Дополнительная общеобразовательная программа для кружка «Фриволите» на 1 год обучения (для учащихся 12 - 13 лет)
методическая разработка (6 класс) по теме
В документе представлена рабочая программа для кружка "фриволите". Программа является результатом выполнения дипломной работы по теме ДПИ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_programma_kruzhka_frivolite.docx | 39.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВПО «Шадринский государственный педагогический институт»
Художественно-графический факультет
Кафедра теории и методики изобразительного искусства
Дополнительная общеобразовательная программа
для кружка «Фриволите» на 1 год обучения (для учащихся 12 - 13 лет) на основе дополнительной общеобразовательной программы: «Кружевоплетение в технике «Фриволите» » Программы курса по выбору для 9-10 классов средних общеобразовательных школ с русским и белорусским языком обучения с 12-летним сроком обучения Минск 2007.
Выполнила: Маливанчук Н.Ю.
Студентка 591 группы
Шадринск 2012
Пояснительная записка
1. Детский досуг - это своеобразный потенциал общества завтрашнего дня, ибо именно от того, как человек научится организовывать свой досуг в детские годы, зависит наполненность всей его дальнейшей жизни. Издавна кружево служило украшением одежды. А затем и интерьера. Мастерство кружевниц доходило до такого совершенства, что трудно было представить, что это творение рук человеческих.
Термин «Фриволите» - (фр. «frivole» - фривольный, непринужденный), принят почти во всех странах мира и означает плетение узелкового кружева, выполненное с помощью челноков (или иглы), а также технологию изготовления этого кружева – плетение челноком. Фриволите не стало предметом народного промысла, зато является одним из самых популярных и увлекательных женских рукоделий. Современные мастера, беря за основу работы народных умельцев прошлых столетий, обогащают старинные технологии оригинальными находками, открывая неограниченные возможности для творческого поиска, совершенствования и роста мастерства.
Техника плетения «фриволите» получила широкое применение в наше время из-за своей простоты в исполнении, не требующей специальной подготовки и особых затрат, им можно заниматься в любых условиях. Ассортимент изделий, в которых используется кружево «фриволите», велик. Изделия, выполненные в данной технике, могут служить элементами отделки швейных изделий, использоваться как самостоятельные изделия (шапочки, жилеты, воротнички и т.д.), а также применяться в оформлении интерьера (салфетки, скатерти, покрывала и др.).
Программа кружка «Фриволите» составлена для 12-13лет, рассчитана на 1 год обучения, возможно также последующие обучение детей данному виду кружевоплетения по индивидуальной программе.
Актуальность программы данного кружка обусловлена необходимостью расширения представлений учащихся подросткового возраста о способах плетения кружев не только крючком и спицами, но и челноком, способах художественно-трудовой деятельности; открытием перед учащимися новых возможностей проявления творчества, повышении качества знаний в области изобразительного искусства: композиции, цветоведения.
2. Дополнительная общеобразовательная программа для кружка «Фриволите» на 1 год обучения (для учащихся 12-13 лет) составлена на основе дополнительной общеобразовательной программы: «Кружевоплетение в технике «Фриволите» » Программы курса по выбору для 9-10 классов средних общеобразовательных школ с русским и белорусским языком обучения с 12-летним сроком обучения Минск 2007.
3. Цели данного курса заключаются в формировании знаний, выработке умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства (кружевоплетение), приобщении учащихся к творческой деятельности.
Задачами данного кружка являются:
- ознакомление учащихся с историей кружевоплетения;
- обогащение их технологических знаний;
- формирование умений и навыков выполнения изделий в технике «фриволите»;
- формирование бережного отношения к народному творчеству;
- духовно-нравственное и эстетическое воспитание учащихся;
- развитие познавательного интереса и творческой инициативы;
- формирование у учащихся навыков культуры труда;
- развитие творческих способностей учащихся.
В программе даются теоретические основы, необходимые для изучения учащимися техники «фриволите». В процессе обучения учащиеся получают теоретические и практические знания, овладевают определенными умениями и навыками: по основным элементам техники «фриволите», чтению схем, способам соединения элементов «дуга-кольцо», «кольцо в кольцо», «дуга-дуга», основным видам мерного кружева, способам соединения кружева с салфеткой, технологией плетения одним челноком, двумя челноками, технологией выполнения изделий с использованием бисера, выполняют задания, развивающие творческие способности учащихся.
