Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы
статья по литературе на тему
Русский язык и литература- это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного ввоспитания учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_nravstvennyh_kachestv_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 16.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственных качеств учащихся на уроках русского языка и литературы.
Сея разумное, не забывать о добром и вечном.
В последнее время всё чаще стали говорить о важности не только обучения, но и воспитания. Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам нравственного воспитания учащихся.
Под нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное
значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не
будет напрасным.
Во-первых, такие ученики отличаются добротой, отзывчивостью и милосердием,
во-вторых, они с удовольствием изучают русский язык, читают классическую
литературу. Не секрет, что далеко не все из школьной программы можно изучать с
интересом. Однако если у ученика формируется нравственное мышление, то успех
изучения предметов более чем наполовину обеспечен. Русская литература – основа воспитания. Она всегда была гордостью, совестью народа.
Любая тема в литературе может рассматриваться с точки зрения духовно- нравственного понимания. Но это понятие мы не всегда употребляем на занятиях, заменяя его составляющими: дружба, любовь, уважение к окружающим, честность, порядочность.
На своих уроках провожу дискуссии, диспуты, где неизменно сталкиваются характеры, где надо уметь быстро отличить реальные и мнимые ценности, хорошие и плохие поступки, действия. Особую ценность представляет и форма обсуждения, ролевая игра, групповая форма работы, тренинги, анкетирование. Для решения гражданственного, духовно-нравственного воспитания на уроках литературы провожу уроки-исследования, беседы, семинары.
Вспоминаю сказку А. Погорельского "Черная курица, или Подземные жители". Её главный герой - мальчик Алеша. Он живет в пансионе, очень одинок, и любимое занятие для него - смотреть в дырочку в заборе. Там, за забором, большая интересная жизнь. Как же хочется Алеше туда! Стремлюсь к тому, чтобы мои ученики не были похожи на мальчика Алешу. Для этого расширяю педагогическое пространство урока, стараюсь сделать его поучительным , ярким и запоминающимся. 26 февраля проводила открытый урок в рамках школьного месячника по литературе в 5 классе «Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Старалась, чтобы урок не вышел за рамки « понятий добра и зла». Использовала к уроку эпиграф « Умел ошибиться- умей и поправиться», карточки с высказываниями великих людей о добре, рефлексию, физминутку, видео ,музыку, свежеиспечённый хлеб, рисунки детей к сказке- всё это способствовало тому, что учащиеся хорошо усвоили нравственный урок этой сказки. А домашним заданием для них стал творческий отчёт « Моя дорога добра» ( мини- проект в рисунках).
При изучении произведения обязательно оговариваем проблематику произведения. Где вновь встречаются такие понятия, как любовь, милосердие, честь.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.
Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку. Например: жадность
После усвоения новой лексики учащимся предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение- миниатюру, рассуждения о нравственных понятиях : совесть, милосердие, сострадание, благородство. Темы могут быть разными. Вот одни из них: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии». Опыт небольших творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия.
При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 6 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадёт.
Предлагаю учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и патриотические чувства, и нравственные качества.
При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре».
Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Хорошая подборка текстов в учебнике Рыбченковой для 5 класса- о добре, о милосердии.
В 10 классе на элективном курсе « Энциклопедия одного слова» ведётся большая подготовительная работа к творческому отчёту- лексическое значение слова, сфера употребления и т.д. Заранее подбираю для учащихся такие слова, как- любовь, Родина.
Провожу работу по патриотическому воспитанию учащихся. Были проведены внеклассное мероприятие «Если мы войну забудем…» и конкурс сочинений на тему: « Я помню, я горжусь!», посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Работы моих учащихся – Охременко А. и Щеховцовой Любови опубликованы на сайте «Вахта Памяти». Подобные уроки, мероприятия, я считаю, воспитывают в учащихся такие нравственные качества, как доброта, любовь к Родине, гордость за дедов и прадедов.
Уважаемые, коллеги! Дорогу осилит идущий, поэтому я желаю вам творческих успехов в нашей интересной и увлекательной деятельности. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология эколого-нравственного воспитания учащихся на уроках русского языка и литературы.
Мы, учителя, стоим перед необходимостью воспитывать у школьников экологическую культуру, основывающуюся на сознании неразрывной связи человека с окружающей средой, на формировании у него ответст...
Развитие духовно-нравственных качеств ребенка на уроках русского языка и литературы
Педагогический опыт работы...
Воспитание и развитие духовно-нравственных качеств личности на уроках русского языка и литературы.
Сегодня мы должны придавать серьезное значение вопросам нравственного воспитания учащихся, проводить регулярную работу по духовному оздоровлению. Необходимо дать подрастающему поколе...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Как сохранить в детских душах верность общечеловеческим ценностям? Подобные вопросы заставляют каждого учителя восполнять сердца учащихся на своих уроках. Воспитательное значение имеют...
Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Будущее любой страны решается за школьной партой. Если с этих позиций взглянуть на будущее России, то можно прийти к выводу, что оно весьма печально, так как сегодня из большинства школ ушла веками со...
Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы по теме «Духовно-нравственное воспитание учащихся в гимназии»....
Статья на тему Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы.
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках русского языка и литературы."...