Как мы стали исследователями
статья по краеведению по теме
Рассказ о том, как детское объединение сменило профиль работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Kak_my_stali_issledovatelyami.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как мы стали исследователями
Наумова Елена Анатольевна,
учитель МОУ СОШ № 2 с.Некрасовка
Детское объединение «Издательский центр «Звонок» работает при МОУ СОШ № 2 с.Некрасовка в течение 10 лет. Цель работы - воспитание личности через общение детей с людьми, которые создавали Некрасовку, формирование творческого потенциала школьников, их родителей и педагогов, использование для этого современных издательских технологий, формирование информационной культуры учащихся, воспитание уважения к окружающим людям, любви к малой родине.
В течение многих лет воспитанники детского объединения занимались изучением истории Некрасовки, для написания сборников брали интервью у школьников и их родителей, жителей села, педагогов, собирали материал о русской игрушке, о ветеранах Великой Отечественной войны, о тружениках тыла, об учителях и учениках сельской школы, участвовали в работе выставки, создавали видеофильмы о значительных мероприятиях музея. Таким образом собрали богатейший материал, который использовали в исследовательских работах.
Я старалась побудить молодых людей заняться самостоятельной исследовательской работой: расспрашивая родных и знакомых, работая с документами, фотографиями из семейного архива или краеведческого музея, с учебной или научной литературой, ребята выполняют исследования на темы: «Из истории становления Православия в Некрасовке», «Из истории переселения крестьян из Украины в Ново-Алексеевку», «Из истории сельской школы» и другие. Школьники учатся не только писать, но и защищать собственные работы на различных уровнях: сельском, районном, краевом, всероссийском.
Летчик-космонавт Н. Н. Рукавишников в 1975 году на Всероссийском слете актива научных обществ, который состоялся в Москве, сказал: «Я считаю, занятия в научном обществе — это лучший способ использования свободного от учебы времени, поскольку ничто другое не дает такой радости и удовлетворения, как, например, домашнее конструирование или работа на станции юных техников. Занятия в научном обществе развивают в человеке много полезных качеств и нужных навыков и, прежде всего, умение работать с книгой. Из школьных учебников почти все легко воспринимается, так как они адаптированы специально для учащихся, а технические книги такой адаптации не имеют, и когда человек без подготовки переключается на техническую или другую специальную литературу, он теряется и не знает, как ему «плыть» и где же берега в этом книжном море. Научное ученическое общество, безусловно, поможет ему ориентироваться в этом. Второе и главное — участие в научных обществах развивает способность и умение самостоятельно думать, мыслить не формально. Это умение — основа того, чтобы потом служить развитию большой науки, научиться управлять любыми техническими устройства ми, любой машиной».
В работе Фоминой Людмилы Филипповны сказано, что «под исследовательской деятельностью учащихся сегодня понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, выводы. Как показывает опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся в образовательных учреждениях различного типа и вида, учебно-исследовательская деятельность способствует:
- развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях;
- развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе освоения основных и дополнительных образовательных программ;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления;
- освоению творческого подхода к любому виду деятельности;
- формированию установки на престижность занятий научной деятельностью, фундаментальными науками;
- становлению сферы содержательного предметного общения внутри детского коллектива, между учащимися, педагогами, учеными и специалистами;
- обучению информационным технологиям и работе со средствами коммуникации;
- формированию развивающей образовательной среды для ребенка;
- профессиональное самоопределение детей;
- получению предпрофессиональной подготовки;
- содержательной организации свободного времени детей;
- формированию научно-педагогического сообщества детей, педагогов, ученых и специалистов, реализующих различные программы учебно-исследовательской деятельности.
В настоящее время исследовательская деятельность учащихся нашей школы представлена детскими объединениями учащихся по интересам, проведением конференций, олимпиад, летней (каникулярной) профильной сменой.
Исследовательская деятельность учащихся становится средством интеграции образовательных программ общего среднего и дополнительного образования. Это позволяет объединять преимущества, свойственные образовательным программам этих двух типов: ориентированность общего среднего образования на выполнение государственно го и социального заказа общества на воспроизводство профессионально-кадрового потенциала и направленность дополнительного образования на свободный выбор ребенком и его семьей видов и форм деятельности, формирование его собственных представлений о мире, развитии познавательной мотивации, способностей и склонностей.
Данный путь интеграции позволяет создать особую развивающую образовательную среду, комфортную как для ребенка, так и для педагога, основанную на взаимодействии детей и педагогов в процессе предметной деятельности, реальном авторитете наставника и друга, уважительном отношении друг к другу субъектов этой деятельности.
