Использование художественной литературы на уроках истории .
статья по истории по теме

       Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное.

       Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Являясь богатейшим источником информации, художественная литература содержит ценный материал для утверждения в  сознании учащихся высоких моральных принципов, выработанных человечеством.

        Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать ,сочувствовать, восхищаться, ненавидеть. Формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование художественной литературы на уроках истории .

        Художественную литературу, как один из приемов в преподавании истории,  я  широко использую на уроках. Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у школьников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга помогает мне поддерживать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. В художественной литературе очень ярко и красочно описываются те исторические события, о которых говорит автор того или иного произведения. Фрагменты исторических произведений я привлекаю, чтобы ввести учащихся в историческое события или воссоздать колорит эпохи, дать картинное или портретное описания. Произведения художественной литературы привлекаются мной на уроках, во внеклассной работе, рекомендуются учащимся для самостоятельного чтения.

          Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Являясь богатейшим источником информации, художественная литература содержит ценный материал для утверждения в  сознании учащихся высоких моральных принципов, выработанных человечеством. Художественная литература, используемая мной в преподавании истории,  разделена на две группы .

         В первую входят литературные источники изучаемой эпохи, во вторую -историческая беллетристика. К литературным памятникам относятся произведения, авторы которых являются непосредственными свидетелями или участниками событий (пример, Н.А. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»). Произведения этой группы являются своеобразными документами эпохи и служат для исторической науки одним из источников знаний о прошлом. Литературные памятники эпохи изображают жизнь своего времени через взгляды автора, написавшего данное произведение. Литературные памятники изучаемой эпохи чаще всего используются на уроках истории в качестве основы для выводов и обобщений. Произведения исторической беллетристики - исторический реализм, повесть на историческую тему. Такие произведение не будут является не литературными памятниками изображаемой эпохи, не живым свидетельством её современников, и поэтому не могут служить историческим источником. Они сами основаны на изученными автором исторических источников, мемуаров, документов, научных исследований и монографий об эпохе, и представляют собой более или менее удачные попытки воссоздать художественные формы этого прошлого. У многих школьников интерес к истории пробуждается впервые в результате чтения исторических романов и повестей. Произведения, относящиеся к исторической беллетристики, дают мне средства для конкретизации и иллюстрации излагаемого учебного материала, помогают картинности самого изложения (пример, А.С. Пушкин «Капитанская дочка», Л.Н. Толстой «Война и мир»).

        Включение  образов художественной литературы в изложении учителя - один из важных методов её использования в преподавании истории. Я  использует художественную литературу как источник, откуда можно заимствовать красочные образы сравнения и меткие слова для своего изложения. В этих случаях материал художественного произведения органически вклинивается в  мой  рассказ, описания, характеристику и воспринимается учащимся не как литературная цитата, а как неотделимый элемент красочного изложения учебного материала. Например, описывая в VIII классе хозяйство крестьянина - бедняка после 1861 года ,я использую ряд образов из произведений Некрасова и Глеба Успенского.

       Начинающему учителю полезно при подготовке к уроку включить в план своего рассказа отдельные, небольшие отрывки, эпитеты, краткие характеристики, яркие описания, меткие выражения из произведений писателей (краткий рассказ).

      Летом, при составлении тематического планирования , я  составляю списки книг для внеклассного чтения и подбираю  художественные произведения для углубленной работы в классе и дома. Критериями отбора литературы служат: научная историческая ценность, художественные достоинства, доступность, соответствие возрастным особенностям, воспитательное значение книги. Я знакомлю учеников с рекомендательным списком художественной литературы, показываю некоторые книги из списка и даю краткие аннотации. Список вывешивается в кабинете история. В отборе художественной литературе для использования на уроках истории я руководствуюсь двумя основными моментами. Прежде всего, познавательно-воспитательной ценностью материала,  во-вторых ,определяющим моментом в отборе материала, является его высокая художественная ценность. Я отбираю для использования на уроках отрывки содержащие:

1.         живое изображение исторических событий, изучение которых предусмотрено школьной программой и учебником;

2.         образы исторических деятелей, представителей народных масс и изображение самих масс;

3.         картинное описание той конкретной обстановки , в которой развертывались события прошлого.

