Профессиональное самоопределение воспитанника - формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности
статья по теме
Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie.docx | 27.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональное самоопределение
Каждому молодому человеку на протяжении жизненного пути постоянно приходится принимать решения. Проблема принятия решения – не всегда легкая задача, ведь зачастую от верного выбора зависит благополучие человека, а иногда – и его судьба.
Под профессиональным самоопределением воспитанников школы – интерната мы понимаем целенаправленную совместную деятельность детей и педагогов, целью которой является формирование осознанного выбора ребенком профессиональной деятельности.
Целью моей, профориентационной работы является оказание помощи воспитанникам в жизненном и профессиональном самоопределении. Так как группы-семьи распределены у нас в школе-интернате по семейным – родственным отношениям. Профориентационная работа начинается уже с младшего школьного возраста (знакомство с миром профессий в целом), в подростковом возрасте (формирование потребностей в выборе профессии); в 8-11 классах – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы. С младшими воспитанниками провожу мероприятия по формированию представлений о мире профессий, о понимании роли труда в жизни человека через участие в различных видах деятельности. Дети знакомятся с новыми профессиями. На таких занятиях проводятся игры, упражнения, беседы, экскурсии, знакомства с представителями той или иной профессии. Традиционно проводятся конкурсы рисунков «Мое будущее», «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей». Беседы «Что такое профессия?», «Мир профессий». Младшие воспитанники любят играть сюжетно – ролевые игры с элементами традиционного быта проживания в тундре. В играх они подражают, демонстрируют профессии своих родителей оленеводов, охотников. Это способствует укреплению у них трудовых навыков. В группе - семье во время трудовых часов дети, высаживают и ухаживают за растениями, проводят генеральную уборку в корпусе и на территории фасада спального корпуса интерната.
С воспитанниками среднего возраста как воспитатель провожу мероприятия способствующие развитию интересов и способностей, связанных с выбором профессии. Это позволяет соотнести у детей индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку. С ребятами проводятся беседы, диспуты, дискуссии, анкетирования, встречи с интересными людьми. Групповые формы работы повышают интерес к выбору профессии, дают возможность лучше понять основания этого выбора, расширить и уточнить его. Правильно организованный труд способствует формированию таких качеств личности, как коллективизм, любовь к труду на общую пользу, инициативность, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость.
С удовольствием дети играют в деловые игры: «Моя будущая профессия»», «Открытие фирмы» и др, т.к. игры позволяют в значительной мере усилить процесс профессионального консультирования и обучения детей выбору профессии.
С детьми старшего возраста ведется работа по формированию профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей. На данном этапе ведётся курс «Профессиональное самоопределение», где большое внимание уделяется следующим разделам: «Ориентировка в мире профессионального труда», «Представление о себе и своих возможностях в профессиональной деятельности», «Проектирование пути к своей профессии». Курс помогает воспитанникам обосновать свой выбор профессии, подобрать образовательные учреждения, где можно получить данную специальность. Также нужно отметить, что на каждом занятии уделяется внимание знакомству с новой профессией. С воспитанниками проводятся всевозможные тренинги, анкетирования, ролевые игры: «Для чего я учусь?», «Остров профессий», «Угадай профессию» и т.д.
В современное время воспитание правовой культуры в сфере трудовых отношении и оказание помощи в профессиональной ориентации детей коренных народов Крайнего Севера в условиях интерната семейного типа приобретает особую актуальность. Ограниченный опыт жизни и труда воспитанников школы - интерната затрудняет самостоятельный выбор профессии. Работая с группой – семьёй из года в год я как воспитатель приобщаю воспитанников к трудовой деятельности, тем самым способствую постепенному самоопределению в выборе профессии.
