Использование художественной литературы на уроках химии
материал по химии на тему
Предварительный просмотр:
Использование художественной литературы на уроках химии.
Тема: «Периодический закон
и периодическая система
Д. И. Менделеева»
О том, как Менделеев доказал, что его таблица правильна.
Был четвертый ряд нарушен.
Элемент не обнаружен.
Элемент не обнаружен.
Тот, что в этом месте нужен.
Но напрасно беспокойство,
Существует где-то но!
«Я найду сначала свойства,
И поможет мне закон!»
Удельный вес назван и цвет,
Летуч на воздухе иль нет,
Как плавиться, в чем растворим…
Законом пользуюсь своим,
Три элемента предсказал,
Как будто их в глаза видал!
Быть может раз в тысячелетье
Свершить подобное давно.
Но мир открытья не заметил
Иль не проверил все равно.
И кто-то говорил по-свойски:
«Забудь об этой ерунде!
Как можно обнаружить свойства
Веществ, не найденных нигде!»
«Ракета и травинка»
Е.С.Ефимовский.
Париж, 1875г., квартира Лекока де Буабодрана.
Вот как-то раз узнали
Ученые всех стран,
Металл чудесный Галлий
(В честь Франции назвали)
Открыл Буабордан.
Довольный и счастливый,
Рассматривал металл,
Но писем из России
Никак не ожидал.
Он взял письмо, прочел его.
- От русского ученого?!
Ошибся я! Слыхали?!-
Француз был удивлен,-
В глаза не видел галлий,
А свойства знает он!
Вес высчитал удельный
Точней, чем я, стократ
Какой-то Менделеев
Еще пять лет назад!-
Глаза его сверкали,
Топорщились усы.
Но вол метал свой Галлий
Он кинул на весы…
Ответ в Россию мчится:
«Прекрасная таблица!
Я Вами восхищен!
Проверен мной практически
Закон периодический,
И я категорически
Приветствую Закон!»
У химиков переполох!
Ведь Галлий был одним из трех,
Предсказанных заранее!..
И следом, как из-под земли,
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
(Естественно, в Германии).
Потом дополнилась Таблица,
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят Закон
Открытья будущих времен.
«Ракета и травинка»
Е.С.Ефимовский.
Мир электрона.
Быть может, эти электроны-
Миры, где пять материков,
Искусство, знанья, войны, троны
И память сорока веков.
Еще, быть может, каждый атом-
Вселенная, где сто планет:
Там все, что здесь в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.
Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь.
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.
В. Брюсов
Таблица Менделеева.
Пусть зимний день с метелями
Не навевает грусть-
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Зачем ее я выучил?
Могу сказать-зачем.
В ней стройность и величие
Любимейших поэм.
Без многословья книжного
В ней смысла торжество,
И элемента лишнего
В ней нет ни одного.
В ней пробужденье дерева
И вешних льдинок хруст.
Таблицу Менделеева
Я знаю наизусть.
Тема: «Галогены»
Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует и волк-самец? У матери в молоке не хватает необходимой для питания молодых волчат соляной кислоты, и, чтобы пополнить этот недостаток, в добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому своей пищи с соляной кислотой, В таком кормлении принимает участие и волк-самец.
М.М.Пришвин.
Хлор-химическое оружие.
На рассвете 3 октября немцы, употребив удушливые газы, отравили три батальона 256-го полка и заняли первую линию окопов.
Валет, клацнув зубами, отпрыгнул, и на то место, где секунду назад стояли его ноги, спиленным деревом упал стоявший под сосной человек. …В нескольких местах отравленные лежали копешками, иные застыли, сидя на корточках, некоторые стояли на четвереньках – будто паслись, а один, у самого хода сообщения , ведущего во вторую линию окопов, лежал, скрючившись калачиком, засунув в рот искусанную от муки руку.
«Тихий Дон», М.Шолохов.
Тема: «Азот и фосфор»
Однажды друг мой закадычный
Мне цепочку подарил
И с улыбкой необычной:
«Золотая»,-говорил.
Есть чему здесь научиться,
И, ему не доверяя,
Сам решил я убедиться,
Что цепочка золотая.
Все для алхимиков возможно:
Кислоты азотной влил
И цепочку осторожно
В эту жидкость положил.
Тут я прямо поразился:
Дым коричневый такой
Над подарком заклубился,
Ядовитый и густой.
Вдоль цепочки той вокруг
Энергичное шипенье.
Жидкость – цветом изумруд,
Живописное явленье.
