Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.
статья по русскому языку на тему

Литвинова Лариса Ивановна

Данная статья содержит анализ трудностей при организации образовательного процесса с учётом современных требований и пути их преодоления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx33.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих, познавательных и нравственных способностей обучающихся  на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС.

С введением концепции ФГОС ООО меняются требования к методике преподавания учебных предметов. Я как учитель-предметник   столкнулась с трудностями при организации образовательного процесса с учётом современных требований. Чем отличаются современные дети? Информированностью, раскованностью, ослабленным здоровьем и, следовательно, неумением сконцентрировать внимание и самоорганизоваться. Новые подходы в образовании требуют изменения содержания,  изменение методики преподавания, когда дети участвуют в обсуждении и от интересного не устают.

        В решении многих вопросов на современном  этапе мне, как многим моим коллегам, приходится идти методом проб и ошибок. Ведь учитель выбирает УМК, технологии, методы, но при этом должен гарантировать результат, а это весьма непросто. Пока сам не добудешь нужной информации, не попробуешь на практике, не освоишь всех тонкостей работы. Есть ещё чей-то опыт, который многократно приходится переосмысливать и перерабатывать. Готовых рецептов нет.

Отличительные черты современного урока

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Тема урока

Сообщает учитель

Учитель подводит к осознанию темы

Цели и задачи

Формулирует и сообщает обучающимся

Формулируют обучающиеся, а учитель подводит к их осознанию

Планирование

Сообщает обучающимся, какую работу они должны проделать

Советует способы достижения цели

Практическая деятельность

Под руководством учителя выполняют ряд практических задач фронтально

Групповые, индивидуальные методы с консультацией учителя

Контроль

Учитель контролирует выполнение практической работы

Самоконтроль, взаимоконтроль с консультацией учителя

Коррекция

Учитель осуществляет в ходе выполнения и по результатам работы

Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию с консультацией учителя

Оценивание

Учитель осуществляет формирующее оценивание и прогнозирует суммарное оценивание

Самооценка, взаимооценка с консультацией учителя

Итог урока

Учитель выясняет, что запомнили обучающиеся

Рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует

С учётом индивидуальных возможностей выбирают обучающиеся

Учитель теперь выступает как консультант, организатор процесса в рамках конкретной учебной программы. Сейчас учеников называют обучающимися. Обучающийся - это тот, кто учится сам. Он имеет мотивацию, желание, вызывающее его активность, своей деятельности он придаёт смысл, подразумевает цель - результат своей деятельности. Учителю при этом нужно позаботиться, чтобы эта деятельность имела отношение к интересам, проблемам, потребностям ученика. Получаемые на уроке знания - не самоцель, знания нужны для применения их в конкретной жизненной ситуации.

        Один из самых главных этапов урока - целеполагание. Оно должно быть для обучающихся личностно значимым видом деятельности. Без личностного смысла знания не усваиваются: они знакомятся лишь с информацией. Сделать знания своими - значит понять, запомнить и применить. Столкнувшись на уроке с проблемной ситуацией, обучающийся осознаёт недостаток информации и формулирует для себя цели преодоления затруднения.        

        Учитель же планирует результаты своей деятельности, которые не сообщает ученикам, как это принято в традиционной методике. В конце урока, на этапе рефлексии нужно вернуться к  сформулированным целям и ответить на вопрос об их достижении. Может так случиться, что цели ученики ставили разные.

Это нормальная ситуация. В этом случае и результаты могут быть разными, учитывая разный уровень владения материалом. Учителю нужно предвидеть подобные ситуации.

Основные правила организации урока:

1. Планируя урок,  нужно отдавать предпочтение методам самостоятельного поиска информации.

2.Педагогическая ситуация на каждом уроке индивидуальна и требует помимо знания предмета психологического портрета класса.

3.Каждый ученик имеет право на долю успеха в предмете.

