План реализации Концепции развития школьных библиотек
проект
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
План реализации Концепции развития школьных библиотек
Проект модернизации медиатеки
МБОУ Излучинская ОСШУИОП № 2
Автор проекта
Заведующая Центром информатизации, кандидат культурологии
Горелова Е.В.
Актуальность проекта
Сегодня система образования призвана решать проблему, равную по глобальности всеобщей информатизации – подготовить человека к жизни в новой, стремительно трансформирующейся информационной среде. О необходимости смены образовательной парадигмы в России нужно не просто говорить, как о архиважной задаче, её надо решать. И в этом направлении уже многое сделано. С 2011 года средние школы страны начали переход на новые образовательные стандарты (ФГОС). Меняется содержание образования, его информационная ориентация. Обучающиеся не просто образовательно «наполняются», но обеспечиваются компетенциями максимально помогающими адаптироваться в информационном обществе, проявить себя как личность, определиться профессионально.
Школа, будучи базовым элементом образовательной системы, достаточно гибко адаптируется к новому вектору развития, вовлекая в этот процесс всех субъектов образовательного процесса и предъявляя требования к их новым свойствам. В стандартах второго поколения отражается социальный заказ на воспитание и формирование активных, информационно грамотных участников современного общества. Достижение заданного результата системой школьного обучения будет зависеть, в том числе, от направления развития школьной библиотеки.
В нашем случае библиотека (медиатека) – это уже структурная составляющая Центра информатизации школы. Спектр информационно-образовательных услуг, техническое оснащение, фонд традиционных источников информации, ЭОР, технический центр, где учителя и обучающиеся имеют возможность использовать компьютер и периферийное оборудование для образовательных целей, электронные БД, библиотечное делопроизводство, методическое сопровождение учебного процесса – реалии сегодняшнего дня. С 2005 года библиотека модернизирована в медиатеку (библиотека и технический центр на 7 компьютеризированных мест). Однако, вектор ее развития очевиден – улучшение качества предоставляемых образовательных, информационных услуг, в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения и информационного общества.
Цель проекта:
Модернизация медиатеки с целью достижения качественно нового уровня информационно – библиотечного обслуживания участников образовательного процесса на основе новых информационных технологий с учетом требований ФГОС.
Задачи проекта:
Обеспечение нормативно-правовых, научно-методических, организационных, информационных, кадровых и материально-технических условий для модернизации медиатеки.
Формирование информационного пространства школы.
Обеспечение информационно-методической поддержки образовательного процесса, в том числе обеспечение аккумуляции и общедоступности информационных ресурсов.
Формирование информационной культуры обучающихся, учителей и сотрудников школы.
Обслуживание участников образовательного процесса в локальном и удаленном режимах с использованием ИКТ.
Создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды.
Участниками проекта являются библиотекари, педагоги, учащиеся, родители.
Ожидаемые результаты
Модернизация медиатеки обеспечит более комфортный доступ для участников образовательного процесса ко всем ресурсам библиотеки, Интернет, а также улучшит собственные информационные продукты деятельности, что в конечном итоге будет оказывать положительное влияние на качество образования.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
Обеспечение доступа к информационным ресурсам.
Увеличение спектра информационных услуг.
Увеличение количества обучающихся – участников смотров-конкурсов, научно-практических конференций различного уровня, в том числе Интернет-конференций.
Увеличение количества педагогических работников – участников смотров-конкурсов, научно-практических конференций различного уровня, в том числе Интернет-конференций.
Повышение ИКТ - компетентности участников образовательного процесса.
Повышение результативности учебно-воспитательного процесса.
Увеличение количества участников образовательного процесса, использующих ресурсы медиатеки, в том числе и традиционные (печатные).
Перспективы модернизации школьной медиатеки
Внедрение комплекса новых автоматизированных библиотечных услуг.
Повышение уровня обслуживания в локальном и удаленном режимах с использованием новых информационных технологий.
Продолжение работы по созданию баз данных.
Накопление и использование фонда информационных ресурсов в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.
Развитие материально-технической базы.
Развитие умений школьных библиотекарей работать в инновационном режиме.