Помогите ж разобраться,
Дайте правильный ответ:
Есть ли золото в цепочке
Иль его там вовсе нет?
Фосфор
В руках алхимиков впервые
В подвале мрачно засиял
И чудесами всех факиров
Он многие века снабжал.
Тот светоносец знаменитый
Приходит чрез века опять,
Не для того, чтобы светиться,
Чтоб урожаи поднимать.
Он стал фосфористою бронзой,
Дает отличное литье,
Питает фосфор клетки мозга
И входит в спичек коробок.
Он назван элементом жизни,
Но в том парадокс, друзья:
Есть фосфор в каждом организме,
Но белые фосфор – сильный яд.
Тема «Углерод»
О явлении адсорбции
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшины нальет,
де еще какая затейница: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в нее воды, а вода знай проходит сквозь песок да сквозь угля и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.
О качественной реакции на карбонаты
Она (Клеопатра) засмеялась и приказала рабу подать ей стакан белого уксуса.
Когда уксус был принесен, Клеопатра поставила его перед собой и снова засмеялась… Все присутствующие нагнулись, желая увидеть, что она будет делать. Она сняла с уха одну из тех больших жемчужин, которые из всех сокровищ последними были вынуты из тела божественного Менкау-ра,
и, прежде чем кто-нибудь мог угадать ее намерение, бросила ее в уксус. Наступила молчание, молчание крайнего изумления. Скоро бесцветная жемчужина растворилась в кислоте. Тогда Клеопатра подняла стакан и выпила уксус до дна.
Сказка о братьях Карбонатах
Учащиеся, прослушав сказку, должны написать уравнения соответствующих химических реакций.
На земле живут три брата
Из семейства Карбонатов.
Старший брат – красавец Мрамор,
Славен именем Каррары,
Превосходный зодчий он,
Строил Рим и Парфенон.
Всем известным Известняк,
Потому и назван так.
Знаменит своим трудом,
Возводя за домом дом.
М способен, и умел
Младший мягкий братец Мел.
Как рисует, посмотри,
Этот – CaCO3.
Любят братья порезвиться,
В жаркой печке прокалиться,
CaO да CO2 образуется тогда.
Это – углекислый газ,
Каждый с ним знаком из вас,
Выдыхаем мы его.
Ну а это CaO –
Жарко обожженная Известь негашеная.
Добавляем к ней вод,
Тщательно мешаем,
Чтобы не было беды,
Руки защищаем.
Круто замешенная Известь, но гашена.
Известковым молоком
Стены белятся легко.
Светлый дом повеселел,
Превратив известку в мел.
Фокус-покус для народа:
Стоит лишь подуть сквозь воду,
Как она легко-легко
Превратиться в молоко!
А теперь довольно ловко
Получаю газировку:
Молоко плюс уксус. Ай!
Льется пена через край!
Все о заботах, все о работе
От зари и до зари
Эти братья – Карбонаты,
Эти CaCO3.
Углерод
О, углерод, беспримерен!
И по числу соединений
Среди братьев и сестер
Миллионер ты с давних пор.
А все другие элементы
Тебе лишь только комплименты.
Сегодня можно говорить,
Что углерод – это графит,
Алмаз, карбин,
Белки, жиры и углеводы,
Спирты, кислоты и амины
И глицерин, и витамины,
И множество других веществ,
Которых попросту не счесть.
Он образует биосферу,
Его содержит атмосфера,
Он в виде каменных углей
И нефти спрятан под землей.
И в общем жизнь без углерода
Немыслима…
Ведь он в составе всех молекул:
От вируса до человека,
От червяка до осьминога,
От паука до носорога.
Он служит нам в противогазах,
В карандаше, резце алмазном,
В забое, атомном котле,
И в космосе, и на Земле.
А изотоп его тринадцать
Дает возможность разобраться
В далекой глубине веков,
Подготовила Зангиева Зарета Александровна учитель химии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "
В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...
Использование ТКМ на уроках химии.Тема занятия « Влияет ли строение вещества на его физические свойства?» 11 класс
Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.Кри...
Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"
В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....
Презентация "Использование ТРКМ на уроках химии"
В данной презентации показана пошаговая характеристика ТРКМ....
Использование ИКТ на уроках химии и во внеурочной деятельности.
Систематизация работы как учителя химии, выявление наиболее часто употребляемых средств ИКТ в рамках преподавания химии в 8-11 классах сельской общеобразовательной школы, показать возможности ис...
Использование КСО на уроках химии
Обобщение опыта использования методики КСО на уроках химии....