Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».
статья на тему
Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на школьном семинаре по теме «Формы работы на уроках и во внеурочное время по развитию воображения».
Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.Именно благодаря воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие, как создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.
Что же мы понимаем под этим понятием? Воображение - это присущие только человеку возможность создания новых образов основываясь на предшествующим опыте человечества. Часто воображение мы называем фантазией. Воображение является наивысшей психической функцией мышления и отражает действительность. Главная задача воображения представить ожидаемый результат до его осуществления. Воображая, мы можем создавать образ никогда не существовавший или не существующих в данный момент объектов, условии, или ситуации. Трудно себе даже представить что люди не обладали бы воображением. Совершенно точно, что человечество лишилось бы всех произведений искусства и научных открытий. Дети не могли бы играть во многие игры и никогда б не услышали бы сказок. А школьная программа была бы для них полной загадкой. А как без воображения они смогли бы усваивать школьную программу? Усвоение – это творческий процесс. А в любой творческой деятельности воображению отводится главная роль. Лишите человека фантазии и прогресс остановится. Совершенно ясно, что воображение и фантазия является необходимой и важнейшей способностью человечества. Способность воображать, как и труд сделали человека именно человеком. Сначала разберем, что такое воображение и фантазия? Это виды мышления, это умение мысленно представлять то, чего нет, из того, что есть в памяти. Иначе говоря, воображение - это активный творческий процесс создания нового знания из старого знания.
Чем отличается фантазия от воображения? Если воображение - это умение мысленно
создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных
знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных
ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например: крылатый конь Пегас,
Мертвая голова в сказке Пушкина "Руслан и Людмила", небылицы барона Мюнхгаузена,
Буратино, Стойкий оловянный солдатик - это фантастические образы.
Различают несколько видов воображения:
1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию, например при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.
2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы".
3. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.
Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов:
- Агглютинация, то есть “склеивание” различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица;
- Гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей. Примером могут служить сказочные персонажи Карлик Нос, Гулливер или Мальчик-с-пальчик.
- Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства;
- Типизация. Характерно выделение существенного, повторяющегося признака и воплощение его в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы врача, космонавта, шахтера и т. д.
Воображение как и другие психические функции претерпевает изменение в процессе того как растет ребенок. Самая пассивная форма развития воображения у младших дошкольников. Они с огромным интересом слушают сказки,а потом представляют эти образы как реально существующие явления. Их воображение компенсирует недостаток жизненного опыта и практического мышления введением сказочных образов в реальную жизнь. Они искренно верят, что Дед Мороз настоящий и именно он положил под елочку подарок. Что Баба Яга действительно летает в своей ступе, и если будешь себя плохо себя вести, то злой волшебник накажет тебя. Хотя первые проявления воображения можно наблюдать уже у ребёнка раннего возраста, в конце второго — в начале третьего года жизни. Так, малыш в возрасте одного года и восьми месяцев, научившийся уже несколько владеть ложкой, берёт вместо ложки предмет и «кормит» ею находящуюся здесь бабушку и маму, а также фарфоровую собачку. Так происходит воображаемое «кормление».Слушая сказку «Сорока-воровка», двухлетний мальчик настолько ярко представил себе всё содержание этой истории, что его охватывает жалость к пятому, обиженному пальцу, обделённому «сорокой». Желая несколько поправить допущенную несправедливость, он по окончании сказки заявляет: «А мама его тоже накормила».Эти примеры показывают, что уже в маленьком возрасте у ребёнка наряду с образами памяти начинают возникать образы воображения.
Однако на первых порах своего развития воображение оказывается очень слабым и бедным по своему содержанию. Младший школьник иногда смешивает воображаемое с действительным; то, что он выдумал, с тем, что он действительно видел и пережил.О великом русском актёре К. Станиславском рассказывают, что когда ему было около трёх лет, он «страшно перепугал всех, сказав, что он «игоуку пуагуатиу» (т. е. иголку проглотил). Боже мой, что тут было! «Где ты её чувствуешь?» — «Здесь», — покажет на грудь. «А теперь?» — «Теперь тут», — показывает совсем другое место. Скорей за доктором. Переполох! Ужас! В конце концов оказывается, что никакой иголки Костя не глотал и что просто так себе выдумал». По-видимому, под влиянием слышанных разговоров ребёнок так ярко вообразил себе, что он проглотил иголку, что сам поверил в действительность своего вымысла. Такого рода смешения воображаемого и действительного встречаются и у более старших детей. Однако в большинстве случаев старшие школьники уже хорошо знают то, что делается или говорится «понарошку», а что «взаправду», что является вымыслом, а что действительностью.
