Доклад "Воспитание нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка"
статья по теме
Доклад и презентация по теме "Воспитание нравственных каччеств обучающихся на уроках русского языка".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Бобырева Елена Павловна
Усть-Ишимский муниципальный район
учитель МОУ «Малобичинская СОШ»
первая квалификационная категория
8-38150-2-82-12
Воспитание нравственных качеств обучающихся на уроках русского
языка
Знания без воспитания – тот же
меч в руках сумасшедшего
Д.И. Менделеев
Говорят, кто не думает о будущем, тот его и не имеет. Сегодня о будущем так или иначе думают все. Раздумья педагогов усиливаются под влиянием общества, которое проявляет активную заинтересованность в будущем российского образования.
Вопрос о содержании обучения и воспитания всегда волновал и будет волновать педагогическую теорию и практику. До недавнего времени ни у кого не вызывало сомнения то, что школа должна ориентироваться «на человека просвещенного», и поэтому «главным героем» школьного урока был учебный предмет. Сейчас, когда общество переживает духовный кризис, говорят
о необходимости модернизации образовательной школы, которая предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Глубокие и прочные конкретные знания учащихся и духовно-смысловое наполнение современного образовательного процесса должны не противоречить друг другу, а являться надежной основой друг для друга. Знания, умения, формируемые или передаваемые в процессе обучения, должны проходить сквозь ценностный фильтр, окрашиваться человеческими смыслами и оценками. Обучение – информационная составляющая образования, а воспитание – гарант того, что полученная информация будет использована во благо. Воспитание – это обретение человеком качеств и ценностных ориентиров, делающих его предсказуемым, последовательно моральным в социально значимых ситуациях.
В традиционной педагогике существовало и существует условное разделение учебного и воспитательного процесса: информационная составляющая образования связана с предметным обучением (уроком), а воспитание встраивается в разнообразные внеурочные формы. И жизнь ребенка в школе делится на уроки и дополнительные занятия, первую и вторую половину дня, разные не только по формам, но и по задачам, ценностному и смысловому наполнению.
В 2007 году в издательстве «Центр образования» вышла в свет книга профессора, доктора педагогических наук М. Поташника «Требования к современному уроку», в которой серьезное внимание автор уделяет таким требованиям, как «Продумывание и по возможности формулирование ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке», «Оказание помощи детям в раскрытии личностного смысла любого изучаемого на уроке конкретного знания», а также ряду требований, связанных с необходимостью планировать на урок не только задачи обучения, но и обязательно задачи воспитания, развития, социализации учащихся. Такой подход к организации учебных занятий, на мой взгляд, оправдан.
Существует несколько подходов к проблеме воспитательных возможностей урока. Один из них отражен в суждении: «Каждый урок воспитывает». Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование – да, но не на воспитание, т.к. воспитание – непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни. Один из сложнейших факторов положения человека в сегодняшнем мире – взрыв потребления. Культ потребления – пищевого, вещевого, зрелищного превращает человека созидателя в человека-потребителя. Многие, прекрасно зная определенные нравственные нормы, принципы и правила, легко отступают от них в угоду своим целям.
В нашей школе ежегодно проводится диагностика уровня воспитанности учащихся. Результаты этой диагностики заставляют нас, педагогов, о многом задуматься. Как воспитать в подростках гуманность и милосердие, самостоятельность и инициативность? Как научить школьника добросовестному и ответственному отношению к учебе? Как сформировать у ученика активную гражданскую позицию? Как воспитать в нем бережное отношение к культуре, родному языку, природе? Эти вопросы красноречиво свидетельствуют о том, что ведущей сегодня становится проблема нравственного воспитания. Какие нравственные качества необходимо воспитывать? Думается, в первую очередь те, которые определяют такое понятие, как «нравственная устойчивость»: гуманность, достоинство, ответственность, самостоятельность, инициативность. Воспитание именно этих качеств и может способствовать, на мой взгляд, развитию нравственной устойчивости учащихся.
Уроки русского языка обладают огромным воспитательным потенциалом. Воспитательный потенциал урока включает в себя организационно-эстетическую среду, содержание, стиль образовательного общения, культуру управления образовательной деятельностью, дидактическую структуру, методические приемы. В своей практике с целью воспитания нравственных качеств учащихся использую технологию проблемного обучения. Организация учебных занятий посредством проблемной ситуации позволяет наполнить содержание предмета личностным смыслом, повысить учебную мотивацию. На этапе целеполагания учу ребят самостоятельно формулировать цели и задачи учебного занятия. Цель урока, сформулированная учителем, не всегда становится целью самих учащихся. Так, на уроке русского языка по теме «Имена существительные собственные и нарицательные» в 5 классе предлагаю детям придумать задание к словам: город, календарь, Москва, рябина, Иван, Обь, окно, доска, «Мурзилка». Дети предлагают разные задания:
- распределить существительные по склонениям;
- выписать существительные с орфограммами;
- выписать слова, обозначающие имена собственные;
Выполняем третье задание, так как оно связано с темой урока. Предлагаю ребятам ответить на вопросы: Что мы сегодня на уроке должны узнать? Чему должны научиться? Для чего нам нужны эти знания и умения? Как правило, учащиеся достаточно легко отвечают на эти вопросы, тем самым самостоятельно определяют цель учебного занятия. Практика показала, что такая постановка целей урока позволяет развивать познавательную активность, воспитывать самостоятельность суждений, инициативность. На этапе закрепления на этом же уроке провожу распределительный диктант. Предлагаю учащимся записать имена существительные в два столбика: 1 – собственные, 2 – нарицательные. В диктанте даю несколько существительных, которые могут быть как собственными, так и нарицательными (пушок, земля и др.). Возникает новая проблемная ситуация. Ребята затрудняются, не могут решить, в какой столбик записать эти слова. Стимулирую учащихся к высказыванию и аргументации своей точки зрения, поощряю не только конечный результат (правильно – неправильно), но и процесс деятельности ученика, имеющей преобразующий характер. Учащиеся наблюдают, сравнивают, выясняют закономерности, делают выводы. Такая деятельность захватывает всю личность, напрягаются ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства – удовлетворение от сделанной работы.
