Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе на тему: С. Михалков « Будь человеком»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе в специальной (коррекционной) школе 8 вида
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_mihalkov_bud_chelovekom.docx | 39.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение РМЭ «Нартасская школа-интернат»
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе
на тему: С. Михалков « Будь человеком»
Выполнила:
учитель I категории
Ямбарцева В.Н.
Нартас
2017 г.
Конспект урока чтения и развития речи в 5 «б» классе
Тема: С. В. Михалков «Будь человеком»
Цель урока: познакомить со стихотворением С. В. Михалкова «Будь человеком».
Образовательные задачи:
- формировать навыки правильного, сознательного, выразительного чтения;
- учить анализировать данное произведение;
- способствовать умению выражать своё отношение к герою произведения через обсуждение поступков мальчика.
Коррекционно - развивающие задачи:
- коррекция и развитие связной устной речи через умение общаться на уроке: отвечать на вопросы, спрашивать о непонятных словах, делиться впечатлениями, рисовать словесные картинки;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности через установление логических и причинно-следственных связей;
- коррекция и развитие памяти через обогащение и уточнение словарного запаса учащихся;
Воспитательные задачи:
- формировать личностные качества учащихся: наблюдательность, трудолюбие, доброжелательность, отзывчивость, духовную красоту посредством внимательного знакомства с произведением;
- воспитывать нравственные и эстетические чувства, стремление бережного отношения к природе посредством понятия идейного смысла произведения;
- воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
Учебник, проектор, компьютер, презентация.
Межпредметная связь: урок письма и развития речи, природоведение.
Планируемые результаты. Учащиеся должны уметь:
- внимательно слушать стихотворение и понимать его смыл;
- выразительно читать стихотворение;
- по вопросам учителя рассказать, о чем читали или слушали.
Ход урока
I. Организационный момент.
Урок начнем с речевой разминки.
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.
Учитель приветствует учащихся, просит учащихся поприветствовать гостей.
Рапорт дежурного.
Психологический настрой.
Улыбнитесь друг другу. Педагог разрешает занять свои рабочие места.
II. Введение в тему урока
Отгадайте загадку:
Тащит он соломинку (Слайд)
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней,
Наш трудяга…(муравей)
Подберите однокоренные слова к слову муравей (муравейник)
Скажите, а муравьи принося пользу?
- Давайте с вами сыграем в игру «Четвертый лишний». (Слайд)
(бабочка, стрекоза, муравей, муха).
- Сколько всего слов на экране?
- Какое слово здесь лишнее? Почему? (Ответы детей.)
III. Сообщение темы урока |
- Посмотрите, ребята, вот о ком мы сегодня будем говорить (на экране появляется изображение муравья. (Слайд)
- Мы поговорим о жизни муравьев. Затем прочитаем о них стихотворение.
Сообщение ученика
Муравьи живут везде. У муравья 6 лапок, есть глаза, но нет органов слуха. Пара усиков помогает муравьям различать запахи и ориентироваться в пространстве. Один муравей может поднять в 10 раз больше самого себя. Муравьи уничтожают вредных насекомых, улучшают почву, рыхлят и удобряют ее. Их называют «санитарами леса». Муравейник – дом муравьиной семьи. Где в лесу есть муравейник, там лес здоровый. Главные в доме царицы, они приносят потомство. Охраняют их муравьи – трутни. Остальные – рабочие. Если разорить муравейник - погибает вся муравьиная семья и появляется много гусениц. А зимует вся муравьиная семья в подземной части дома – там не так холодно.
Героем сегодняшнего урока являются муравьи.
- Сегодня мы познакомимся с вами со стихотворением С. В. Михалкова «Будь человеком». Посмотрите на портрет писателя. (Слайд)
Сергей Владимирович написал очень много произведений для детей. Некоторые из них вам известны: Дядя Степа, Котята, Любимые вещи. Сообщение учителя о С. Михалкове. (Слайд)
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Отец его был учёным - птицеводом. Мать была сестрой милосердия и учительницей. Маленький Сергей Михалков образование получил дома. С 10 лет начал сочинять стихи и выпускать рукописный журнал. Его стихи печатались в журналах. В годы Великой Отечественной войны Сергей Владимирович был военным корреспондентом. Он прошел нелегкими дорогами войны, был контужен. Действительно, Сергей Михалков - один из самых знаменитых детских писателей, стихи его читали в детстве ваши мамы и папы, бабушки, дедушки, а может быть и прабабушки. Умер Сергей Михалков 27 августа 2009 года.