Нормативные документы
- ФЗ о библиотечном деле от 29.12.1994 N 78-ФЗ
- Закон ХМАО о библиотечном деле от 20.12.2000 года N 110-оз
- Постановление от 29.12.2010 года № 189 Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ №6 от 03.02.1997г. Об утверждении межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках
- Приказ Министерства культуры РФ от 08.10.2012г № 1077 Об утверждении порядка учета документов, входящих в состав библиотечного фонда (Приказ Министерства культуры РФ от 2.12.1998г №590 «Об утверждении «Инструкции об учете библиотечного фонда» утратил силу на основании приказа министерства культуры РФ от 03.06.2013г №623)
- Письмо Минобразования РФ от 23.03.2004 № 14-51-70/13 «О примерном положении о библиотеке образовательного учреждения»
- ГОСТ 7.1-2003 Библиографическое описание
- ГОСТ 7.20-2000 Библиотечная статистика
- ГОСТ 7.60-2003 Виды изданий (что такое печатное, издание, электронное издание, виды изданий – сериальное, периодическое и т.д. этот ГОСТ определяет рабочую тетрадь как учебное пособие, которые мы имеем право покупать на средства субвенций)
- Закон ХМАО о субвенциях от 11.12.2013 N 123-оз
- Письмо Минобразования РФ от 20.07.2000го № 06-21ин/25-06 «О штатном расписании библиотек учреждений системы образования»
- Федеральный перечень учебников №253 от 31.03.14 с изменениями от 8.06.17
Рекомендательные документы
- Формулы определения основных относительных показателей библиотечной статистики
- Примерное положение о порядке предоставления учебников
- ФГОС извлечения для библиотек
Анализ деятельности
Анализ работы библиотеки (медиатеки) за 20176-2018 учебный год.
Проекты с аналогичной тематикой
- Сергеева С.А.Учебный проект"Читаем вместе"
- Учебный проект "Электронная библиотека"
- Визитка проекта Внедрение информационных технологий в практику работы школьной библиотеки
- Учебный проект "Библиотека будущего"
Паспорт проекта модернизации медиатеки
МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2
Полное наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Излучинская общеобразовательная средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 |
Адрес | ХМАО-Югра, Нижневартовский район, гп.Излучинск, ул.Школьная д.7 |
Электронная почта Эл.почты медиатеки |
|
Адрес сайта ОУ | |
Ф.И.О. руководителя учреждения | Грибецкая Антонина Дмитриевна |
Количество учащихся в ОУ | 798 |
Количество педагогических работников в ОУ | 60 |
Количество компьютеров, объединенных в локальную сеть в ОУ, в т. ч. в библиотеке, техническом центре. | 105 |
Наименование Проекта | Модернизация школьной медиатеки |
Основания для разработки Проекта |
|
Заказчик Проекта | Администрация МБОУ Излучинская ОСШУИОП №2 |
Координатор Проекта | Горелова Елена Витальевна –Заведующая Центром информатизации школы |
Разработчики Проекта |
|
Законодательная база для разработки Проекта | Федеральные НПА
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Локальные акты школы
|
Основные направления деятельности по реализации Проекта | Проект модернизации школьной медиатеки ориентирован на реализацию приоритетных направлений региональной образовательной политики в области организации образовательного процесса в школах в условиях реализации ФГОС:
|
Сроки и этапы реализации Проекта | Срок реализации проекта: с января 2017 г. по июнь 2020 г. I этап – подготовительный – январь 2017 – май 2018 г. (анализ деятельности библиотеки, анализ материально-технической базы библиотеки, подготовка финансового обоснования проекта) II этап – основной – 2018 г. - 2020 г. (модернизация медиатеки в сфере материально-технического оснащения, повышение уровня информационных услуг, расширения спектра библиотечного обслуживания) III этап – заключительный – июнь 2020 г. Анализ результатов реализации проекта. |
Механизм реализации проекта
Содержание деятельности | Ожидаемый результат | Ответственные исполнители | Сроки реализации | ||
| |||||
1. Изучение нормативных, инструктивных и методических документов федерального, регионального и муниципального уровней образования. | Проект | Баранова Н.С.и творческая группа педагогов | Январь-февраль 2019 г. | ||
2. Обновление нормативно-правовой базы - редактирование Положений: - «Положение о библиотеке», - «Правила пользования библиотекой, - «Положение о порядке создания, и использования учебного фонда» и т.д. | Формирование нормативно-правовой базы | Баранова Н.С. | Март-май 2018г | ||
II. Материально-техническое обеспечение | |||||
1. Обновление специального оборудования, современной техники.
