Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Логопедические занятия» для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени 3 класс на 2017/2018 учебный год
рабочая программа по теме
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_3_kl_2017-18.doc | 190.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«РАДУЖНИНСКАЯ ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
КОУ «Радужнинская школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
от «___» __________ 201__ г. №______
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся
с системным недоразвитием речи средней степени
3 класс
на 2017/2018 учебный год
Составитель: учитель - логопед Боякова В.Н.
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса
«Логопедические занятия»
для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени
3 класс
на 2017/2018 учебный год
Пояснительная записка
Основания к написанию рабочей программы:
- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
- Закон ХМАО – Югры «Об образовании вХанты-Мансийском автономном округе – Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз (ред. от 11.03.2015);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Приказ от 30.08.2017 № 221 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года»;
- Приказ от 15.09.2017 № 306 «Об организации работы специалистов службы сопровождения»;
- Положение о рабочей программе коррекционно-развивающих курсов, реализуемой в условиях введения ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью КОУ РШО ОВЗ (Приложение 6 к приказу от 28.03.2016г. №087).
- Адаптированная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Радужнинская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» 3 класс на 2017-2018 учебный год.
Актуальность программы обусловлена необходимостью оказания логопедической помощи учащимся первого класса, имеющим системное недоразвитие речи средней степени и испытывающим трудности в обучении чтению и письму для успешного освоения школьной программы.
Цель рабочей программы:
Рабочая программа направлена на построение системы коррекционной логопедической работы, способствующей преодолению недостатков в развитии устной речи и предупреждению нарушений в формировании письменной речи.
Задачи:
• формирование произносительной стороны речи;
• формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза;
• обогащение словарного запаса;
• формирование грамматического строя речи;
• развитие самостоятельной развернутой фразовой речи;
• развитие графомоторных навыков.
Методологическую основу программы составили учебно-методические пособия:
Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. В. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. В. Тумановой. - М.: Просвещение, 2009.
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.
Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: Изд-во Аркти, 1999.
Межпредметные связи. Программа разработана в соответствии с программой обучения русскому языку (3 класс) А.К. Аксеновой («Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 класс», под ред. И.М. Бгажноковой, -М. «Просвещение», 2013). Усвоенные грамматические конструкции обеспечивает учащимся базу для подготовки речевой ситуации и организации высказывания на уроках развития устной речи. В свою очередь, правильные речевые навыки учащихся, формируемые на логопедических занятиях, закрепляются в течение учебного года на всех уроках.
Принципы, определяющие содержание программы коррекционной работы:
- принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей;
- принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекци-онной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников;
- принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменения в их личности;
- принцип вариативности предполагает создание вариативных программ кор-рекционных курсов с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.
- принцип единства психолого-педагогических средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционной работы;
- принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Особенности речевого развития учащихся
У всех обучающихся отмечается позднее развитие речи и ее качественное своеобразие. Основной причиной нарушений речи является грубое недоразвитие познавательной деятельности. Снижение уровня аналитико-синтетической деятельности проявляется в недоразвитии фонематического восприятия, приводит к трудностям усвоения семантической стороны речи, формирования всех языковых обобщений. Отмечается большая распространенность полиморфных нарушений произношения, сочетающихся с нарушениями слоговой структуры слова, недоразвитие фонематических процессов. К особенностям лексики обучающихся относятся бедность словарного запаса, неточность употребления слов, многочисленные семантические замены, трудность актуализации словаря, несформированность структуры значения слова, выраженные нарушения процесса организации семантических полей. В устной речи наблюдаются аграмматизмы, проявляющиеся в формах словоизменения и словообразования. Связная речь сформирована недостаточно, в пересказах отмечаются пропуски и искажения смысловых звеньев, нарушение последовательности событий.
Недостаточно сформированы все этапы речевой деятельности. Отмечается нарушение программирования речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля речи. У некоторых учащихся наблюдается слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении.
Таким образом, у обучающихся третьего класса с системным недоразвитием средней степени имеются определенные трудности, в развитии всех ее сторон: звуковой стороне речи, лексических средствах язык а, фонематических процессах, связной речи, грамматическом оформлении речи, что приводит к нарушениям чтения и письма, препятствует формированию полноценной учебной деятельности, затрудняет развитие коммуникативных навыков.
