Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС ООО
статья на тему
Предварительный просмотр:
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях ФГОС ООО
« Семья и школа – это берег и море.
На берегу - ребенок делает свои первые шаги,
получает первые уроки жизни,
а потом перед ним открывается
необозримое море знаний,
и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит,
что он должен совсем оторваться от берега...»
( Л. А. Кассиль)
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом, государством. Родители обучающихся становятся субъектами образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его проектирования и реализации. Согласно требованиям ФГОС ООО : «В целях обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы основного общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.»
Одними из важных условий реализации образовательной программы ФГОС, являются:
- участие родителей (законных представителей) обучающихся в проектировании и развитии образовательной программы образовательного учреждения и условий ее реализации;
- обновление содержания образовательной программы, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) с учетом особенностей развития субъекта Российской Федерации и др.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом.
Программа воспитания и социализации обучающихся ориентирована на развитие у них базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии России, искусство, природа, человечество, начальное формирование которых происходит именно в семье.
Основной целью системы работы образовательного учреждения с родителями (законными представителями) - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями следующие:
Направления взаимодействия | Виды деятельности | Содержание деятельности |
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
|
изучение семей обучающихся | - сбор сведений о семьях обучающихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус); - диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся; - диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе; - индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях; |
повышение педагогической и психологической грамотности | - информирование, консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения; - знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта; - изучение закономерностей развития ребенка; - содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям; - работа с сайтом образовательного учреждения, изучение интернет-ресурсов; - рассмотрение концептуальных основ построения ФГОС ОО и учебно-методических комплектов. | |
изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике. | - изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей; - изучение Конвенции ООН о правах ребенка; - изучение Закона РФ “Об образовании”; - Устав образовательного учреждения - ФГОС ОО | |
Организация спортивно-оздоровительной работы в семье
| пропаганда здорового образа жизни | - практикумы по организации режима дня и сбалансированного питания детей в семье; - совместное изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на дорогах; - родительские собрания по ЗОЖ. |
профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей | - развитие навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; - изучение интернет-ресурсов, статистических данных по области. | |
формирование положительного отношения к физической культуре и спорту. | - практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности; - День здоровья | |
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
| участие в работе советов различного уровня;
| - организация деятельности Родительского комитета; - организация деятельности Школы родителей; - участие родительского комитета в разработке Устава школы; |
материально-техническое обеспечение образовательного процесса. | - обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей; - организация благоустройства и озеленения школьного двора; - ремонт и оформление классных кабинетов; | |
Организация культурно- досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся
| участие в профориентационной работе | - участие в проведении тематических классных часов; - организация экскурсий на место работы родителей |
организация массовых мероприятий, совместной общественнозначимой деятельности и досуга родителей и обучающихся | - подготовка поощрительных призов, подарков обучающимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня; - организация или участие в различного уровня конкурсах, мероприятиях, концертах, выставках, конференциях; | |
проведение открытых мероприятий для родителей | - проведение открытых уроков, внеурочных, внеклассных мероприятий для родителей | |
участие в проектной деятельности. | - изучение вопросов, связанных с организацией исследовательской и проектной деятельности; - определение роли родителей в подготовке совместных исследований, проектов. |
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи
1. Лекция - форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания, анализ явлений, ситуаций.
2. Практикум( Школа родителей) - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
3. Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
4. Дискуссии – форма общения родителей по вопросам на актуальные в данный момент проблемы.
5. Открытые уроки (цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности).
6. Родительское собрание
Общешкольные родительские собрания проводятся 3 раза в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. 7.Классные родительские собрания проводятся один раз в четверть, при необходимости их можно проводить и чаще. Родительское собрание должно стать школой просвещения родителей, должно расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. На родительских собраниях анализируются учебные достижения учащихся, характеризуются их возможности, степень продвижения класса в учебной деятельности. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребенком успехов. разговор на собрании должен идти не об отметках, а о качестве знаний и мере интеллектуальных усилий, соответствующих познавательной и нравственной мотивации. К родительскому собранию необходимо готовить выставки творческих работ учащихся, их достижений, и не только в учебной деятельности. Сегодняшняя действительность ставит классного руководителя перед необходимостью пересмотра привычных установок в системе отношений «классный руководитель – родитель».Если грамотно продумать и последовательно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей в школе, то в результате такого сотрудничества родители станут союзниками в воспитании детей, соответственно повысится эффективность дальнейшего воспитательного процесса.Важность взаимоотношений школы и семьи акцентируется во всех документах и методических изданиях, предназначенных для школы. Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семье строится педагогическая мудрость школы».Взаимодействие семьи и школы – важная и сложная проблема в работе каждого классного руководителя. Самое главное, чтобы взаимодействия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребенком.На вопрос, на каких же основах должны складываться отношения классного руководителя и семьи, чтобы иметь успех в воспитании, - отвечает В. А. Сухомлинский. «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, и как можно больше духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам...».Классный руководитель и родители должны рассматриваться как партнеры в воспитании ребенка, а это означает равенство сторон, взаимное уважение, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества. От взаимоотношения классного руководителя, учеников и их родителей зависит успешность обучения и воспитания ребенка. Если классный руководитель будет стремиться к открытости и ценить вклад, который могут внести в его работу родители, он обнаружит, что ему стало проще. Родители поймут трудности, с которыми предстоит встретиться классному руководителю, и они будут благодарны ему за его усилия и за то, что он принимает их ребенка. Таким образом, эффективность воспитательного процесса в школе характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. Хорошо налаженное и организованное сотрудничество семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в непосредственном общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Сотрудничество классного руководителя и родителей еще раз доказывает: ВМЕСТЕ НАМ ЛУЧШЕ Хочется верить, что зернышки доброты, посеянные в душах детей, дадут добрые всходы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Здесь вы можете ознакомиться с теми проблемами, с которыми может столкнуться классный руководитель в условиях "новой" школы. Надеюсь, что предложенный опыт будет вам полезен....
Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
В условиях перехода специальных (коррекционных) общеобразовательных школ на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) перед учителями ставится задача формирования знаний в соответст...
Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО
Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"...
Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО
Презентация к докладу...
Деятельность классного руководителя в условиях реализации ФГОС ООО(из опыта работы)
Обобщение опыта работы классного руководителя...
Работа с родителями как одно из направлений деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС
Для работы...
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
Выступление на МО классных руководителей Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС....