Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя
статья по теме
В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цели и задачи программы "Карьерист".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gotovnosti.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя.
Актуальность профориентационной помощи школьникам очевидна. Важнейшая задача школы — формирование полноценных граждан своей страны, а решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать.
От правильности выбора профиля обучения в старших классах, а затем профессии зависит, как и с чего начнёт свой профессиональный путь молодой человек. Сделает ли его выбранная профессия счастливым или несчастным на всю жизнь.
Чтобы работать по данному направлению как классный руководитель и одновременно учитель биологии в литературе по психологии нашла значение некоторых терминов связанных с профориентацией школьников – профессиональная направленность, профессиональный интерес, профессиональные способности и профессиональная мотивация.
С точки зрения педагогов, процессами становления и развития мотивации можно управлять. Поэтому важно не упустить наиболее благоприятное время, связанное с возрастными особенностями учащихся 6 – 8-х классов. В этот период важно заложить фундамент будущей профессиональной мотивации. Так как учащиеся обращают внимание, прежде всего на внешнюю привлекательность профессии. По результатам проведенного анкетирования в моем 6 классе мальчики больше всего выбрали профессии банковских служащих, каскадера, адвоката, а девочки – фотомодели, телеведущей и врача. Скорее всего, выбранные профессии привлекали своей внешней атрибутикой, и поэтому очень важно было познакомить их с содержанием труда в этих и других профессиях, раскрыть их внутреннюю сущность.
Профориентационная работа при изучении ботаники и зоологии направлена на первичный анализ профессий и четкое определение двух основных моментов: содержание профессии и необходимые для нее способности и умения. В 8 – 9 классах важно обратить внимание на самооценку, самоанализ наметившегося профессионального интереса. В 10 – 11 классах заканчивается процесс профессионального самоопределения, поэтому провожу работу по определению соответствия между требованиями профессии и возможностями самих учащихся.
Таким образом, в формировании профессиональной мотивации выделяется три этапа:
- развитие интереса к труду вообще и к определенной профессии в частности:
- соотнесение требований профессии и личных данных;
- осознание объективной необходимости выбора.
Содержание современного школьного курса ботаники обладает большим профориентационным потенциалом и позволяет познакомить школьников не только с традиционными сельскохозяйственными профессиями, но и с актуальными в настоящее время специальностями эколога, фитодизайнера, ландшафтного архитектора, фермера, фармацевта, учителя биологии и др.
При изучении темы «Общее знакомство с цветковыми растениями» раскрываю значение растений в жизни человека и знакомлю школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера.
Фармацевт изготовляет и отпускает лекарственные средства. Часто для изготовления лекарства в рецептах используются растения (в виде порошков, настоев, отваров и др.). Поэтому фармацевту необходимо знать особенности строения и жизнедеятельности растительного организма, а также особенности экологии и систематики растений. Профессию эту можно получить в медицинских колледжах Тобольска, Тюмени. Профессия эта в настоящее время очень востребована, так как отмечается постоянное развитие сети аптек.
Для расширения знаний школьников о лекарственных растениях и для знакомства с элементами труда фармацевта на дом предлагаю заполнить таблицу «Лекарственные растения в медицине». На школьной и районной ученических конференциях учащаяся 6 класса представляла работу на тему «Лекарственные растения Нижневартовского района».
С целью знакомства школьников с элементами профессии фитодизайнера предлагаю учащимся составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. Эти работы выставляются ежегодно на выставке «Дары осени» приуроченной ко Дню учителя. Такая деятельность развивает эстетические чувства, творческое воображение и фантазии. Кроме того, фитодизайнеры хорошо ориентируются в мире растений: разбираются в их многообразии, знают особенности строения и жизнедеятельности.
При изучении данной темы знакомлю шестиклассников с профессией учителя биологии, обратив внимание на особую социальную значимость педагогического труда. Такую профессию рекомендую тем, кому нравится природа и одновременно привлекает педагогическая деятельность. Знание основ биологии необходимо каждому из нас, это один из показателей общей культуры человека. Учитель биологии любит природу, наблюдательный, эмоциональный, эстетически развитый человек, способный увидеть прекрасное в природе и умеет поделиться увиденным и услышанным. Сфера применения специальности учителя-биологии обширна. Учителя могут преподавать в школах, лицеях и колледжах не только биологию, но и садоводство, агрономию, экологию и др.