- Сегодня мы более подробно остановимся на стихотворении С. В. Михалкова «Будь человеком».
IV. Изучение нового материала
- Выразительное чтение текста учителем
- Сейчас прочту стихотворение, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «Кто совершил плохой поступок?»
2. Беседа на основе слухового восприятия.
- Кто совершил плохой поступок? Почему?
- Вы бы так поступили?
- Кого нам жалко?
- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Жалость, боль, злость, сочувствие.). Почему?
3. Самостоятельное чтение учащимися стихотворения
- А теперь, давайте, откроем учебники на стр.192, найдем стихотворение, с которым познакомимся сегодня на уроке.
- Вам предстоит самостоятельно прочитать это стихотворение
4. Словарная работа
- Но прежде, чем вы приступите к чтению, давайте познакомимся со словарными словами
- Внимание на экран: (Слайд)
ОБЫЧАЙ – традиционно установившийся порядок поведения;
ЭГОИСТ - чёрствый, себялюбивый человек.
- Возьмите простые карандаши в руки, вы сейчас прочтёте стихотворение, в процессе чтения отметьте слова и выражения, значение которых вам непонятны.
- Индивидуальная работа (учитель читает совместно со слабым учащимся).
- Какие слова и выражения непонятные встретились в тексте?
5. Сложные и непонятные слова для учащихся
атомный век – настоящее время кибернетики, компьютера
тлел лист - горел без пламени;
подпалил, предал огню – поджёг;
метались – бегали из стороны в сторону;
миролюбивые – любящие мир.
6.Чтение по частям, с последующим разбором содержания.
1 часть ( до слов « в траве и под листом..)
- Ребята, сейчас прочитаем стихотворение по частям по цепочке 1 четверостишие и т.д.
Вопросы учителя:
Что значит «живут своим трудом»?
Как вы понимаете выражение: «У них обычаи свои»?
- С чем сравнивает автор муравейник?
- Ребята, посмотрите внимательно на доску, какая картинка подходит к 1 четверостишию?
2 четверостишие
- Ребята, прочитайте, как автор называет муравьёв? (Миролюбивые жильцы)
- Как вы понимаете слово миролюбивые?
- Почему автор говорит мурашки-муравьи?
- Что он хочет сказать словами мурашки- муравьи?
- Автор, подчеркивает то, что насекомые очень маленькие, едва заметные, беззащитные. Но у каждого жителя муравейника есть свои обязанности, каждый что-то выполняет, без дела не сидит.
- Что делают муравьи?
- Давайте выберем картинку, которая относится ко 2 четверостишию (на доске размещаем картинки)
3 четверостишие
- Что значит «тропинкой трудовой»? (Постоянно трудится муравей).
- Осталось выбрать картинку, которая относится к 3 четверостишию ( на доске размещаем картинки последовательно)
- Ребята, а скажите мне еще раз, миролюбивые, это какие муравьи? (Дружные)
- Автор называет их миролюбивыми, потому что они дружные. У них в лесу очень много друзей.
ФИЗМИНУТКА
Муравей не отдыхает. ( Вдох, выдох, руки вверх- вниз)
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться, (наклониться, подтянуться)
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад – вперёд
И совсем не устаёт. (руки вверх- вниз)
2 часть – продолжаем читать
4 четверостишие
- О ком идет речь в этом четверостишии? Кто ты?
- Что значит «расковырял дом»? «подпалил»?
- Давайте выберем картинку, которая относится к 4 четверостишию (на доске размещаем картинки последовательно)
5 четверостишие
- Что случилось с большой муравьиной семьей?
- Как вы понимаете выражения «нарушила беда»? «Метались муравьи»?
- Какая из этих картинок соответствует прочитанному четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)
6 четверостишие
- О чем эти строки? (о том, как горит муравейник)
Что автор описывает этими словами: «Трещала хвоя», «Тихо тлел сухой опавший лист»?