4. Уровень познавательной активности зависит от уровня понимания учебного материала и психофизического состояния на данный момент.

5. Необходимо направлять учеников не только на фиксирование затруднений, но и давать возможность построения выхода из затруднения.

6.Урок станет ценностным для ученика только, если он поймёт цели и достигнет поставленных результатов.

7.Главное -  обеспечить осознание целей обучающимися, раскрыть их значение для самих учеников.

8. Желательно, чтобы ученик сам сформулировал цели, а для этого нужно столкнуть его с такой ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих способностей

9. Урок способен помочь в реализации личностных качеств ученика и подготовить его к дальнейшему развитию за стенами школы.

10. Организуя урок, нужно стремиться получить образовательный продукт, открывающий новые возможности  для учителя и учеников.

Вспомним афоризмы; "Учитель, пытающийся преподавать без того, чтобы внушить ученику желание учиться, куёт холодное железо" (Т. Манн); "Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда" (М. Твен). Как  оценить значимость проведённого тобой урока? Перечитав различные источники информации,  изучив чужой опыт,  в процессе своей  работы я пришла к следующим выводам:

1. Цели урока ставятся с тенденцией передачи функции учителя к ученику.

2.Систематически необходимо обучать детей рефлексии.

3.Использовать разнообразные приёмы, формы и методы обучения, чтобы повысить интерес и активность учащихся.

4.Владеть технологией диалога, обучать ставить и задавать вопросы (например, можно применить игру "Диалог").

5. Сочетать репродуктивную и проблемную деятельность (работать по правилу и творчески).

6. Научить  обучающихся критериям самоконтроля и взаимоконтроля.

7.Планировать коммуникативные задачи урока.

8. Принимать собственную позицию ученика, обучать корректным формам её выражения.

9.Задавать тон и стиль отношений на уроке, способствующий  психологическому комфорту.

10. Осуществлять личностное воздействие учитель-ученик.

Несомненно,  важен выбор учебника, так как хороший учебник - это половина успеха. Он должен выражать запросы времени. Является ли учебник удобным для ученика? Сможет и захочет ли он работать по нему дома? Мой многолетний опыт работы позволяет мне утверждать, что идеальных учебников нет. Учитель-профессионал сможет работать по любому учебнику. Пусть  методическое чутьё подскажет учителю  путь в выборе УМК. УМК  В. В. Бабайцевой наряду с его несомненными достоинствами требует поиска дополнительных заданий, содержащих межпредметные связи, составления мини-исследований, лабораторных  и  практических работ, создания проектов, упражнений для работы парами, проблемных вопросов. Поэтому дополнительно в 5-8 классах мы приобретаем рабочие тетради, в которых представлены данные виды заданий и упражнений.

Приведу примеры методов  поисковой и творческой деятельности,  которые использую на уроках:

1. "Если бы...". Ученикам предлагается составить описание и нарисовать собственную версию происходящего.

2."Ключевые слова". Данный метод помогает учащимся актуализировать смысл при работе с текстом.

3.Конструирование вопросов. Предполагает самостоятельную постановку вопросов к изучаемому материалу.

4. Смысловые ассоциации (словесное рисование, составление киносценария)

5. Вживание. Посредством образных и мыслительных представлений ученик пытается перевоплотиться в изучаемый объект, чтобы почувствовать и понять его изнутри (составить рассказ от лица героя)

6. Чтение с пометками. ИНСЁРТ.

7."Закончи предложение".

        Часть перечисленных мною методов и приёмов перекликается с приёмами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, которая является эффективной  в достижение образовательных целей на современном этапе. Работе с текстом, смысловому чтению на  уроке я уделяю много времени. Хорошим помощником является учебник В. В. Бабайцевой "Русская речь" На основе текстов учебника я применяю обучение разным видам чтения (просмотровому, ознакомительному, изучающему, поисковому) текстов сплошных и несплошных, содержащих противоречивую, избыточную информацию с учётом возрастных особенностей школьников. Самый распространённый приём - разметка текста  ИНСЁРТ. Считаю, что главная особенность работы с текстом сегодня - увеличение дотекстовой работы, обучение прогнозированию содержания, умение предвидеть развитие сюжета. Работа с текстом должна быть на всех этапах: до чтения, во время чтения, после чтения. Использую во время чтения закладки, чтобы прикрывать ими часть текста от соблазна подсмотреть ответ.