Содержание программы
Программа реализуется в течение учебного года. Логопедическая работа с обучающимися осуществляется по этапам.
I этап – стартовая диагностика обучающихся (01.09.2017 – 15.09.2017)
II этап – логопедические занятия с обучающимися (18.09.2017 – 18.05.2018)
III этап – итоговая диагностика обучающихся (21.05.2018 – 31.05.2018)
Организационные формы: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия. Продолжительность группового логопедического занятия составляет один урок (40 минут). Продолжительность индивидуального логопедического занятия – 20 минут. Продолжительность подгруппового логопедического занятия – 30 минут Логопедические занятия с обучающимися проводятся в соответствии с учебным планом, 2 раза в неделю.
Групповые логопедические занятия направлены на формирование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие самостоятельной развернутой фразовой речи, развитие графомоторных навыков.
В связи с тем, что нарушения речи у обучающихся с нарушением интеллекта имеют системный характер, на протяжении всей коррекционной работы логопедическое воздействие направляется на речевую систему в целом: восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи (формирование фонематического восприятия проводится на материале, способствующих уточнению и обогащению словарного запаса, формированию структуры предложения, развитию навыков словоизменения и словообразования), коррекция связной речи и формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных учебной деятельности. Таким образом, все разделы коррекционной работы взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Подгрупповые логопедические занятия направлены на автоматизацию звуков, расширению словаря, развитию связной речи. В каждое занятие на развитие лексико-грамматических форм языка включаются задания на формирование психофизической сферы детей. Это психогимнастика, релаксация, игры на развитие мелкой и общей моторики, голосовые и дыхательные упражнения, игры на внимание.
Программа предусматривает постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала, которое проводиться с учётом психологических особенностей обучающихся.
Индивидуальные логопедические занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии со структурой речевого дефекта у каждого учащегося, осуществляется по индивидуальному перспективному плану работы. Материал для автоматизации правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он способствовал расширению и уточнению словаря, формированию формообразовательных, словообразовательных навыков и умения правильно строить предложения, развитию связной речи.
Формирование полноценной учебной деятельности обеспечивает включение в коррекционную работу всех участников образовательного процесса, что позволяет повысить ее эффективность.
Взаимодействие с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется средствами консультативной и информационно-просветительской работы.
Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.
Информационно-просветительская работа включает:
- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,
- оформление информационных стендов, печатных и других материалов,
- психолого-педагогическое просвещение педагогов с целью повышения их психолого-педагогической компетентности,
- психолого-педагогическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-педагогической компетентности.
Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения обучающихся и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.
Консультативная работа включает:
- психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении конкретных учащихся,
- консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении общеобразовательной программы.
В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы:
- индивидуальные и групповые консультации, беседы, семинары;
- анкетирование педагогов, родителей;
- разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.
Информационно-просветительская и консультативная работа с педагогами и родителями (законными представителями) осуществляется в соответствии с годовым планом учителя-логопеда.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Коррекционно-развивающей логопедической работы
для обучающихся с системным недоразвитием речи средней степени
3 класс
на 2017-2018 учебный год
Количество часов | ||||||
Вид занятия | неделя | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Учебный год |
Логопедическое групповое | 2 | 14 | 14 | 20 | 11 | 59 |
Количество часов, указанных в программе, примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и скорости усвоения материала обучающимися. Внесение изменений в план будет зависеть от степени тяжести речевых нарушений и уровня успешности детей. Темы могут повторяться или исключаться из плана на усмотрение учителя-логопеда по результатам логопедической работы. При необходимости курс коррекционно-развивающих занятий повторяется.