Труд для воспитанников интерната - важнейшее средство социализации. Развитие организаторских способностей, воспитание самостоятельности организуется через самоуправление в интернате. Совет интерната контролирует и оказывает помощь в организации дежурства, досуга воспитанников, проводит Дни самоуправления, организует шефство над младшими воспитанниками, обеспечивает чистоту и уют в корпусах. Участвуя в общественном труде, воспитанники приобретают уважение к труду и людям труда, у них возникает потребность и желание трудиться. Жизнедеятельность в интернате организована таким образом, чтобы воспитанники овладели навыками в различных видах деятельности. Воспитание трудолюбия в интернате проходит через систематическое вовлечение детей в хозяйственные повседневные занятия, где усваиваются необходимые знания, умения и навыки. Особое место в овладении трудовыми навыками занимает профессиональная ориентация и профессиональная подготовка воспитанников-выпускников интерната. Это помогает им быстрее адаптироваться к жизни за пределами учреждения, повысить чувство уверенности в себе.
Главную роль в профессиональной ориентации воспитанников я отвожу индивидуальной работе. Индивидуальные беседы с воспитанниками и их родителями дают представления об особенностях характера, увлечениях, склонностях, стремлениях, психических, физических и умственных данных. Воспитанники – старшеклассники зачастую колеблются в своём выборе. Выясняю причину колебаний: неуверенность в себе, в выборе, боязнь и т.п., а затем по возможности устраняем эту причину. Особенно важным и значительным считаю при выборе профессии влияние физиологических особенностей и здоровья человека на возможность овладения той или иной профессией. Обсуждаем со старшими воспитанниками проблемы трудоустройства.
Из своей практики работы с группой, предлагаю использовать такую форму работы как «Круглый стол». Это дискуссионная форма, коллективное рассуждение (размышление) над вопросом, в котором все выступают «на равных». Количество вопросов для обсуждения не имеет какого-то предела, ведущий «круглого стола» поддерживает логическую цепочку беседы.
Интересно проходили такие «столы» по вопросам профориентации: «Куда пойти учиться?», «Куда пойти работать?», «Взаимосвязь «Человек и труд»». Такие беседы, обсуждения с ребятами помогают не только определить истину, глубину, ценность вопроса, но и учат ребят отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, аргументировать свои ответы.
С этого года на базе школы-интерната будет реализоваться по профориентации воспитанников интерната для работы в агропромышленном комплексе в условиях кочевого образа жизни «Зов предков (Невы ила' саир'')», которая даст возможность сформировать представления о конкретных видах профессиональной деятельности, сформировать установки и мотивы к определённым видам профессии.
На сегодня остро стоит вопрос о кочевой школе. Кочевая школа - особый тип общеобразовательной школы, приспособленной к местным условиям Крайнего Севера. Основное ее назначение - сделать школу доступной для детей кочевников, т.е. она должна кочевать вместе с оленеводами. Воспитанница группы-семьи №7 Сэротэтто Ирина, учащаяся 11 класса изъявила желание поступить и учиться на учителя кочевой школы. Успеха в реализации задач кочевой школы может достичь педагог, вышедший из этой среды, овладевший внутренним интеллектуальным миром этноса, его духовностью, мировоззрением, народной философией. Поэтому с ней мы ведем индивидуальную работу по данной профессии.
Итогом своей работы считаю, наши выпускники группы-семьи №7 целенаправленно выбирают профессии, востребованные на рынке труда. Это медработники, электромонтёры, технологи рыбной продукции, учителя, операторы связи, программисты, юристы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение в педагогической деятельности воспитателя является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у школьников готовности к осознанному выбору и профессиональному самоопределению как одно из направлений деятельности учителя биологии и классного руководителя
В тексте описываются приемы, используемые на уроках биологии и в деятельности классного руководителя для работы с учащимися по их дальнейшему профессиональному самоопределению. Так же представлены цел...
Подготовка к профессиональному самоопределению воспитанников школы-интерната в системе уроков технологии и внеурочной деятельности.
Материал выступления на научно-практической конференции "Предпрофильная подготовка - путь самореализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе"....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ТЕХНОЛОГИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОСОЗНАННОГО ЛИЧНОСТНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ»...
Формирование профессионального самоопределения воспитанников
План мероприятий по профориентационной работе...
Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников.
Анкеты (для воспитанников) : Готов ли ты к выбору профессии? Профессиональное самоопределение. Профориентация воспитанников....
Выступление на педагогическом совете школы: «Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната»
Выступление на педагогическом совете школы "Формирование трудовых компетенций как условие успешного профессионального самоопределения воспитанников школы-интерната"...