На уроке по теме «Основные экологические факторы и их влияние на растения» знакомлю и кратко рассказываю о предмете и задачах, стоящих перед экологией; подчеркиваю огромную значимость по сохранению естественного баланса, гармонии в природе. Отмечаю, что в настоящее время создаются новые профессии и специальности в области экологии. Работа таких специалистов сейчас важна и востребована. Специалисты среднего звена: лаборанты – экологи, аппаратчики химического производства со знанием основ промышленной экологии. Данные специальности новые, но их можно получить в профессионально-технических училищах. Специалисты этого профиля проводят лабораторный анализ воды, воздуха, почвы, они налаживают и обслуживают химическое и экологическое оборудование.
Получив образование в области экологии, можно стать экологом, агрономом - агроэкологом, инженером-технологом по лазерным технологиям и экологическому приборостроению, инженером по защите окружающей среды в строительстве, промышленности, энергетике, водном хозяйстве. Или специалистом по радиационной безопасности окружающей среды и человека, юристом – экологом и др. Данные специальности можно приобрести технических, юридических вузах. Эти профессии требуют прочных знаний биологии и экологии, а также математики, химии, физики и социальных наук.
При проведении урока по теме «Растительные сообщества» сообщаю учащимся о профессиях садовника, ландшафтного архитектора и других. Для развития интереса к данным профессиям предлагаю выполнить учебный проект по разработке небольшого парка или сквера. Чтобы выполнить это задание следует решить несколько задач.
- Выбрать место будущего парка (сквера)
- Составить план парка (сквера) – определить форму и расположение элементов дизайна
- С учетом особенностей территории подобрать видовой состав деревьев, кустарников, многолетних трав, декоративных растений.
На этом уроке говорю, что высшее образование можно получить в лесотехнических вузах, которые готовят инженеров лесного лесопаркового хозяйства и инженеров-архитекторов ландшафтного строительства. Они планируют и руководят мероприятиями по уходу, защите и восстановлению лесных и лесопарковых насаждений, проектируют и проводят работу по устройству садов и парков.
В курсе зоологии знакомлю школьников с профессиями ветеринара, зоотехника, микробиолога, паразитолога, ихтиолога и многими другими.
На уроках при изучении курса зоологии использую профориентационные упражнения. Такое упражнение как, например, «Цепочка биологических профессий», используется для развития умения выделять общее и различное в видах трудовой деятельности. Данное умение может оказаться полезным в тех случаях, когда ученик, сильно ограничивает себя в выборе профессий. Упражнение проводится среди школьников, интересующихся профессиями в области биологии. Вначале называется профессия, например учитель биологии, следующий ученик называет профессию, близкую к названной, например агроном. Следующий – профессию, близкую ко второй (например, садовод) и т.д. при этом важно, чтобы каждый мог объяснить, в чем именно состоит сходство между этими профессиями – анализируя и сравнивая их характеристики с позиции условий, средств, предметов, целей труда и необходимых знаний.
При выполнении этого упражнения учащиеся могут осознать связи между весьма далекими, казалось бы профессиями и понять, что не следует так узко ограничивать свой выбор. Ведь часто то, что человек ищет в одной профессии, он может найти и в другой. Например, цепочка профессий связанных с биологией: учитель биологии – агроном – садовод – декоратор – продавец цветов – врач-гомеопат – фармацевт – медсестра – эколог – гидробиолог – аквалангист – рыбовод – егерь – ветеринар – сотрудник зоологического музея.
В моем кабинете биологии оформлен стенд «Профориентация» где расположены различные справочники о средних и высших учебных заведениях. Биологическим специальностям отведен особый раздел, представлены основные требования к знаниям, личностным особенностям, дан перечень экзаменов, примерные вопросы и темы для поступления. Возле стенда почти всегда находятся ученики и не только выпускных классов.