| - Размещение дополнительных рабочих мест и зон. - Автоматизация библиотечных процессов. - Обеспечение расходными материалами, носителями цифровой информации. | Баранова Н.С., Горелова Е.В., Селезнев Р.И. инженер, Шитиков Ю.А. программист, лаборант. | С сентября 2018 г. – 2020 г. | ||
2. Комплектование фонда на разных носителях: учебной, справочной, отраслевой, художественной литературой, медиаресурсами, Интернет - ресурсами | Пополнение фонда библиотеки качественными и разнообразными источниками информации | БарановаН.С., Горелова Е.В. | 2018-2020 гг. Систематически | ||
3.Информатизация библиотечной деятельности. Формирование единой информационной среды ОУ. | - Обеспечение доступа к библиографическим базам библиотеки, к Интернет-ресурсам. - Увеличение спектра информационных услуг. Расширение объёма информационных ресурсов | Баранова Н.С., Горелова Е.В., Селезнев Р.И. инженер, Шитиков Ю.А. программист, лаборант. | 2018-2020 гг. Систематически | ||
II. Кадровое обеспечение | |||||
1. Подбор и расстановка кадров. | -Наличие квалифицированных кадров. - Своевременная курсовая подготовка педагогических работников и библиотекарей по использованию ИКТ. - Работа творческих групп по направлениям деятельности школы. -Поощрение и стимулирование участников реализации проекта. | Горелова Е.В. | 2018-2020 гг. Систематически | ||
IV. Научно-методическое обеспечение | |||||
1.Изучение передового опыта района, округа, России по внедрению ИКТ в образовательную деятельность. | - Расширение спектра используемых ИКТ. - Увеличение перечня электронно-библиотечных услуг, повышение качества обслуживания участников образовательного процесса. | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
2. Выявление новых управленческих и методических подходов к организации деятельности медиатеки. | Включение библиотеки в управленческую систему школы с целью повышения интегрирования медиатеки в единое информационное пространство школы | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
3. Анализ перспективных моделей организационных форм школьной медиатеки. | - Выявление слабых и сильных сторон деятельности и ресурсов медиатеки. - Анализ текущей ситуации, обмен опытом. - Изучение опыта внедрения ИКТ в образовательную деятельность школьных библиотек района, округа, России. | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
4. Развитие координации деятельности школьной медиатеки с библиотеками других ведомств. | Обмен опытом работы, распространение собственного опыта работы при проведении совместных мероприятий, вебинаров, телеконференций. | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
5. Формирование информационной компетентности. участников образовательного процесса. | - Активное формирование информационной компетентности участников образовательного процесса. - Использование Интернет -сервисов. -Формирование информационной культуры - через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов и инструментов Веб 2.0, при проведении мастер - классов, семинаров, конференций. | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
6.Методическое сопровождение внедрения ИКТ в образовательный процесс школы. | - Расширение банка УМК, соответствующих ФГОС на разных носителях. - Укомплектованность учебно-методической и программно-методической литературой, ЭОР. - Оказание методической помощи учителям при разработке планов занятий с использованием Интернет-сервисов, медиаресурсов. | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
V. Информационно-образовательное обеспечение | |||||
1.Использование школьной библиотеки как электронной библиотеки. | - Доступ к электронным дидактическим материалам | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
2.Обеспечение быстрого доступа к информационным ресурсам. | - Пополнение банка данных ЭОР, создание базы Интернет - сервисов, сайтов, электронных библиотек, аннотированных списков со ссылками | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
3.Информационное сопровождение уроков, занятий дополнительного образования (кружков, факультативов, элективных курсов и др.), семинаров, совещаний, Педагогического и Методического советов, конференций и т.д. | Возрастание доли занятий с проведением ИКТ, повышение качества использования ИКТ; увеличение количества участников образовательного процесса, применяющих ИКТ | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
4. Использование библиотеки для мониторинговых исследований. | Создание тематических баз данных | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
VI. Создание привлекательной, комфортной и современной библиотечной среды | |||||
