Использование произведений художественной литературы на уроках биологии
статья по биологии по теме
Выходя на улицу, ребенок нигде «не видит» физику, химию, историю. Он сам, взрослея, выстраивает свою модель мира. И школьное образование может оказаться либо в роли мудрого наставника, либо просто информатора. Я, как учитель, стараюсь помочь учащимся сформировать научное мировоззрение, приобщить их к общечеловеческой культуре. Для этого я использую произведения художественной литературы на уроках билогии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_proizvedeniy_na_urokakh_biologii.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование произведений художественной литературы на уроках биологии»
«Безногий, бредущий по верной
дороге, обгонит всадника,
скачущего не туда».
Р. Бэкон
Каждый учитель ищет ответ на самый важный и главный вопрос: чему и зачем мы учим наших детей? Выходя на улицу, ребенок нигде «не видит» физику, химию, историю. Он сам, взрослея, выстраивает свою модель мира. И школьное образование может оказаться либо в роли мудрого наставника, либо просто информатора. Я, как учитель, стараюсь помочь учащимся сформировать научное мировоззрение, приобщить их к общечеловеческой культуре.
Нельзя учить биологии, не зная химии. Связь с химией постоянна на наших уроках. Начиная с изучения фотосинтеза и состава семян в 6-ом классе и заканчивая изучением круговорота веществ в биосфере в 11-ом.
Можно ли объяснить, как происходит обмен энергии, передача нервного импульса не используя знания физики?
Не так часто мы на уроках биологии применяем умение производить математические расчеты, но, тем не менее, применяем при решении задач на работу сердца, генетических задач, при выполнении лабораторной работы «Статистические закономерности модификационной изменчивости».
Подробно остановлюсь на использовании художественных произведений на уроках биологии.
Как я их использую? Иногда, если объем произведения невелик — полностью. Так, например, можно использовать рассказы Н.А. Надеждиной о детях и природе.
Книги Надежды Августиновны Надеждиной внушают читателям не только любовь к природе, но и чувство ответственности. «Это твоя земля. Все деревья, которые растут на ней, - твои деревья. Все птицы, которые поют в её лесах, твои птицы, И все цветы — твои цветы».
Я использую в своей работе её рассказы «Как гриб лечил людей», «Как гриб переселял людей», «Тигровый поход», «Танец горбуш». «Тигровый поход» — это рассказ о зоологе Льве Каплане, самоотверженно боровшегося за сохранение амурского тигра. Когда учащиеся читают, это рассказ, они получают не только информацию, нужную им на уроках биологии, но и сочувствуют герою, восхищаются его целеустремленностью и мужеством.
Можно сухо рассказать на уроке в 6-ом классе об исчезновении с лица земли все новых видов животных, а можно процитировать Н. Надеждину («былинке брат») «Они уходят. Уходят крылатые. Уходят четвероногие, могучие. Величавые, чьи скульптуры украшали площади, чьи изображения красовались на гербах. Уходят глазастые, пушистые, с которыми мы сроднились с детства, играя с плюшевыми обезьянками и мишками, читая сказки про зверей и птиц. И с ними уходит какая-то часть нашей души. Пусть многих из них мы видели лишь на картинках или по телевизору, но мы знали, что они есть. И нельзя допустить, чтобы они навсегда ушли.)»
Полностью (т.е. не изменяя объем произведения) можно использовать рассказ Куприна «Чудесный доктор». Это рассказ об одном эпизоде из жизни Н. Пирогова. Учащиеся с интересом его слушают. Перед ними возникает не образ сверхчеловека (так насаждаемого нашим телевидением), а милосердного и очень сердечного человека. Все мы знаем, что эмоциональная память — самый прочный вид памяти. Стихотворения тоже можно использовать полностью. Ю. Лермонтов — «Сосна» — при изучении голосеменных, В. Жак — «Мы в букет собрали маки алые...» — на первом уроке о корне.
У карельского поэта Пааво Лукина есть стихотворение «Почему кукует кукушка». Изучая птиц леса я всегда его использую. Это красивая легенда о возникновении гнездового паразитизма у этих птиц.
Но чаще я использую отрывки произведений, т.к. время урока ограничено. Изучая папоротники привожу отрывок из повести Н. Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала»: «Глядь, краснеет маленькая цветочная почка, и, как будто живая движется. В самом деле, чудно! движется и становится всё больше, больше и краснеет, как горячий уголь.
Вспыхнула звездочка, что-то тихо затрещало и цветок развернулся перед его очами, словно пламя, осветив и другие около себя. Теперь пора! — подумал Петро и протянул руку. Смотрит, тянутся из-за него сотни мохнатых рук также к Цвету, а позади его что-то перебегает с места на место. Зажмурив глаза, дернул он за стебелек, и цветок остался в его руках.»
Дальше в ходе поисковой беседы решаем, много ли это быть в действительности и почему.