Чем старше становится ребенок, тем активнее он фантазирует. Ярче становятся образы и действия. Если раньше ребенок просто представлял себе сказочные образы,то теперь став старше у него появилась творческая фантазия, благодаря которой создаются принципиально новые образы.Все игры, в которые они играют это плод их буйной фантазии. Дети с увлечением занимаются творчеством, а без фантазии и воображения это не возможно. И во время учебы, когда дети сталкиваются с необходимостью усвоить абстрактный материал и им нужны аналогии, на помощь ребенку приходит его фантазия и воображения. В это время очень важны многочисленные упражнения, игры позволяющие лучше развивать и использовать воображение ребенка для учебы и развития его личности.В 10 лет дети рассказывают друг другу вымышленные ужастики. И чем изощреннее ужасы, тем считается круче. А повзрослев, они уже “хвастаются” своими феноменальными родственниками и друзьями, которые побывали чуть ли не на Марсе. Это не всегда поощряется, и этих фантазёров стыдят, позорят, дразнят их «брехунами». Но не смотря на это дети снова и снова рассказывают уникальные истории чаще со своим участием, которые якобы происходили на самом деле. И что же заставляет такого ребенка пускаться в эти авантюры даже в ущерб свои собственным интересам? Может быть только один ответ - буйная фантазия и активное воображение. Однако способность воображать и фантазировать нуждается в планомерном развитии. И это развитие очень эффективно в возрасте от 5 до 15 лет. Если в этот время воображение интенсивно не развивать, то в последствии наступает быстрое снижение активности этой функции. Замечено, что с уменьшением способности фантазировать и воображать у человека снижается творческие возможности, гаснет интерес к науке к искусству и в целом он ослабевает, как личность. Для становления полноценного человека очень важен подростковый возраст, который является переходом от детского восприятия окружающей действительности к взрослому. Старший школьник более критично смотрит на мир вокруг себя. Старается адаптироваться во взрослой жизни. Его фантазии принимают более радикальные формы, он критически оценивает свое окружение. Он уже не верит в сказочные чудеса. Подросток мечтает. Его воображение принимает форму мечты как позитивной жизненной перспективы.
Говорят: "Без воображения нет соображения".А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К. Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.
Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать. Дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.
Как развивать у детей фантазию и воображение?
Есть три закона развития творческого воображения:
1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека.Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.
2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.
3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.
Способы развития воображения.
Перечислим основные способы развития воображения.Идеально, если сам ребенок захочет и будет развивать свое воображение. Как этого добиться?
1. Сформировать мотивацию!
2. Убедить, что фантазировать,воображать не стыдно, а очень престижно и полезно лично ребенку. Этого они пока не понимают. Нужна игра и яркие эмоции. Логика у детей еще не сильна.
3. Фантазировать должно быть интересно. Тогда, получая удовольствие, ребенок быстрее овладеет умением фантазировать, а потом умением воображать, а потом и рационально мыслить. У дошкольников интерес не к рассуждениям, а к событиям.
4. Влюбить детей в себя (аттракция). На этой "волне любви" они больше вам доверяют и охотнее слушаются.
5. Собственным примером. В раннем детстве малыши копируют поведение взрослых, этим грех не воспользоваться. Вы ведь авторитет для ребенка.
6. Читать, обсуждать и анализировать хорошую литературу по фантастике:
в нежном возрасте (2-6 лет) - сказки, фантастические рассказы;
в отрочестве (7-14) - приключенческие фантастические романы (Жюля Верна, Беляева, Конан Дойля, Уэллса);
в юности и в зрелые годы - добротная научно-фантастическая литература (Ефремов, Стругацкие, Азимов, Роберт Шекли, Филипп Дик, Лем, Г. Альтов). Научите детей восхищаться хорошей фантазией.
7. Стимулировать фантазию вопросами. Например: "А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?"
8. Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?
9. "Подбрасывать" детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.
Но ни в коем случае нельзя смеяться над детскими фантазиями, и, тем более, грубо обрывать ребенка. Стоит ребенку помочь научиться управлять своими фантазиями. Для этого существует несколько приемов.
Вот один из них. Научите ребенка сочинять монологи (или диалоги) от лица животных или вещей. В этой деятельности развиваются все интеллектуальные способности и формируется ценностное отношение к миру.
Прочтите вместе с ребенком следующие рассказики и поразмышляйте над ними. Приятного прочтения!
Монолог от лица собаки в цирке
Дрессировка. Почему я должна бегать за палкой? Ведь я пудель. Меня надо водить в парикмахерскую, кормить из золотого блюдца. А я выполняю разные команды. Уже запыхалась. А мне все кричат: «Сидеть, лежать, дай лапу!». Зачем? А мне бы так хотелось ходить по выставкам, показывать себя, слушать восторженные речи в свой адрес, получать медали!
