.
(Примеры проектов, которые выполняли ученики 5 классов на уроках литературы).
На уроках русского языка в 5 классе работаю по УМК Л.М. Рыбченковой. Использую пособие Нарушевича А.Г. "Русский язык. 5 класс. Готовимся к ГИА. Тесты, творческие работы, проекты"
Данное пособие входит в состав разработанного в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования УМК авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.
Пособие содержит материал для закрепления и проверки в формате ГИА знаний, полученных на уроках, подготовки к выполнению творческих заданий, выработки умений работать с проектами.
Данное пособие помогает осуществлять в классе работу с проектами.
На своих уроках я использую мeтод проектов – самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, которая имеет не только учебную, но и научно-практическую значимость. Эта технология актуализирует важнейшие речевые умения, вовлекая учеников во все виды речевой деятельности, совершенствует умение работать с текстами разных стилей и типов речи на уровне информационно-смысловой обработки.
Этапы работы над учебным проектом:
1.Предварительный выбор темы
2.Составление плана
3.Изучение литературы по данной теме и сбор материала
4. Создание собственного текста
5.Защита
6.Ответы на вопросы по теме проекта.
В пример можно привести проекты, созданные учащимися 5 класса по теме: «Портрет одного слова», с которыми они выступали на школьной конферeнции «Старт в науку». Так, ученики 5 классов выбрали для анализа слова: кошка, дом, ключ и другие. Используя словари, научно-популярную литературу, они собрали разнообразную информацию об истории, значении, употреблении выбранных слов в языке, фольклоре, литературе, искусстве.
Еще одним направлением работы является проект «Школьная газета». Учащиеся с увлечением включаются в работу над проектом. Так, работая над очередным номером школьной газеты, ребята получили несколько заданий:
1. Взять у родителей интервью «с изюминкой».
2.Рассказать о профессии своих родителей.
Кто-то из ребят рассказывал о папе-юристе, о папе-электросварщике, о папе-связисте, маме-сотруднике внутренних дел. А несколько ребят объединились в группу и взяли интервью у своих родителей, у них получилось маленькое досье о работе, о досуге, об увлечениях. И каждому из взрослых они задали вопрос с «изюминкой». Например, на вопрос с «изюминкой» верит ли мама в гороскоп, она ответила, что иногда прислушивается, но действует по своей интуиции. А папа на вопрос: «Списывал ли он когда-нибудь в школе?», ответил честно, что списывал иногда на математике, а по другим предметам давал списывать друзьям. На вопрос с «изюминкой»: верит ли Виктория Павловна в инопланетян, она ответила утвердительно. А ребята задумались, а как бы они ответили на этот вопрос. У них развернулась целая дискуссия. Но это уже для другого проекта. Интервью у родителей брали ученики 5 - Г класса: Вамбольд Дмитрий, Головко Элиза, Кравченко Максим и Лѐвкина Александра.
В 6 классе учащиеся работали над проектом «Моя семья». Заранее получили следующие задания:
1. Нарисовать герб своей семьи.
2.Составить родословное древо семьи.
3. Найти старинные фотографии семьи и рассказать их историю.
4.Сделать альбомы-презентации своих семей.
Защита проектов состоялась на совместном классном собрании, где присутствовали родители, дети и гости.
Учебный проект для учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно — учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.
Таким образом, проeктная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения
Форма экспертного заключения об уровне профессиональной деятельности профессиональной деятельности учителя, преподавателя, мастера производственного обучения, методиста, воспитателя (кроме ДОУ, УДОД),...
Экспертное заключение об уровне профессиональной деятельности педагогического работника образовательного учреждения
В таблице представлены критерии, показатели и баллы, начисляемые при аттестации.Материал предоставлен Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования. Сайт:http://spbappo...
Круглый стол для педагогических работников образовательных учреждений по теме: «Опыт работы образовательных организаций Ярцевского района в формировании экологической культуры обучающихся».
Сегодня мы говорим об экологической культуре как показателе практического отношения человека к природе.Это и знания, и убеждения, и определенные действия, связанные с нео...
Презентация к выступлению на педагогическом совете школы "Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время".
quot;...умение пользоваться методом проектов, групповым обучением - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития (Е.С.Полат) В "Приоритетном наци...
Доклад на августовскую конференцию педагогических работников Кировского района РСО-Алания
Из опыта работы...
Состав службы психологической поддержки конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют – 2022»
Состав службы психологической поддержки конкурса профессионального мастерства среди молодых педагогических работников образовательных организаций города Нижневартовска «Педагогический дебют &nda...
Доклад на тему: «Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы) на августовскую конференцию педагогических работников
Доклад на тему:«Формирование экологического сознания и экологической культуры подрастающего поколения» (из опыта работы)на августовскую конференцию педа...