Использования ИКТ на уроках и во внеурочное время по географии
статья по географии на тему
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад | 48 КБ |
презентация | 2.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Использование ИКТ на уроках географии
Одним из направлений модернизации системы географического образования является внедрение компьютерных технологий и мультимедиа.
Применение в обучении компьютера в сочетании с аудиовизуальными средствами принято называть «новыми информационными технологиями в образовании».
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
- повышает мотивацию учащихся к учению;
- активизирует познавательную деятельность;
- развивает мышление и творческие способности ребёнка;
- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.
В зависимости от дидактических целей можно выделить виды компьютерных программ:
- учебные
- тренажеры
- контролирующие
- демонстрационные
- справочно-информационные
- мультимедиа-учебники.
Специфика географии как предмета заключается в том, что она содержит большой объем материала. И естественно, что весь его не изложишь в одной или двух книгах. Какой бы полной ни была энциклопедия, она не может вместить в себя все знания по географии. При этом объем информации продолжает увеличиваться с каждым годом. Для того чтобы подготовить наиболее полный, интересный и современный урок географии, учителю необходимо переработать большое количество различных источников, начиная от энциклопедии и заканчивая газетами и журналами.
Применение компьютера и интернета позволяет уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации. Чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
Темой самообразования я выбрала «Информационно-коммуникационные технологии на уроках географии». Использование информационных технологий, интегрированные уроки ИКТ и географии, ставят ученика в нестандартные ситуации и позволяют повысить творческий потенциал и способствовать самореализации школьника. Как учитель географии использую интерактивные презентации, электронные немые и контурные карты
Уроки с использованием ИКТ организую на основе работы со специализированными обучающими программными средствами.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образованные программы имеют в своём составе видео фрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Для подготовки тематических презентаций по географии использую программу POWER POINT.
Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Какие же достоинства есть у применения компьютерных технологий в процессе обучения? Несомненно, что работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию обучения. Использование компьютерных технологий создает возможности доступа к большим массам современной, свежей информации. А сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и т.д. расширяет возможности представления учебной информации.
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников.
Несмотря на то, что процесс компьютеризации обучения географии начался не так давно разработана целая серия мультимедийных учебников к школьным курсам географии. (слайд)
Мультимедиа курс по-новому представляет содержание учебника, который позволяет осуществлять и самостоятельный поиск учебного материала, и обобщение и систематизацию новых знаний. Видео и фотоматериалы развивают образное мышление, формируют географические представления. Элементы анимации («живые» схемы) позволяют смоделировать на экране географические процессы и явления в динамике.
Все медиаобъекты способствуют формированию чувственных образов предметов и явлений действительности, составляющих первоначальный этап процесса формирования новых географических знаний.
В моем кабинете имеется особая категория медиаобъектов – интерактивные карты.
Интерактивные карты — новый тип интерактивных средств обучения географии. С одной стороны, интерактивные карты обладают свойствами географической карты, т.е. являются уменьшенным в масштабе изображением земной поверхности с использованием особого языка - условных знаков. С другой стороны, у них появляется новое свойство, приближающее их к геоинформационным системам — возможность изменения содержания карты. В качестве примера возьму интерактивную карту «Природные зоны мира». При выводе на экран — это физико-географическая картосхема мира. Но на эту картосхему можно вывести границы заданной природной зоны, причем на карте будет показано только территория данной природной зоны и ничего лишнего. Это позволяет акцентировать внимание учащихся только на том, о чем в данный момент рассказывает учитель.
Благодаря мультимедиа-технологиям учебный материал представлен ярко и увлекательно в виде разнообразных носителей информации: иллюстраций, видеофрагментов, компьютерной анимации, слайдов, текстов, сопровождаемых словами диктора и музыкой, что способствует мотивации учебной деятельности школьников.
В ходе урока ИКТ использую на всех этапах учебного процесса.
В зависимости от целей и задач урока информационные технологии применяю на уроке изучения нового материала, для обобщения и систематизации заданий, творческих заданий, при контроле знаний и умений.
При изучении нового материала использую демонстративную программу, которая в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал.
Образовательные программы имеют в своём составе видеофрагменты, которые позволяют продемонстрировать на уроке видеосюжет, представляющий изучаемое явление с комментарием диктора.
Информационные технологии помогают мне изготовить и оформить дидактический материал.
На уроке закрепления использую программу – контролёр или чаще тесты, кроссворды, индивидуальные задания, которые создаю сама. Они позволяют осуществить контроль над усвоением изученного материала.
На своих уроках также использую презентации, свободно распространяемые в сети Интернет. Компьютерную презентацию можно использовать в течение всего урока, а также на отдельных этапах учебной деятельности.
Современные дети владеют компьютером лучше нас. Учитель в своей работе должен стараться найти этому применение. Мои учащиеся выполняют научно-практические и творческие работы не только в виде рефератов и проектов, но и на компьютере в виде презентаций.
География - предмет, где ИКТ, особенно презентации, можно использовать практически на каждом уроке. Моя работа на уроках географии планируется по таким направлениям:
- демонстрация материала;
- показ процессов;
- практическая работа;
- проверка знаний;
- самостоятельная работа учащихся.
В зависимости от вида урока выбирается то или иное направление использования компьютерных технологий.