Как классный руководитель второй год работаю с классом по программе «Карьерист», которая в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения является ступенью в подготовке учащихся к обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему личные интересы и общественные потребности.
Известно, что оптимистичная перспектива жизни (прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов.
Программа «Карьерист» - это интегрированный курс. «Сarriera» в переводе с итальянского – бег, жизненный путь, поприще. Важность и актуальность правильного выбора пути, поприща отдельным молодым человеком рассматривается в настоящее время не только как, успешность отдельной личности, но и залог экономического и социального благополучия общества в целом.
Планированием развития карьеры следует начинать заниматься со школьной скамьи. Именно в это время происходит профессиональное самоопределение учащихся старших классов, в котором они испытывают сильное затруднение. Задача педагогов, психологов совместно с родителями дать молодым людям знания о рынке труда, мире профессий, требованиях к личностным качествам и профессиональной подготовке специалистов, об условиях работы и работодателях, о том, что следует учитывать при выборе профессии, как планировать развитие своей карьеры.
Данная программа направлена на оказание помощи в планировании профессионального будущего, выборе профиля обучения, профессии, которая принесет удовлетворение, станет базисным элементом, для создания успешной карьеры.
Адресована программа учащимся 8-9 классов (авторская, имеет рецензию)
Цель программы: разработка и реализация системы мер по активизации интереса к осознанному выбору дальнейшего образовательного маршрута для каждого участника.
Задачи программы:
1. Дать представление
- о понятии «построение карьеры»;
- о современном рынке труда и его тенденциях;
- о «старых и «новых» профессиях;
- об основных действующих лицах рынка труда: работодателе и соискателе;
- о том, что собой представляют кадровое агентство, агентство по трудоустройству, биржа труда.
2. Помочь раскрыть психологические особенности своей личности;
3. Сформировать
- умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией;
- положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности
применительно к реализации себя в будущей профессии;
- стремление к самопознанию, самосовершенствованию, саморазвитию.
4. Научить
- использовать СМИ, Интернет, другие каналы для поиска работы;
- правильно составлять резюме, заполнять анкеты, отвечать на вопросы тестов, предлагаемых работодателем;
- технологии подготовки и прохождению собеседования в кадровом агентстве, в отделе персонала работодателя.
5. Ознакомить
- с правилами приема на работу;
- с основными требованиями к трудовому договору;
- с понятиями испытательный срок и адаптация;
- с планированием карьеры внутри одной компании, либо построением карьеры путем перехода из компании в компанию.
Образовательная программа состоит из трёх разделов: «Я и мои возможности», «Я и Мир профессий» и «Моя профессиональная карьера».
После школы мои ученики выбирают разные профессии и биологические и не биологические, но все они нашли свою работу и свое место в современном обществе.
Таким образом, последовательная и систематическая работа на уроках и во внеурочное время по профориентации дает свои плоды, принося удовлетворение учащимся и мне как учителю и как классному руководителю.
Горшкова Л.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Результативность деятельности учителя в качестве классного руководителя.
Статья из опыта работы педагога,классного руководителя....
ВНЕДРЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ РАБОТЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ УЧАЩИХСЯ К ПРОФИЛЬНОМУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ В РАМКАХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС.
В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на инновационный этап развития. Его содержательные приоритеты обозначены национальной инициативой в Федеральных государственных образо...
Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности
Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора реб...
Аналитическая справка о результатах деятельности учителя в качестве классного руководителя.
В статье представлен опыт работы учителя в качестве классного руководителя. Определены цели, задачи, и структура воспитательной системы класса....
Изучение личности школьника как одно из направлений деятельности классного руководителя
Возможно ли другого изменить?Открыть, сломать и вновь свинтить,Судьбу без колебаний предсказать,Потом туда дорогу смело указатьИ не давать с дороги сбиться,Толкать и осуждать, мешая ошибиться?А кто на...
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС ООО
Материалы в помощь классному руководителю...
"Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя."
Научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; вести совместный поиск методов эффективного воздействия на ребенка, а процессе приобретения им социального опыта и формирования кл...