Занятия проводятся в форме урока. Для расширения кругозора учащихся и эстетического воспитания возможно использование и других дополнительных форм обучения, например, экскурсий на выставку декоративно-прикладного творчества. Для достижения целей и решения поставленных задач на занятиях курса используются различные методы обучения.
Для эффективного развития творческих способностей учащихся подросткового возраста нами были выбраны некоторые методы эвристического обучения. Первым и очень важным для обучения учащихся плетению кружева и развития их творческих способностей, является метод эвристического наблюдения. Наблюдение как целенаправленное личностное восприятие учеником различных объектов является подготовительным этапом в формировании его теоретических знаний. Наблюдение есть источник знаний ученика, способ их добывания, кроме того без целенаправленного наблюдения учащимся не удастся освоить сложные приёмы плетения.
Креативный метод – эвристики, позволяет ученикам решать задачи «наведением» на возможные их решения и путем сокращения вариантов перебора таких решений.
Метод смыслового видения помогает учащимся понять первопричину объекта, его внутреннюю сущность. Данный метод можно использовать при выполнении учащимися самостоятельных заданий на составление схем плетения кружева «фриволите» и их композиций.
Метод образного видения также помогает учащимся перейти от реально существующего объекта к схематичному образу плетения кружева.
Метод эвристических вопросов поможет учащимся не только создать изделие но и придумать ему оригинальное название, применение, которое ранее не представлялось возможным.
Метод сравнения применим на занятиях ДПИ для сравнения аналогов изделий учащихся различных групп, признанных мастеров, может улучшить продуктивность работы на занятиях и оригинальность изделий, которые будут стремиться к улучшению полученного результата и добиваться больших успехов в художественной деятельности.
Кроме того при проведении занятий по ДПИ мы используем другие часто применяемые методы: словесные – беседа, рассказ; методы наглядной передачи и зрительного восприятия учебной информации – иллюстрация, демонстрация, практические методы – упражнения.
Занятия по каждой новой теме должны включать усвоение определенного теоретического материала и практическую деятельность, которая занимает в программе значительное место.
Большую роль в овладении умениями и навыками и достижению высоких результатов в работе, должна играть самостоятельная работа учащихся.
В программе представлены упражнения и объекты для практических работ.
Привитие с первых занятий учащимся аккуратности, порядка на рабочем месте, соблюдение учащимися техники безопасности и санитарии является важным моментом при реализации программы.
Результатом годовой работы учащихся по программе должна стать выставка работ, где представлены законченные изделия учащихся.
Необходимый материал: нитки: ирис, нейлон, мерсеризованные нитки, шелковые, металлизированные.
Инструменты и приспособления: челнок (2 шт.), вязальные крючки № 0,5—1,5, английская булавка, тонкая штопальная игла, обычная игла, ножницы.
Курс по выбору «Кружевоплетение в технике фриволите» рассчитан на 68 часа. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю.
4. Изменения внесённые в программу касаются увеличения количества часов на занятия в кружке в 2 раза, т.е. каждое занятие длится в течении 2-х часов, что соответствует 2-м школьным урокам, которые проводятся с перерывом в 15 минут. Основной особенностью данной программы является включение в процесс обучения таких тем как – стилизация, что способствует более многогранному раскрытию творческого потенциала учащихся, а также занятия учитывают межпредметные связи с предметами, преподаваемыми в учебном курсе 6 классов. В курсе программы по изучению кружевоплетение «фриволите» предусматривается связь с такими учебными предметами как ИЗО – в темах стилизация (учащиеся знакомятся в данный период по программе Б.М. Неменского с выразительными возможностями линии, что даёт дополнительные возможности при составлении композиции из линий на занятии ДПИ), также вводятся отдельные часы на изучение композиции для составления композиции из отдельных элементов кружева фриволите на плоскости, уделяется внимание теме цветоведение.
Увеличено количество часов отводимых для изучения основных элементов кружева, так как учащимся зачастую сложно освоить технику плетения данного кружева в короткие сроки, а самостоятельное изучение данных тем невозможно из-за трудоёмкости и множества нюансов данной деятельности.
Существенное отличие касается удаления темы, в которой применяется соединение кружева фриволите и бисера, так как мы считаем данную тему значительно сложной и достойной отдельного курса занятий, а не поверхностного изучения.