         Наибольшую сложность для учителя истории , на мой взгляд, представляет воссоздание особенностей психологического склада людей определенной эпохи, их мыслей, чувств, стремлений. Художественная литература  облегчает решение этой задачи на уроках истории. Этот материал представлен в художественных произведениях в форме высказываний литературных персонажей, выражающих типичные стремления, идеи своего класса и своего времени. Я планирую отдельные уроки истории целиком или почти целиком на материале художественной литературы. Прежде всего, таким способом необходимо проводить уроки, основным содержанием которых является изучение произведений художественной литературы или устного народного творчества как памятников эпохи и источников наших знаний о ней. Сюда относятся уроки: «Мифы Древней Греции», «Поэмы Гомера», «Илиада» , «Одиссея» и.т.д. В ряде случаев целесообразно применить произведение художественной литературы как источник для изучения и характеристики общественных отношений и быта.

        При подготовке таких уроков я тщательно отбираю из большого произведения материал для своего рассказа и отрывки для чтения на уроке. Компаную отобранный материал, руководствуясь планом урока и учитываю время.  Я считаю, что обращение к художественной литературе полезно, в первую очередь,  учителю. Обогащенный её образом, он сможет ярче и конкретнее изложить программный материал, вызвать в сознании слушателей картины прошлого, помочь созданию у учащихся полных исторических представлений. Речь учителя приобретает большую убедительность и становится более эмоциональной.

          Широко привлекая художественную литературу на уроках истории, было бы, однако, ошибкой перегружать изложение литературными образами, ссылками, цитатами. Использование художественной литературы на уроке истории не самоцель, художественный образ вводится не для  развлечения учащихся, а для того. чтобы  он помог познанию исторического прошлого, то есть для решения образовательных и воспитательных задач урока.

          Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать ,сочувствовать, восхищаться, ненавидеть. Формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.

       Художественная литература является важнейшим средством познания общественно- исторических явлений, а также способствует развитию у учащихся образного мышления, умения анализировать полученную информацию, сравнивать, выделять главное.

       Художественный образ увеличивает эмоциональное воздействия рассказа учителя и воспитывает определенное отношение к изучаемым историческим явлениям, возбуждая сочувствие, восхищение, негодование, ненависть. Являясь богатейшим источником информации, художественная литература содержит ценный материал для утверждения в  сознании учащихся высоких моральных принципов, выработанных человечеством.

        Использования художественной литературы в процессе обучения истории в школе не только способствует решению образовательных задач, но и помогает понять сущность изучаемой эпохи, чувствовать её колорит, специфику исторических явлений, расширяет кругозор учащихся. А также решает и воспитательные задачи: картины прошлого вызывают определенные эмоции, заставляют переживать ,сочувствовать, восхищаться, ненавидеть. Формируются жизненные идеалы учеников. Образы художественной литературы способствуют более прочному закреплению исторического материала в памяти учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование художественной литературы на уроках истории – одна из форм развития познавательных интересов учащихся.

Работа раскрывает различные способы и щирокие  возможности использования художественной литературы на уроках истории...

Использование художественной литературы на уроках английского языка

В данной статье раскрываются те аспекты, развитию которых способствует использование аутентичной литературы на уроках английского языка. Также освещаются основные этапы работы с художественными произв...

Реферат на тему:"Использование художественной литературы на уроках истории"

В данном реферате представлены методы работы с ипользованием художественной литературы на уроках истории в коррекционной школе VIII вида....

Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"

Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной ра...

статья "Использование художественной литературы на уроках истории и во внеурочное время"

Статья  об эффективности использования художественных произведений на уроках истории, рекомендации для формирования потребности к чтению, изучения  исторических личностей  и эпохи через...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Художественная литература как один из приемов в преподавании истории....