Выступление. Опять дрессировщик говорит: «Сидеть, лежать, дай лапу». Ведь я не понимаю по-русски. Я понимаю только по-собачьи: «Гав-гав». Это означает: идти гулять.
В зале очень много зрителей, и я стесняюсь. И вот наконец представление закончилось. Мы под аплодисменты уходим со сцены. Теперь можно отдохнуть и помечтать о моей свободной собачьей жизни.
Большое внимание необходимо уделять развитию воображению, если хочется, чтобы ребенок вырос творческой личностью.
В связи с этим можно использовать ряд методик:
1. Методика “Вербальная фантазия” (речевое воображение).
Ребенку предлагается придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору ребенка и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, а после этого ребенок приступает к рассказу.
В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:
- скорость процессов воображения;
- необычность, оригинальность образов воображения;
- богатство фантазии;
- глубина и проработанность (детализированность) образов;
- впечатлительность, эмоциональность образов.
2. Методика “Рисунок”
В данной методике ребенку предлагается стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее 6 разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производилась таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.
3. Методика “Скульптура”.
Ребенку предлагается набор пластилина и задание, пользуясь им, за 5 минут, смастерить какую- либо поделку, вылепить ее из пластилина.
Несмотря на большую занятость педагогов , учителю необходимо ставить задачу подбора дополнительного материала к урокам, предусмотренных программой, позволяющих наиболее эффективно соединить обучение школьников с развитием их познавательных возможностей, в том числе и воображение.Где-то я читала, что Бальзак в поисках новых идей и персонажей специально бродил по улицам. Он выбирал человека, за которым устраивал наблюдение. Выдумывал его биографию, подражал его походке, жестам, манере держаться, особенности общения с другими.
Люди появляются перед нашими глазами как калейдоскоп, жизнь идет, меняются картины. Остановите прокрутку трубы калейдоскопа и постарайтесь разглядеть человека. То есть смотрите на него не полсекунды, а секунды три - четыре. Кто он? А знаете ли вы его? Хм. А вы все раньше замечали?Попробуйте, вам понравится.С вами никогда не случалось такого, что мысль будто крутится у вас на языке, решение, над которым вы ломали голову много времени уже вроде бы найдено, но вы почему-то не можете его сформулировать, и оно постоянно ускользает, как песок сквозь пальцы. Неприятное чувство, правда? Знаете, в чём дело? Всё дело в плохом воображении. Не зря говорят, что без воображения нет соображения. Нужно развивать воображение. Можно ли провести чёткую границу между воображением и мыслями? – вряд ли, ведь это одна из форм мышления, которая у многих из нас плохо развита. Развитие воображения – это непростая задача, тем более, что наиболее активный период развития остался далеко позади, ведь вы уже взрослый человек. Наверняка вы это понимаете и, возможно, даже пытались делать какие-то упражнения на развитие воображения, но они не увенчались успехом. Таковы особенности нашего воображения: оно является промежуточным этапом между тем, как ваша мысль зародилась и приобрела форму. Развитие воображения важно как для людей творческих, так и для людей, владеющих различными специальностями. Ваше воображение –это мастерская Бога.. С его помощью можно вы способны сделать что угодно – получить любую творческую идею, осуществить любой план.
Если в вашем воображении доминируют образы страхов, плохих предчувствий, катастроф, болезней – вы получите всё это со временем. Вы всегда получаете то, что представляете чаще всего, хотите вы этого или нет. Это один из законов Вселенной.
Если вам нужно отдать долг – представляйте, как вы отдаёте всю сумму долга. Вообразите счастливую улыбку человека, который вам занимал деньги, и почувствуйте облегчение от долгов. И вскоре всё действительно произойдёт именно так, как вы представляли.
Подготовила завуч
Кожахметова Ж.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА: "ФОРМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ".
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. Под влиянием познавательной деятельности развиваются все процессы сознания....
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
О развитии познавательных мотивов учащихся при изучении английского языка на примере организации работы драматического кружка "Английский театр" ....
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».
Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...
Выступление на областном семинаре "Использование интерактивных форм обучения на уроках географии"
Использование интерактивных форм обучения на уроках географии»...
ВЫСТУПЛЕНИЕ на педсовете по теме: «Формы работы на уроках географии и биологии по повышению мотивационной сферы учащихся»
Проблема повышения учебной мотивации актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей....
Повышение предметной мотивации учащихся через использование новых форм работы на уроке и во внеурочное время
Мотивация - это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.Особую роль в формировани...
Городской семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время в МАОУ СОШ № 7»
Городской семинар по теме «Здоровьесберегающие технологии на уроках и во внеурочное время в МАОУ СОШ № 7»...