Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя
статья по теме

Горшкова Любовь Ивановна

В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цели и задачи программы "Карьерист".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_gotovnosti.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и  классного руководителя.

Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут,  и где будут работать.

От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь.

Чтобы работать по данному направлению как классный руководитель и одновременно учитель биологии  в литературе по психологии нашла значение некоторых терминов связанных с профориентацией школьников – профессиональная направленность, профессиональный интерес, профессиональные способности и профессиональная мотивация.

С точки зрения педагогов, процессами становления и развития мотивации можно управлять. Поэтому важно не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями учащихся   6 – 8-х классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации. Так как учащиеся обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. По результатам проведенного анкетирования в моем 6 классе мальчики больше всего выбрали профессии банковских служащих, каскадера, адвоката, а девочки – фотомодели, телеведущей и  врача. Скорее всего, выбранные профессии привлекали своей  внешней атрибутикой,  и поэтому очень важно было познакомить их с содержанием труда в этих и других профессиях, раскрыть их внутреннюю сущность.

Профориентационная работа при изучении ботаники и зоологии направлена на первичный анализ профессий и четкое определение двух основных моментов: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. В 8 – 9 классах важно обратить внимание на самооценку, самоанализ наметившегося профессионального интереса. В 10 – 11 классах заканчивается процесс профессионального самоопределения, поэтому провожу работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями самих учащихся.

Таким образом, в формировании профессиональной мотивации  выделяется три этапа:

  1. развитие интереса к труду вообще и к определенной профессии в частности:
  2. соотнесение требований профессии и личных данных;
  3. осознание объективной необходимости выбора.

Содержание современного школьного курса ботаники обладает большим профориентационным потенциалом и позволяет познакомить школьников не только с традиционными сельскохозяйственными профессиями, но и с актуальными в настоящее время специальностями эколога, фитодизайнера, ландшафтного архитектора, фермера, фармацевта, учителя биологии и др.

При изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» раскрываю значение растений в жизни человека и знакомлю школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера.

Фармацевт изготовляет и отпускает лекарственные средства. Часто для изготовления лекарства в рецептах используются растения (в виде порошков, настоев, отваров и др.). Поэтому фармацевту необходимо знать особенности строения и жизнедеятельности растительного организма, а также особенности экологии и систематики  растений. Профессию эту можно получить в медицинских колледжах Тобольска, Тюмени.  Профессия эта в настоящее время очень востребована, так как отмечается постоянное развитие сети аптек.

Для расширения знаний школьников о лекарственных растениях и для знакомства с элементами труда фармацевта на дом предлагаю заполнить таблицу «Лекарственные растения в медицине». На школьной и районной ученических конференциях учащаяся 6 класса представляла работу на тему «Лекарственные растения Нижневартовского района».

С целью знакомства школьников с элементами профессии фитодизайнера предлагаю учащимся составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. Эти работы выставляются ежегодно на выставке «Дары осени» приуроченной ко Дню учителя. Такая  деятельность развивает эстетические чувства, творческое воображение и фантазии. Кроме того, фитодизайнеры хорошо ориентируются  в мире растений: разбираются в их многообразии, знают особенности строения и жизнедеятельности.

При изучении данной темы знакомлю шестиклассников с профессией учителя биологии, обратив внимание на особую социальную значимость педагогического труда. Такую профессию рекомендую тем, кому нравится природа и одновременно привлекает педагогическая деятельность. Знание основ биологии необходимо каждому из нас, это один из показателей общей культуры человека. Учитель биологии любит природу, наблюдательный, эмоциональный, эстетически развитый человек, способный увидеть прекрасное в природе и умеет поделиться увиденным и услышанным. Сфера применения специальности учителя-биологии обширна. Учителя могут преподавать в школах, лицеях и колледжах не только биологию, но и садоводство, агрономию, экологию и др.

На уроке по теме «Основные экологические факторы и их влияние на растения» знакомлю и кратко рассказываю о предмете и задачах, стоящих перед экологией; подчеркиваю огромную значимость по сохранению естественного баланса, гармонии  в природе. Отмечаю, что в настоящее время создаются новые профессии и специальности в области экологии. Работа таких специалистов сейчас важна и востребована. Специалисты среднего звена: лаборанты – экологи, аппаратчики химического производства со знанием основ промышленной экологии. Данные специальности новые, но их можно получить в профессионально-технических училищах. Специалисты этого профиля проводят лабораторный анализ воды, воздуха, почвы, они налаживают и обслуживают химическое и экологическое оборудование.

Получив образование в области экологии, можно стать экологом, агрономом - агроэкологом, инженером-технологом по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженером по защите окружающей среды в строительстве,  промышленности, энергетике, водном хозяйстве. Или специалистом по радиационной безопасности окружающей среды и человека, юристом – экологом и др. Данные специальности можно приобрести технических, юридических вузах. Эти профессии требуют прочных знаний биологии и экологии, а также математики, химии, физики и социальных наук.

При  проведении урока по теме «Растительные сообщества» сообщаю учащимся о профессиях садовника, ландшафтного архитектора и других. Для развития интереса к данным профессиям предлагаю выполнить учебный проект по разработке небольшого парка или сквера. Чтобы выполнить это задание следует решить несколько задач.

  1. Выбрать место будущего парка (сквера)
  2. Составить план парка (сквера) – определить форму и расположение элементов дизайна
  3. С учетом особенностей территории подобрать видовой состав деревьев, кустарников, многолетних трав, декоративных растений.

На этом  уроке говорю, что высшее образование можно получить в  лесотехнических вузах, которые  готовят инженеров лесного лесопаркового хозяйства и инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и проводят работу по устройству садов и парков.

В курсе зоологии знакомлю школьников с профессиями ветеринара, зоотехника, микробиолога, паразитолога, ихтиолога и многими другими.

На уроках при изучении курса зоологии использую профориентационные упражнения. Такое упражнение как, например,  «Цепочка биологических профессий», используется для развития умения выделять общее и различное в видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в тех случаях, когда ученик, сильно ограничивает себя в выборе профессий. Упражнение проводится среди школьников, интересующихся профессиями в области биологии. Вначале называется профессия, например учитель биологии, следующий ученик называет профессию, близкую к названной, например агроном. Следующий – профессию, близкую ко второй (например, садовод) и т.д. при этом важно, чтобы каждый мог объяснить, в чем именно состоит сходство между этими профессиями – анализируя и сравнивая их характеристики с позиции условий, средств, предметов, целей труда и необходимых знаний.

При выполнении этого упражнения учащиеся могут осознать связи между весьма далекими,  казалось бы профессиями и понять, что не следует так  узко ограничивать свой выбор. Ведь часто то, что человек ищет в одной профессии, он может найти и в другой. Например, цепочка  профессий связанных с биологией: учитель биологии – агроном – садовод – декоратор – продавец цветов – врач-гомеопат – фармацевт – медсестра – эколог – гидробиолог – аквалангист – рыбовод – егерь – ветеринар – сотрудник зоологического музея.

В моем кабинете биологии оформлен стенд «Профориентация»  где расположены различные справочники о средних и высших учебных заведениях. Биологическим специальностям отведен особый раздел, представлены основные требования  к знаниям, личностным особенностям, дан перечень экзаменов, примерные вопросы и темы для поступления. Возле стенда почти всегда находятся ученики  и не только выпускных классов.

Как классный руководитель второй год работаю с классом по программе «Карьерист», которая  в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения является ступенью в подготовке учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности.

Известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.

Программа «Карьерист» - это интегрированный курс.  «Сarriera» в переводе с итальянского – бег, жизненный путь, поприще. Важность и актуальность правильного выбора пути, поприща отдельным молодым человеком рассматривается в настоящее время не только как, успешность отдельной личности, но и залог экономического и социального благополучия общества в целом.

Планированием развития карьеры следует начинать заниматься со школьной скамьи. Именно в это время происходит профессиональное самоопределение учащихся старших классов, в котором они испытывают сильное затруднение. Задача педагогов, психологов совместно с родителями дать молодым людям знания о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что следует учитывать при выборе профессии, как планировать развитие своей карьеры.

Данная программа направлена на оказание помощи в планировании профессионального будущего, выборе профиля обучения, профессии, которая принесет удовлетворение, станет базисным элементом, для создания успешной карьеры.

Адресована программа учащимся 8-9 классов (авторская, имеет рецензию)

Цель программы: разработка и реализация системы мер по активизации интереса к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута для каждого участника.

Задачи программы:

1. Дать представление

  1. о понятии «построение карьеры»;
  2. о современном рынке труда и его тенденциях;
  3. о «старых и «новых» профессиях;
  4. об основных действующих лицах рынка труда: работодателе и соискателе;
  5. о том, что собой представляют кадровое агентство, агентство по трудоустройству, биржа труда.

2. Помочь раскрыть психологические особенности своей личности;

3. Сформировать

  1. умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
  2. положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности

применительно к реализации себя в будущей профессии;

  1. стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию.

4. Научить

  1. использовать СМИ, Интернет, другие каналы для поиска работы;
  2. правильно составлять резюме, заполнять анкеты, отвечать на вопросы тестов, предлагаемых работодателем;
  3. технологии подготовки и прохождению собеседования в кадровом агентстве, в отделе персонала работодателя.

5. Ознакомить 

  1. с правилами приема на работу;
  2. с основными требованиями к трудовому договору;
  3. с понятиями испытательный срок и адаптация;
  4. с планированием карьеры внутри одной компании, либо построением карьеры путем перехода из компании в компанию.

Образовательная программа состоит из трёх разделов: «Я и мои возможности», «Я и Мир профессий» и «Моя профессиональная карьера».

После школы мои ученики выбирают разные профессии и биологические и не биологические, но все они нашли свою работу и свое место в современном обществе.

Таким образом, последовательная и систематическая работа на уроках и во внеурочное время по профориентации дает свои плоды, принося удовлетворение учащимся и мне как учителю и как классному руководителю.

                                                                                                 Горшкова Л.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результативность деятельности учителя в качестве классного руководителя.

Статья из опыта работы педагога,классного руководителя....

ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...

Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности

Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора реб...

Аналитическая справка о результатах деятельности учителя в качестве классного руководителя.

В статье представлен опыт работы учителя в качестве классного руководителя. Определены цели, задачи, и структура воспитательной системы класса....

Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя

Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...

"Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя."

Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; вести совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка, а процессе приобретения им социального опыта и формирования кл...