В данную программу введено плетение цветными нитями, так как применение нескольких цветов при изучении плетения в технике фриволите значительно повысит скорость запоминания технических особенностей плетения, будет способствовать познанию учащимися колористической грамоты.
Для того чтобы учащиеся могли проявить свои творческие способности в полной мере предусмотрена тема по самостоятельному выполнению эскиза изделия учащимися и его выполнения при помощи учителя.
Тематический план
Таблица № 1
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | Кол. Занятий | ||
Пакт. | Теорет. | Всего | |||
1 | Вводное занятие | - | 2 | 2 | 1 |
2 | Основные элементы «фриволите». | 5 | 1 | 6 | 3 |
3 | Условные обозначения. Приемы работы одним челноком. | 5 | 1 | 6 | 3 |
4 | Приемы работы двумя челноками. | 9 | 1 | 10 | 5 |
5 | Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите». | 27 | 1 | 28 | 14 |
6 | Разработка и выполнение оригинальной схемы и готового изделия «фриволите». | 13 | 1 | 14 | 7 |
7. | Заключительное занятие. | 2 | - | 2 | 1 |
ИТОГО | 60 | 8 | 68 | 34 |
Содержание работы
1.Введение (2 ч.)
История возникновения и развития кружевоплетения «фриволите». Ассортимент изделий, выполненных в технике «фриволите». Основные инструменты, приспособления, материалы, применяемые в данной технике. Организация рабочего места. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования.
Практическая работа: Ознакомление с инструментами и приспособлениями, изучение материалов, применяемых в работе, ознакомление с образцами изделий.
2.Основные элементы «фриволите» (6 ч.)
(5 ч.) Узлы для связывания нитей: «гераклов» (геркулесов, морской), «мертвая петля». Положение рук при работе. Рабочая и ведущая нити. Элементы «фриволите»: узлы «фриволите» – прямой (лицевой) и обратный (изнаночный); кольцо, петелька «пико», дуга. Соединение колец с помощью «пико».
Практическая работа: Упражнения по выполнению основных элементов «фриволите» (плетение образцов).
(1 ч.) Стилизация объектов живой природы.
Практическая работа: выполнение стилизованного изображения животного или растения (работа линией), применяя данный рисунок как эскиз к работе на плоскости применяя в качестве материала связанную цепочку узлов (цепочка из прямого и обратного узлов).
3.Условные обозначения. Приемы работы одним челноком (6 ч.)
Условные обозначения основных элементов на схемах: количество узлов, кольцо, пико, дуга. Раппорт. Чтение схем. Заправка нитей в начале и конце работы. Наращивание нитей. Исправление ошибок в работе. Плетение одним челноком. Выполнение ряда колец с «пико».
Практическая работа: Плетение различных изделий (цветочные розетки, небольшие салфетки, браслеты и мини-подвески) по схеме одним челноком, применение двух нитей разного цвета. Задание: придумать название работе, оригинальное применение изделия в быту, возможное оформление с помощью рамки, паспарту, атласной ленты.
4. Приемы работы двумя челноками (10 ч.)
(4 ч.) Технология выполнения сцепки (соединения) элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо». Технология плетения по схеме.
Практическая работа: Выполнение мотивов по схемам, с применением приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо в кольцо», «дуга-кольцо», «дуга-дуга».
(1 ч.) Основы цветоведения
Основные цвета, сочетания цветов, цветовой круг, цветовое сочетание ниток в плетении кружева «фриволите»
Практическая работа: подбор сочетания цветов ниток для плетения изделий работа с соединением нескольких цветных нитей.
(4 ч.) Плетение цветными нитями (плетение ряда нитями двух цветов).
Практическая работа: Изготовление поздравительных открыток, ёлочных игрушек – звездочка, ёлочка.
(1 ч.) Основы композиции
Понятие композиции, композиция в декоративно прикладном искусстве, законы композиции.
Практическая работа: выполнение композиции, на плоскости применяя готовые элементы кружева фриволите – составление композиции «полянка».
5. Плетение кружевных салфеток в технике «фриволите» (28 ч.)
(16 ч.) Технология выполнения многорядных салфеток различной формы (круглых, квадратных, ромбических и др.). Переход с одного ряда на другой. Технология плетения салфеток по схеме.
Практическая работа: Изготовление круглой многорядной салфетки с использованием приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо», использование, по желанию учащихся, цветных нитей.
(10 ч.) Технология соединения отдельных мотивов в изделие.
Практическая работа: Изготовление многорядной салфетки, имеющей в основе квадрат, прямоугольник или ромб с использованием приемов соединения элементов «фриволите»: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», состоящей из отдельных мотивов.
( 2 ч.) Уход за изделиями, выполненными в технике «фриволите».
Практическая работа: Окончательная отделка салфеток. Задание – придумать название работе и необычное применение в быту.
6. Разработка и выполнение оригинальной схемы и готового изделия «фриволите». (14 ч.)
(4 ч.) Выполнение эскиза и схемы оригинального изделия. Включение в проект тематического назначения изделия.
Практическая работа: выполнение схемы.
(10 ч.) Выполнение при помощи учителя оригинального изделия
Практическая работа: Выполнение изделия в материале. Окончательная отделка готового изделия.
7. Заключительное занятие (2 ч.)
Подготовка изделий к выставке.
Практическая работа: Выставка работ, выполненных в технике «фриволите».
5. Требования к уровню освоения программы кружка
По окончании изучения курса по выбору «Кружевоплетение в технике «фриволите» учащиеся должны знать:
- основные инструменты и материалы, применяемые в технике «фриволите;
- узлы для связывания нитей;
- основные узлы «фриволите»;
- основные элементы «фриволите»;
- условные обозначения элементов «фриволите»на схеме;
- технологию соединения элементов: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо»;
- виды мерного кружева, технологию их выполнения;
- способы обработки края изделия;
способы соединения кружева с краем изделия;
- правила ухода за кружевными изделиями.
Учащиеся должны уметь:
- соблюдать правильное положение рук при работе с челноком;
- выполнять элементы «фриволите»: прямой и обратный узлы, кольцо, дуга, «пико»;
-наращивать нити, исправлять ошибки в работе;
- выполнять сцепку элементов: «кольцо – дуга», «дуга—дуга», «кольцо в кольцо»;
- выполнять приемы плетения одним и двумя челноками;
- читать схему;
- выполнять плетение мотивов по схеме;
- выполнять многорядное кружево;
- соединять кружево с краем изделия;
- ухаживать за кружевными изделиями.
Рекомендуемая литература
- Андреева, И.А., «Рукоделие», «Популярная энциклопедия»; научное издательство. - [Текст] – «Большая Российская энциклопедия»; М. 2006.
- Белая, Н.П. Волшебные кружева. - [Текст] /Н.П.Белая: Минск: Полымя, 2000. – 253 с.
- Демидова, Л.В. Фриволите. Художественное плетение. - [Текст] / Л.В.Демидова. – Москва: Астрель, 2002. – 158 с.
- Дильмон, Тереза. Полный курс женских рукоделий: практич. пособие по овладению классическими и оригинальными приемами рукоделия: перевод - [Текст] /Тереза Дильмон. – Москва: Эксмо, 2004. – 698 с.
- Каченаускайте, Л. «Энциклопедия рукоделия: Фриволите, коклюшки, макраме, кружева, вязание, шитье, цветы, бисер, кожа» - [Текст]. - М: Сталкер, 2002.
- Клейменова, Л.А. «Фриволите: Ступени мастерства искусства плетения кружев». - [Текст]. - СПб: Паритет, 1999. – 240 с.: ил.
- Клейменова, Т.А. Фриволите. Ступени мастерства. - [Текст] / Т.А.Клейменова. – СПб.: Паритет, 1999. – 238 с.
- Кружева. [Текст]. – Минск: ООО «Харвест»; Москва: АСТ, 2000. – 141 с. (На все руки мастерица).
- Кружевные скатерти, салфетки, занавески [Текст] / авт. сост. Л.Е. Головко. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер,2005 – 96 с.: ил. – (Домашняя библиотека).
- Курбатская Н.С. Вяжем кружево фриволите. [Текст] – Москва., 1993. [Текст] / Вып. 2. Сборник схем по зарубежным журналам: Авт.работы. – 68 с.
- Курбатская, Н.С. Фриволите: новые идеи и новые схемы [Текст] /Нина Курбатская. – Москва: Культура и традиции. – 95с.