        Ещё одна особенность современного урока - межпредметные связи. Для этого я подбираю дополнительный материал и разыгрываю ситуации "На уроке английского...", "На уроке природоведения...", "На уроке математики...", "На уроке истории...". Такие задания вызывают интерес у обучающихся. Я стараюсь учитывать их склонности, личностную заинтересованность.

        Остановлюсь на проектных заданиях.  Обучение основам проектной деятельности начинается на первой ступени образования. Уже в  5 классе ученики готовят мини-исследования и мини-проекты. Проектное обучение отличается от проблемного тем, что деятельность учащихся подразумевает проектирование конкретного практического результата и его публичной зашиты на уроках и внеурочных занятиях. Метод проектов представляет собой развитие идей проблемного обучения, основанного на разработке и создании учеником под руководством учителя продуктов, обладающих новизной и имеющих практическое значение. Обучающиеся в  2015-2016 г подготовили проекты «Исследование слова», «Тема мостов в художественной литературе о Санкт-Петербурге», «Тема дуэли в художественной литературе», «Щелкунчик» в музыке, литературе, живописи», «Пословицы и загадки народов мира». Ребята выступают с проектами на Лицейских чтениях, конференциях, уроках. Считаю, что проектное обучение ориентировано на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ученика, развитию его интеллектуальной возможности, волевых качеств и творческих способностей.

Виды проектов

Вид проекта, цель

Продукт

Деятельность

Компетенции

Информационный (сбор информации)

Результаты опросов, статистические данные, обобщение высказываний

Сбор, проверка, ранжирование информации

Информационная

Исследовательский (доказательство или опровержение гипотезы)

Результат исследований

Эксперимент

Мыслительная

Практический (практические задания)

Пособия, инструкции, словари, карты

Практика

Деятельностная

Творческий

Литературные произведения, сочинения, газета, видеосюжет

Творческая деятельность

Коммунникативная

Игровой, ролевой

Экскурсия, инсценировка, состязание, викторина

Групповое общение

Коммуникативная

        Примеры проектных заданий из учебника И. Н. Сухих «Литература» 5-7 класс и рабочей тетради по русскому языку 5, 6, 7 класс:

Пример 1. Подготовьте к изданию рукописные и компьютерные сборники "Загадки народов мира", "Пословицы и поговорки". Проект предполагает подбор интересных загадок, пословиц, поговорок, распределение их по тематическим группам.

Пример 2. 1) Выпуск сборника собственных произведений о природе.

                  2) Составление и оформление сборника стихов о природе.

                  3) Создание фотоальбома, сопровождённого фрагментами из художественных произведений, собственных стихотворений, прозаических зарисовок.

Пример 3. Музыкально-литературная композиция "Человек и природа" (составить сценарий). Составление и оформление сборника баллад. Составление и оформление литературного сборника "Дороги".

Пример 4. Спектакль по пьесе-сказке Разработка проекта музея сказки или сказочного героя.

Пример 5." Выпуск газеты или журнала "Война и дети".

Пример 6. Спектакль по произведениям писателей разных эпох "Серьёзное, грустное и смешное рядом". Выпуск сборника детских юмористических произведений.

Пример 7. Выпуск журнала о современных творческих писателях.

Пример 8. Создание коллективного сборника поучений «Как правильно жить».

Пример 9. Проект музея петербургских чиновников. «Маленький человек» сегодня».

Пример 10. Проект музея любимого лирического героя.

