Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Батурина Валентина Николаевна

В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», составлено календарно-тематическое планирование логопедических занятий, в котором прописаны логопедические и лексические темы, задачи, основные и новые понятия и термины, планируемый результат.

Разработана технологическая карта одного из логопедических занятий по лексической теме: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?».

Работа в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» представлена на основе учебно-методического комплекса первой части программы «Разговор о правильном питании». Дополнительно информация на сайте www.prav-pit.ru, и в рабочей тетради для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова.

В рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» обучающиеся учатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, учатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать, какие продукты полезны для здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Батурина Валентина Николаевна,

учитель-логопед

ГКОУ «Тверская школа-интернат №1»
г. Тверь Тверской области

Методическая разработка


«Особенности логопедических занятий с обучающимися

с системным недоразвитием речи легкой степени

в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с состоянием его здоровья. Одним из основных факторов, определяющих состояние здоровья ребенка, является организация качественного питания.

Недостаточная информированность обучающихся и их родителей является причиной неправильного питания. Необходимо помочь обучающимся школы-интерната и их родителям (законным представителям) осознать важность правильного питания, как основной части сохранения и укрепления здоровья. Необходимо с обучающимися вести работу  по формированию представлений о правилах этикета, связанных с питанием. Работа проводится не только во внеурочное время, на уроках, факультативах, воспитательных мероприятиях, но и на логопедических занятиях. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.  

Работа в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» представлена на основе учебно-методического комплекса первой части программы «Разговор о правильном питании». Дополнительную информацию для проведения логопедических занятий получаю на сайте www.prav-pit.ru, а так же использую в работе рабочую тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова. Занятия, составленные в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании», проводятся ежемесячно на индивидуальных, подгрупповых и групповых занятиях. Количество часов примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала обучающимися.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку, особенностей речевого дефекта обучающихся и программы «Разговор о правильном питании». Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную и семейную обстановку значительно повышается, если используются методы обучения: словесные, наглядные, практические, объяснительно – иллюстративные, исследовательские, частично – поисковые.

В структуру занятий входит материал в соответствии с темами программы «Разговор о правильном питании»:

- упражнения для развития артикуляционной моторики («Вкусное варенье», «Вкусная каша» и т.д., любое упражнение  для развития артикуляционной моторики проговаривается со словами, связанными с питанием);

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук («Помыть руки», «Вытереть руки», «Присесть за стол», «Идти на обед» и т.д.)

- дыхательная гимнастика («Подуем на горячий суп», «Остудим чай» и т.д.);

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков (Модуль 1; Модуль 2; Модуль 3; рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова);

- формирование фонематических процессов (Модуль 1; Модуль 2; Модуль 3; рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова);

- работа со словами, звукослоговой анализ слов (Модуль 1; Модуль 2; Модуль 3; рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова);

- работа над предложением, текстом (Рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова);

- обогащение и активизация словарного запаса (Материалы сайта www.prav-pit.ru; рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова).

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности предполагает использование демонстрационных и печатных пособий, технических средств обучения для поддержки процесса обучения, развития и воспитания культуры правильного питания.

Работа с родителями должна вестись параллельно с работой по формированию культуры здорового питания у обучающихся (обсуждения, совместные беседы, привлечение к участию в различных конкурсах, выдача домашних заданий, контроль за своевременным питанием).

Исходя из лексических и логопедических тем, у обучающиеся школы-интерната на логопедических занятиях совместно с коррекцией дефектов устной и письменной речи, ведется работа по формированию основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

В результате работы по программе созданы условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся, общей координации движений, мелкой моторики, обогащению, и  активизации словарного запаса, развитию коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития.

В рамках реализации программы «Разговор о правильном питании» обучающиеся учатся анализировать различные «пищевые ситуации», правильно подходить к вопросу питания, выбора пищи, учатся чувствовать потребности своего организма, быть разборчивым в еде, знать, какие продукты полезны для здоровья.

Представлены: календарно-тематическое планирование логопедических занятий; технологическая карта логопедического занятия.

Список использованной литературы

1. Рабочая тетрадь для школьников М.М. Безруких, Т.А. Филлипова.-М.: ОЛМА,2012г.
2.Букварь. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

3.Пропись. 1 класс. В 3 частях. (VIII вид). Аксёнова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.

4.Логопедия под редакцией Волковой – М.: «Просвещение», 2010 г.

5.Филичева Т.Г., Чевелёва Н.А., Чиркина Т. В. «Основы логопедии». – М.: 2011г.

6.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: «Владос», 2010.

7.Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: «Владос», 2011.

8.Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. - М.: «АРКТИ», 1999.

9.Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. - М.: «Просвещение», 2011.


Интернет-источники

1.Сайт www.prav-pit.ru.

Источники иллюстраций

1.Карточки из личного архива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по реализации программы «Разговор о правильном питании» во 2 классе. Методическая разработка внеклассного занятия «Где найти витамины весной?»

Второй год в гимназии воспитателем в группе продленного дня Максимовой Ириной Николаевной проводятся внеурочные занятия с обучающимися 1 ступени образования по программе «Разговор о правильном питании...

Развитие связной речи младших школьников с нарушением письма и чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР

В статье отражаются характерные особенности высказываний младших школьников  с ЗПР, определяются основные проблемы, возникающие при формировании навыка связной речи, и предлагается вариативный те...

Система работы по пропаганде правильного питания, в том числе реализации программы «Разговор о правильном питании»

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год

Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся....

Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Методическая разработка по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание» как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Разговор о правильном питании».

Методическая разработка  по теме: «Программа дополнительного образования «Здоровое питание»  как воспитательный и образовательный ресурс реализации программы «Ра...