- Лепина, Т.К. Техника вязания и плетения: Вязание крючком. Вязание на спицах. Вязание на машинах любого типа. Фриволите. [Текст] – СПб.: АО «Эгос», 1994. – 396 с
- Макраме. Фриволите: Практическое руководство [Текст] / Любовь Чурина. – М.: АСТ; СПб.: Астрель-СПб, 2008. – 139, [5] с.: ил., 16л. Ил.
- Мортон, Лин Фриволите. [Текст] /пер. с англ. Кеворковой А.А. – М.: Ниола 21 век, 2004.- 112 с.: ил.
- Пыльцына Е., Азбука плетения макраме. Ростов н. [Текст] /Д: Издательский дом «Проф - Пресс», 2003 – 512с., с илл.
- Рукоделие: Вышивка, фриволите, макраме, вязание, изделия из бисера, шторы, подушки. [Текст] /Авт. – сост. Н.А. Юруть. – Минск: Харвест, 2004. – 462 с.
- Рукоделие: вышивка, фриволите, макраме, вязание, изделия из бисера, шторы, подушки. - [Текст] / авт. сост. Н.А. Юруть. – Мн.: ООО «Харвест», 2004. – 464с.: ил.
- Свирина, Г.А. Фриволите. Руководство по плетению кружев., [Текст] М.1992, 30 с.: ил.
- Соколова, М.С. Создание кружевных изделий. Учебное пособие для вузов. [Текст] – М.: «Владос», 2000.
- Степная Е. Фриволите [Текст] – Анкарс.: Олма-Пресс: Валери СПД – 2000, 112.
- Третьякова Е.И. Русское кружево. [Текст].- Спб., Лениздат, 1995.
- Узоры вяжем крючком.- [Текст] / Ж.П. Онипко. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2007. – 287, [1] с.: ил. - (Домашняя библиотека).
- Уткина Т.В. Чудесные кружева: техника фриволите. [Текст] - М: Эксмо, 2003.
- Фриволите. Макраме. Филе: Шитье строчкой (ажур по полотну), изделия из бисера. [Текст] – Мн.: «Харвест», 2005. – 240 с.: ил.
- Чикулаева Ю.А. Азбука фриволите: Практическое пособие., Спб, Корона принт, 1999.
- Чубова, Е.П. "Макраме, фриволите." Издательство: Ростов: Феникс, 2000.
- Эдони Марилиза. Кружево фриволите. [Текст] - АРТ-Родник - 2010, 64. - (Классическое рукоделие).
- Энциклопедия, изящных, декоративных и прикладных искусств. Иллюстрированный справочник: как создавались шедевры / пер. с англ. О. М. Чернак. [Текст] – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 304с.: ил.
- Яковлева, Т.Ю. Фриволите для начинающих. [Текст] – Москва, 1994. – 24 с.
Электронные ресурсы
- www.adu.by
- www.arahni.narod.ru/about-chelnok.htm
- www.cross-kpk.ru
- www.domovodstvo.fatal.ru
- www.frosya.ru
- www.ict.edu.ru/eor2008/files/547.do...
- www.klubochek.ru
- www.kruzhevo.ru
- www.melissa.ru
- www.modnaya.ru
- www.orehovo.ust-ishim.omskedu.ru
- www.pushel.ru
- www.rukotvorchestvo. livemaster.ru
- www.vilushka. ru
- www.wikipedia.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного вязания "Искусница"
Дополнительная общеобразовательная программа кружка художественного вязания «Искусница» представляет собой трёхгодичный курс обучения основам художественного вязания и направлена на гармоничное ...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Золотая иголочка" (вышивка крестом).
Программа кружка для школьников среднего звена....
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Пресс-Центр".
Программа кружка юных журналистов (12-15 лет)....
Авторская дополнительная общеобразовательная программа кружка «Волшебный наперсток», «Социальная направленность проектных работ"
Актуальность разработки определяется рядом факторов практического характера, ориентированное на творческую созидательную, социально значимую реализацию развивающейся личности во внеурочное время на ос...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Модница"
Рабочая программа кружка "Модница" составлена на основе авторской программы Пономаревой Л.А, "Азбука моды" Программа дополнительного образования художественной направленности...
Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Летопись родного края"
Дополнительная общеобразовательная программа "Летопись родного края" социально - педагогической направленности призвана способствовать развитию у подростков социальной адаптации и успешной с...
«Дистанционное дополнительное образование детей. Реализация дополнительной общеобразовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»
календарно тематический учебный план с применением дистанционного обучения...