Календарно-тематический план работы с группой учащихся 3 класса, имеющих недостатки письменной речи,
обусловленное системным недоразвитием речи
Кол-во часов | Планируемая дата | Фактическая дата | Тема | Развитие неречевых процессов | Развитие мелкой моторики | ||||||||||||||||||||||
Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа | Развитие лексико-грамматического строя речи | Развитие связной речи | |||||||||||||||||||||||||
2 | 19.09 20.09 | Ориентировка в пространстве, на листе бумаги. Последовательность предметов в ряду. Анализ предметного ряда. Закрепление понятий: право-лево; верх-низ; спереди - сзади. Закрепление названий цветов и геометрических форм. Речевые и неречевые звуки. | |||||||||||||||||||||||||
Раздел I: Звуки | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 26.09 27.09 | Неречевые звуки | Дифференциация неречевых звуков на слух | Имена Осень | Вербализация неречевых звуков. Образование глаголов от существительных Отгадывание загадок на тему «Природа-погода» | Д/и «Мяч по кругу» | Пальчиковая гимнастика | ||||||||||||||||||||
2 | 03.10 04.10 | Звуки речи Образование звуков речи | Дифференциация гласных и согласных звуков | Употребление грамматической категории Д.п. «Признаки осени» | Отгадывание загадок на тему «осень» | Логические упражнения | Пальчиковая гимнастика | ||||||||||||||||||||
2 | 10.10 11.10 | Твердость и мягкость согласных звуков | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Запись слов парами, сравнение по написанию, значению. | «Школа. Школьные принадлежности». Образование множественного числа существительных (тетрадь – тетради, карандаш - карандаши). Образование существительных в уменьшительной форме; относительных прилагательных. | Речь: текст – предложение – слово – слог – звук. Их различие. Отгадывание загадок на тему «Школа. Школьные принадлежности». | Д/игра «Один – много» | Рисование прямых наклонных линий. | ||||||||||||||||||||
Раздел II: Дифференциация гласных I и II рядов | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 17.10 18.10 | Дифференциация И - Ы | Выделение слов со звуком ( И - Ы) из ряда слов. Гласный звук в начале слова. Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: и-ы, ыи. Звукобуквенный анализ слов. Образование слов по первым буквам. Добавление пропущенной буквы в слова. | Осень» (Ранняя, золотая, поздняя). Образование множественного числа существительных (дом-дома; глаз-глаза; холод-холода). Сложные слова (листопад). Подбор существительных к глаголам (идет, льет, капает – дождь) | Речь: текст – предложение – слово – слог – звук. Их различие. Составление рассказа об осени (по схеме). | Д/игра «Большой – маленький» | Пальчиковая гимнастика «Дождь». Выкладывание и письмо буквы И-Ы. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово. | ||||||||||||||||||||
2 | 24.10 25.10 |
| Дифференциация А - Я | Выделение слов со звуком ( А-Я) из ряда слов. Гласный звук в начале слова. Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: ая,яа. Распределение слов по наличию заданного звука. | «Огород. Овощи». Образование существительных в уменьшительной форме; относительных прилагательных. Подбор прилагат-х к существительным (форма, цвет, свойства: твердость, мягкость, вкус). | Составление предложений из двух слов. Кто это? Что это? Что делает? | Д/игра «Чего не стало» «Собери картинку» | Пальчиковая гимнастика «Две редиски». Штриховка шаблонов овощей. Выкладывание и письмо буквы А-Я. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово. | |||||||||||||||||||
2 | 31.10 01.11 | Дифференциация О -Ё | Выделение слов со звуком ( О-Е) из ряда слов. Гласный звук в конце, середине слова. Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: оё,ёо. Распределение слов по наличию заданного звука Деление слов на слоги. | «Сад. Фрукты. Ягоды». Образование множественного числа существительных родительного падежа. Образование относительных прилагательных. Согласование прилаг-х с существительными (вишневое варенье). | Составление предложений с определениями, например: «Девочка ест грушу. Девочка ест вкусную грушу». | Д/игра «Чего не стало», «4-й лишний» «Собери картинку» | Пальчиковая гимнастика «Апельсин».. Выкладывание и письмо буквы О- Е. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово. | ||||||||||||||||||||
2 | 14.11 15.11 | Дифференциация У - Ю | Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( У-Ю) из ряда слов. Гласный звук в конце, середине слова. Определение последовательности звуков в звукосочетаниях: ую,юу. Распределение слов по наличию заданного звука | «Одежда. Обувь. Головные уборы». Части предмета (детали). Образование относительных прилагательных. Глаголы с приставками. Антонимы (снять-надеть, одеть-раздеть, длинный-короткий). Различие глаголов: шить, вязать, вышивать, штопать, одевать, надевать | Составление предложений с отработанными грамматическими категориями (с числительными, с прилагательными, с глаголами: лежит, висит, стоит). Описание одежды (с использованием схемы). | Д/у «Добавь словечко» Д/игра «Магазин», «4-й лишний» | Пальчиковая гимнастика «Варежка». Выкладывание и письмо буквы У-Ю. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово. | ||||||||||||||||||||
2 | 21.11 22.11 | Обозначение мягкости согласных гласными II ряда | Определение характера звучания йотированных букв в зависимости от места их нахождения (в начале слова, после гласных, после согласной).Особые буквы «я», «е», «ё», «ю». Ударение. | «Перелетные птицы» Совершенствовать умение согласовывать числительные с существительными (одна ласточка, две ласточки и т. д.) | Составление рассказа-описания | Логические упражнения. Д/игра «Кого не стало», «4-й лишний» | Пальчиковая гимнастика «Птички». Выкладывание. Письмо. | ||||||||||||||||||||
Раздел III: Дифференциация фонем, имеющих акустическое сходство и соответствующих букв | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 28.11 29.11 | Дифференциация В - Ф | Выкладывание звуко-слоговых схем слов. Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( В-Ф) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука. | «Посуда.» Согласование прилагательных с существительными мужского и женского рода в ед. и мн. числе (Большая кастрюля, большой стакан…). | Составление предложений с предлогами у, к, от из слов, данных в начальной форме..Образование родственных слов Подбор однородных сказуемых | Кто играет с колокольчиком» «Придумай слово» «Собери картинку» Разгадывание загадок по теме. «4-й лишний | Выкладывание. Письмо. Пальчиковая гимнастика «Мы посуду перемыли» «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово. | ||||||||||||||||||||
2 | 05.12 06.12 | Дифференциация Б - П | Выкладывание звуко-слоговых схем слов. Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( Б-П) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука | «Продукты питания.» Активизация словаря по теме. Образование прилагательных от существительных. Родственные слова (к словам: соль, сахар, молоко, хлеб). | Усвоение категории Р.п. Составление предложений со словами в уменьшительно-ласкательной форме Составление коротких рассказов по демонстрируемым действиям. | «Собери картинку» Разгадывание загадок по теме. «4-й лишний . Д/и «Где живут продукты» «Закончи предложение» | Пальчиковая гимнастика «Мы пришли в магазин». Письмо буквы П-Б. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово. | ||||||||||||||||||||
2 | 12.12 13.12 | Дифференциация Д-Т | Выкладывание звуко-слоговых схем слов. Деление слов на слоги. Выделение слов со звуком ( Д-Т) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука | «Домашние животные и их детеныши». Активизация глагольной лексики (мычит, жует, грызет, лакает). Образование множественного числа существительных родительного падежа; притяжательных прилагательных; уменьшительной формы существительных. | Составление рассказа-описания | «Собери картинку» Разгадывание загадок по теме. «4-й лишний . Д/и «Где живут ?» «Закончи предложение» | Пальчиковая гимнастика «Котик». Выкладывание. Письмо. «Волшебный мешочек» угадай букву, придумай слово. | ||||||||||||||||||||
2 | 19.12 20.12 | Дифференциация Г - К | Выкладывание графических схем предложения. Выделение слов со звуком ( Г-К ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука | «Дикие животные и их детеныши». Активизация глагольной лексики. Образование притяжательных прилагательных; уменьшительной формы существительных. Составление описательного рассказа по картине. Усвоение категории Т.п. | «Что изменилось?» Составление описательного рассказа о диких животных (с использованием схемы). «Заяц и белка зимой» -Пересказ. Закончи и повтори предложения. Употребление конструкций с предлогами ЗА, С | Д/игра «Разложи по порядку» ; «Что изменилось?» ; «4-й лишний»; Разгадывание загадок по теме. | Пальчиковая гимнастика «зайчик ». Составление рисунка из разрозненных деталей по заданной теме. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. | ||||||||||||||||||||