-Как С. Михалков назвал героя произведения? ЭГОИСТ
- Почему?
- Какая картинка подходит к этому четверостишию? (на доске размещаем картинки последовательно)
7 четверостишие
- Что автор говорит о непристойном поведении мальчика?
-Как вы понимаете выражение:
«Ведь ты того не создавал,
Что предавал огню»?
- Обратите внимание на то, что С.В. Михалков никак не называет этого мальчика, кроме, как ТЫ, ЭГОИСТ. Мало того, автор даже не извиняется за это, так как он думает только о себе.
- Какая картинка подходит к прочитанным строкам? (на доске размещаем картинки последовательно)
8 четверостишие
-Ребята, как вы понимаете выражение «атомный век»?
-Атомный век - это время умного человека, который создаёт сложные машины, решает трудные задачи. Но не всегда этот человек совершает правильные поступки, достойные звания человека.
С какой буквы написано слово человек? Почему?
Человек – самое разумное существо на земле. И вести себя он должен по-человечески, не нанося вреда окружающему миру. С вниманием, пониманием и добротой мы должны относится ко всему, что нас окружает.
- Давайте хором прочитаем 2 последние строчки еще раз
- К чему призывает С.Михалков всех читающих стихотворение?
- Какая из картинок подходит к концу стихотворения? (на доске размещаем картинки последовательно)
V. Закрепление материала.
1. Работа над логической партитурой стихотворения
- Ребята, на сколько частей можно разделить это стихотворение? Посмотрите на доску, на картинки и ответьте (Спокойная и мирная жизнь муравьёв в муравейнике; разрушение муравейника мальчиком, метание. )
- Давайте еще раз прочтем это стихотворение, отражая голосом все происходящее (сначала спокойно, размеренно, потом тревожно, и грозно)
2. Хоровое чтение стихотворения (учитель читает совместно с учениками, делая акцент на голос)
- Давайте выберем слова, которые характеризуют муравьёв, то есть слова- прилагательные. (прикрепить слова под изображением «муравейника»)
Трудолюбивые, бессердечные, миролюбивые, жестокие, злые, заботливые.
Проверка:
Трудолюбивые, миролюбивые, заботливые.
VI. Домашнее задание
1 группа - выразительное чтение стихотворения, нарисовать рисунок.
2 группа – выразительное чтение 2 части стихотворения, нарисовать рисунок.
3 группа – выразительное чтение 3 части стихотворения.
VII. Итог урока
- С каким произведением мы познакомились сегодня на уроке?
- Ребята, стихотворение о жизни муравьев называется «Будь человеком». Почему?
- Что же значит выражение: «Быть человеком с большой буквы»?
- Каким человеком хотел бы стать каждый из вас?
-К чему призывает нас автор? (Беречь природу)
VIII Выставление оценок за урок
IX. Рефлексия.
Сегодня я понял(а), что…
Я сегодня узнал(а) …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока чтения и развития речи для 6 класса специальной(коррекционной) школы VIII вида "Г.Скребицкий "Весенняя песня".
Одна из поставленных педагогом целей урока - воспитание у учащихся любви к родной природе....
План-конспект урока чтения и развития речи в 5 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока по чтению для коррекционных школ 8 вида по теме: С. Есенин "Поет зима аукает..." Цель:знакомство со стихотворением. Задачи: учить элементам анализа, находить художественные средст...
Урок чтения и развития речи в 8 классе по теме И.С.Тургенев "Муму".
Урок по программе коррекционной школы VIII вида"....
Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"
Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя разнообразные виды работ. Рас...
Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: «И.Бунин "Первый снег"».
Урок чтения и развития речи в 5 классе на тему: "И.Бунин "Первый снег"...
Конспект открытого урока чтения и развития речи в 4 классе по теме : Н. Носов «Затейники»
Цели урока:познакомить детей с рассказом Н. Носова «Затейники» и биографией автора;развивать мыслительную деятельность, навыки беглого и правильного выразительного чтения; развивать умение читать...
Конспекта урока чтения и развития речи в 5 классе на тему: Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик".
Методическая разработка конспекта урока чтения в 5 классе на тему Выразительное чтение и анализ рассказа О. Бондарчука "Слепой домик"....