Работа с текстами художественной литературы на уроках развития речи
методическая разработка на тему
В статье говорится о приёмах работы с текстом , приводится фрагмент урока развития речи в группе 1-го года обучения (8-9 лет).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_tekstami_khudozhestvennoy_literatury_na_urokakh_razvitiya_rechi.doc | 1014.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Карева И.В. педагог дополнительного образования,
руков. объединения «Лира».
Работа с текстами художественной литературы на уроках развития речи
Дополнительная общеобразовательная программа «Искусство звучащего слова», по которой ведётся обучение в нашем объединении, направлена на развитие, совершенствование и обогащение речи учащихся. Система работы, которая включает в себя постоянно проводимые речевые упражнения, речевую практику, поможет учащимся поднять уровень их речевой культуры и одновременно углубят работу по постижению и пониманию изучаемых в школе текстов художественной литературы.
Программой предусмотрен такой вид работы, как работа с текстами художественной литературы. При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и определять их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст. Работая с отдельными словами, словосочетаниями, предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, развивает орфографическую зоркость.
Приведу пример такого занятия в группе 1-го года обучения, на котором мы обращались к произведению Л.Чарской «Две ёлки».
- Чтение рассказа «Две ёлки» педагогом.
- Обсуждение. Выделяем главное. Выясняем, что было непонятным, почему рассказ назван «Две ёлки».
- Характеристика персонажей.
4. Работа со словарём, составленным педагогом по тексту произведения (в тексте встречаются устаревшие слова, которые вышли из активного употребления). Говорим о понятии «словарная статья».
5. Работа на карточках с фрагментом текста.
В нарядной гостиной ёлочку окружили со всех сторон, и в какой-нибудь час она преобразилась. Бесчисленные свечи засияли на её ветвях... Дорогие бонбоньерки*, золотые звёзды, разноцветные шары, изящные безделушки и сласти украшали её сверху донизу.
1. Бонбоньерка — выделено звёздочкой. Обращаемся к словарю и выясняем значение слова - «коробочка для сластей».
2. Постарайтесь догадаться о значении слова и составьте словарную статью самостоятельно:
Гостиная - это…
3. Объясните, что значит преобразилась?
4. Как вы понимаете бесчисленные свечи?
5. Допишите словосочетания, опираясь на текст:
Звёзды (какие?) _____________________________________
Шары (какие?) ______________________________________
Безделушки (какие?) _________________________________
6. Напишите, какой вы увидели ёлку в этом рассказе.
В ходе такой работы развивается внимание к языковой стороне текста, деталям. При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, прослеживаются межпредметные связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений
Вопросы и задания для самостоятельной работы с текстами художественных произведений предназначены для студентов профессионального колледжа. Необходимо учесть специфику уроков в образ...
Работа с текстом художественного стиля. Подготовка к сочинению - рассуждению.
Урок обучающего анализа текста и сочинения на этапе подготовки к ЕГЭ...
Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку.вводная часть
Анализ текстов художественной литературы как элементарный метод обучения старшеклассников родному языку. (вступление)...
Интерпретация текстов художественной литературы в современных песнях (на примере текста М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Как увлечь современных детей? Как обратить их внимание на художественные тексты? Данная статья предлагает одно из решений актуальных вопросов - обращение к современным песням на уроках литературы. Как...
Ознакомление с художественной литературой и развитие речи (старший дошкольный возраст) Тема: Творчество Агнии Львовны Барто
В век компьютерных технологий современные родители практически не читают детям стихи и сказки известных советских писателей. Как прививать интерес детей к художественным произведениям, знакомить с тв...
Консультация для родителей «Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ»
Консультация для родителей«Роль художественной литературы в развитии речи детей с ОВЗ»...