2 | 26.12 27.12 | Дифференциация С-З | Выкладывание графических схем предложения. Выделение слов со звуком ( С-З ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука | «Зима». Подбор синонимов (вьюга – метель, буран; ветер воет, дует, свищет, завывает). Образование прилагательных от сущ-х (зима – зимний). Активизация глагольного словаря: СНЕГ- ложится, сверкает. Образование множественного числа имён сущ-х. (буран- бураны). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ветерок- ветерочек). | Закончи и повтори предложения. Сравнительно- описательные рассказы о двух временах года (зима- осень).Предлоги: над, под, на, в. | Д/игра «Разложи по порядку» ; «Что изменилось?» ; «4-й лишний»; Разгадывание загадок по теме. | Выкладывание и письмо буквС-З. Пальчиковая гимнастика «Снежинки» Составление рисунка из разрозненных деталей по заданной теме. | ||||||||||||||||||||
2 | 16.01 17.01 | Дифференциация Ж-Ш | . Выделение слов со звуком ( Ш-Ж ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. Характеристика заданного звука. Дифференциация звонких и глухих, согласных. | «Зимние забавы.» Образование существительных в предложном падеже. Родственные слова (снег – снежинка - снеговик). Подбор прилагательных к существительным (снег, лед, сосулька). Знакомство с предлогами: С, НА. | Составление описательного рассказа о зимних забавах (с использованием схемы). | Логические упражнения: «Закончи предложение» «Подбери по смыслу» | Штриховка «Путаница». Закончи картинку | ||||||||||||||||||||
2 | 23.01 24.01 | Оглушение звонких согласных | Выкладывание графических схем предложения. | «Новый год». Уточнение временных отношений (год, месяц). Согласование прилагательных и числительных с существительными (пять красивых, блестящих, стеклянных шаров). Знакомство с предлогами: около, (у, возле), вокруг. Активизация глагольного словаря: (наряжать, украшать, веселиться, петь, танцевать). Образование множественного числа имён сущ-х. (конфета- конфеты). | Усвоение категории Т.п. сущ-х Составление предложений с предлогами: в, из, на, под, у, около, возле, вокруг. Составление коллективного рассказа. | Логические упражнения: «Закончи предложение Д/игра «Укрась елку» | Пальчиковая гимнастика «Елка» | ||||||||||||||||||||
Раздел IV: Дифференциация фонем, имеющих артикуляционное сходство и соответствующих букв | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 30.01 31.01 | Дифференциация С – Ш | Подбор слов к звуковым схемам | «Зимующие птицы.» Употребления простых предлогов. Согласование прилагательных с существительными в роде (Им. п.). | Коллективное составление описательных рассказов. | Логические упражнения: «Сосчитай до пяти» «Что могут птицы?» «Почему так называется Д/игра «Что изменилось»?» | Пальчиковая гимнастика «Птичья столовая». Выкладывание и письмо буквы | ||||||||||||||||||||
2 | 06.02 07.02 | Дифференциация З - Ж | Подбор слов к звуковым схемам. Деление слов на слоги Анализ и синтез слов. Дифференциация звонких и глухих, согласных. | «Наше тело. Семья». Образование множественного числа существительных (рука-руки). Антонимы. | Логические упражнения: «Подбери слово» «Назови одним словом» | Разгадывание загадок по теме. Закончи предложение и повтори. | Выкладывание «З-Ж» -«Ниткопись» Пальчиковая гимнастика «Семья». Штриховка букв «Путаница». | ||||||||||||||||||||
2 | 13.02 14.02 | Дифференциация С - Ц | Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( С-Ц ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. | «Мебель». Активизация словарного запаса. Части предмета. Обобщающие слова. Образование относительных прилагательных. Использование предлогов. | Составление распространенных предложений с предлогами. | Д/игра «Чего не стало» ,4-й лишний; Игра «Много мебели в квартире» ;Лото «Подбери пару». Разгадывание загадок по теме | Самомассаж кистей рук. Штриховка «Путаница» «Найди нужный предмет». Письмо букв С-Ц. | ||||||||||||||||||||
2 | 20.02 21.02 | Дифференциация Ч - Щ | Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( Ч-Щ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. | «Наша Армия». Активизация словаря по теме. Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных с существительными. Подбор действий к предметам. | Составление описательных рассказов. | Д/игра «Сложи картинку» | Выкладывание «Ч- Щ» -«Ниткопись» | ||||||||||||||||||||
