Художественная литература на уроках ОРКСЭ.
учебно-методический материал (5 класс) по теме

Шостак Людмила Владимировна

Использование художественного текста на уроках курса ОРКСЭ (на примере стихотворения А.С. Пушкина "Молитва").

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Художественная литература на уроках ОРКСЭ.

Шостак Людмила Владимировна

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 861

Округ: ЮАО г. Москвы

Современную ситуацию в России можно определить как кризис читательской культуры: и взрослые, и дети сегодня становятся людьми мало читающими. Приобщение ребёнка к чтению, его развитие как читателя- задача не из лёгких. Известно, что если к двенадцати годам ученик не полюбит чтение, то этот пробел в полной мере он никогда не восполнит. Поэтому я считаю, что работа с художественным произведением на уроках ОРКСЭ, безусловно, принесёт положительный результат. Отечественная классика формирует личностные ценности, закладывает основные понятия добра и милосердия, любви и уважения, понимания и сострадания, красоты и достоинства. И если в течение учебного года хотя бы один раз удастся поработать с текстом художественного произведения, то урок ребятам запомнится.

К примеру, это занятие можно провести весной, когда начинается Великий пост. Сначала прочитаем текст молитвы преподобного Ефрема Сирина, христианского подвижника IV века, той самой молитвы, которую вот уже пятнадцать веков повторяют в это время все христиане. А.С.Пушкин большое значение придавал этим словам: поэт переложил молитву в стихотворение.

Великопостная молитва св. Ефрема Сирина

Господи и Владыка живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия

И празднословияне даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия,

Терпения и любве даруй мне, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя

Прегрешения и не осуждати брата моего,

Яко благославен еси во веки веков. Аминь

св. Ефрем Сирин

* * *

Отцы пустынники и жёны непорочны,…

Отцы пустынники и жёны непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

А.С. Пушкин

* * *

Ясно, что святитель не просто сочинил эту молитву, он как бы вывел её, вывел каждое слово: «Дух праздности, уныния, любоначалие и празднословия не даждь ми…». Эти четыре качества Ефрем Сирин просит Бога не дать ему. Что они значат?

Дух праздности…Вечный праздник, безделье, нет зависимости от других, полная свобода действий! Но в этом «празднике» таится страшное - это бессмысленность жизни. Живешь и не знаешь зачем. Что останется после тебя? Зачем жить, когда нет смысла?

Жизнь нам дана для борьбы, любви, радости и горя, но не для унынья. Нельзя унывать, нельзя падать духом. Человек-существо сильное, поэтому и создал его Бог для действия, для усовершенствования.

Любоначалие…Быть лидером, добиваться всегда хорошего результата в жизни – это прекрасно. Но мудро руководить людьми дано не всем. Каждый человек от рождения своего независим, и нельзя к нему относиться как к рабу. Человека – труженика надо уважать.

Теперь поговорим о празднословии. К сожалению, мы сейчас живем в такое время, когда празднословие встречается повсюду. Празднословие- это употребление каких-то слов бездумно, подчас не понимая, что они значат. Слово – это то страшное оружие, которое может превознести человека, а может сломать душу и разбить сердце.

«…Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми рабу Твоему…» – вот что просит Ефрем Сирин у Бога.

Дух целомудрия – это что-то святое, чистота души, помыслов, действий. Непорочность человека очень важна сейчас. В наше время , когда души людей почернели, стали корыстны, им не хватает света, который спасёт их.

Человек сам должен понять, что он собой представляет, почувствовать и продумывать шаг за шагом свои поступки. Надо работать над собой постепенно, чтобы потом не мучить себя угрызениями совести. Да укажет Господь нам на наши неправильные и безнравственные поступки. Это и есть смиренномудрие.

Терпение – самое главное качество, подаренное человеку. Когда человек терпелив, тем самым он показывает своё духовное превосходство над другими. А это бывает очень трудно. И, наконец, любовь! Без любви в жизни не осталось бы ничего светлого. Когда мы любим, мы отдаём своё сердце и душу другому человеку и надеемся, что он сохранит их.

Я думаю, что молитва Ефрема Сирина олицетворяет Великий пост. Великий пост – это время очищения, а молитва – это разговор человека с Богом. По-моему, через молитву Ефрема Сирина человек просит Бога помочь ему сделать правильный выбор, это просьба наставить его на путь истинный. Выбором же является наша вся последующая жизнь. Наверное, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина можно дать нашим детям для заучивания наизусть в качестве домашнего задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы на уроках истории .

     Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализ...

Использование произведений художественной литературы на уроках биологии

Выходя на улицу, ребенок нигде «не видит» физику, химию, историю. Он сам, взрослея, выстраивает свою модель мира. И школьное образование может оказаться либо в роли мудрого наставника, либо просто инф...

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Работа с текстами художественной литературы на уроках развития речи

В статье говорится о приёмах работы с текстом , приводится фрагмент урока развития речи в группе 1-го года обучения (8-9 лет)....