1. Первое направление – демонстрация материалов.
На уроках географии объяснение нового материала сопровождается наглядными пособиями. Самым главным является карта, но с этим бывают проблемы (нет или старые). А с помощью компьютерных программ, где заложены новые карты, таблицы, схемы, слайды, можно без труда быстро все продемонстрировать. Позволяет направить внимание школьников на важнейшие объекты и явления.
Программа дает возможность учителю демонстрировать на экране самые разные географические изображения: плоские, объемные, возможен переход от одних объектов к другим, увеличение объектов.
Стало возможным показывать аэрокосмические и фото – снимки, схемы, графики, диаграммы. На уроках мы обязательно используем видеофильмы, но приходится выбирать необходимые сюжеты, искать фильм, бывают проблемы с аппаратурой, в программе заложены самые яркие и необходимые сюжеты, которые идут всего 2-3 минуты. Примеров можно привести много, например, 6 класс: озеро Байкал, извержение вулканов.
Используется мультипликация. Использование диктора дает возможность разнообразить урок.
2. Второе направление – показ процессов.
Географические процессы, о которых должны иметь представление школьники разнообразны и многочисленны.
Мы много детям объясняем, порой на пальцах, а здесь нам дается уникальная возможность все показать детям за 1-2 минуты.
Так называемые активные элементы помогают в этом (показ слайда – это часть анимации).
С помощью ее детям демонстрируются: смена дня и ночи, времен года, строение Земли, происходит анимация рисунка, присутствуют всплывающие подсказки, образование ледников и зарастание озер и т.д.).
Срабатывается поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. А так как у детей больше развита зрительная память, то и усвоение материала происходит лучше.
3. Третье направление – практическая работа.
В программах заложены практические работы по темам. Носят тренировочный и контролирующий характер. Детям очень нравится выполнять их, а знаний для выполнения требуется много. Все работы составлены по требованиям учебной программы.
Усложнение работ идет от класса в класс.
В 6 классе – больше тренировочных работ с дальнейшим поощрением (например: после правильной сборки Теллурия – анимация, показ его работы, правильное заполнение таблицы страна – столица, дает возможность просмотра видеофильма: Париж, Токио, Нью–Йорк).
В 7 классе – много работ с картами, дети, которые плохо справляются на обычных уроках, здесь имеют возможность и выучить, и исправить свои ошибки, так как компьютер добьется правильного выполнения.
В 8 классе есть работы, за которые ставятся оценки и вводится время выполнения. Здесь идет не только заполнение таблиц, но и требуется оформление вывода, то есть подводят детей к научному заключению.
При использовании практической работы мы можем работать индивидуально с учеником, предложить ему тот вариант, который ему будет интересен и под силу.
4. Четвертое направление – проверка знаний.
Дети в дальнейшем могут подойти к единому государственному экзамену и по устным предметам, где им будут предлагать тестовую работу. Нам необходимо их научить работать с тестом. Но на обычных уроках у нас не всегда есть возможность для этого. А здесь заложены тестовые работы, предусмотренные для каждой темы, в нескольких вариантах и по окончанию оцениваются. Мы можем подходить индивидуально к ученикам (темп работы). Дети могут исправить свои ошибки (выполнить новый тест). Вопросы в тесте составлены по учебнику.
5. Пятое направление – самостоятельная работа уч-ся во внеклассной работе.
Применение компьютерных технологий в преподавании географии стало необходимо, у многих детей есть персональные компьютеры, и они активно используют их в подготовке домашних заданий и выполнения творческих работ. Но надо признать, что успешное внедрение компьютерных технологий в преподавание географией возможно лишь при оснащении необходимыми программами и компьютерами.
Следует сказать, что современные информационные технологии требуют формирования интеллектуальных умений, обучения способам и приемам рациональной умственной деятельности, позволяющей эффективно использовать обширную информацию, которая все более доступна. Выпускник должен обладать умениями получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время – залог оптимальных условий жизнедеятельности учащихся с ОВЗ.
О необходимости формирования здорового образа жизни на уроках и во внеурочное время учащихся с ОВЗ....
Цифровые образовательные ресурсы как одно из средств формирования познавательной активности обучающихся на уроках и во внеурочное время по географии». Работа в ГлобалЛаб.
P { margin-bottom: 0.21cm; } На своих уроках географии (природоведения) я использую ресурсы ЦОР, размещённые в сети Интернет, диски (например: «Природоведение. 5 класс»., автор-Сонин, Плешаков), ...
Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время. ( Из выступления на педсовете)
"Использование ЦОРов на уроках и во внеурочное время", - так была обозначена тема выступления на педагогическом совете. Учитель делится небольшими победами своих учеников благодаря использованию ИКТ-т...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в 21 веке она становится первостепенной. По данным Института возрастной физиологии РАО около 90% детей и...
«Использование различных активных форм и методов обучения на уроке и во внеурочное время»
Введение В начале XXI в. мир вступил в период громадных изменений цивилизационного масштаба, охватывающих по существу все страны. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся ус...
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....
Использование проектного метода на уроках и во внеурочное время на примере благоустройства и озеленения пришкольной территории
Представлен опыт благоустройства и озеленения пришкольной территории учащимися в рамках социального проекта "Красивая школа"...