О.А.Булатов. «Лаборатория Исследователей - лингвистов: Межкультурная коммуникация» Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
методическая разработка (8 класс) на тему
Программа - "почасовка" факультатива-семинара лингвострановедческой направленности для "продвинутых" учеников 8 и 9 классов. Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего развития учащихся, повысить их мотивацию в изучении английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Electiv.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Булатов Олег Александрович. ГОУ Гимназия № 56, Санкт-Петербург. Учитель английского языка
О.А.Булатов
«Лаборатория Исследователей - лингвистов:
Межкультурная коммуникация»
Программа лингвострановедческого факультатива-семинара
Обучение иностранному языку призвано реализовывать основную стратегию образования – формирование всесторонне развитой личности, осуществлять идею европеизации образования через диалог культур и цивилизаций современного мира. Помимо языка как грамматической системы, существует язык культуры — это универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции. Усвоить данный аспект языка представляется крайне важным для его глубинного понимания.
Программа призвана сформировать основу для дальнейшего всестороннего развития учащихся, повысить их мотивацию в изучении английского языка, и определяет следующие цель и задачи курса.
Цель - развитие у учащихся лингвистических способностей, ознакомление их с английским языком как средством современного устного общения и с культурой США и Великобритании.
Задачи:
- освоение учащимися необходимых сведений о разговорном изучаемом языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей им осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне;
- формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа;
- воспитание у учащихся чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному культурному и языковому сообществу;
- развитие ассоциативных и творческих способностей, умения мыслить категориями другой культурной и ценностной системы
- формирование творческого коллектива для воспитания среди учащихся дружеских взаимоотношений, приобретения ими социального опыта.
Реализация поставленных задач осуществляется в образовательном процессе через форму кружка. Круг учащихся организуется на основе добровольности, общих творческих интересов с целью удовлетворения их потребности в изучении английского языка, культуры, традиций изучаемого языка.
Кружок планирует и организует содержательный досуг учеников: совместные просмотры/прослушивания и последующие переводы и обсуждения медиафрагментов, наиболее ярко иллюстрирующих ту или иную концептуальную сторону жизни западного сообщества, его психологии, социальных взаимоотношений.
Образовательная программа реализуется в течение 2 лет:
1 год обучения – учащиеся 12-14 лет,
2 год обучения – 14-15 лет,
Набор учащихся в учебные группы осуществляется без ограничений с учетом норм наполняемости учебной группы. Дополнительный набор на 2-ой год осуществляется по результатам собеседования.
Учебные занятия проводятся 2 раза в неделю по схеме: 75 мин. (учебные занятия плюс 10 мин. перемена).
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
Учащиеся должны
При окончании 1 года обучения:
- владеть речевым этикетом, необходимым в различных ситуациях;
- активно использовать в речи новые слова по основным темам программы;
- владеть техникой аудирования, правильно интерпретировать и произносить звуки английских слов;
- воспроизводить знакомые стихи, песни, рифмовки и т.д.
- знать географическое положение страны изучаемого языка, уметь ориентироваться по ее карте; знать ее крупнейшие города и реки; символы и флаги; праздники и традиции;
- иметь представление об общественном строе США и Великобритании; их культурной и общественной жизни, национальном спорте, музыке, традициях, образовании; ключевых фигурах в каждой из областей.
При окончании 2 года обучения:
- владеть техникой чтения и аудирования на продвинутом уровне;
- знать временные формы, грамматические конструкции, в том числе современные сленговые, уметь распознавать их и уместно использовать в своей речи;
- иметь адекватное представление об общественной жизни США и Британии: современных актуальных проблемах и методиках их решения, журналах и газетах, телевидении и радио, семье и образовании; быть знакомым с творчеством нескольких современных писателей и поэтов.
Программа предусматривает 2 основных пути в определении усвоения программного материала:
- активное участие в жизни кружка, подготовка собственных докладов, авторских переводов и т.д.
- систематический контроль усвоения знаний учащимися.
В ходе текущего контроля проверяется, каков объем усвоенного лексического материала. Наблюдение осуществляется в специально созданных игровых ситуациях, в драматизациях.
Итоговый контроль предполагает определение результатов усвоение программы за полугодие, год. Одним из способов результативности является тестирование.
Итоговое тестирование включает задания по всем разделам языкознания:
- фонетика
- лексика
- транскрипция
- грамматика
- аудирование
- социально-культурный аспект.
На 1 году обучения итоговое занятие проводится как специально организованное мероприятие, где учащиеся демонстрируют знания по темам путем чтения стихов, исполнения песен, сценок. На 2 году обучения проводится экзамен по схеме: устный ответ + письменное тестирование или устный ответ + защита реферата или творческой работы (Научно-практическая конференция).
Учебно-тематический план
Занятий по годам обучения
№ п/п | Темы программы | Количество часов по годам обучения | |
1 | 2 | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 |
2 | Страноведение/география | 10 | 6 |
3 | История Великобритании | 10 | 4 |
4 | История США | 8 | 12 |
5 | Экономическая система США и Великобритании | 4 | 6 |
6 | Религиозные ценности США и Великобритании | 8 | 4 |
7 | Политическая система США | 6 | 2 |
8 | Социальные нормы поведения, речевой этикет | 8 | 4 |
9 | Особенности психологии американцев. Политкорректность | 2 | 8 |
10 | Особенности психологии англичан | 2 | 8 |
11 | Литература Великобритании | 8 | 8 |
12 | Литература США | - | 8 |
13 | Грамматика | 6 | 4 |
14 | Лексика и жаргонизмы | 4 | 6 |
15 | Аудирование/работа с медиа | 16 | 16 |
Итоговые занятия | 4 | 4 | |
Проект «каникулы» | 10 | 10 | |
Итого: | 108 | 108 |
Содержание программы.
Тема 1. Вводное занятие.
Правила поведения в группе. Организация учебного процесса. Техника безопасности. Содержание программы. Основные темы и их содержание. Формы организации занятий. Способы проверки. Краткое знакомство со страной изучаемого языка. Введение в страноведение.
Тема 2. Страноведение, география
Интеграция знаний учащихся о природе и обществе стран изучаемого языка. Идея о неразрывности изучения языка и культуры, его породившей. Понятие символа в культуре. Географическое положение США и Соединенного Королевства, особенности их климата. Базовые данные о физической и экономической географии этих стран. Моря, океаны и пролив, омывающие США и Великобританию. Части Великобритании: Англия, Уэльс, Шотландия, Сев. Ирландия. Их столицы: Лондон, Кардифф, Эдинбург, Белфаст. Названия крупнейших городов Великобритании и их достопримечательности. Просмотр видеофильмов «Добро пожаловать в Великобританию», «Лондон». Крупнейшие реки Великобритании. Общественный строй Великобритании, флаг и гимн. Осуществление процесса правления страной и выборы представителей в парламент. Праздники и традиции. Составление календаря праздников, празднование их в соответствии с традициями. Народы разных национальностей, населяющие разные части Великобритании, и их характерные костюмы. Национальные и светские игры народов, населяющих Великобританию.
Тема 3. История Великобритании
Доисторическая Британия, Стоунхендж и другие памятники тех времен. Римский период. Взаимодействие с римлянами и влияние латыни на английский язык. Стена Адриана. Начало завоевания Британии англосаксами. Образование англосаксонских королевств. Христианизация англосаксов - крещение короля Кента Этельберта I. Взаимодействие со скоттами, пиктами и ирландцами. Артур, рыцари Круглого стола, Артуровский Цикл. Просмотр фильма «Король Артур», прослушивание и разбор баллад. Битва при Гастингсе. Норманнское завоевание. Начало крестовых походов, Ричард I Львиное Сердце. Хартия Вольностей, борьба короля с феодалами. Борьба Англии и Франции, Жанна Д’Арк. Просмотр отрывков из фильма «Жанна Д’Арк»
Тема 4. История США
Древнейшая история континента. Викинги: Бьярни Херьюльфссон, Лейф Счастливый, Торфин Карлсефни. Эпоха ВГО. Конкистадоры и влияние испанского на современный английский. Колумб. Европейская колонизация. Отцы-пилигримы и первые колонии в Северной Америке.
**************************************************************
Литература.
Список для педагога:
- Вакс Э. П. Игры на уроках английского языка. – М.: Игра, 1998.
- Верхогляд В. А. Английские стихи для детей. – М.: Айрис пресс, 2001.
- Верещагина И. Н., Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку. – М.: Просвещение, 1998.
- Грамматика английского языка (в таблицах). – М.: Издат –школа, 1997.
- Двуязычный человек. – М.: Центр инноваций в педагогике, 2006.
- Ощепкова В. В., Шустилова И. И. О Британии вкратце. – М.: Лист-нью, 1998.
- Тарасюк Н. А. Иностранный язык для школьников. Уроки общения и этикета. М.: Флинта, 2009.
- Щеглов И. А. Пособие по английскому языку. М.: Сфера, 1999.
- Enjoy English. М.: Титул, 1997
- In Britian. М.: Титул, 1999.
- Различные интернет-источники и словари, записи современных английских и американских групп
Список для учащихся:
- Баранский Н. Н., Страноведение и география физическая и экономическая, М., 1986
- Журина Т. Ю. English. Занимательные задания. – М.: Лист-нью, 2001.
- Кулиш В. Г. Веселый английский. – Киев: Сталкер, 1998
- Моисеев М. Д. Справочник школьника по английскому языку. – М.: Аквариум, 1997.
- Журналы серии “Posnayko”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая конференция «Музей как лаборатория исследователя»
Цели и задачи конференции – формирование у учащихся опыта физического творчества, расширение кругозора, развитие способностей к творческому сотрудничеству, развитие интереса в изучении физики....
Лаборатория юного исследователя как неурочная форма проведения учебных занятий
В статье приводятся примеры проведения учебных занятий как неурочной формы....
Повышение качества образования за счет формирования исследовательских компетенций в рамках программы «Лаборатория исследователей»
В последнее время все острее встает вопрос о качестве образования, о формировании устойчивого познавательного интереса школьников к получению знаний.Модернизация образования предполагает не толь...
конспект занятия "Онлайн-лаборатория юного исследователя «Исследуем окружающий мир»
конспект занятия "Онлайн-лаборатория юного исследователя «Исследуем окружающий мир»...
Формирование исследовательских компетенций на занятиях лаборатории исследователей
Эффективным средством, позволяющим развитие исследовательской компетентности учащихся гимназии, является работа курса для учащихся 9 классов «Лаборатория исследователя». ...
Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"
Программа внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"...
Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя"
Экспертное заключение на программу внеурочной деятельности "Лаборатория юного историка-исследователя", подготовленной кафедрой специальных исторических дисциплин и методики преподавания исто...