1.Редактирование страницы ЦИШ (библиотеки) на сайте ОУ. | - Активное применение Интернет - технологий (Веб 2.0). - Обмен информацией через сайт, блог, электронную почту. - Обновление информации и поддержание ее в актуальном состоянии | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
2.Реклама деятельности: выставки, стенды, плакаты, буклеты. Размещение материалов в СМИ: в районных газетах, журналах, на сайте, в Интернет. | - Увеличение читательской активности. - Интерактивность (открытость) школьного информационно библиотечного центра. | БарановаН.С., Горелова Е.В., | 2018-2020 гг. Систематически | ||
3.Формирование коммуникативных компетенций учащихся в режиме виртуального общения. | Участие в Интернет-конференциях | БарановаН.С., Горелова Е.В. | 2018-2020 гг. Систематически | ||
4.Проведение на базе медиатеки конкурсов «Читатель года», «Лучший читающий класс» и т.д. | - Увеличение читательской активности. - Увеличение доли педагогов и родителей (законных представителей), вовлеченных в работу медиатеки. | БарановаН.С., Горелова Е.В., | 2018-2020 гг. Систематически | ||
5.Внеклассная работа, сочетающая в себе традиционные и нетрадиционные средства информации. | - Пополнение копилки буктрелеров, оформление традиционных книжных и виртуальных выставок, экскурсий, проведение мероприятий с применением ИКТ. - Самостоятельное знакомство и изучение медиаресурсов, использование Интернет. | БарановаН.С., Горелова Е.В., | 2018-2020 гг. Систематически | ||
6.Работа с одаренными учащимися. | - Поддержка творчески одарённых учащихся, повышение результативности их участия в научно-практических конференциях, олимпиадах, смотрах - конкурсах. - Внедрение элементов дистанционного обучения | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически | ||
7.Учебно – исследовательская и проектная работа. | - Практическая отработка навыков и умений выполнения и защиты проектных, реферативных, исследовательских работ. - Повышение результативности участия в смотрах-конкурсах, научно-практических конференциях. | БарановаН.С., Горелова Е.В., Прохоревич В.М. -методист | 2018-2020 гг. Систематически |
Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности
Литературные и Интернет источники:
1. Андрианова Л. М. Готовность школьной библиотеки к информационному взаимодействию в условиях реализации ФГОС: проблемы и перспективы развития//Презентация. 2012 г.
2. Волобуева М. Ю. Методические рекомендации по составлению программы развития школьной библиотеки//Школьная библиотека. 2010. № 8. С.27 – 29.
3. Дейнеко И. В. Новая библиотека для новой школы: позиция методиста //Информационный бюллетень. 2011. № 61. С.53 – 61.
4. Петров О.Г. Информационно - образовательная среда современной школы как условие реализации ФГОС общего образования//Информатика и образование. 2012. № 9. С.18 – 22.
5.
http://www.edc.samara.ru/~mediateka/kniga/book_07.htm
6. http://www.eduvluki.ru/ch/bib/detail.php?publ_id=501&publ_catid=173&sch_id=9
7. http://biblio-media.blogspot.ru/2009/09/20.html
8. http://www.slideboom.com/presentations/503062/%D0%A4%D0%93%D0%9E%D0%A1-%D0%B8-%D0%A8%D0%91
9. https://sites.google.com/site/ito2012spb/mk/andrianova
Проекты с аналогичной тематикой
Сергеева С.А.Учебный проект «Читаем вместе»
Учебный проект «Электронная библиотека»
Визитка проекта Внедрение информационных технологий в практику работы школьной библиотеки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации на 2016 год
План мероприятий СКИРО ПК и ПРО...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ По реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации
Представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования...

Отчет о выполнении Плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации
Работа учителей школьного методического объединения за 2016 год...

План мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации в МКОУ «Касторенская средняя общеобразовательная школа №2» Касторенского района Курской области на 2016-2017 учебный год.
Значение математического образованияМатематика есть часть общего образования. Ныне ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики — как без конкретных математических знан...

План мероприятий МБОУ «Старомихайловская СОШ» по реализации Концепции развития физического образования
План мероприятий МБОУ «Старомихайловская СОШ»по реализации Концепции развития физического образования...

ПЛАН по реализации Концепции развития математического образования на 2018 г. МБОУ "СОШ № 83" г. Северск
В этом материале предоставлены этапы реализации Концепции развития математического образования...