2 | 27.02 28.02 | Дифференциация Ч - Ц | Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( Ч-Ц) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. | «Профессии». Активизация словаря по теме. Расширение глагольной лексики. Сложные слова (садовод). Упражнение в употреблении падежных форм; в изменении глаголов по лицам (я стригу – ты стрижешь, он – стрижет). | Составление описательного рассказа. Рассмотри картинку и составь пр Составление рассказа по плану: Кто это? Где работает? Что делает? Что ему нужно для работы? | Д/игра «Все работы хороши»; Д/и «Назови профессию»«Исправь ошибку»,4-й лишний ; Разгадывание загадок по теме. Игра с мячом «Один- много» (лётчик- лётчики). | Пальчиковая гимнастика «Маляры».Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Штриховка «Путаница». Закончи картинку. | ||||||||||||||||||||
2 | 06.03 07.03 | Дифференциация Ш - Щ | Определение твердых и мягких согласных звуков в слоге. Понятие «согласный всегда мягкий». Деление слов на слоги.Подбор слов к звуковым схемам Выделение слов со звуком ( Ш-Щ) из ряда слов. Подбор слов с заданными звуками. | «Ранняя весна». «Мамин день». Активизация словаря по теме. Образование прилагательных от существительных. Согласование числительных с существительными. Подбор действий к предметам. Подобрать как можно больше слов-признаков. (Добрая, заботливая, умная, красивая, хозяйственная) | Беседа по содержанию пейзажной картины «Ранняя весна». Разгадывание ребуса. Заучивание стихотворение «Мой подарок на 8 Марта». | Д/игра «Что изменилось?»; «Скажи, какое слово здесь лишнее и почему». Д/и «шифровка», »картинка загадка». | игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: ж– зачеркиваем, ш– подчеркиваем | ||||||||||||||||||||
Раздел V: Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 13.03 14.03 | Обозначение мягкости согласных на письме буквой Ь | Слова-паронимы | «Животный мир зимой.» Образование притяжательных прилагательных. Использование предлогов | Пересказ небольшого рассказа | Д/игра «Кому что нужно» | Самомассаж кистей и пальцев рук. | ||||||||||||||||||||
Раздел VI: Дифференциация букв, имеющих оптико-кинетическое сходство | |||||||||||||||||||||||||||
2 | 20.03 21.03 |
| Дифференциация О – У | Дифференциация приставки - предлоги | «Части суток. Дни недели». Подбор существительных к глаголу (идет – дни, часы, человек и т.д.). Закрепление наречий: светло, темно, поздно, рано. Сравнительные прилагательные (раньше, позже). | Составление сложно-сочиненных предложений с союзом - а – (ночью спим, а днем гуляем). Составление рассказа по серии картинок «Как я провел день». | Д/игра «Что сначала, что потом.» Д/и «шифровка», »картинка загадка». Игра с мячом «Кто что делает?», | «Ниткопись»(у-о),игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: у – подчеркиваемо– зачеркиваем. | |||||||||||||||||||
2 | 03.04 04.04 | Дифференциация И - У | Дифференциация приставки - предлоги Деление слов на слоги. Формирование навыка звукового анализа слогов. | «Весна. Изменения в природе весной». Активизация и обогащение предметного, глагольного словаря. Образование прилагательных от сущ-х (весна– весенний). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ветерок- ветерочек). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже .Предлоги: над, под, на, в. | По картинкам-символам составь рассказ о весне. Разгадывание ребуса, загадок по заданной теме. Составление описательного рассказа. Составление распространенных предложений с предлогами. | Д/игра «Что сначала, что потом.» Д/игра «4-й лишний», игра с мячом «Семейка слов». | Самомассаж кистей и пальцев рук. Выкладывание и письмо букв И-У | ||||||||||||||||||||
2 | 10.04 11.04 | Дифференциация О - А | Дифференциация приставки - предлоги | «Семья» Активизация словаря по теме. Расширение глагольной лексики. Согласование числительных с существительными. | Изменение глаголов по лицам Усвоение прилагательных в сравнительной степени | Временные сериации: «Продолжи предложение» «Старше или младше» | «Ниткопись»(А-о),игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: А – подчеркиваемо– зачеркиваем | ||||||||||||||||||||
2 | 17.04 18.04 | Дифференциация Ё - Ю | Дифференциация приставки – предлоги .Деление слов на слоги. Формирование навыка звукового анализа слогов. | «Мой город». Активизация и обогащение предметного словаря. Образование существительных с ум.-ласкат. суффиксами. Р п. множеств. Числа. | Составление распространенных предложений с предлогами. Составление рассказа по плану. | Д/игра «4-й лишний», игра с мячом «Семейка слов». | «Ниткопись»(Ё- Ю),игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: Ё – подчеркиваемЮ– зачеркиваем | ||||||||||||||||||||
2 | 24.04 25.04 | Дифференциация Б - Д | Дифференциация звуков и соответствующих букв на уровнях буквы, слога, слова, словосочетания, предложения, текста. | «Животный мир весной.» Согласование прилагательных с существит. в Р. п. ед. и мн. числа. | Составление рассказов с элементами творчества. | Д/игра «Подбери картинку» | «Ниткопись» игра «Волшебные буквы». Корректурная правка: Б – подчеркиваемД– зачеркиваем | ||||||||||||||||||||