Особое внимание на уроках русского языка обращаю на содержание учебного материала. Известно, что овладение нравственно-этическими понятиями невозможно без языка, его лексики. Для словарной работы могут быть предложены такие существительные, обозначающие черты характера: благодарность, правдивость, преданность, чуткость, доброта, честность, предательство, жестокость, бессердечность и т.д. Учащимся предлагаю дать толкование словам, используя различные приемы: толкование с помощью контекста, с помощью синонимов, толкование с помощью оборота, включающего уже известное однокоренное слово. Источником нравственного опыта могут служить народные сказки, поговорки, пословицы.
Воспитание любви к Родине, к родному языку, культуре сегодня очень актуально. Уверена, что патриотизм начинается с малого: с любви к родителям, к своему дому, к тем местам, где ты родился и вырос. Так, при изучении темы «Сложноподчиненное предложение » мною была разработана система уроков, направленных на воспитание любви к родной природе. Форма урока (урок-презентация) и содержание материала позволили реализовать идею. Материалом для синтаксического анализа служили, например, такие предложения:
- Когда просыпается природа от зимнего сна, я вновь чувствую в
себе силы, которые дают мне ощущение радости и счастья.
- Грустно видеть, как вырубают леса, как осушают реки, что были
когда-то полноводны и широки.
- Чтобы не были души пусты,
Чтоб огонь не унес красоты,
Чтобы реки текли, чтобы вишни цвели,
Мы в ответе с тобой за простор всей Земли.
( К.Ваншенкин)
4) Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей
( Н. Рубцов)
Любовь человека к миру, к другому человеку, к жизни, к себе начинается с созерцания, которому тоже нужно учить. Учить видеть жизнь вокруг себя – в этом заложен глубочайший смысл воспитания. Поэтому активно привлекаю учащихся к созданию тематических презентаций: они подбирают иллюстративный материал (фотографии, пейзажи), музыкальное сопровождение.
В своей практике использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, “ориентированной на пробуждение самостоятельной мысли и чувства ребенка”. Активно использую все формы работы: фронтальную, групповую, парную, индивидуальную. Групповая и парная работа позволяет воспитывать внимательное отношение учащихся друг к другу, ответственность за результат работы. Так, например, на уроке «Правописание союзов» в 7 классе предлагаю учащимся следующую работу в паре: заполнить таблицу
Союзы | Омонимичные сочетания |
1. Неизменяемые слова
2. Не являются членами предложения
3. Служат для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.
4. Пишутся слитно.
1.Изменяемые слова.
2. Являются членами предложения.
3. Указывают на предмет, признак, обозначают признак действия.
4. Пишутся раздельно.
- Что(бы) хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком.
- Работать со справочной литературой трудно, (за)то полезно.
- Составьте режим дня с начала учебного года, посоветуйте так(же) поступать своим друзьям.
- Полезно так(же) понравившиеся стихи заучивать наизусть, что(бы) обогащать свой язык.
- За(то) время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
- Вначале лучше сделать самые трудные уроки, (по)тому что их выполнение потребует больше времени.
На любом этапе урока стараюсь не давать готовую информацию, предоставляю учащимся право первым формулировать понятия, правила, задания к упражнениям, темы уроков; даю им возможность задавать вопросы; создаю доброжелательную творческую атмосферу партнерства и сотрудничества.
На уроке можно достичь желаемого в воспитательной области через эмоции. Учителю порой нет необходимости количественно проверять, насколько он достиг воспитательной цели. Если во время урока учитель видит пустые глаза учеников, значит, урок проходит зря. «Не активностью поднятых рук, а активностью глаз определяю эффективность урока», - говорит Е.Н. Ильин. С этим высказыванием трудно не согласиться.
Учителю нельзя забывать и о роли неосознанного воспитания. Под неосознанным принято называть то воспитание, которое учитель не планирует заранее, не прописывает в тетради, но воспитывает каждый день своим примером, своим отношением к детям и окружающим, своим внешним видом и реакциями на раздражители. Когда же учитель говорит одно, а реально поступает наоборот, - это пример негативного, неосознанного воспитания.
Конечно, при постановке воспитательных задач везде, где возможно, необходимы показатели ее решения. Один из таких показателей – нравственный выбор учащегося. Ответственное отношение к учению, активность, самостоятельность, искренность, любовь к окружающему миру – вот те качества, которые медленно, но верно воспитываю я в своих учениках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Статья Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы
Стать Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы....
Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы
Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного ввоспитания учащихся....
Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.
Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления....
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Статья "Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках русского языка и литературы "
Статья посвящена духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уроках русского языка и литературы. В современном мире, мире все возрастающих технологий, материальных благ ...
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы
Система работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся на уроках русского языка как повышение качества обученности через совершенствование форм и методов работы...