ДОЛ «Ватутинские исследователи»
материал (6 класс) на тему
Как и во многих других образовательных учреждениях, в МОУ Ватутинская СОШ идёт активный поиск инновационных направлений, форм организации летней занятости обучающихся в целях создания в период летних каникул условий полноценного отдыха, полезной занятости и формированияличности, адаптированной к жизни в современном обществе. Этот поиск опирается во многом на опыт, профессионализм и творчество педагогических работников самого учреждения, с учётом материально-технической базы и финансовых возможностей данного учреждения. В учреждении разработана и апробирована программа в сфере отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в каникулярный период «Ватутинские исследователи».
Данные диагностик здоровья обучающихся школы за последние 3 года позволяют сделать вывод, что абсолютно здоровых детей мало, выявлен широкий спектр заболеваний. Многие родители не в состоянии приобрести дорогостоящие путёвки в оздоровительные лагеря, так как имеют низкий социальный статус. С учётом вышесказанного разработана комплексная программа организации летнего оздоровительного отдыха обучающихся. Лагерь дневного пребывания предназначен для оздоровления и отдыха детей 10-14 лет, имеющих разный уровень здоровья, развития, воспитанности, возможностей и способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_lager.docx | 111.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Ватутинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов имени Д.В.Рябинкина
«Рассмотрено» | «СОГЛАСОВАНО» | «Утверждаю» | |
на заседании ШМО | И.о.. директора школы | Директор | |
классных руководителей | Бахарев Д.В. | МОУ УМОЦ | |
___.___._______г. | ___.___._______г. | ||
Беликова Е.В. | __________/____________________ / | _______ /Григорьева Н.В../ | |
Рабочая программа ДОЛ «Ватутинские исследователи»
Комплексная программа организации оздоровления несовершеннолетних в лагере дневного пребывания | |||||
для | 5 – 7 | классов | |||
Программа составлена директором ДОЛ
«Ватутинские исследователи»
Макаровой М.В
Ватутинки – 2011 г.
Муниципальное образовательное учреждение
Ватутинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов
имени Д.В. Рябинкина
Комплексная программа организации оздоровления несовершеннолетних в лагере дневного пребывания
«Ватутинские исследователи»
Предмет преподавания: история, география, биология, экология, оригами.
Должность: начальник лагеря Макарова М.В., учитель географии.
Контактный телефон учреждения: 8 (495) 334-59-19
Контактный телефон руководителя: 8-915-244-91-53
Ватутинки – 2011 г.
Программа «Юные исследователи Ватутинок»1. Введение. Как и во многих других образовательных учреждениях, в МОУ Ватутинская СОШ идёт активный поиск инновационных направлений, форм организации летней занятости обучающихся в целях создания в период летних каникул условий полноценного отдыха, полезной занятости и формирования личности, адаптированной к жизни в современном обществе. Этот поиск опирается во многом на опыт, профессионализм и творчество педагогических работников самого учреждения, с учётом материально-технической базы и финансовых возможностей данного учреждения. В учреждении разработана и апробирована программа в сфере отдыха, оздоровления и занятости обучающихся в каникулярный период «Ватутинские исследователи».
Актуальность. Данные диагностик здоровья обучающихся школы за последние
3 года позволяют сделать вывод, что абсолютно здоровых детей мало, выявлен широкий спектр заболеваний. Многие родители не в состоянии приобрести дорогостоящие путёвки в оздоровительные лагеря, так как имеют низкий социальный статус. С учётом вышесказанного разработана комплексная программа организации летнего оздоровительного отдыха обучающихся. Лагерь дневного пребывания предназначен для оздоровления и отдыха детей 10-14 лет, имеющих разный уровень здоровья, развития, воспитанности, возможностей и способностей.
Главными направлениями деятельности летнего оздоровительного лагеря являются:
Развитие образовательного учреждения как центра оздоровления и воспитания на основе личностно-ориентированного подхода и с учётом общечеловеческих ценностей.
Разработка эффективной системы организационно-педагогических, учебно-воспитательных мер для развития личности детей и их оздоровления.
Внедрение в практику работы лагеря достижений передового опыта, применение новых технологий воспитания и развития, забота о компетентности воспитателя.
Составление новых программ функционирования и развития, наличие авторских разработок, учебно-методического материала.
Развитие творческих способностей детей, привлечение к исследовательской работе.
Концептуальные подходы. Совершенство человека – как его представляют себе люди? Мнений, безусловно, много. Большое внимание этому вопросу уделялось в искусстве, литературе, где главный герой обладал всевозможными положительными качествами. И по праву одним из примеров совершенного человека можно назвать героя художественного произведения Робинзона Крузо. Его воля к жизни, умение найти выход из сложнейшей ситуации, вера в собственные силы – достойные качества, актуальные и востребованные в современном мире.
Основой данной программы является идея «Робинзонады», где личность Робинзона является примером для подражания. И дети, и взрослые в процессе деятельности учатся преодолевать трудности, проявлять инициативу и самостоятельность, фантазию и точный расчёт, использовать все свои возможности и резервы личности для решения конкретной задачи. Но, в отличие от одинокого на своём острове Робинзона, каждый может рассчитывать на поддержку – и ребёнок, и взрослый, потому что всё делается сообща, в коллективе. Каждый делает свой, пусть небольшой, шажок к совершенству. Каждый человек в процессе своей жизни открывает все новое, уже давно открытое другими учеными. На этих открытиях он воспитывается, учится любить свою малую Родину, а, следовательно, и нашу великую страну. Учителя выполняют роль помощников в этих сложных и непростых открытиях.
Длительное время в практической педагогике были распространены следующие подходы к процессу воспитания:
Усвоение передаваемого опыта жизни может происходить в пассивной деятельности воспитанников, организуемой воспитателями («педагогика авторитаризма»).
Усвоение опыта может осуществляться в активной деятельности воспитанников, организуемой воспитателями во всех сферах жизни («педагогика чрезмерной опеки»).
Есть и третий подход – абсолютизация роли активной деятельности, организуемой самими воспитанниками («педагогика свободного воспитания»).
Только самые прозорливые педагоги и демократы как Я.Каменский, Песталоцци, Фурье, Оуэн, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский утверждали необходимость сочетания активной деятельности детей и подростков, организуемой воспитателями, и активной деятельности, организуемой самими воспитанниками («педагогика разумной опеки»).
С середины 70-х годов прошлого столетия в качестве основополагающего курса воспитания провозглашается «комплексный подход». Комплексный (целостно-многосторонний) подход к воспитанию по своей сути означает необходимость не просто взаимосвязи, а высшей ступени синтеза всех частей воспитания. Он означает, что основу воспитательного процесса составляют такие отношения воспитателей и воспитанников, которые носят характер общей творческой заботы, как старших, так и младших товарищей об улучшении окружающей жизни, о каждом воспитаннике как самостоятельной творческой личности. Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников – это главная идея, основа всего концептуального подхода данной программы.
Педагогический коллектив работает над реализацией концептуальных идей через осуществление в деятельности определенных принципов, которые и составляют основной блок концепции.
Это следующие принципы:
принцип единства воспитания и развития;
принцип здоровьесбережения в условиях оздоровительно-воспитательного процесса;
принцип согласовательности, предполагающий совместное обсуждение конкретных задач, способов их решения;
принцип взаимопонимания, выражающий умения участников образовательного процесса «встать» на позицию другого человека, понять его потребности, намерения, замыслы;
принцип взаиморазвития (имеется в виду не только развитие личности ребенка, но и взрослого - педагога, управленца), согласно которому в школе создаются условия для постепенного расширения сознания, пошагового развития личности учащегося;
принцип саморазвития (предполагает создание условий для появления у всех субъектов оздоровительного и воспитательного процесса установки на осознание ценности и значимости индивидуального развития каждого);
принцип рефлексивности (систематическое проведение анализа и коррекции деятельности, способов мышления и взаимодействия коллектива) и другие принципы.
При построении программы коллектив воспитателей учитывал социально-психологические закономерности развития детей:
каждый ребенок индивидуален и имеет неповторимое своеобразие психики;
полноценное развитие ребенка, раскрытие его личностного потенциала происходит только при воздействии социальной среды;
учет психических особенностей развития детей в разные возрастные периоды позволяет выбирать познавательный материал, который дети способны усвоить при включении их в различные виды деятельности;
планомерно организованное воздействие на ребенка в процессе его развития раскрывает его личностный потенциал, формирует разностороннюю активную личность;
на каждом этапе развития в силу своих возможностей (физических и психических) ребенок овладевает различными социальными ролями и включается в те или иные социальные отношения.
2. Цели и задачи.
Осуществление воспитания в лагере дневного пребывания представляет специально организованную деятельность педагогов и детей, направленную на решение задач воспитания и развития личности.
Основной целью оздоровительно-воспитательного процесса в лагере дневного пребывания является такая его организация, при которой создаются условия для формирования трёх основополагающих сторон личности ребёнка: здоровье, наука и культура, развитие. Все три направления переплетаются, находятся в постоянном взаимодействии и дополняют друг друга.
Таким образом, основными задачами данной программы являются:
- Обеспечение полноценного отдыха и укрепления здоровья детей:
привитие навыков личной гигиены и закаливания;
формирование знаний по безопасности жизнедеятельности;
приобщение к физической культуре и спорту.
- Создание условий для обогащения каждого ребенка опытом
культурного отношения к окружающему миру:
способствовать формированию нравственных качеств личности;
учить общению и активному взаимодействию со сверстниками, взрослыми;
приобщать к общечеловеческим ценностям, воспитывать любовь к природе, родному краю.
применять на практике научно-исследовательские методы и приемы для изучения территории своего проживания.
III. Формирование всесторонне развитой личности:
расширение кругозора детей;
совершенствование мыслительных способностей;
развитие творчества, активности, инициативы, самостоятельности.
Организация оздоровительно-воспитательного процесса в лагере характеризуется следующими особенностями:
- организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- детям представляются возможности сочетать различные направления и формы деятельности. Организация мероприятий осуществляется в соответствии с подготовленным воспитателем планом, где указываются цели и содержание, время и продолжительность;
- оздоровительно-воспитательный процесс должен соотвтетствовать технике безопасности и производственной санитарии.
3. Сроки реализации.
1 сезон работы летнего оздоровительного лагеря (21 день)
4. Кадровое обеспечение.
Директор, заместитель директора школы, руководитель лагеря, два воспитателя, музыкальный работник, учитель географии, учитель истории, зав. Библиотеки, медицинская сестра, повар, помощник повара, технический персонал.
5. Взаимодействие с учреждениями поселка, сельского поселения Десеновское, Ленинского муниципального района.
- Администрация сельского поселения «Десеновское»
- Учреждение культуры – ГДО
- Учреждение дополнительного образования «Гармония»
- Культурно-исторический центр.
6. Основные требования к организации работы.
Требования к соблюдению нормативно-правовой базы.
- Формирование нормативно-правовой базы лагеря: разработка нормативных актов, регламентирующих деятельность лагеря – планирование, программа работы, должностные инструкции, инструкции по технике безопасности.
Требования к помещению и территории расположения лагеря дневного пребывания:
- Соответствовать требованиям СанПиНов: соблюдение светового, теплового, санитарно-гигиенического режимов;
- Соответствие оформления помещения тематики программы, возрастным особенностям детей, эстетическим нормам.
Требования к питанию:
1. Рациональность питания: поступление пищевых веществ и энергии в количествах, соответствующих возрастным физиологическим потребностям.
2. Соблюдение режима питания.
3. Профилактическая витаминизация питания.
Требования, предъявляемые к воспитателю:
1) постоянно изучать и хорошо знать индивидуальные особенности своих воспитанников;
2) уметь диагностировать и знать реальный уровень сформированности таких важных личностных качеств, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, отношение к жизни, труду, ценностные ориентации, жизненные планы и другие;
3) постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности;
4) своевременно выявлять и устранять причины, которые могут помешать достижению цели, а если эти причины не удалось вовремя выявить и устранить – оперативно изменять тактику воспитания в зависимости от новых сложившихся условий и обстоятельств;
5) опираться на собственную активность личности;
6) развивать самостоятельность, инициативу, самодеятельность воспитанников, создавать ситуации успеха.
Смена состоит из одной группы, в соответствии с реализацией поставленных целей и личностно-ориентированного подхода, в количестве 30 человек.
Организация работы летнего лагеря осуществляется в соответствии со следующим режимом дня:
900 – 930 - приём детей, зарядка
930 – 1000 – завтрак
1000 – 1200 - экскурсии, исследования
1200 – 1330 - обработка материалов исследований
1330 – 1430 - час творчества
1430 – 1500 – обед
1500 – уход домой
Планирование мероприятий программы составляется с учетом возможностей педагогов, детей, материально – технической оснащённости лагеря и с опорой на санитарно-гигиенические нормы.
7. Механизмы реализации программы.
Для эффективной работы и достижения поставленных целей и задач предполагается такая форма организации деятельности, которая представляла бы собой сплав самых разнообразных видов и способов организации досуга детей. В то же время это не есть что-то хаотичное, а представляет собой определённую систему.
Достаточно удачным решением является проведение исследовательской работы, направленной на изучение истории своего родного края, географические, биологические направления в изучении своей местности, большой блок, без которого не может обойтись современный человек – экологический.
В оздоровительном лагере «Юный исследователь» должна быть своя эмблема, правила. Учителя и дети объединены в один коллектив по комплексному изучению территории Ватутинок.
Основные формы:
o походы, исследования;
o обработка результатов исследований;
o спортивные состязания;
o интеллектуальные игры;
o музыкальные программы;
o экскурсии;
o выставки творческих достижений;
o трудовая деятельность.
План – график мероприятий программы
1 день 1.06.11 | Здравствуй, лето! 1. Церемония открытия «Здравствуй,лето!», посвященная Дню детей 2. Мир, в котором я живу. Звуки леса. 3. Игра-беседа «Кто я такой». 4. Оригами | |
2 день 2.06.11 | День экологии 1. Экологическая тропа (река Десна, родники, гора «Буревестник», храм Покрова Божией Матери). 2. Обработка результатов. 3. Программа «Я – лидер». | |
3 день 3.06.11 | Историческое краеведение 1.Троицкая фабрика (история, связанная с войной 1812 года, экология-посещение плотины, география – посещение пещер, расположенных вдоль реки Десна). 2.Обработка результатов | |
4 день 6.06.11 | С чего начинается Родина? 1. «История вокруг нас» - пешая экскурсия по Ватутинкам. 2. Составление газеты, фотоальбома. 3. История танца | |
5 день 7.06.11 | Спортивный день 1.Школьная спартакиада 2. Составление гербария растений леса, луга 3. Просмотр фильма «добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». | |
6 день 8.06.11 | Остановись, мгновенье, ты прекрасно! 1.Изучение леса. Экскурсия в Ватутинский лес (определение видового разнообразия, травяного покрова, сбор гербария). 2.Изучение почвенного покрова. 3. «Для меня Россия начинается здесь». Фотофиксация. | |
7 день 9.06.11 | Литературное краеведение 1.Обитель творчества, труда и вдохновения. Экскурсия в писательские дачи в гости к Маас Анне (отец – сценарист фильмов «Волга-Волга», «Веселые ребята»). 2. Оригами | |
8 день 10.06.11 | Эстетическое краеведение 1. Посещение музея Кобалевского – школа искусств. 2. Беседа с отцом Николаем – наставителем храма Тихвинской иконы Божией матери. Экскурсия в храм. 3. Обработка результатов. | |
9 день 13.06.11 | Комплексное изучение территории Ленинского района 1.Посещение Царицына. 2.Обработка результатов экспедиций. Составление газеты, фотоальбома. 3. Оригами | |
10 день 14.06.11 | День географического краеведения 1. Изучение реки Десна (определение скорости течения, глубины, ширины реки, знакомство с обитателями). Памятники истории и культуры. 2.Обработка результатов. 3. Книжкина больница. | |