1 | 08.05 | Дифференциация П - Т | Деление слов на слоги. Формирование навыка звукового анализа слогов | «Насекомые». Активизация глагольной лексики (порхает, стрекочет).Согласование сущ-х с глаголами в роде, числе. Упражнение в изменении сущ-х по падежам. | Составление сравнительных описательных рассказов (стрекоза и муравей | Д/игра «4-й лишний» Д/игра «Кого не стало?» | Письмо. Пальчиковая гимнастика. | ||||||||||||||||||||
2 | 15.05 16.05 | Закрепление ранее полученных навыков. Повторение пройденного. | Деление слов на слоги. | «Лето». Активизация словаря по теме. | Беседа по содержанию картины «Лето». | Д/игра «Что изменилось? | Самомассаж кистей и пальцев рук. |
Оснащение логопедического кабинета
Учебные принадлежности:
- тетрадь в косую линию;
- цветные карандаши;
- простой карандаш;
- ручка;
- ластик.
Обеспечение:
- рабочая программа;
- планы-конспекты занятий;
- раздаточный материал;
- демонстрационный материал;
- подборки речевых игр;
- справочно-информационный материал;
- система карточек с заданиями для закрепления материала;
- наборы предметных картинок на все звуки речи;
- буквы, фишки, магниты;
- наборы предметных и сюжетных картинок на лексические темы;
- дидактический наглядный материал, пособия;
- тематические подборки материалов для пальчиковой гимнастики;
- игрушки;
- дидактические игры.
Литература
- Волкова,Л.С. Логопедия. – М.: Владос, 2002.
- Зуева, Л.Н. Пособие «Настольная книга логопеда» – М.: Астрель, 2005.
- Гомзяк, О.С. Учебно-методический комплект «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» - М.: Гном и Д, 2007.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.
- Косинова, Е.М. Пособие «Большой логопедический учебник» – М.: Эксмо, 2007.
- Крупенчук О.И. Пособие «Научите меня говорить правильно» – СПб.:Литера, 2005.
- Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 1998.
- Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей. – М., Аквариум, 1995.
- Поваляева М. А. Справочник логопеда. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. – М.: «Просвещение», 2011.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М.: Просвещение, 1983.
- Селиверстов В. И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. – М.: ВЛАДОС, 1997.
- Филичева, Т.Б. Сборник программ по коррекции нарушений речи «Коррекция нарушений речи» – М.: Просвещение, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая карта обследования устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Материал предназначен для обследования обучающихся коррекционной школы, имеющих системное недоразвитие речи тяжелой степени. В основе диагностики лежит методика Л.И. Переслени, Т.А. Фотековой с балльн...
План индивидуальной логопедической работы с обучающимся 3 класса с системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости С-вым Данилой
План логопедической работы составлен для индивидуальных занятий с учеником, имеющим системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости, полиморфное нарушение звукопроизн...
Рабочая программа по коррекционному курсу "Логопедические занятия" для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 класс
Рабочая программ разработана для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 5 года обучения....
Рабочая программа по коррекционному курсу «Коррекция нарушений устной и письменной речи у обучающихся с системным недоразвитием речи 1 – 2 классов» на 2017 – 2018 учебный год
Адаптированной основной общеобразовательной программы начального образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МКОУ «Сявская коррекционная школа – интерн...
Рабочая программа коррекционно-логопедического сопровождения обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени при умственной отсталости по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 5-9 класс
Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...
Методическая разработка «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании».
В методической разработке раскрыта тема: «Особенности логопедических занятий с обучающимися с системным недоразвитием речи легкой степени в рамках реализации программы «Разговор о правильн...
«Коррекционно - развивающие логопедические занятия с обучающимися с тяжелым нарушением речи» 2-3 класс
Программа коррекционной логопедической работы составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и направлена на ...