Отрывок из А.С. Пушкина «Сказки о попе и работнике его Балде» привожу при изучении злаков.
Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка по лбу
Есть же давай мне вареную полбу».
Семейство «Лилейные» в школе изучается очень поверхностно (как и другие семейства). Но не рассказать на этом уроке о тюльпане, его родине и его второй родине нельзя:
«Цветок Голландии, я молодой тюльпан.
И так красив, что даст фламандский скряга.
За пару луковиц весь блеск архипелага,
Всю Яву, если свеж и горделив мой стан». Теофан Готье.
«Ну кто говорит, что лягушки — уроды?
Тот должен, наверно, себе уяснить:
Законы свои у суровой природы
И главная цель у живого — чтоб жить.
Зачем под водой ей пушистая шерстка
И прыгать мешал бы искрящийся хвост — наряд у лягушки удобен и прост.»
Этими словами я начинаю урок о внешнем строении лягушки (на её примере изучаем земноводных). Главная цель этого урока — показать связь строения животного с образом жизни — выражена в этих строках.
«И если случайно лягушку ты встретишь,
Ты тихо скажи ей: «Лягушка, прости»
Погладь осторожно прохладную лапку
На волю, как в сказку её отпусти.
Художественное произведение можно и «обыграть» на уроке. Например, инсценировка отрывка из рассказа Артура Хейли, «Вдова» занимает несколько минут, но урок от неё очень выигрывает.
Хочется, чтобы наши дети любили и берегли природу. Лично я ощущаю просто физическую боль, когда бываю в нашем лесу. Поэтому на своих уроках говорю об этом очень часто и иллюстрирую это отрывками из художественных произведений:
«Саймон не сказал никому, когда нашёл это в первый раз. Он запрятал это в карман своего темно-серого комбинезончика и вернулся к детям рисовать на песке карты. Вечером незаметно от мамы он сунул это под подушку. Джейн поцеловала его перед сном и прикрыла за собой дверь. Когда медленно опустились фиолетовые сумерки, Саймон поднялся, оперся на руку и осмотрел это. Оно было совсем непонятное: мягкое, гнулось, но не ломалось. И было красивого, какого-то нового для Саймона цвета. А запах был странный. Саймон вдохнул его ещё и ещё, и вдруг ему стало не по себе.»
Герой фантастического рассказа писателя-фантаста Роджера Бейкера нашёл травинку. Каким-то чудом выросла она в царстве бетона, ибо земля давно уже превратилась в царство бетона и стали, дивная природа исчезла. Таким видят будущее фантасты. Будущее вырастает из настоящего.
Большие по объему произведения нельзя прочитать на уроке, но можно вкратце о них рассказать. И если кому-то захочется после этого его прочитать — это маленькая победа учителя.
В. Пикуль «Реквием каравану РQ-17» (о водолазах, разминировавших Северный морской путь. При изучении состава воздуха и роли азота в возникновении кессонной болезни.)
А. Солженицын «Раковый корпус» (при разговоре о причинах возникновения и методах лечения рака)
И. Стоун «Происхождениях» — биография Ч. Дарвина.
(Семья, учеба в Лондоне, путешествие и годы напряженного труда - с такой биографией нельзя познакомиться по учебнику)
Б. Могилевский «Молодость Сеченова» (детство, любимые сказки, годы, проведенные в военно-инженерном училище. Верность науке, преданность друзьям)
Я перечислила далеко не все произведения, которые можно использовать на уроках биологии. Уверена, у каждого учителя есть свои находки, свои любимые произведения, которые он использует в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе» «Использование научно-популярной и художественной литературы на уроках английского языка в современной школе»
лексика в английском языке....
: «Уроки доброты» (по прочитанным произведениям художественной литературы и личным впечатлениям)6 класс
Урок литературы с использованием сингапурского метода....
Выступление на ГМО учителей русского языка и литературы по теме "Использование текстов художественной литературы на уроках русского языка как фактор подготовки к ЕГЭ"
Материал, раскрывающий технологию опыта работы учителя при подготовке к ЕГЭ на примерах открытого текста...
Урок литературы в 5 классе " Образ куклы в традициях русского народа и произведениях художественной литературы"
Урок предназначен тем, кто интересуется традициями русского народа, увлечён рождением тряпичной куклы....
Статья "Использование художественной литературы на уроках биологии для развития познавательной активности учащихся"
Использование художественной литературы на уроках биологии не заменяет традиционных приемов учебной работы, а дополняет их, помогает усвоению биологии и предоставляет возможности для воспитательной ра...
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Общество, экономика, культура: перспективы научных исследований в информационную эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 июня 2019 г. : в 2-х ч. /...
Художественная литература на уроках биологии (из статьи Мелешко В.И.)
Материал по теме "Художественная литература на уроках биологии" (Из статьи Мелешко В.И. «Художественная литература на уроках биологии» - газета «Биология», № 17,...