11 день 15.06.11 | День исторического краеведения 1.Венок усадеб. Посещение усадьбы Валуево, изучение архива среды, каскадные пруды, лодочная станция, р. Ликова, остров, возложение цветов к памятнику погибшим в годы ВОВ. 2. Обработка результатов. 3. Программа «Я – лидер». | |
12 день 16.06.11 | Мы все вышли из деревни… 1. «Летопись российских деревень». Поисковая работа. Запись воспоминаний старожилов. Деревня Ватутинки. Поселок Ватутинки. 2. Статус Ватутинского гарнизона. 3. Обработка результатов. | |
13 день 17.06.11 | День ПДД. (Плановая учебная эвакуация во время предполагаемого пожара) 1. Беседа «Как вести себя на дорогах». Пешая экскурсия «История вокруг нас»(ЦПРК, салютный дивизион). Возложение цветов к памятнику. 2. День памяти. (День гибели Д. Рябинкина при освобождении заложников). Встреча с представителями группы «А». 3. Конкурс рисунков на асфальте. | |
14 день 20.06.11 | С чего начинается наука 1.Экскурсия в Троицк – наукоград (ИЗМИРАН, встреча с настоятелем Троицкого храма отцом Вадимом). 2.Обработка результатов. 3. Язык танца. | |
15 день 21.06.11 | Комплексное изучение территории 1.Экскурсия на спец. Объект «Коммунарка». 2.Посещение храма Казанской Иконы Божьей Матери в Сосенках. 3. Изучение озер сельского поселения Десна ( глубина, температура воды на поверхности и на глубине, знакомство с биоценозом – озеро) 4. Посещение лодочной станции, сплав на лодках. | |
16 день 22.06.11 | А завтра была война… 1. Возложение цветов к могиле Колмыкова Алексея, Бусова Николая. 2. Просмотр фильма «Офицеры». 3.Обработка результатов по теме: «Изучение озер». | |
17 день 23.06.11 | Археологический день. 1.Посещение «холма вятичей». 2.Яковлево, храм и усадьба. «Летопись российских деревень». Поисковая работа. Запись воспоминаний старожилов. 3.Обработка результатов. | |
18 день 24.06.11 | Обитель творчества труда и вдохновения 1.Знакомство с творчеством Визбора. 2. Обзорная экскурсия по писательским дачам, в гостях у Визбора Н.Ф. 3.Оригами. | |
19 день 26.06.11 | Дальние края… 1. Экскурсия в Переделкино в гости к К. Чуковскому, храм Преображения Господня – резиденция российских патриархов, некрополь. 2. Оригами | |
20 день 27.06.11 | Русские зодчие 1. Экскурсия «Храм Покрова Божьей Матери на Десне». История, особенности деревянного храмостроения. 2. Экскурсия в музей «Русские народные промыслы». 3. Обработка результатов предыдущих экскурсий. | |
21 день 28.06.11 | День науки 1. Подведение итогов исследований окрестностей Ватутинок (защита проектов). 2. Подготовка концертной программы, посвященной закрытию лагеря юных исследователей. 3. Программа «Я – лидер» | |
22 день 29.06.11 | Закрытие летнего лагеря 1. Спортивные соревнования по пионерболу. 2. Викторина: «Самый, самый…» 3. Награждение активистов, победителей исследовательских проектов, спортсменов. 4. Концерт. |
Основные мероприятия программы
Часть дней смены имеют тематическое название: День исторического краеведения, День географического краеведения, День экологического краеведения, Обитель творчества, труда и вдохновения, А завтра была война, С чего начинается Родина и т.д. Таким образом, все мероприятия этого дня будут посвящены одной выбранной теме, но проводиться они могут в самой разнообразной форме, связанной с исследовательской деятельностью. Целью такого планирования в данной программе является возможность её использования в течение ряда лет при мало изменяемом коллективе педагогов.
Цель: познакомить ребят с правилами исследовательской деятельности, формировать творческую активность, развивать навыки и умения сбора исследовательского материала и его обработку.
Разработка программы на развитие мелкой моторики – «Оригами», программа «Я – лидер», направленная на развитие индивидуальных особенностей ребят.