Пример 11. Создание альманаха и каталога сатирических произведений.

Пример 12. Создание журнала «Ребёнок и взрослые» (по повести М. Горького «Детство»)

Пример 13. Выпуск газеты «Эпоха Ивана Грозного в искусстве».

Пример 14. Составление фильмографии кинофильмов о войне с отзывами или аннотациями на них.

Критериями оценки результатов проектной деятельности я считаю следующие показатели: владение способами познавательной деятельности, умение использовать различные источники информации, умение работать в сотрудничестве, самоорганизация.

Оценить результаты своей работы ученики могут, дав ответы:

В начале проекта у меня была цель...

Особенно хорошо мне удалось...

В следующий раз я постараюсь сделать лучше...

        Как решить вопрос об оценке, отметке, самооценке? Вопрос этот для методики проблемный. Прежние нормы оценки не соответствуют современным требованиям. А для таких видов работ как проекты вообще нет установленных критериев.

Что оценивать? Оцениваться словесно может любое действие. Фиксируется отметкой в числовом выражении только демонстрация умения по применению знаний. Кто оценивает? На уроке ученик сам определяет свою оценку и отметку. Учитель имеет право скорректировать оценку и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. После урока за письменные задания оценку и отметку определяет учитель.

Сколько ставить отметок? За каждую учебную задачу, показывающую овладение отдельным умением, ставится отдельная отметка, затем суммируются и выводится общая.

Я предлагаю ребятам примерный алгоритм самооценки:

1. Какое было задание? Какова его цель?

2. Удалось выполнить задание и получить результат?

3.Задание выполнено верно или не совсем? Сколько ошибок допущено?

4. Самостоятельно выполнил или с чьей-то помощью?

5. Какое умение развивали при выполнении задания?

6. Каков был уровень задания? (необходимый, повышенный, максимальный).

Контрольные и проверочные работы должны включать контрольные диктанты с грамматическим заданием, свободные, буквенные  диктанты, контрольные работы, изложения, сочинения, тесты, практикумы, самостоятельные и лабораторные работы. По ним давно разработаны и утверждены критерии оценивания.

Далее предлагаю перечень приёмов, которые я использую на уроках.

Приёмы обучения.

1. Построение алгоритма. Нужно составить точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом решения любого задания единообразного типа. Алгоритм раскрывает порядок, структуру выполнения действия.

2. Антиципация. Догадка при восприятии устной или письменной речи. Например, догадка о содержании текста по заголовку или эпиграфу.

3. Блиц-опрос по цепочке или игра «Выбери ученика». Один ученик задаёт вопрос второму, второй - третьему и так до последнего ученика. Для проверки домашнего задания можно устроить блиц по рядам, то есть выяснить, какая из групп быстрее и правильнее задаст и ответит на вопросы.

4. Вопросы к тексту. Игра «Учитель-ученик». К изучаемому тексту предлагается составить определённое количество вопросов.

5. Грамматический, орфографический, пунктуационный, синтаксический  разборы.

6. «Дерево целей». Из предложенных формулировок целей урока выбрать нужные и расположить в порядке значимости.

7.Доказательство принадлежности языкового явления данному разряду.

8. «Четвёртое лишнее».

9. Домысливание.  Предлагается тема и слова: повторим, изучим, наблюдаем, сравниваем, проверим. С их помощью нужно сформулировать цели урока.

10. Заполнение готовой таблицы своими примерами.

11. Идеальный опрос. Ученики сами оценивают степень своей подготовки. «Кто сегодня чувствует себя готовым на "5"?»

12. Составление кластера.

13.Синквейн.

14. Написание эссе по опорным словам.

15.Лингвистический эксперимент. Например, вставьте в текст вместо пропусков глаголы, помогающие понять идею текста.

16. «Путаница».

17. Деформированный текст, чтобы исправить ошибки.

18.Лингвистический анализ текста.

19. Логическая цепочка.

20. Лото. По буквам составить слова и  угадать тему урока. В этом случае  использую также видеозагадки «Угадай слово».

21. Нахождение языкового явления (конфликтный языковой материал).

22.Составить ответ по предложенному плану.

23. Игра «Пароль». Используется в начале урока. Садится тот, кто скажет слово-пароль, имеющее отношение к предыдущей теме урока.

24. Пересечение тем. Ученики подбирают примеры, идеи, вопросы. гипотезы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой, указанной учителем.

25. Проблемный вопрос. Развить тему, аргументировать свою точку зрения. Другим ученикам можно подобрать контраргументы.

26. Портрет. Нужно угадать языковое явление по составленному описанию, предполагаются три подсказки.

27. Ситуация яркого пятна. Среди множества однотипных слов выделяется одно. Совместно выясняется причина обособленности и общности. Далее определяется тема и цели урока.

28. Стилистический анализ текста.

29. Творчество работает на будущее. Ученики дома составляют тест, вопросы или кроссворд по изученной теме.

30. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель даёт загадку, отгадка к которой будет открыта при изучении новой темы.

31. «Фантастическая добавка». Перенос учебной ситуации в вымышленные условия.

32. Игра «Шерлок Холмс». Составить вопросы к тексту, учитывая различные мелочи.

33. Игра "Диалог". Игра в вопросы и ответы по изученной теме. Записать их в тетрадь нужно, оформив как диалог.

34.Шпаргалки. Прочитать текст или правило. Затем передать его содержание в виде схем, рисунков. Шпаргалки отдаются учителю. При желании ученики могут подойти к учителю и взять шпаргалку. По этой шпаргалке нужно воспроизвести текст. Шпаргалками разрешаю воспользоваться на других уроках при выполнении заданий.

35. «Трехминутное эссе». Предлагаю ответ на  вопросы:

1) Что самое главное ты узнал на уроке?

2)Какой материал остался для тебя непонятным?

36. Вопросы для тестов. Обучающиеся составляют вопросы по теме и дают возможные ответы. Формат задаю сама.

37. Создала универсальные таблицы оценивания творческих работ.

38. Очень удобно иметь электронное  портфолио на каждого обучающегося, всего класса в целом (эмерджентность), а также листы самооценки.

39. Недельные листы отчётов о том, чему научился обучающийся за неделю.

40. Взаимооценивание. Предлагаю  проверить работы одноклассников и выделить два положительных момента и хотя бы один момент, требующий доработки.

41. При формирующем оценивании учителю очень удобно фиксировать изучение нового материала и его закрепление при помощи игры «Светофор». Красный цвет означает «не понимаю»,  желтый «сомневаюсь», зелёный «понимаю». Это также даёт возможность прогнозировать преодоление пробелов в знаниях.

42. «Поиск ошибки». Даю задания с ошибками и предлагаю найти и исправить ошибки, высказать и объяснить свою точку зрения.

43. Перевод информации из одного вида в другой (например, таблицы в кластер).

Литвинова Л. И., учитель русского языка и литературы

ГБОУ лицея № 395 Санкт-Петербург

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Метод проблемного диалога и его применение на уроках русского языка и литературы в контексте ФГОС нового поколения"

Презентация была представлена во время моего вытупления на педагогичческой конференции "Инновационные технологии в образовании"...

Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы в рамках ФГОС.

Доклад к конференции по самообразованию. «Если ученик в школе не научился сам ничего творить,то и в жизни он всегда будеттолько подражать, копировать»Л. Н. Толстой.В данном материале я дел...

Мастер-класс « РАЗВИТИЕ ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС»

Цель: обмен опытом педагогической деятельности по организации системы работы с текстом на уроках.Задачи:-       продемонстрировать коллегам методы и приемы работы с...

Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС

Презентация ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В КОНТЕКСТЕ ФГОС...