Впервые наши ребята приняли участие во Всероссийском конкурс юношеских исследовательских работ им. В. И Вернадского. Этот конкурс задает своей целью «духовно-нравственное, экологическое воспитание, интеллектуальное и творческое развитие школьников России посредством исследований ее территории, неповторимой природы, богатейшего культурно-исторического наследия, традиций и обычаев населяющих страну народов, жизни и деятельности людей, способствовавших развитию духовной и материальной культуры России. Конкурс направлен на приобщение юношества к традициям российской научной школы, явившей миру великие открытия и достойные образцы гражданственности. В. И. Вернадский занимает особое место в русской и мировой культуре, как создатель научно-философского обобщения — учения о ноосфере — сфере человеческого разума и ее великой созидательной силе. В этом учении логично объединились природа и люди, населяющие Землю, их взаимосвязи.
Ученики Солопов Алексей и Мишин Дима подготовили и отправили работы на Всероссийский конкурс им. В.И.Вернадского, успешно прошли первый и были приглашены на второй очный тур. На их работы из Москвы присланы рецензии, в которых в частности сказано: «Вы – патриоты своего села и, что особенно приятно, школы. Вы – смелые, по-хорошему амбициозные и думающие люди». В рецензии на работу Мишина Димы отмечено: «Очень интересная работа. Общеизвестно, какую роль сыграли украинские переселенцы в освоении российского Дальнего Востока, особенно в период столыпинских реформ. До сих пор у большинства старожильческого населения Приморья и Хабаровского края фамилии в основном украинского происхождения. Поэтому рассматриваемая исследовательская работа представляет особый интерес для истории как русского населения края, так и для истории переселенческого движения на окраине. Чрезвычайно интересны содержащиеся в работе мемуарные материалы. Вообще, многие из историков считают, что мемораты в настоящее время являются источниками ничуть не менее важными, чем архивные материалы. Работа может быть рекомендована для представления на Конкурс. С уважением, кандидат исторических наук, рецензент Черенков Лев Николаевич».
Дома ребята готовили стенды, с помощью которых защищали свои работы на очном туре. Стендовая сессия — повод поволноваться: вокруг множество слушателей, эксперты задают самый неожиданный вопрос, нужно не растеряться.
Мишин Дмитрий Сергеевич, ученик 8 класса, защищал работу «Из истории переселения крестьян из Украины в Ново-Алексеевку». Он так обосновал актуальность работы: «Мой прадед, Гурий Федосеевич Манжула, был одним из переселенцев из Украины на Дальний Восток. Изучив его биографию, мы смогли ответить на вопросы: как и почему переселенцы из Украины отправились на Дальний Восток. Мы поставили перед собой цель: изучение причин переезда украинцев на Дальний Восток и их обоснование на новом месте жительства. Задачи: изучение первоисточников о переселенцах, документов в музее «История села Некрасовка», автобиографии и воспоминаний Манжула Г.Ф., анализ собранного материала, обобщение и систематизация материала по истории становления села. Гипотеза: если мы не узнаем свои корни, останемся «иванами, не помнящими родства». Мы использовали методы исследования:
1. интервьюирование,
2. работа с воспоминаниями,
3. метод краеведческого поиска,
4. изучение материала через исследование архивных материалов и фотографий, исторических источников и их анализ,
5. обобщение, сопоставление и систематизация собранного материала.
Объект исследования - судьба Гурия Манжулы. Предмет исследования - история приезда и обоснования на новом месте переселенцев из Украины. Хронологические рамки исследования - 13 лет. Они обусловлены временем рождения, затем переезда семьи и мальчика Гурия на Дальний Восток и его первые годы жизни в новой деревне Ново-Алексеевке: 1897-1910.
На основании данных из музея «История села Некрасовка» и статистических данных мы составили диаграмму, которая показала, что переселенцы прибыли в Ново-Алексеевку в основном из Украины. В работе мы использовали фотографии и рисунки из музея имени Н.Гродекова, сельского музея. Руководитель музея Любовь Гурьевна Тюхтина предоставила нам план старой Некрасовки, сделанный школьниками 1980-х годов по воспоминаниям тогда еще живых переселенцев. На этом плане мы нашли дом, где жил мой прадед Федосей Манжула.
Наиболее существенные результаты, полученные в ходе исследования проблемы.
1. Проведен исторический анализ собранных материалов.
2. Выяснено, что значительную роль в освоении Дальнего Востока сыграло русское крестьянство, составлявшее основную массу переселенцев, жаждавших получить избавление от крепостного гнёта землю, свободную от помещика. Именно крестьяне – земледельцы сделали Приамурье российской землёй. Эта территория так и не узнала крепостного ига. В ходе исследовательской работы мы постарались найти детали быта переселенцев, соотнести место поселения с современным селом. Изучив материал по данной теме, мы поняли, что, пройдя пешком, проплыв на связанных бревнах, проехав в товарных вагонах через всю Россию, переселенцы пришли в нетронутую таежную глухомань, где в первый день даже присесть было не на что. Лучшую долю искали крестьяне здесь. Но переселенцы стремились осуществить свою мечту – стать вольными людьми на вольной земле. Многое зависело от самого человека, от его трудолюбия. Свободная земля давала возможность людям и жить свободно, вольно, много работая. Люди жили с верой в душе. Переселенцы лес корчевали, дома строили, жили и работали ради своих детей, о будущем которых заботились. Создав в глухой дальневосточной тайге деревню, обустроив свой быт, они таким образом совершили великий подвиг, в том числе и семья Манжулы Гурия Федосеевича.
Над исследованием мы работали вместе со школьным учителем русского языка и литературы Е.А.Наумовой и с руководителем музея «История села Некрасовка» Л.Г.Тюхтиной, которые оказали неоценимую помощь, в том числе в работе с архивными документами. Любовь Гурьевна – моя родная бабушка, дочь переселенца Гурия Манжулы, именно она создала в Некрасовке музей об истории села».
Эксперты задавали вопросы, на которые Дима старался ответить и на которые еще предстоит найти ответ: почему крестьяне из Украины поехали в неизведанные края? Что мы знаем о Столыпинской реформе? На какие средства ехали крестьяне в такую даль? На чем они добирались до далекой таежной деревни? Как долго они добирались до Дальнего Востока? Переселенцы были из одного места, из одной деревни? Все ли члены больших семей собирались ехать или кто-то оставался на родине? Как была организована общественная жизнь в селе в 1907-1910 гг.? Кто был главным в деревенском обществе? Его назначали или выбирали? Кто был старостой? Все ли семьи переселенцев живут сейчас в Некрасовке? Сколько информаторов у нас было? С кем из потомков переселенцев мы встречались? Сколько семей переселенцев было нами опрошено? Искали ли мы родственников переселенцев? Все ли потомки переселенцев живут сейчас в Некрасовке и если нет, то где они живут? Почему в названии стенда указана Ново-Алексеевка, а мы говорим о Некрасовке? Почему занялись изучением передвижения переселенцев на Дальний Восток? Кому еще интересно данное исследование? Поэтому мы считаем, что работу над исследованием нужно продолжать».
Девятиклассники Солопов Алексей, Шершов Дмитрий с работой «Из истории развития народного образования в селе Некрасовка» и Родин Павел, Григорьев Сергей - «Из истории становления православия в селе Некрасовка» приняли участие в работе краевой летней школы «Эрудит», выполнили научно-исследовательские задания очно-заочного конкурса «Школьный вектор развития Хабаровского края – 2011» и по приказу Министерства образования Хабаровского края № 04.1-17-004 от 18.02.2011 направлены в КДЦ «Созвездие» на смену 04-13.03.2011 «Детский университет» на краевую научно-практическую конференцию, где 11.03.2011 они самостоятельно защищали свои работы.
Итоги: Солопов Алексей, Шершов Дмитрий заняли почетное 1 место в крае, Григорьев Сергей, Родин Павел – 2 место.
Во время краевого конкурса исследовательских работ «Возвращенные имена» работа Родина Павла и Григорьева Сергея «Из истории становления православия в селе Некрасовка» стала победительницей, ребята заняли 1 место в крае. Их работа по приказу Министерства образования Хабаровского края как лучшая работа отправлена на Всероссийский конкурс. Родин Павел, Григорьев Сергей за работу от имени Министерства образования и науки Хабаровского края награждены бесплатными путевками на летнюю смену в КДЦ «Созвездие». Солопов Алексей, Шершов Дмитрий, Мишин Дмитрий, Доценко Алина – награждены грамотами Министерства образования ХК за хорошо выполненные работы. Руководителю – благодарственное письмо «Мемориала».
Таким образом, участие во Всероссийском конкурсе показало, что занятия исследовательской работой занимают у ребят много свободного времени, но чтобы понять необходимость подобных занятий – нужно время. Главный результат - интерес школьников к истории своего края, воспитание исторического сознания, выработка собственной гражданской позиции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое родительское собрание: «Вот и стали мы на год взрослее» в 5 классе.
Цели: • подвести итоги работы учебного коллектива за год; • создавать благоприятный климат для общения родителей с детьми и учителями. • Воспит...
Физкультминутка (разминка) «Стали мы учениками»
Физкультминутка (разминка) «Стали мы учениками»...
Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках.
Тест на тему: классификация сталей. Термическая обработка сталей. Чертежи деталей, изготовленных на токарных и фрезерных станках....
Стали. Виды и свойства стали
Презентация "Стали. Виды и свойства стали" предназначена для проведения урока в 7 классе....
План конспект урока: Классификация сталей. Термическая обработка сталей.
План-конспект урока по технологии (Технический труд) на тему: Классификация сталей. Термическая обработка сталей....
Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали".
Методическая разработка "Стали. Виды и свойства стали" предназначена в помощь учителям при ведении уроков в 7 классах....
Конспект урока по технологии в 7 классе (мальчики) по теме: "Сталь. Виды стали".
Конспект урока технологии (мальчики) в 7 классе по теме: «Сталь, её виды и свойства».Цель: познакомить с понятием сталь, ее свойствами, развивать речь, воспитывать трудолюбие.Задачи урока:...