Цель: развивать интеллектуально-психологические качества детей.
В программу не вошли игровые мероприятия (конкурсы, викторины), которые проводятся на природе или в период ненастной погоды, познавательные мероприятия (викторина «Мы любим природу», викторина-шоу «Детские песни», интеллектуальная игра «Первые люди», «Русские сказки» - познавательная игра, экологическая игра «Рыбы и реки»).
Цель: расширить кругозор детей, предоставить возможность проявить свои знания, интеллектуальные способности.
Спортивные игры, состязания, эстафеты («Весёлые старты», соревнования по пионерболу, эстафета).
Цель: укрепление физического здоровья детей, развитие ловкости, воспитание чувства коллективизма, умений поддержать товарища.
Экскурсии (комплексное изучение территории сельского поселения Десеновское и прилегающих территорий).
Цель: обогащение ребят знаниями о Малой Родине, его героях прошлого и настоящего, эстетическое воспитание.
Творческие мероприятия (Конкурс талантов, конкурс стихов, рассказов собственного сочинения, рисунков на асфальте, изготовление поделок из природного материала).
Цель: дать возможность каждому проявить свои способности в разных сферах, развить креативность, увидеть своих товарищей, взрослых с новой стороны.
8. Методическое обеспечение сезона.
· разработанная программа,
· методическая литература, разработки мероприятий,
· оформление, реквизит,
· система контроля деятельности (диагностики здоровья, анкеты)
· анализ результатов
9. Материально-техническое обеспечение программы
· оформление помещений,
· телевизор, ИКТ,
· призовой фонд,
· канцтовары,
· музыкальное оборудование,
· спортив ный инвентарь,
· наборы настольных игр
10. Структура управления программой
Отдел социального страхования
Органы соц. защиты
Комитет по образованию
Комитет по молодежной политике
Директор ОУ
Руководитель летнего лагеря
- Воспитатели
- Предметники
- Учитель физкультуры
- Социально-психологическая служба
Вожатые
Географический совет
Экологический Совет
Исторический Совет
1 уровень (стратегический) 2 уровень (тактический) 3 уровень (оперативный) 4 уровень (самоуправление)
11. Результативность программы.
11.1 Ожидаемые результаты:
Созданы условия для формирования трёх основополагающих сторон личности ребёнка: здоровье, культура, развитие.
Определились позитивные тенденции в формировании социально-значимых качеств личности воспитанников летнего оздоровительного лагеря, улучшилось их физическое здоровье.
Усовершенствован механизм управления организацией летнего отдыха обучающихся через реализациею программы.
В деятельность каждого сезона летнего лагеря вовлечено не менее 25 детей (детей страхователей, детей из неблагополучных семей, детей группы риска).
11.2 Показатели результативности программы:
Количественное:
число оздоровленных учащихся,
медицинские показатели физического здоровья воспитанников
позитивное изменение уровня тревожности, самооценки, активности
Качественное:
позитивные изменения в личностных качествах воспитанников
усиление направленности на самореализацию, здоровый образ жизни,
позитивные изменения в творческом подходе к обучению и занятиям
исследовательской деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего р...
Как мы стали исследователями
Рассказ о том, как детское объединение сменило профиль работы...
Программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" для 10-11 классов
Представленная программа дополнительного образования "Школьник-исследователь" рассчитана на учащихся 10-11 классов. Программа была опробирована в течение 2 лет 2010-2011гг. За время реализации програм...
Программа химического кружка «Исследователи»
Программа химического кружка «Исследователи» направлена на углубление знаний учащихся в области химии, формирование интереса к предмету, развитие любознательности, раскрывает перед учащимися интересны...
Программа кружка "Юный исследователь "
Программа кружка эколого-географического направления ....
Как стать исследователем
"Знания-дети удивления и любопытства",-писал великий французкий физик Луи де Бройль.Эмоции и удивление,как отмечал Аристотель,являются началом творческого отношения человека к окружающему миру и к жиз...
Конкурс молодых исследователей "Ступень в науку"
Конкурсы нужны для выявления и развития творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности....