Дополнительная общеобразовательная программа кружка "Золотая иголочка" (вышивка крестом).
рабочая программа на тему
Программа кружка для школьников среднего звена.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_zolotaya_igolochka.docx | 186.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа Семеновский, Нижегородской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сухобезводненская средняя школа»
Принята
на педагогическом совете
Протокол №1
От «31» августа 2015г.
Утверждаю
Директор школы
р.п. Сухобезводное
______Н.В.Лебедева
«31» августа 2015г.
Дополнительная общеобразовательная программа
Кружка « Вышивка крестом »
Срок реализации 1 год, возраст обучающихся 12-15 лет
Учитель русского языка и литературы:
Тарасова Е.Ф
Р.п.Сухобезводное, 2015г.
Пояснительная записка
Вышивка крестом - увлекательный и очень красивый вид рукоделия, с помощью которого можно быстро и красиво украсить свой быт. Учиться вышивке легко и приятно.
Новизна и Актуальность: Народная художественная вышивка - яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством. Эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства – наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре нашего народа, ознакомления их с различными видами декоративно – прикладного искусства.
В настоящее время уделяется огромное внимание созданию кружков художественного направления, которые помогают в воспитании гармонично развитой личности. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мир.
Досуговая деятельность способствует приобщению учащихся к труду, предоставляет детям свободу выбора, возможность развития комбинаторных умений, выработке индивидуального стиля и темпа деятельности.
Занятия в кружке вышивания позволяют развивать творческие задатки школьников, мелкую моторику пальцев рук; самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества.
Выполнение изделий не должно быть механическим копированием образцов – это творческий процесс. Обучающиеся учатся не только сознательно подходить к выбору узора для того или иного изделия, но и самостоятельно составлять несложные рисунки для вышивки. Происходит ориентация на ценность труда.
В процессе изучения теоретического обучения учащиеся знакомятся с историей рукоделия.
В рамках кружка «Вышивка крестом» реализуется художественное направление внеурочной деятельности с учащимися 5-8 класса.
Цель программы: Привлечение детей к творческому процессу, организация досуга детей, что является профилактикой асоциального поведения; раскрыть перед обучающимися асоциальную роль изобразительного, декоративно-прикладного народного искусства.
Задачи программы:
Обучающие: Обучить приёмам вышивки крестом; учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с тканью, нитками и вспомогательными инструментами (ножницами, иголкой); знакомить обучающихся с закономерностями взаимодействия цветов; вооружать практическими умениями и навыками качественного выполнения работы.
Развивающие: Развивать творческую активность; мелкую моторику рук; развивать у учащихся усидчивость, трудолюбие, терпение, потребность доводить начатое до конца; развивать пространственную ориентацию, глазомер, внимание.
Воспитательные: Воспитывать этику общения при совместной деятельности; воспитание эстетического восприятия произведений декоративно – прикладного искусства; воспитание художественного вкуса; привитие интереса к народной вышивке, к художественным традициям народов нашей страны.
В данной программе принимают участие обучающиеся 12 - 15 лет.
Количество занимающихся 15 человек.
Программа рассчитана на один год работы.
Формы, методы и режим занятий:
Занятия кружка проводятся 1 раз в неделю.
День занятия руководитель выбирает в зависимости от интенсивности учебной нагрузки детей в соответствии с расписанием основных занятий.
Продолжительность занятий 2 часа.
Каждый ребенок работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. В начале занятий рекомендуется проводить пальчиковую гимнастику; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Формы проведения занятий различны.
Предусмотрены как теоретические - рассказ руководителя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия.
Основной формой обучения является практическая работа. Она позволяет приобрести и совершенствовать основные умения и навыки, необходимые при вышивании, учит оформлять вышивкой предметы декоративно - прикладного характера.
В первый год чаще даются легкие задания, посильные каждому, работа идет по готовым шаблонам. Это вызывает у детей продолжительные положительные эмоции удовлетворения, радости.
Рождается стойкая мотивация к данной деятельности. Для детей, обучающихся по данной программе характерна яркая эмоциональность, непроизвольное внимание на новое, неожиданное, яркое, наглядное. Поэтому когда воспитанников знакомят с историей русского народа, с художественными промыслами России, с народными традициями – все это идет в игровой форме. Преподаватель выступает в роли консультанта.
На протяжении всего года занятия не сводятся только к изготовлению поделок, к развитию специальных способностей, но и направлены на расширение общего духовного богатства, духовных запросов человека.
Рекомендовано во время занятий организовывать прослушивание русской народной, классической и другой музыки.
Требования к знаниям и умениям обучающихся, критерии оценок:
По окончанию года обучения обучающийся должен:
- Усвоить приемы вышивания крестом
- Знать основные виды вышивки
- Уметь самостоятельно оформлять свои работы
Особое внимание уделяется технике безопасности.
Ожидаемые результаты.
Предполагается осознание ребенком своих способностей, формирование общетрудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
Дети научатся:
- соблюдать правила безопасного пользования ножницами и иголкой, правила гигиены и санитарии;
- планировать работу, понятно рассказывать об основных этапах воплощения замысла;
-владеть техникой вышивания;
- закреплять ткань в пяльцах;
-завязывать узелок;
- принимать участие в оформлении вышивок на выставку (уметь располагать вышивки на демонстрационном стенде, сочетая размеры изделия, цветовую гамму, способ вышивки);
- овладеют культурой труда на всех этапах трудового процесса:
- научатся экономно расходовать материал; поддержать порядок на рабочем месте;
- эпизодически включать ручной художественный труд в игровой сюжет, (например, вышивание для кукол, салфетки, одежды, скатерти и др.);
- использовать ручные умения в повседневной жизни (изготовление подарков, сувениров), проявляя при этом творчество;
Формы подведения итогов реализации программы:
- подготовка и проведение выставок работ (2 раза в год);
- дни презентаций работ родителям, учащимся школы;
- отбор лучших работ для портфолио;
- творческий отчет руководителя кружка на педсовете;
Содержание дополнительной образовательной программы. Краткое описание тем.
Каждое занятие = 2 часа
1 занятие.
Выставка готовых вышивок крестом. Вызвать желание овладеть приёмами вышивки. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Инструменты и принадлежности. Правила безопасного труда. Виды вышивки, ее особенности, применение в декоративном оформлении интерьера, одежды. Народная вышивка.
2 занятие.
Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. Значение тканей с полотняным переплетением для вышивания. Характеристика ниток для вышивки. Классификация их по числу сложений, окраске, толщине.
3-4 занятие.
Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.).
5 занятие.
Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Загадки об иголке, нитке, узелке. Демонстрация отмеривания нитки заданной длины и отрезание ее под острым углом. Правила безопасности труда. Организация рабочего места при работе с иголкой. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка.
6-7 занятие.
Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. Демонстрация руководителем кружка. Упражнения детей в выполнении действий на бумажной основе.
8-9 занятие.
Знакомство с пяльцами. Запяливание ткани. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка).
10-11 занятие.
Самостоятельный выбор рисунка. Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами (по выбору детей). Аккуратность и точность в работе.
12 занятие.
Показ учителем приёмов выполнения простого креста на ткани. Освоение детьми приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов.
13-15 занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. Индивидуальная поддержка детей руководителем кружка.
16 -17занятие.
Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде.
18 занятие.
День презентации детских работ. Организация выступлений детей по защите своих работ .
19-20занятие.
Знакомство с чтением готового узора. Чтение схемы готового узора каждым учащимся. Подбор нитей по цветовой гамме.
21 занятие.
Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
22-23 занятие.
Овладение технологией и способами выполнения креста косого одностороннего под руководством учителя.
24-25 занятие.
Самостоятельная практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. Индивидуальная помощь со стороны руководителя.
26 занятие.
Знакомство с новым видом вышивки крестом: крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку.
27-28 занятие.
Практическое освоение выполнения креста двойного.
29-30 занятие.
Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест .
31-32 занятие.
Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке.
33-36 занятие.
Выставка работ. Награждение учащихся. Подведение итогов.
Техническое оснащение и дидактический материал занятий:
1.Ткань белая «вафелька».
2. Набор цветных ниток мулине .
3. Иглы №2, №3.
4. Ножницы с тупыми концами.
5. Пяльца пластмассовые.
6. Карандаши простые.
7. Калька, копировальная бумага.
8. Тетрадь в клеточку.
9. Подборка готовых вышивок (у руководителя).
10. Образцы рисунков для вышивания.
11. Иллюстрации вышивок в различной технике.
№ занятия | ко-лич. часов | Тема занятия | дата проведения |
1 | 2 | Инструктаж по ТБ. Вводное занятие | 15.09 |
2 | 2 | Понятие об орнаменте, цвете, композиции. Краткие сведения о нитках и тканях. | 22.09 |
3-4 | 4 | Зарисовка простейших узоров на клетчатой бумаге цветными карандашами (дорожка, цветок, кораблик, грибок ит.д.) | 29.09 06.10 |
5 | 2 | Знакомство с правилами обращения с иголкой. Организация рабочего места. Упражнение во вдевании нитки в иголку, завязывании узелка. | 13.10 |
6-7 | 4 | Освоение приемов выполнения простого креста, полукреста на бумажной основе. | 20.10 |
8-9 | 4 | Пяльцы. Знакомство с правилами работы с пяльцами. Освоение приемов выполнения простого креста. Вышивание простым крестом (дорожка). | 27.10 03.11 |
10-11 | 4 | Зарисовка узора на ткани «вафелька» цветными карандашами ( по выбору детей). | 10, 17.11 |
12 | 2 | Освоение приемов выполнения простого креста на ткани. Ход рабочей нити при выполнении швов. | 24.11 |
13-15 | 4 | Практическая работа Вышивание изделия с использованием шва простым крестом. | 01, 08.12 |
16-17 | 4 | Подготовка выставки работ вместе с детьми. Расположение изделий на демонстрационном стенде. | 15.12 |
18 | 2 | День презентации детских работ. | 22.12 |
19-20 | 4 | Чтение схемы готового узора. Подбор нитей по цветовой гамме. | 12, 19.01 |
21 | 2 | Крест косой односторонний. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. | 26.01 |
22-23 | 4 | Технология и способы выполнения креста косого одностороннего. | 02, 09.02 |
24-25 | 4 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва косой односторонний крест. | 16.02 01.03 |
26 | 2 | Крест двойной или болгарский. Теоретические сведения. Практическая работа на бумаге в клетку. | 15.03 |
27-28 | 4 | Технология и способы выполнения креста двойного. | 22, 29.03 |
29-30 | 4 | Практическая работа. Вышивание изделия с использованием шва двойной крест . | 5, 12.04 |
31-32 | 4 | Окончательная обработка изделий. Подготовка к выставке. | 19, 26.04 |
33-36 | 6 | Выставка работ. Награждение учащихся. Подведение итогов | 03, 17, 24.05 |
Методическое обеспечение
1 № темы | 2 Форма занятий | 3 Приемы и методы | 4 Дидактический материал | 5 Техническое оснащение | 6 Форма подведения итогов |
1) Вводное занятие | групповая | Словесные, наглядные | Выставочные изделия, Книги, схемы | Блокнот, ручка | опрос |
2) Основные понятия и сведения | групповая | Словесные, Наглядные, практические | Книги, Схемы, фотографии | Блокнот, ручка | беседа |
3) Зарисовка простейших узоров | Групповая, индивид-я | Словесные, Наглядные, практические | Книги, Схемы, образцы | Блокнот, ручка | Обсуждение результатов |
4)Правила обращения с иголкой | Групповая, индивид-я | Словесные, Наглядные, практические | Книги, Схемы, образцы | Иголки, Нитки, ножницы | Обсуждение результатов |
5)Освоение приемов вышивания | Групповая, индивид-я | Словесные, Наглядные, практические | Презентация | Канва, пяльца, Иголки, Нитки, ножницы | Обсуждение результатов |
6)Пяльцы. Знакомство. Работа. | Групповая, индивид-я | Словесные, Наглядные | Книги, Схемы, образцы | См.тему 5 | Обсуждение результатов |
7)Приемы выполнения простого креста | Групповая, индивид-я | Словесные, Наглядные, практические | Книги, Схемы, образцы | См.тему 5 | Обсуждение результатов |
8)Вышивка изделия | индивид-я | практические | Схемы, образцы | См.тему 5 | Обсуждение результатов |
9)Выставка в школе | Групповая | наглядные | Стенды изделий кружковцев | Беседа | |
10)Презентации детей | Групповая | наглядные | Презентации | Компьютер | Беседа |
11)Чтение схем. Косой крест | Групповая, индивид-я | Словесные, Наглядные, практические | Книги, Схемы, образцы | См.тему 5 | Обсуждение результатов |
12) Вышивка изделия | индивид-я | практические | Схемы, образцы | См.тему 5 | Обсуждение результатов |
13)Двойной крест. Теория и практика | Групповая, индивид-я | Словесные, Наглядные, практические | Книги, Схемы, образцы | Блокнот, ручка, См.тему 5 | Обсуждение результатов |
14) Выставка. Награждение | Групповая, индивид-я | Словесные, наглядные | Презентация | Стенды изделий кружковцев | Беседа. Подведение итогов |
Список литературы.
- Андреева И. – Шитье и рукоделие: энциклопедия – Москва.
Большая Российская энциклопедия ,1994.
2. Баришова М.- Узоры вышивки крестом - Праца. Издательство РПД Братислава,1984.
3. Гасюк Е. –Художественное вышивание- Киев. Головное издательство Издательского объединения Высшая школа –1989.
4. Глинская Е.- Азбука вышивания -Издательство Мехнат Ташкент 1994 .
5. Ереминко Т.- Иголка-волшебница - Москва Просвещение, 1987.
6. Ереминко Т.- Вышивка. Техника. Приемы. Изделия.- Москва. Аст - Пресс. 2000.
7. Максимова М.- Вышивка. Первые шаги.- Москва. ЗАО издательство Эксмо.1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование»
Анализ апробации дополнительной общеобразовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Макетирование» за 2017-2018 учебный год в соответствии с приказом № 24(а) по МБУ ДО ДДТ о...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...